Предмет, цели, задачи судебно-психологической экспертизы
В настоящее время в юридической практике широко используется множество экспертиз, если у следствия или суда возникают вопросы, решение которых требует специальных знаний из разных отраслей науки: медицины, экономики, психологии, социологии, искусствоведения, сексологии и др. С этой целью используются специалисты, которые дают соответствующие заключения, и после их проверки следствием или судом могут являться доказательством по уголовному или гражданскому делу. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ), как и любая другая судебная экспертиза (медико-биологическая, графическая, психиатрическая и т. д.) представляет собой совокупность процессуальных действий, которые строго регламентированы законом.
Результаты СПЭ представляются в виде письменного заключения эксперта и после соответствующей проверки и оценки следователем или судом будут являться одним из доказательств. Судебно-психологическая экспертиза назначается на стадии предварительного или судебного следствия по уголовным и гражданским делам в отношении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответчиков разного возраста: малолетних, несовершеннолетних, взрослых, пожилых. Предметом СПЭ является изучение конкретных психических процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по делу (М. М. Коченов). Однако изучение конкретной психической деятельности субъекта судебно-следственных действий не должно ограничиваться лишь простой констатацией уровня интеллекта, объема памяти, структуры личности и т. п. Такое заключение малоинформативно и не может помочь суду и следствию в решении конкретных задач. Например, эксперт-психолог, обследуя малолетнюю жертву полового преступления трехлетней давности, в своем заключении констатирует, что у девочки резко снижен объем памяти. Молодой следователь закрывает уголовное дело, мотивируя это тем, что девочка не может быть свидетелем в связи с плохой памятью. По настоянию матери дело было возбуждено вновь и назначена судебно-психологическая экспертиза. В процессе экспертного исследования проводился всесторонний анализ личностных особенностей девочки, анализ особенностей ее эмоционального реагирования на ситуацию стресса. Специально изучались межличностные' взаимоотношения в семье подэкспертной, так как насильником был неродной дедушка девочки. Анализировались особенности ее гностических и мнемических, процессов. Анализ показал, что у девочки действительно снижен объем слухоречевой памяти, что обусловлено стойким церебростеническим синдромом в связи с тяжелым ревматическим заболеванием. Однако объем долговременной памяти — достаточно высокий. Были выявлены специфические реакции на стрессовую ситуацию, отсутствие склонности ко лжи и фантазированию, высокий уровень развития эйдетической памяти. Психологический анализ стилей семейного воспитания девочки и семейных взаимоотношений не выявил возможности индуцирования случившегося родственниками девочки. Приведенный выше пример убедительно показывает, что цель судебно-психологической экспертизы заключается не в констатации особенностей психической деятельности подэкспертного. Перед психологом-экспертом стоит задача профессиональной оценки психических процессов, психических состояний и свойств личности в целом, психологического анализа отношения личности к сложившейся ситуации, а также анализа влияния выявленных психических особенностей поведения подэкспертного в изучаемой конкретной ситуации деликта. Судебно-психологическая экспертиза как научная дисциплина тесно связана с общей психологией. В основу теории и методологии СПЭ положены фундаментальные положения общей психологии, которые определяют основные принципы судебно-психологического исследования. Среди этих принципов выделим следующие: 1. Принцип системного подхода. Реализация этого принципа направлена на анализ психики подэкспертного в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых она существует как целостная система. Оценки психического процесса, психического свойства или состояния личности подэкспертного не должны проводится изолированно, а необходим целостный их анализ с качественной интерпретацией каждого компонента изучаемой системы: психические свойства, психические состояния, психические процессы, особенности межличностного взаимодействия и их проявления в изучаемой судебно-следственной ситуации. 2. Принцип поуровневого анализа. Данный принцип позволяет внутри системы рассматривать отдельные подсистемы, отражающие психические феномены (психические свойства, психические состояния, психические процессы), а также определить место и роль любого психического феномена в системе. Важнейшим условием выявления взаимоотношения между различными подсистемами и уровнями в каждом конкретном случае является определение системообразующего фактора, который позволяет объединить в целостную функционально-динамическую систему различные механизмы (Ломов Б. Ф., 1984). Важность этого принципа можно проследить на модели поведения потерпевшего, которое можно рассматривать как систему, имеющую сложное строение (Мамайчук И. И., 1995). С одной стороны, существенное влияние на особенности поведения потерпевшего в изучаемой ситуации оказывают внешние факторы, а именно: поведение преступника в конкретной ситуации деликта, с другой — психологические составляющие поведения потерпевшего (внутренние факторы). К внутренним факторам относятся когнитивные, энергетические и саморегуляторные механизмы личности жертвы. При выделении «системообразующих факторов» преступного поведения необходимо изучить его детерминанты различных уровней: общие, особые, единичные. Изучение особых (индивидуальных) детерминант требует тщательного анализа биографических данных, особенностей развития личности и ее воспитания. Эти данные необходимо сопоставить с общими детерминантами. 3. Принцип детерминизма (причинной обусловленности). Этот принцип очень важен при анализе индивидуально-психологических характеристик подэкспертного. Для эксперта-психолога реализация этого принципа заключается в тщательном психологическом анализе каждого полученного в процессе экспертизы феномена. Психолог не только констатирует, но обязательно должен проанализировать его причину. Например, психолог выявляет высокий уровень агрессивности у подэкспертного, который может быть обусловлен как социальными факторами (неблагоприятная микросоциальная обстановка в семье подэкспертного), так и социально-биологическими факторами. Например, у подэкспертного вследствие многократных черепно-мозговых травм отмечается повышенная возбудимость, что является благоприятным фоном для возникновения агрессивных реакция. 4. Принцип личностного подхода. Включает в себя подход к подэкспертному как к целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической диагностики эксперт-психолог анализирует не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у подэкспертного, а личность в целом. Этот принцип очень важен в процессе общения с подэкспертным. Психолог обязан учитывать общий эмоциональный фон подэкспертного, его установки на экспертизу и эксперта. Соблюдение этого принципа дает возможность оптимизировать психологический контакт с подэкпертным, без которого экспертиза, как правило, малоэффективна. 5. Принцип динамического анализа личности подэкспертного. Для реализации этого принципа необходим тщательный анализ особенностей формирования правосознания, личностных установок, ценностных ориентации подэкспертного на различных этапах его жизненного пути. Соблюдение этого принципа позволит глубже проанализировать индивидуально-психологические особенности личности подэкспертного и раскрыть психологические механизмы мотивации его поведения. 6. Принцип объективности. Данный принцип включает в себя взаимопроверку полученных экспертных данных в процессе анализа личности подэкспертного. Эксперт-психолог должен включать в методический аппарат психологической экспертизы взаимопроверяющие и взаимодополняющие методы исследования и сопоставлять полученные данные с характеристиками, представленными в материалах дела, с особенностями поведения подэкспертного в ситуации деликта, в быту, на работе, в преступной группе и пр. В материалах дела содержатся отдельные характеристики на подэкспертного с места работы, учебы или проживания, а также характеристики свидетелей, данные в процессе допросов на подэкспертного. Психолог должен тщательно их изучить, проанализировать и сопоставить характеристики с полученными экспертными данными. Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека. Однако понятие «здоровье» (и особенно «психическое здоровье») весьма относительно. Нередко объектом СПЭ становятся лица с дисгармоничным развитием личности по типу акцентуаций характера или психопатического развития. Кроме того, у многих подозреваемых, свидетелей и жертв наблюдаются ситуационные психические травмы. У подэкспертных подростков нередко наблюдаются задержки психического развития различного генеза. В связи с этим желательно для таких лиц провести психиатрическую экспертизу с целью констатации того или иного нарушения и только после этого вновь проводить психологическую экспертизу. Опыт нашей многолетней работы показывает целесообразность таких экспертиз. В случаях тяжелой психопатологии рекомендуется проводить комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу, основные направления и задачи которой изложены в монографии И. А. Кудрявцева (Кудрявцев, 1988).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |