Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип – «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Второй тип – «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения. Третий тип – люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична. Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. Фундаментальным качеством личности является ее свобода. Обладание свободой является непременным условием ее самореализации и развития. Вместе с тем, абсолютной свободы личности нет и не может быть ни в каком обществе. Условия природного и общественного бытия навязывают личности определенные рамки деятельности и поведения. По словам Гегеля «я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признается свободным». Со свободой теснейшим образом связана ответственность личности. Без свободы нет ответственности. «Истинная свобода, – писал русский философ С.А. Левицкий, – есть не безответственная игра возможностями, а осуществление своих неповторимых возможностей, отягощенное ответственностью». Свобода связана с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности, с ответственностью перед миром, в котором существует человек. Человек ответственен за все происходящее вокруг него и с ним самим, ответственность – это плата за свободу. 4.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни – единый и общий – для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни: 1.Гедонизм – жить – значит наслаждаться; 2.Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира; 3. Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.) 4. Утилитаризм – жить – значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей; 5. Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
Тема 10 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЦЕННОСТИ ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 1. Проблема человека в историко – философском контексте. 2. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. 3. Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность. 4. Философское осмысление смысла жизни человека
Вопросы для самостоятельной работы 1. Ценности. Определение и классификация. 2. Ценностная характеристика добра и зла, справедливости, свободы.
Литература 1. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие, 2-е изд. Перераб. И доп. – Брянск: Курсив, 2000 – С. 139-153 2. Радугин А.А. Философия: курс лекций, Москва, 2004. - С.202-220 3. Философия: учеб. Пособие для высших учебных заведений / под ред.В.П. Кохановского, Ростов на Дону, 2008. -С. 344-373
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |