Исторические корни возникновения судебно-психологической экспертизы
Лекция 8. Особенности судебно-психологической экспертизы (Часть 1) План: 1. Исторические корни возникновения судебно-психологической экспертизы 2. Предмет, цели, задачи судебно-психологической экспертизы 3. Виды судебно-психологической экспертизы 4. Основания назначения судебно-психологической экспертизы 5. Методы проведения судебно-психологической экспертизы 6. Правовая база судебно-психологической экспертизы Литература: 1. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 255 с. 2. Семаго М.М. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: метод. Пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Н .А. Ратинова. О. Д. Ситковская; под общей ред. М. М. Семаго. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 128 с. – (Библиотека психологического образования) (Раздел 5, стр. 95) 3. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800 с. 4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общей редакцией А. А. Крылова, С. А. Маничева. – 2-е изд., доп. и прерраб. – СПб.: Питер, 2007. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
Исторические корни возникновения судебно-психологической экспертизы Судебно-психологическая экспертиза прошла сложный путь своего становления как самостоятельная научная дисциплина. Ее формирование тесно связано с развитием как юриспруденции, так и психологии. Чтобы глубже понять историю развития судебно-психологической экспертизы, обратимся к истории развития права и закона. С возникновения права, закона стала развиваться совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, формировались общечеловеческие представления о справедливости и правомерности. Основы теоретического осмысливания сущности права и правосознания были заложены выдающимися древнегреческими философами. Эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей. У самых истоков своего развития научное правоведение смыкалось с человековедением. В эпоху раннего средневековья идеи Платона, Аристотеля и других мыслителей подверглись критике. Государственная регламентация охватила всю гражданскую жизнедеятельность членов общества. Правом стала именоваться система государственно-нормативных ограничений человеческого поведения. В управлении обществом возобладал принцип: «Все, что не разрешено, — запрещено». Правовые нормы стали пониматься как нормы запретительные, а задачи правосудия стали трактоваться с обвинительным уклоном. В эпоху Просвещения прогрессивные мыслители и общественные деятели (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. В эту эпоху возрождается направленность правового мировоззрения на личность. Выдающийся юрист и мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) считал, что положительным человеческим законом является справедливость, законы данного общества объективно предопределяются характерами и свойствами людей этого общества, а законы одного народа могут оказаться не пригодными для другого народа. В 1764 году вышла небольшая брошюра итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738-1794) «О преступлениях и наказаниях» (которая затем выдержала свыше 60 изданий на многих языках мира, в том числе и на русском). Идеи Беккариа произвели переворот в практике уголовной юстиции. Он подверг убедительной критике запутанные и чрезмерно сложные уголовные законы, тайное уголовное судопроизводство и неоправданную жестокость наказаний (в некоторых странах еще сжигали ведьм и повсюду применялись жестокие пытки). Беккариа впервые провозгласил важнейшие принципы: эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от неотвратимости и быстроты исполнения; человек должен признаваться не виновным, пока суд не вынесет ему обвинительный приговор. Идеи Беккариа получили широкое распространение. Началась широкая волна реорганизации судопроизводства и тюремной политики на основе гуманистических позиций. В ряде стран стали вводить раздельное содержание заключенных по признакам пола и возраста, заключенным стали предоставляться некоторые условия для труда. В 1789 году после победы Великой французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В первой статье этого исторического документа было провозглашено: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Многие юристы начали осознавать необходимость психологических знаний в судопроизводстве и во всей системе правовой регуляции. В тот период психология еще не сформировалась как самостоятельная научная дисциплина, однако развитие психологических знаний и стремление широко использовать их на практике привели к первым попыткам поиска взаимосвязей между психологией и юриспруденцией. В начале XIX века широко внедряется в практику учение о физиогномике К. Лаватера, созданное в конце XVIII