Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обобщая на примере иконы Рождества



2019-11-13 214 Обсуждений (0)
Обобщая на примере иконы Рождества 0.00 из 5.00 0 оценок




И в конце, может быть, чтобы соединить эти все моменты, о которых я сказала, я покажу только одну икону – икону Рождества, где все эти моменты сходятся. Что мы здесь видим в центре? Мы видим в центре Богородицу, лежащую на красном ложе – опять же красном, потому что здесь радость Рождества и одновременно благая весть о том, что Христос рождается для крестной жертвы. Здесь мы видим одновременно собранные разновременные и разнопространственные планы – здесь и волхвы скачут, указывая на звезду, и ангелы благовествуют пастухам, и женщина омывает Младенца, и пастух, разговаривающий с Иосифом, – все это на периферии. А в центре, как в центре мира, вокруг которого, как Солнца, восходящего солнца правды, вокруг вращаются планеты, лежит Младенец в белых младенческих пеленах, положенный в ясли, в пещеру.

Но если мы приглядимся, то увидим (это особенно подчеркивается в русских иконах): Младенец в яслях лежит, как будто в гробу. Дело в том, что этот свиток иконы раскручивается не только в пространстве, но и во времени. Здесь показано начало земной жизни Христа – вот он только родился, и Божья Матерь положила его в ясли. Но она от него отвернулась, потому что она видит, как дальше разворачиваются события, потому что младенческие пелены Христа прообразуют погребальные его пелены уже в конце земного пути, когда, снявши с креста, его положат в такую же пещеру, как пещера Рождества, положат в пещеру Гроба Господня.

Но икона не была бы иконой, если бы здесь не было вести о воскресении. Наклонившиеся над этой пещерой ангелы символизируют уже того ангела, который будет сидеть у гроба, когда гроб будет пуст, и указывать женам-мироносицам, что Христа нет во гробе, а он воскрес. Вот каждая икона – это действительно такая благая весть, разворачивающаяся через эти символы, знаки, цветовые сочетания, через то, что называется каноном.

Если мы сравним разные иконы Рождества, они будут написаны чуть-чуть по-разному, каждый иконописец вносил что-то свое. Но вот этот стержень, то, что мы называем каноном, это богословское содержание – оно всегда будет одним и тем же. В этом смысле икона, конечно, с одной стороны, консервативное очень, раз и навсегда сформированное искусство, оно развивается в определенном таком русле. А с другой стороны, оно очень интересно развивается художественно, потому что внутри этого канона иконописцы развивали очень разные интерпретации. И в этом смысле даже если вы положите рядом десять икон Рождества, вы увидите эту благую весть, поданную абсолютно с разных сторон. Вот как кристалл – с каждой стороны он сияет своим светом. Вот этим интересны иконы. С одной стороны, она, раз сформировавшись, дает такой действительно консервативный вариант искусства, а с другой стороны, она невероятно интересна, потому что как текст она читается по своим нюансам, деталям, которые не сразу, может быть, видны, когда человек не знает этого языка. Ну, я надеюсь, что из того, что я рассказала, какие-то ключевые моменты этого языка будут теперь вам понятны.

 

[i] Первое издание – C.S. Lewis. Till We Have Faces: A Myth Retold.1956. – Прим. ред.

Материалы

· Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. СПб., 2001.

· Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.

· Бычков С.С. Феномен иконы. М., 2009.

· Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Пг. 1915, переиздание: М., 1991

· Языкова И. К. Со-творение образа. Богословие иконы. М., 2012.

Галерея (45)

Успенский собор Московского Кремля. Интерьер

 

Собор Святой Софии (Константинополь). Интерьер

 

Остромирово Евангелие
Древнейшая русская рукописная книга, написанная в середине XI века. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

 

Иконописец о. Зинон за работой

 

Художник за работой

Евангелист Матфей
Евангелие Хитрово — рукописное Евангелие-Апракос конца XIV века

 

Белое на белом (Белый квадрат). 1918
Художник – Казимир Северинович Малевич (польск. Kazimierz Malewicz; 1879 — 1935)

 

Звенигородский Спас. 1410-е
Иконописец – Андрей Рублев (ок. 1360 — 1428). Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Мать и дитя

 

 

Начало книги Бытия. Септуагинта. Ватиканский кодекс 1209 (лат. Codex Vaticanus)
Середина IV века. Ватиканская апостольская библиотека, Vat.gr.1209

 

 

 

Бог-Архитектор. Ок. 1220-1230
Неизвестный художник. Миниатюра на пергаменте. Кодекс Виндобоненсис, Австрийская национальная библиотека

 

Преп. Андрей Рублев
Современная икона

 

Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937)

Сергей Иосифович Фудель (1901 – 1977)

 

Рай. Часть триптиха «Сад земных наслаждений». 1500—1510
Художник – Иерони́м Босх (нидерл. Jheronimus Bosch; ок. 1450—1516). Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид

 

Преп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753 или 780)
Икона начала XIV века. Афон, скит св. Анны

 

Портрет молодого человека. Первая половина II в.
Фаюмский портрет. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

 

Седьмой Вселенский Собор. Икона XVII века
Новодевичий монастырь, Москва

Портрет мужчины средних лет. Середина II в.
Фаюмский портрет. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

 

Портрет юноши в золотом венке. Первая половина II в.
Фаюмский портрет. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

 

Христос и св. Мина. VI в.

 

Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Туринская плащаница (лик)

Туринская плащаница (все полотно)

 

Пантократор из Хиландара. XIII в.

 

Плат святой Вероники. Ок. 1420 или после 1425
Художник – Мастер святой Вероники. Старая пинакотека, Мюнхен

 

Туринская плащаница (лик)

 

Пантократор из Хиландара. XIII в.

Ангел Златые власы. Вторая половина XII в.
Древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург

 

Клайв Стейплз Льюис (англ. Clive Staples Lewis; 1898 — 1963)

 

Ангел Златые власы. Вторая половина XII в.
Древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург

 

Св. Георгий Победоносец. Икона 2-й пол. XI в.
Успенский собор Московского Кремля

 

Ярославская Оранта. XII—XIII вв.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ника Самофракийская. II в. до н. э.
Лувр, Париж

 

Три святителя
Слева направо: Василий Великий (ок. 330—379), Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) , Григорий Богослов (329 — 389)

 

Портрет А.С. Пушкина. 1827
Художник – Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836)

 

Две мужские фигуры (В белом и красном). Начало 1930-х
Художник – Казимир Северинович Малевич (польск. Kazimierz Malewicz; 1879 — 1935) Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Святые Борис и Глеб
Икона XIV в.

Распятие. 1596
Художник – Эль Греко (исп. El Greco буквально «Грек», настоящее имя Доме́никос Теотоко́пулос, греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος; 1541—1614). Музей Прадо, Мадрид

 

Распятие. 1500
Иконописец – Дионисий (ок. 1440—1502)

 

Богоматерь из деисусного чина. Деталь. Последняя четверть XIV в.
Благовещенский собор Московского Кремля

 

Преображение. Ок. 1403
Иконописец – Феофан Грек (ок. 1340 — ок. 1410). Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Рождество Христово. XV в. Псков

 



2019-11-13 214 Обсуждений (0)
Обобщая на примере иконы Рождества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обобщая на примере иконы Рождества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)