Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философское учение о ценностях (аксиология).



2019-11-13 284 Обсуждений (0)
Философское учение о ценностях (аксиология). 0.00 из 5.00 0 оценок




    Ценность – это вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость какого-либо духовного явления или реального объекта. Отношения к значимому для человека в разное время в разных цивилизациях менялось.

    В античности понятие ценности нашло отражение в понятии «благо» и связано с взглядами основоположника материализма Демокрита. Для него благо и цель жизни сводились к счастью и характеризовались спокойным настроением и хорошим расположением духа;- внутренней устойчивостью, гармонией во всем.

    У Сократа высшим благом являлась мудрость, базирующаяся на знании. Знающий, значит добродетельный, отсюда и призыв: «Познай самого себя». Ученик Сократа, «самый одаренный и самый неверный», его оценка Платону, но в реальной ситуации, своим поведением он опроверг его прогноз. Платон иначе понимал «добродетель» - это здоровье, красота, благородство души, благочестие.

    Эпикур - яркий представитель античного атомистического материализма, также понимал счастье жизни человека в атараксии – отсутствии страданий, в удовольствии, но удовольствия у него ограничены разумной мерой, они в любимой работе и т.п.

    В философии средних веков добро понимается, связывается с тем, чего все желают. Человек существует во имя Бога, а не Бог для человека, т.е. ценности Бога, а не человека! И.Кант выделил, «развел» понятия «истины», «блага», «красоты». У него человек – высшая ценность, нравственный долг – добровольное следование категорическому императиву (см. ч. I, с. 86), путь к свободе человека, благу, но истина – это предмет рассудка и разума (феномен, ноумен, трансцендентность и т.п.).

    Таким образом, приведенные подходы к ценностям позволяют сделать обобщения:

1.Ценности – относительны, они изменяются во времени.

2.Ценности увязываются во времени с жизнью и благом, добром для человека.

3.Ценность – это не сам предмет, а объект в его значении для человека. Пример с Диогеном. «Сколько лишних вещей», кружка не нужна, если ребенок пьет воду ладошкой.

Виды и иерархия ценностей человека представляется такой.

Виды :

· духовные и материальные (материализованные);

· объективные и субъективные;

· терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Иерархия :

· общечеловеческие: добро, справедливость, истина, свобода, красота;

· корпоративные: потребности, интересы определенных групп людей;

· личные: сохранение жизни и здоровья, правдивость, добросовестность, чувство собственного достоинства;

· совесть (нравственный суд человека);

· отношение к человеку: уважение, любовь, дружба, участливость, сочувствие.

    И.Кант дал и иерархию пороков: самоубийство, пьянство, обжорство, ложь, раболепие и т.п.

    Сенсационным видится подтверждение наукой «семи смертных грехов» человека, выделенных Фомой Аквинским, а именно: гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие, уныние, которые ведут к болезни и даже смерти клеток, разрушая иммунную систему человека (см. природа и человек. XXI век – 2009, -№4, с 32).

    Если категория добро ассоциирует у человека с жизнью, процветанием, благополучием и благоденствием, то зло – это то, что разрушает жизнь, получает отрицательную оценку и порицается нами.

    В узком смысле зло – это страдания человека и нарушение им нравственного порядка. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия и в конечном итоге направлено к гибели.

    Выявлены виды зла:

1. Зло природное, физическое, когда естественные силы природы разрушают наше благополучие, оно не зависит от человеческой воли. Оно различно во времени и пространстве и силе воздействия. В какой-то мере человечеству, познавшему законы природы, удается минимизировать последствия природных катаклизмов, но самое удивительное, современная цивилизация до сих пор не осознала последствия своего воздействия на природу, на среду обитания, в целом на биосферу. Безразлично, что общество породило то ли глобальный экологический кризис, глобальную экологическую катастрофу или локальные риски, но человечеству отпущено несколько десятилетий для своего существования, если во взаимодействии человека и природы не произойдет качественных изменений, перехода к коэволюции, экогуманизму.

2. Зло в общественных процессах, которое охватывает всю совокупность общественных отношений, противоречит интересам общества, прогрессу, порождает насилие, ненависть, ложь и т.п.

3. Зло по происхождению субъективно, оно по своей сути аморально, безнравственно.

Разновидности нравственного зла:

а) зло враждебное;

б) зло по распущенности.

    Враждебное зло – это стремление к разрушению, агрессии, насилию, гневу, ненависти, желание гибели, подавлению других. Оно активно, энергично, направлено во вне с целями нанесения вреда, ущерба, сознательного нанесения страданий и унижений.

    Зло по распущенности связано и проявляется в пороках: малодушии, трусости, лени, хамстве, неумении совладать с влечениями, страстями, соблазном.

        

Свобода

1. У Г.Гегеля «свобода – это познанная необходимость». Человек свободен тогда и только тогда, когда его действия разумны, гармоничны действительно.

2. Человек свободен тогда, когда у него есть выбор, альтернатива.

3.  Человек свободен тогда, когда отсутствует принуждение, но реальная действительность вне принуждения не существует, тем более, что категория свободы по своей сути идеальна и «работает» в сфере общественных отношений.

4. Общество вне закона, порядка, вне законопослушания, ответственности за поступки своих граждан абстрактно. Его просто природе не существует. Следствие подобного общества – анархия, деспотизм.

5. Свобода каждого заканчивается там, где начинается свобода другого.

6. Безусловно, свобода противостоит анархии, тоталитаризму, деспотизму, но ее база – правое, демократическое государство и в известной степени гражданское, но не антигражданское общество, о котором пойдет разговор в модуле об обществе.

7. Человек свободен, реализует свое «Я» в творчестве, в сфере духовного, где мера свободы – эта мера человеческого в человеке:

а) духовность человека – это импульс, заряд человека на деятельность, творчество;

б) эта сфера поднимает человека, реализует его потенциал на уровне общества;

в) реализует, проявляет его уникальность, неповторимость;

г) смысло-ценностное, самореализация человека, его жизнь; чтобы ни делал человек: на уровне обыденного – построил дом, посадил сад, вырастил детей; вошел в историю человечества (что тяжело, проще «влипнуть» в историю, - не желательно), но главная черта, смысл его жизни нераздельно увязаны с духовностью, творчеством, обществом, человеческим в человеке.



2019-11-13 284 Обсуждений (0)
Философское учение о ценностях (аксиология). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философское учение о ценностях (аксиология).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)