века. В своих работах он предпринял попытку определить психическое состояние и психологический тип человека по особенностям строения его лица. В тот же период австрийский врач и анатом Ф. Галль разрабатывает основы френологии и пытается доказать, что развитие отдельных участков коры головного мозга человека влияет на форму его черепа и что изучение строения черепа человека позволяет диагностировать способности его личности. Несмотря на явную научную несостоятельность, теория Галля широко использовалась на практике. Родоначальник биологического направления в криминологии итальянский психиатр Ч. Ломброзо (1835-1909) создал теорию типа прирожденного преступника, которая в настоящее время считается лженаучной. Однако именно Ломброзо впервые поставил вопрос о необходимости исследования личности преступника. Уже вскоре после судебной реформы 1861 года юристами России был поставлен вопрос о психологических исследованиях в уголовном суде, в 1864 году в Рязани публикуется первая монография по судебной психологии — «Очерки судебной психологии». Ее автор — психиатр А. А. Фрезе — считал, что предмет судебной психологии — «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни». В 1877 году юрист Л. Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов. «Чужая душа не всегда потемки. Научная психология дает свет... Людьми всегда судится целый человек, а не трактуется отдельное, вырванное из его жизни деяние», — писал Л. Е. Владимиров, имевший большой опыт работы в суде присяжных. Он подчеркивал, что целям уголовного правосудия удовлетворяет лишь медико-психологическое исследование, проводить которое должен специалист, подготовленный по медицине и психологии. Владимиров подчеркивал, что медико-психологическое исследование должно включать в себя изучение содержания психологической жизни — сферы чувств, умственной жизни, мотивов, внушаемости личности. В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология в России постепенно оформляется в самостоятельную науку. Виднейший ее представитель Д. А. Дриль, анализируя общие механизмы преступного поведения, приходит к выводу, что один из этих механизмов — ослабление у преступников способности «властно руководствоваться предвидением будущего». В 80-х годах XIX века начинается деятельность выдающегося русского юриста А. Ф. Кони, который уделял большое внимание связи уголовного права с психологией и написал ряд содержательных работ по судебной психологии. Так, в работе «Память и внимание» А. Ф. Кони писал: «Судебные деятели по предварительному исследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел на суде должны иметь твердую почву сознательного отношения к доказательствам, среди которых главнейшее, а в большинстве случаев и исключительное, место занимают показания свидетелей, для чего в круг преподавания на юридическом факультете должны быть введены психология и психопатология». В конце XIX в. в связи с формированием криминалистики и криминологии интенсивно формируется и судебная психология. Основоположник криминалистики Ганс Гросс в книге «Криминальная психология» впервые ввел термин «судебная психология», рассматривая ее как прикладную отрасль общей психологии. Гросс разделяет судебную психологию на две большие группы: 1) субъективную — под которой понимается психическая деятельность судьи; 2) объективную — психическая деятельность участников процесса, которые дают судье материал для окончательных выводов и суждений, т. е. для вынесения приговора. В эту же группу Гросс вводит и психологию свидетелей, и психологию обвиняемого. Итак, с середины XIX века на основе новой правовой идеологии начинает создаваться новая отрасль психолого-юридических знаний — судебная психология. В рамках судебной психологии стали исследоваться проблемы, связанные с психологией преступного поведения и психологией личности преступника. В конце XIX — начале XX века психология обособляется в самостоятельную отрасль научного знания. Этому способствовало активное внедрение экспериментальных исследований в психологию. Именно в этот период в западноевропейских странах появляются первые судебно-психологические экспертизы по уголовным делам. Их авторами были такие знаменитые психологи, как А. Бине, В. Штерн, К. Марбе, которые проводили психологические исследования по различным уголовным делам. Каждое экспертное исследование носило не только практический, но и научно-практический характер. Например, В. Штерн ввел проблему свидетельских показаний в план проблем эмпирической научной психологии. Однако на пути поисков не удалось избежать и ошибок. Так, В. Штерн считал, что функция следователя должна ограничиваться только собиранием доказательств, оценка же их должна быть передана психологу и основываться исключительно на данных лабораторных исследований и знании механизмов закономерностей психических функций (Штерн, 1902,1905). Достижения экспериментальной психологии начинают использоваться и в России. В 1907 году по инициативе В. М. Бехтерева и Д. А. Дриля был создан Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебная психология». