Методический аппарат психологической экспертизы
Методы психологической диагностики, применяемые в ПЭ должны обладать двумя основными характеристиками – валидностью (объективность и прогностичность) и надежностью (точность и устойчивость результатов). Считается непозволительным использовать в экспертизе малоизвестных, не апробированных в научной психологической практике методов исследования. Классификация методов и методик Р.Кеттелл предложил классификацию методов исследования. В основу классификации Р.Кеттелл положил тип эмпирических данных, способы их получения. 1 группа – L – life record (жизненные документы)- результаты регистрации реального поведения человека, продуктов деятельности. Эти данные могут быть получены разными приемами: внешнее наблюдение, беседа, анализ самоотчетов, опрос. Это свидетельство продуктов прошлой психической деятельности. Психолог может задаваться вопросом: почему то или иное событие не отражено в документе (его не было или сознательно опускается). 2 группа – Q (вопросник, анкета) – данные опросников, методов самооценки и самоотчетов, направленных на исследование различных сторон личности. 3 группа – T – test (тесты) – данные экспериментального исследования. Т –данные являются результатами тестов, в которых фиксируются некоторые показатели достижения. Предлагается учет поведенческих, психофизиологических или иных индикаторов. Требования, предъявляемые к тестам Валидность (пригодность, обоснованность). Установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом его измерения. Вопрос о валидности теста требует постановки дополнительных вопросов: для чего? для какой цели? по какому критерию? Валидность относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Надежность (устойчивость). Устойчивость (стабильность) результатов при повторных тестированиях. Стандартизация. Многократная проверка теста на большом количестве испытуемых. Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа. 1.Выбор теста. Определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста. 2.Проведение теста. Определяется инструкцией к тесту. 3.Интерпретация результатов. Определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования. Классификация методов по процедуре исследования (А.Г.Шмелев). Экстенсивные методы. *Биографический метод. Эта процедура может быть представлена через применение специальных диагностических методик (психологический анализ материалов методом контент-анализа). Биографический материал используется психологом для целей изучения прошлых и актуальных взаимоотношений и мотивов. Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле – и радио передач, интервью, ответов на открытые вопросы), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. Смысловыми единицами являются: 1.Слова (термины, символы); 2.Суждение или законченная мысль; 3.Тема; 4)Целое сообщение. В.Н.Дружинин рекомендует два способа обработки данных контент-анализа: 1.Регистрация частотыпоявления тех или иных единиц в тексте. Можно вычислять: а) «коэффициент неустойчивости», б) встречаемость, в) «удельный вес» тех или иных единиц. 2.Построение матриц совместных появлений единиц в текстах. Контент-анализ может использоваться при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы. *Наблюдение. Проводимые исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки эксперта. 1. Он должен понимать цель (для чего, с какой целью)наблюдения. На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). 2.Разработать схему наблюдения. 3.Условия наиболее характерные для наблюдаемого явления. 4. «Законспирировать» наблюдения и его целей. 5.Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их истолкование): -протоколирование с помощью условных значков; -система категорий и оценочных шкал; -магнитофонная запись, фото-,кино-,видио- регистрация.
*Диалоговые методы, главными из которых является беседа и интервью. Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме). Успешность беседы зависит: а)от степени ее подготовленности (наличие цели, плана, учета индивидуальных и возрастных особенностей, учета условий, места проведения); б)от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, правильности постановки вопросов). Требования: -при формулировке и постановке вопросов предпочитать вопросы в косвенной форме, краткие, максимально понятные собеседнику.
Интенсивные методы. *Объективные тесты, психометрические методы измерения интеллекта, методы исследования познавательных процессов (Пиктограмма, Сравнение понятий). *Стандартизированные самоотчеты: а) тесты-опросники, базирующиеся на клинико-психологических (ММРI), либо на типологии черт личности (Кеттелл), либо характеристике темперамента (Айзенк, Стреляу), либо отдельных черт личности (Роттер, Баса-Дарки, Спилберга и др.); б) субъективное шкалирование, выявляющее особенности самооценки. Применяются шкалы Дембо-Рубинштейна, личностных конструктов Келли. *Проективные техники: а) словесная апперцепция (пятна Роршаха, тест руки Вагнера идр.); б) проективное предпочтение (цветовой тест Люшера, Сонди, Эткинда); в) полупроективные тесты(тест Розенцвейга, Пиктограмма); г) рисуночные тесты (Несуществующее животное, Дом-Дерево-Человек, которые имеют унифицированные стандартизированные схемы интерпретации. *Анализ продуктов спонтанного творчества. *Ассоциативный и метод дистантной оценки для оценки личности и контакта с ней по речевой продукции личности. *Метод экспертных независимых оценок.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |