Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методический аппарат психологической экспертизы



2019-11-13 382 Обсуждений (0)
Методический аппарат психологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок




    Методы психологической диагностики, применяемые в ПЭ должны обладать двумя основными характеристиками – валидностью (объективность и прогностичность) и надежностью (точность и устойчивость результатов). Считается непозволительным использовать в экспертизе малоизвестных, не апробированных в научной психологической практике методов исследования.

    Классификация методов и методик

    Р.Кеттелл предложил классификацию методов исследования. В основу классификации Р.Кеттелл положил тип эмпирических данных, способы их получения.

1 группа – L – life record (жизненные документы)- результаты регистрации реального поведения человека, продуктов деятельности. Эти данные могут быть получены разными приемами: внешнее наблюдение, беседа, анализ самоотчетов, опрос. Это свидетельство продуктов прошлой психической деятельности. Психолог может задаваться вопросом: почему то или иное событие не отражено в документе (его не было или сознательно опускается).

2 группа – Q (вопросник, анкета) – данные опросников, методов самооценки и самоотчетов, направленных на исследование различных сторон личности.

3 группа – T – test (тесты) – данные экспериментального исследования.     Т –данные являются результатами тестов, в которых фиксируются некоторые показатели достижения. Предлагается учет поведенческих, психофизиологических или иных индикаторов.

    Требования, предъявляемые к тестам

    Валидность (пригодность, обоснованность). Установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом его измерения. Вопрос о валидности теста требует постановки дополнительных вопросов: для чего? для какой цели? по какому критерию?

Валидность относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества.

    Надежность (устойчивость). Устойчивость (стабильность) результатов при повторных тестированиях.

    Стандартизация. Многократная проверка теста на большом количестве испытуемых.

Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа.

    1.Выбор теста. Определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста.

    2.Проведение теста. Определяется инструкцией к тесту.

    3.Интерпретация результатов. Определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.

Классификация методов по процедуре исследования (А.Г.Шмелев).

Экстенсивные методы.

*Биографический метод. Эта процедура может быть представлена через применение специальных диагностических методик (психологический анализ материалов методом контент-анализа). Биографический материал используется психологом для целей изучения прошлых и актуальных взаимоотношений и мотивов.

Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле – и радио передач, интервью, ответов на открытые вопросы), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.

Смысловыми единицами являются:

1.Слова (термины, символы);

2.Суждение или законченная мысль;

3.Тема;

4)Целое сообщение.

В.Н.Дружинин рекомендует два способа обработки данных контент-анализа:

1.Регистрация частотыпоявления тех или иных единиц в тексте. Можно вычислять: а) «коэффициент неустойчивости», б) встречаемость, в) «удельный вес» тех или иных единиц.

2.Построение матриц совместных появлений единиц в текстах. Контент-анализ может использоваться при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы.

*Наблюдение. Проводимые исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки эксперта.

1. Он должен понимать цель (для чего, с какой целью)наблюдения. На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения (что наблюдать?).

2.Разработать схему наблюдения.

3.Условия наиболее характерные для наблюдаемого явления.

4. «Законспирировать» наблюдения и его целей.

5.Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их истолкование):

-протоколирование с помощью условных значков;

-система категорий и оценочных шкал;

-магнитофонная запись, фото-,кино-,видио- регистрация.

 

*Диалоговые методы, главными из которых является беседа и интервью.

Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме). Успешность беседы зависит:

а)от степени ее подготовленности (наличие цели, плана, учета индивидуальных и возрастных особенностей, учета условий, места проведения);

б)от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, правильности постановки вопросов).

Требования:

-при формулировке и постановке вопросов предпочитать вопросы в косвенной форме, краткие, максимально понятные собеседнику.

 

Интенсивные методы.

*Объективные тесты, психометрические методы измерения интеллекта, методы исследования познавательных процессов (Пиктограмма, Сравнение понятий).

*Стандартизированные самоотчеты:

а) тесты-опросники, базирующиеся на клинико-психологических (ММРI), либо на типологии черт личности (Кеттелл), либо характеристике темперамента (Айзенк, Стреляу), либо отдельных черт личности (Роттер, Баса-Дарки, Спилберга и др.);

б) субъективное шкалирование, выявляющее особенности самооценки. Применяются шкалы Дембо-Рубинштейна, личностных конструктов Келли.

*Проективные техники:

а) словесная апперцепция (пятна Роршаха, тест руки Вагнера идр.);

б) проективное предпочтение (цветовой тест Люшера, Сонди, Эткинда);

в) полупроективные тесты(тест Розенцвейга, Пиктограмма);

г) рисуночные тесты (Несуществующее животное, Дом-Дерево-Человек, которые имеют унифицированные стандартизированные схемы интерпретации.

*Анализ продуктов спонтанного творчества.

*Ассоциативный и метод дистантной оценки для оценки личности и контакта с ней по речевой продукции личности.

*Метод экспертных независимых оценок.



2019-11-13 382 Обсуждений (0)
Методический аппарат психологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методический аппарат психологической экспертизы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)