Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные функции психологической экспертизы



2019-11-13 1201 Обсуждений (0)
Основные функции психологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1. Предмет и задачи психологической экспертизы

1.Понятие и сущность психологической экспертизы

2.Основные функции психологической экспертизы

3.Методический аппарат психологической экспертизы

Основные понятия: психологическая экспертиза, эксперт, экстенсивные методы, интенсивные методы.

1.Понятие и сущность психологической экспертизы

Понятие экспертизы в последнее время получает все большее распространение и не только в образовательной среде. Изобласти исключи­тельно деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, где речь шла о дифференциальной диагностике состояния ребенка и определении вида образовательного учреждения, соответствующего возможностям ребенка и форме обучения (то есть решения истинно экспертной задачи), экспертные оценки распространились и на общеобразовательную практику. В последнее время возник­ли и совершенно новые направления экспертной деятельности пси­холога образовательных учреждений. К ним, в первую очередь, следует отнести возникновение запроса на психологическую экспертизу инновационных проектов, учебных пособий и учебно-методических комплексов. Более того, экспертная практика психолога образования начинает распространяться далеко за пределы непосредственной деятельности специалиста в образовательном учреждении. Экспертные оценки авторских программ, судебно-психологические экспертизы в гражданских процессах, участие психолога образования как эксперта в уголовных процессах (экс­пертиза состояния детей, пострадавших от насилия, подростков с криминогенным поведением) – вот далеко не полный перечень возможных направлений экспертных работ психолога образования. Подобный род деятельности, несомненно, требует определенных профессиональных качеств, специальной подготовки, а в некоторых случаях и переподготовки (например, при экспертизе инновационных проектов и учебных программ, участии в проведении психолого-медико-педагогических комиссий). В то же время и педагог-психолог, получивший «стандартное» психологическое образование, оказывается задействован в достаточно большом количестве работ, которые можно в полной степени отнести к экспертной деятельности. Это участие в проведении консилиумов образовательного учреждения, уровеньготовности ребенка к началу школьного обучения, другие виды экспертной деятельности. Подобные прежде не рассматриваемые как экспертиза виды работ даже у опытных психологов могут вызвать чувство если не страха, то, по крайней мере, сомнения в своей компетентности. И в такой экспертной ситуации может оказаться психолог любого образовательного учреждения.

Как правильно организовать подобную работу, какие прин­ципы, положения, технологий находятся в ее основе, что следует психолога, а, следовательно, изменяются и особенности организации его труда, его участие в подобной экспертизе.

 

Психологическая экспертиза – это комплексное психологическое обследование, решающую роль в котором играет заключение психолога-эксперта.

Объектом психологической экспертизы могут выступатькак факты, относящиеся к психической деятельности человека, так и результаты продуктивной деятельности человека (продукт деятельности).

Задачи: установление особенностей протекания тех или иных явлений психической жизни; установление соответствия какого-либо психологического явления принятой норме; выявление особенностей влияния внешних факторов на психику человека и т.д.

 

Психолог-эксперт отвечает на сформулированный практический запрос, например пригоден ли человек к выполнению определенной деятельности.

Психолог-эксперт получает информацию благодаря психологическим тестам, личным наблюдениям.

Основные функции психологической экспертизы: главная функция заключается в получении на основании практического использования специальных психологических знаний и методов исследования новых факторов. Новые факторы позволяют точно и объективно оценить индивидуальные особенности психики человека (ИПО: темперамент, характер способности, психические состояния).

Психологическая экспертиза исследует проявления человеческой психики, которые не выходят за пределы нормы. То есть обследуются психически здоровые люди. (различие психологической и психиатрической экспертиз).

Стратегия исследования эксперта должна быть отражена в протоколе обследования личности.

В результате проведения методики…было выявлено…, что означает….

На основании полученных результатов эксперт составляет психологический портрет, описывающие особенности нервной системы, деятельности, IQ, эмоционально-волевую сферу, мотивационную сферу, характерологические и поведенческие характеристики.

 

Основные функции психологической экспертизы

Основная функция заключается в получении на основе практического использования специальных психологических знаний и методов исследования новых факторов, которые позволят точно и объективно оценить индивидуальные особенности психики человека (индивидуально-психологические особенности, психические состояния, особенности познавательных процессов и др.). Следует отметить, что психологическая экспертиза исследует проявления человеческой психики, которые не выходят за пределы нормы (исследования проводится психически здоровых людей).

Поэтому необходимо разграничить предмет психологической экспертизы от психиатрической (которая исследует явные нарушения или психические заболевания).

Объектом исследования ПЭ являются психические проявления человека, которые не выходят за рамки нормы, т.е. не вызывают сомнений в их психической полноценности. ПЭ направлена на исследование содержания и структуры индивидуального сознания и поведения человека.

Сейчас существуют широкие возможности в проведении ПЭ. К компетенции (основным направлениям) психологической экспертизы могут быть отнесены:

В сфере образования:

1)влияния новых педагогических технологий на уровень развития, психологическое и физическое состояние учащихся;

2)изучение индивидуально-психологических особенностей субъекта;

3)выявление уровня психологического влияния.

Виды ПЭ:

- инженерно-психологическая (технико-психологическая экспертиза);

- психолингвистическая;

- патопсихологическая;

- судебно-психологическая.



2019-11-13 1201 Обсуждений (0)
Основные функции психологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные функции психологической экспертизы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)