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт. Итоги его работы были обобщены в труде В. М. Бехтерева «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности» [СПб, 1912], где рассматриваются проблемы психологической диагностики обвиняемых и свидетелей. В это же время к вопросам криминальной психологии обращаются и профессиональные психологи — Н. Я. Грот, А. В. Завадский, А. Ф. Лазурский. В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии перевоспитания правонарушителей. В судебной психологии наметился круг основных проблем: изучение психики обвиняемых, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др. В работах этого периода активно исследуется личность преступника, и судебная психология становится общепризнанной, авторитетной отраслью знаний. Работы того периода не потеряли актуальности и сегодня, они позволяют правильно квалифицировать преступление, учитывать его объективные и субъективные моменты. Однако были допущены и крупные методологические ошибки. Например, С. В. Познышев в работе «Криминальная психология. Преступные типы» подразделял преступников на два типа — экзогенных и эндогенных (внешне обусловленных и внутренне обусловленных), что подвергалось резкой критике со стороны психологов (Позднеев, 1929). Российскими исследователями активно используется широкий зарубежный опыт проведения судебно-психологических экспертиз. Уже в 1907 году в Казани выходит книга А. Н. Елистратова и А. В. Завадского «К вопросу о достоверности свидетельских показаний (опыты А. Вине и В. Штерна)», в которой анализируются экспертизы одного из родоначальников теории внедрения психологических экспертиз в судебно-следственную практику — психолога В. Штерна. Заслугой Штерна является то, что он впервые применил экспериментально-психологические исследования для анализа свидетельских показаний. Штерн провел множество судебно-психологических экспертиз свидетельских показаний не только взрослых подэкспертных, но также малолетних и несовершеннолетних. Первым значительным отечественным исследованием в области судебно-психологической экспертизы была монография А. Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза. Ее предмет, методика и пределы», вышедшая в свет в 1929 году в Харькове. В ней описаны опыты проведения судебно-психологических экспертиз в уголовном судопроизводстве, особое внимание уделяется судебно-психологической экспертизе показаний свидетелей и обвиняемых. В этот период в России открываются специальные лаборатории и кабинеты судебно-психологических экспертиз, разрабатываются новые методики экспертного исследования, направленные на анализ достоверности показаний участников уголовного процесса. А. Р. Лурия в 1928 году разрабатывает сопряженную моторную методику для диагностики аффективных следов. Эта методика является прообразом детектора лжи, широко применяемого в зарубежной юридической практике (Лурия, 1928). Однако в практике зарубежной и отечественной судебно-психологической экспертизы того периода стали наблюдаться негативные тенденции. Нередко эксперт-психолог, претендуя на установление достоверности показаний, брал на себя задачу определить, насколько правдивы или лживы показания подэкспертного. На основе свободного рассказа подэкспертного и его ответов на вопросы эксперты-психологи делали выводы о наличии или отсутствии так называемых симптомов лжи, объективно обусловленных тем или иным типом личности. Предполагали, что субъекты, характеризующиеся холодностью, угрюмостью, циничностью, готовы на заранее обдуманную ложь, искажение фактов. Поэтому ценность показаний таких лиц считалась сомнительной. Недостоверными считались и показания субъектов, страдающих комплексом неполноценности. Давая ответ на вопрос о достоверности показаний подэкспертного, эксперт-психолог переступал границы своих специальных знаний и процессуальных полномочий и тем самым вторгался в пределы компетенции следствия и суда. Резкая критика этих ошибок в начале 1930-х годов, а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических исследований. Многочисленные лаборатории и бюро судебно-психологических экспертиз прекращают свое существование, и многие видные юристы того времени объявляют судебную психологию лженаукой и подчеркивают недопустимость использования судебно-психологической экспертизы в следствии и судопроизводстве. Запрещение судебно-психологических экспертиз было обусловлено не только указанными выше причинами, но и политической обстановкой в стране, царящей в тот период. Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой для правоохранительных органов государственного аппарата. В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как орудия регламентации, контроля и наказания отклоняющегося поведения. Обобщая все вышеизложенное, можно выделить следующие основные причины неоправданного запрета судебно-психологической экспертизы: чрезмерное расширение границ ее применения; отсутствие методологических основ всестороннего психологического исследования личности; увлечение бытующим в тот период вульгарно-материалистическим или вульгарно-социологизаторским подходом к изучению психики человека; неблагоприятная идеологическая и политическая обстановка в стране, которая привела к отрицанию роли личностного фактора в судебно-следственном процессе и к нарастанию репрессивного произвола. До середины 1960-х годов судебно-психологическая экспертиза была предана забвению, однако многие судебно-психологические вопросы решались в рамках судебно-психиатрической экспертизы, которая активно развивалась в 1940-е годы в нашей стране В 1960-х годах судебно-психологическая экспертиза переживает свое второе рождение. Одним из первых среди тех юристов, кто признал необходимость использования судебно-психологической экспертизы в судебно-следственной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних, был Г. М. Миньковский. Вскоре судебно-психологическая экспертиза получает и официальное признание. Так, в постановлении пленума Верховного Суда СССР от 3 июля 1963 г. «О судебной практике по делам несовершеннолетних» указывалось на целесообразность проведения судебно-психологической экспертизы при выяснении способности несовершеннолетних полностью осознавать значение своих действий и определении, в какой мере они могли руководить ими. С этого постановления начинается активное использование психологических знаний в судебно-следственной практике. В 1977 году Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности издает первое методическое пособие по судебно-психологической экспертизе для служебного пользования. Автором пособия был М. М. Коченов. Впоследствии им был написано учебное пособие по судебно-психологической экспертизе для студентов-психологов и экспертов, где четко излагаются задачи и направления экспертных исследований, рассматриваются методологические аспекты судебно-психологической экспертизы (Коченов, 1980). В зарубежной практике судебно-психологическая экспертиза широко применяется не только в уголовных, но и в гражданских процессах. Кроме того, в некоторых странах общая психологическая характеристика личности подэкспертных (преступника, жертвы, свидетеля) является необходимым компонентом любого судебно-следственного дела. Согласно немецкому законодательству, например, при рассмотрении каждого случая противоправных действий несовершеннолетних должно быть установлено, может ли несовершеннолетний нести уголовную ответственность за свои деяния. Общая психологическая экспертиза устанавливает психологический портрет личности подозреваемого. Такой подход является не случайным: он связан с особенностями развития судебной психологии в Германии, когда большинство исследовании было направлено на изучение личности преступника, среды его обитания. Вопросы компетенции судебно-психологической экспертизы, ее соотношение с психиатрической экспертизой по частным предметам и применяемым методам исследования в различных зарубежных странах решаются по-разному. Развитие судебно-психологической экспертизы во многих западных странах формировалось под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Психологи при анализе личности преступника стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу с целью раскрытия глубинных личностных образований. Например, исследование личности преступников с помощью психоаналитических методов показало, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая 3. Фрейдом как Суперэго (Сверх-Я), разорвана внутренняя структура социального самоконтроля, наблюдается дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. Преступная наклонность рассматривалась как дестабилизация эго (Я) вследствие ранней психической травматизации). В англоязычных странах в судебной практике широко используется психоаналитическая экспертиза. В некоторых других странах, например в Италии, в Японии, США, судебная психология и судебно-психологическая экспертиза традиционно ориентированы на клиническое направление, особенно при анализе аффективных деликтов, где стресс рассматривается как источник девиантного поведения. Преступники характеризуются как аномальные личности, требующие лечения, включающего в себя индивидуальную и групповую психотерапию (Фокс, 1980).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |