Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Договор коммерческой франшизы.



2019-11-13 176 Обсуждений (0)
Договор коммерческой франшизы. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Одним из новых видов договоров, содействующих торговле, является договор коммерческой франшизы. Договор франшизы известен с XIX в. Однако бурное развитие он получил в США в 70-е годы ХХ в. как способ легального преодоления ограничений антитрестовского законодательства. Под воздействием успешного американского опыта сформировалась целая группа обязательств, составляющих новое направление предпринимательства, обозначаемых общим понятием франчайзинг (франшизирование). Этот термин стал общепринятым в мировой практике.

Идея франчайзинга основана на передаче одним лицом другим лицам знаний и делового опыта, приобретенных в силу продолжительной и успешной работы в определенной области. Франчайзинг непосредственно связан с высокой деловой репутацией ведущей фирмы. Франчайзинг обеспечивает объединение сети хозяйствующих субъектов вокруг единого центра, передовые технологии и приемы деятельности которого они используют. Это чисто контрактные объединения, поскольку новых юридических лиц здесь не возникает.

Ведущая фирма может развивать свое дело двумя путями: расширять за счет инвестиций собственный бизнес либо вовлекать на основе договоров в сферу своей деятельности другие фирмы. Второй путь обеспечивает получение высокого дохода, не требуя значительных финансовых затрат. Создание франчайзинговых сетей позволяет расширяться, занимая новые ниши рынка через связанные договорами франшизы организации. Именно с помощью такой системы выросли крупнейшие торговые и иные предпринимательские сети.

Значительный экономический выигрыш получают также зависимые организации, применяющие апробированные на практике прогрессивные технологии, приемы ведения предпринимательской деятельности.

Принято различать следующие виды франчайзинга:

1) коммерческий, применяемый в сфере торговли. Здесь одна сторона передает, а вторая получает право на реализацию товаров с использованием торговых технологий, маркетинговых приемов, методов продажи, а также под фирменным именем головной организации. Видом коммерческого является сбытовой франчайзинг, представляющий собой деятельность по реализации товаров под фирменным наименованием и на основе технологий и приемов ведущей организации;

2) производственный, дающий субъекту право на изготовление и реализацию товаров с использованием приемов, технологий и ноу-хау ведущей организации, ее фирменного наименования и товарных знаков;

3) деловой, применяемый в сферах обслуживания, общественного питания (где он впервые и возник), обучения и др.

Сторонами в договоре франшизы являются правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи).

Серьезным просчетом ГК стало то, что она свела отношения сторон по договору франшизы в основном к лицензионному соглашению - передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными знаками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Между тем сущность франчайзинга состоит в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении. Высокая результативность франчайзинга основана на принципе копирования по определенной системе зарекомендовавших себя на практике эффективных концепций бизнеса.

Товарные знаки, патенты, ноу-хау выступают лишь внешними воплощениями коммерческого опыта и деловой репутации. Они имеют косвенное отношение к профессиональным знаниям и передовому опыту правообладателя и сами по себе не создают изменений в деятельности пользователя. Коммерческий опыт в отличие от объектов интеллектуальной собственности нельзя просто продать, ему можно только обучить, перенять его. Для этого за рубежом в договорах франшизы в качестве основного условия предусматривается передача разработанной франчайзером бизнес-системы и устанавливается обязанность пользователя строго соблюдать ее положения. Бизнес-система (или операциональная система) представляет собой регламент организации хозяйственной деятельности, в котором детально определяются все вопросы функционирования фирмы-пользователя. Бизнес-система жестко стандартизирует требования ко всем сторонам работы пользователя, обеспечивая копирование порядка деятельности и даже внешних признаков правообладателя, нередко доводя их до степени неразличимости.

Именно бизнес-системы обеспечивают подтягивание множества посредственно работающих организаций до уровня самых передовых и служат общему повышению уровня хозяйствования в стране.

Договор франшизы носит долгосрочный характер. Заключаемые франчайзером договоры со всеми пользователями должны предусматривать одинаковые условия. Это обязательное требование к договорам франшизы.

В договоре обычно предусматривается условие о содействии пользователю в приобретении торгового или производственного оборудования, стандартизированной офисной мебели и рекламных средств от централизованных поставщиков со скидкой с цены. Это уменьшает необходимые затраты пользователя.

Частью договора является соглашение о предоставлении правообладателем пользователю на срок или без указания срока права использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор франшизы (коммерческой концессии) регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица, выступающего в качестве правообладателя. Договор, содержащий условие об использовании объектов, охраняемых в соответствии с патентным законодательством, кроме того, подлежит регистрации в федеральном патентном ведомстве. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.

Пользователь должен поддерживать деловую репутацию франчайзинговой системы. В этих целях в договоре предусматривается право осуществления систематического контроля со стороны правообладателя за соблюдением пользователем правил бизнес-системы. Несоблюдение установленных требований, в частности неспособность следовать деловым стандартам, служит основанием для прекращения договорных отношений.

В договорах производственной и деловой франшизы необходимым условием является обеспечение пользователем соответствия уровня качества изготавливаемых изделий (производимых работ, оказываемых услуг) уровню качества аналогичных товаров (работ, услуг), производимых непосредственно правообладателем.

Договор предусматривает внесение пользователем первоначального взноса за покупку франшизы. Такая первичная плата покрывает расходы франчайзера на содействие пользователю в переустройстве его фирмы и обучении персонала. Пользователь должен также делать ежемесячные (на Западе - еженедельные) выплаты правообладателю за право пользования его системой бизнеса и поддержку деятельности. Такие платежи называют различно: управленческая плата, роялти, сервисная плата и др. Размеры платы определяются в виде процента от суммы продаж товара пользователем.

Более активно франчайзинг используется во взаимоотношениях иностранных и отечественных фирм. Как показывают изучения, такие договоры составляются по западным образцам на основе зарубежного правового и хозяйственного опыта.



2019-11-13 176 Обсуждений (0)
Договор коммерческой франшизы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Договор коммерческой франшизы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)