Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет, цели, задачи судебно-психологической экспертизы



2019-11-13 407 Обсуждений (0)
Предмет, цели, задачи судебно-психологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время в юридической практике широ­ко используется множество экспертиз, если у следст­вия или суда возникают вопросы, решение которых требует специальных знаний из разных отраслей на­уки: медицины, экономики, психологии, социологии, искусствоведения, сексологии и др. С этой целью ис­пользуются специалисты, которые дают соответству­ющие заключения, и после их проверки следствием или судом могут являться доказательством по уго­ловному или гражданскому делу.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ), как и любая другая судебная экспертиза (медико-биоло­гическая, графическая, психиатрическая и т. д.) пред­ставляет собой совокупность процессуальных дейст­вий, которые строго регламентированы законом.

 

Результаты СПЭ представляются в виде письменно­го заключения эксперта и после соответствующей проверки и оценки следователем или судом будут яв­ляться одним из доказательств. Судебно-психологи­ческая экспертиза назначается на стадии предвари­тельного или судебного следствия по уголовным и гражданским делам в отношении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответ­чиков разного возраста: малолетних, несовершеннолетних, взрослых, пожилых. Предметом СПЭ является изучение конкретных психических процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установ­ления истины по делу (М. М. Коченов). Однако изучение конкретной психической деятельности субъекта судебно-следственных действий не должно ограничиваться лишь простой констатацией уровня интеллекта, объема памяти, структуры личности и т. п. Такое заключение малоинформативно и не может помочь суду и следствию в решении конкретных задач.

Например, эксперт-психолог, обследуя малолетнюю жертву полового преступления трехлетней давности, в своем заключении констатирует, что у девочки резко снижен объем памяти. Молодой следователь закрывает уголовное дело, мотивируя это тем, что девочка не мо­жет быть свидетелем в связи с плохой памятью. По на­стоянию матери дело было возбуждено вновь и назна­чена судебно-психологическая экспертиза. В процессе экспертного исследования проводился всесторонний анализ личностных особенностей девочки, анализ осо­бенностей ее эмоционального реагирования на ситуа­цию стресса. Специально изучались межличностные' взаимоотношения в семье подэкспертной, так как на­сильником был неродной дедушка девочки. Анализировались особенности ее гностических и мнемических, процессов. Анализ показал, что у девочки действитель­но снижен объем слухоречевой памяти, что обусловле­но стойким церебростеническим синдромом в связи с тяжелым ревматическим заболеванием. Однако объем долговременной памяти — достаточно высокий. Были выявлены специфические реакции на стрессовую ситуацию, отсутствие склонности ко лжи и фантазированию, высокий уровень развития эйдетической памяти. Пси­хологический анализ стилей семейного воспитания девочки и семейных взаимоотношений не выявил воз­можности индуцирования случившегося родственника­ми девочки.

Приведенный выше пример убедительно показы­вает, что цель судебно-психологической экспертизы заключается не в констатации особенностей психиче­ской деятельности подэкспертного. Перед психоло­гом-экспертом стоит задача профессиональной оцен­ки психических процессов, психических состояний и свойств личности в целом, психологического ана­лиза отношения личности к сложившейся ситуации, а также анализа влияния выявленных психических особенностей поведения подэкспертного в изучаемой конкретной ситуации деликта.

Судебно-психологическая экспертиза как науч­ная дисциплина тесно связана с общей психологией. В основу теории и методологии СПЭ положены фун­даментальные положения общей психологии, кото­рые определяют основные принципы судебно-психологического исследования. Среди этих принципов выделим следующие:

1. Принцип системного подхода. Реализация этого принципа направлена на анализ психики подэксперт­ного в том множестве внешних и внутренних отноше­ний, в которых она существует как целостная система. Оценки психического процесса, психического свой­ства или состояния личности подэкспертного не должны проводится изолированно, а необходим целостный их анализ с качественной интерпретацией каждого компонента изучаемой системы: психичес­кие свойства, психические состояния, психические процессы, особенности межличностного взаимодей­ствия и их проявления в изучаемой судебно-следственной ситуации.

2. Принцип поуровневого анализа. Данный принцип позволяет внутри системы рассматривать отдельные подсистемы, отражающие психические феномены (психические свойства, психические состояния, пси­хические процессы), а также определить место и роль любого психического феномена в системе. Важней­шим условием выявления взаимоотношения меж­ду различными подсистемами и уровнями в каждом конкретном случае является определение системообра­зующего фактора, который позволяет объединить в це­лостную функционально-динамическую систему раз­личные механизмы (Ломов Б. Ф., 1984). Важность этого принципа можно проследить на модели пове­дения потерпевшего, которое можно рассматривать как систему, имеющую сложное строение (Мамайчук И. И., 1995). С одной стороны, существенное влия­ние на особенности поведения потерпевшего в изучае­мой ситуации оказывают внешние факторы, а именно: поведение преступника в конкретной ситуации делик­та, с другой — психологические составляющие поведе­ния потерпевшего (внутренние факторы). К внутрен­ним факторам относятся когнитивные, энергетические и саморегуляторные механизмы личности жертвы. При выделении «системообразующих факторов» пре­ступного поведения необходимо изучить его детерминанты различных уровней: общие, особые, единичные.

Изучение особых (индивидуальных) детерминант тре­бует тщательного анализа биографических данных, особенностей развития личности и ее воспитания. Эти данные необходимо сопоставить с общими детерми­нантами.

3. Принцип детерминизма (причинной обуслов­ленности). Этот принцип очень важен при анали­зе индивидуально-психологических характеристик подэкспертного. Для эксперта-психолога реализация этого принципа заключается в тщательном психоло­гическом анализе каждого полученного в процессе экспертизы феномена. Психолог не только констати­рует, но обязательно должен проанализировать его причину. Например, психолог выявляет высокий уровень агрессивности у подэкспертного, который может быть обусловлен как социальными факторами (неблагоприятная микросоциальная обстановка в семье подэкспертного), так и социально-биологичес­кими факторами. Например, у подэкспертного вслед­ствие многократных черепно-мозговых травм отме­чается повышенная возбудимость, что является благоприятным фоном для возникновения агрессив­ных реакция.

4. Принцип личностного подхода. Включает в себя подход к подэкспертному как к целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особен­ностей. В процессе психологической диагностики экс­перт-психолог анализирует не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у подэкспертного, а личность в целом. Этот принцип очень важен в процессе общения с подэкспертным. Психолог обязан учитывать общий эмоциональный фон подэкспертного, его установки на экспертизу и эксперта. Соблюдение этого принципа дает возмож­ность оптимизировать психологический контакт с подэкпертным, без которого экспертиза, как правило, ма­лоэффективна.

5. Принцип динамического анализа личности подэк­спертного. Для реализации этого принципа необхо­дим тщательный анализ особенностей формирования правосознания, личностных установок, ценностных ориентации подэкспертного на различных этапах его жизненного пути. Соблюдение этого принципа позво­лит глубже проанализировать индивидуально-психо­логические особенности личности подэкспертного и раскрыть психологические механизмы мотивации его поведения.

6. Принцип объективности. Данный принцип вклю­чает в себя взаимопроверку полученных экспертных данных в процессе анализа личности подэкспертного. Эксперт-психолог должен включать в методический аппарат психологической экспертизы взаимопроверя­ющие и взаимодополняющие методы исследования и сопоставлять полученные данные с характеристика­ми, представленными в материалах дела, с особеннос­тями поведения подэкспертного в ситуации деликта, в быту, на работе, в преступной группе и пр. В матери­алах дела содержатся отдельные характеристики на подэкспертного с места работы, учебы или прожива­ния, а также характеристики свидетелей, данные в процессе допросов на подэкспертного. Психолог дол­жен тщательно их изучить, проанализировать и сопос­тавить характеристики с полученными экспертными данными.

Объектом СПЭ является психическая деятель­ность здорового человека. Однако понятие «здоро­вье» (и особенно «психическое здоровье») весьма от­носительно. Нередко объектом СПЭ становятся лица с дисгармоничным развитием личности по типу акцентуаций характера или психопатического разви­тия. Кроме того, у многих подозреваемых, свидетелей и жертв наблюдаются ситуационные психические травмы. У подэкспертных подростков нередко на­блюдаются задержки психического развития различ­ного генеза. В связи с этим желательно для таких лиц провести психиатрическую экспертизу с целью кон­статации того или иного нарушения и только после этого вновь проводить психологическую экспертизу. Опыт нашей многолетней работы показывает целесо­образность таких экспертиз. В случаях тяжелой пси­хопатологии рекомендуется проводить комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу, основные направления и задачи которой изложены в монографии И. А. Кудрявцева (Кудрявцев, 1988).

 



2019-11-13 407 Обсуждений (0)
Предмет, цели, задачи судебно-психологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет, цели, задачи судебно-психологической экспертизы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)