Обобщая на примере иконы Рождества
И в конце, может быть, чтобы соединить эти все моменты, о которых я сказала, я покажу только одну икону – икону Рождества, где все эти моменты сходятся. Что мы здесь видим в центре? Мы видим в центре Богородицу, лежащую на красном ложе – опять же красном, потому что здесь радость Рождества и одновременно благая весть о том, что Христос рождается для крестной жертвы. Здесь мы видим одновременно собранные разновременные и разнопространственные планы – здесь и волхвы скачут, указывая на звезду, и ангелы благовествуют пастухам, и женщина омывает Младенца, и пастух, разговаривающий с Иосифом, – все это на периферии. А в центре, как в центре мира, вокруг которого, как Солнца, восходящего солнца правды, вокруг вращаются планеты, лежит Младенец в белых младенческих пеленах, положенный в ясли, в пещеру. Но если мы приглядимся, то увидим (это особенно подчеркивается в русских иконах): Младенец в яслях лежит, как будто в гробу. Дело в том, что этот свиток иконы раскручивается не только в пространстве, но и во времени. Здесь показано начало земной жизни Христа – вот он только родился, и Божья Матерь положила его в ясли. Но она от него отвернулась, потому что она видит, как дальше разворачиваются события, потому что младенческие пелены Христа прообразуют погребальные его пелены уже в конце земного пути, когда, снявши с креста, его положат в такую же пещеру, как пещера Рождества, положат в пещеру Гроба Господня. Но икона не была бы иконой, если бы здесь не было вести о воскресении. Наклонившиеся над этой пещерой ангелы символизируют уже того ангела, который будет сидеть у гроба, когда гроб будет пуст, и указывать женам-мироносицам, что Христа нет во гробе, а он воскрес. Вот каждая икона – это действительно такая благая весть, разворачивающаяся через эти символы, знаки, цветовые сочетания, через то, что называется каноном. Если мы сравним разные иконы Рождества, они будут написаны чуть-чуть по-разному, каждый иконописец вносил что-то свое. Но вот этот стержень, то, что мы называем каноном, это богословское содержание – оно всегда будет одним и тем же. В этом смысле икона, конечно, с одной стороны, консервативное очень, раз и навсегда сформированное искусство, оно развивается в определенном таком русле. А с другой стороны, оно очень интересно развивается художественно, потому что внутри этого канона иконописцы развивали очень разные интерпретации. И в этом смысле даже если вы положите рядом десять икон Рождества, вы увидите эту благую весть, поданную абсолютно с разных сторон. Вот как кристалл – с каждой стороны он сияет своим светом. Вот этим интересны иконы. С одной стороны, она, раз сформировавшись, дает такой действительно консервативный вариант искусства, а с другой стороны, она невероятно интересна, потому что как текст она читается по своим нюансам, деталям, которые не сразу, может быть, видны, когда человек не знает этого языка. Ну, я надеюсь, что из того, что я рассказала, какие-то ключевые моменты этого языка будут теперь вам понятны.
[i] Первое издание – C.S. Lewis. Till We Have Faces: A Myth Retold.1956. – Прим. ред. Материалы · Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. СПб., 2001. · Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. · Бычков С.С. Феномен иконы. М., 2009. · Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Пг. 1915, переиздание: М., 1991 · Языкова И. К. Со-творение образа. Богословие иконы. М., 2012. Галерея (45)
Успенский собор Московского Кремля. Интерьер
Собор Святой Софии (Константинополь). Интерьер
Остромирово Евангелие
Иконописец о. Зинон за работой
Художник за работой Евангелист Матфей
Белое на белом (Белый квадрат). 1918
Звенигородский Спас. 1410-е
Мать и дитя
Начало книги Бытия. Септуагинта. Ватиканский кодекс 1209 (лат. Codex Vaticanus)
Бог-Архитектор. Ок. 1220-1230
Преп. Андрей Рублев
Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937) Сергей Иосифович Фудель (1901 – 1977)
Рай. Часть триптиха «Сад земных наслаждений». 1500—1510
Преп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753 или 780)
Портрет молодого человека. Первая половина II в.
Седьмой Вселенский Собор. Икона XVII века Портрет мужчины средних лет. Середина II в.
Портрет юноши в золотом венке. Первая половина II в.
Христос и св. Мина. VI в.
Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII в.
Туринская плащаница (лик) Туринская плащаница (все полотно)
Пантократор из Хиландара. XIII в.
Плат святой Вероники. Ок. 1420 или после 1425
Туринская плащаница (лик)
Пантократор из Хиландара. XIII в. Ангел Златые власы. Вторая половина XII в.
Клайв Стейплз Льюис (англ. Clive Staples Lewis; 1898 — 1963)
Ангел Златые власы. Вторая половина XII в.
Св. Георгий Победоносец. Икона 2-й пол. XI в.
Ярославская Оранта. XII—XIII вв. Ника Самофракийская. II в. до н. э.
Три святителя
Портрет А.С. Пушкина. 1827
Две мужские фигуры (В белом и красном). Начало 1930-х
Святые Борис и Глеб Распятие. 1596
Распятие. 1500
Богоматерь из деисусного чина. Деталь. Последняя четверть XIV в.
Преображение. Ок. 1403
Рождество Христово. XV в. Псков
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |