Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование условий конкурентной среды.



2019-11-13 242 Обсуждений (0)
Формирование условий конкурентной среды. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В связи с тем, что конкуренция в Российской Федерации не развита, необходимо проводить в жизнь соответствующие организационные и правовые меры. Среди способов формирования конкурентной среды можно назвать следующие:

1. Использование научно-технического потенциала страны. Научно-технический прогресс (НТП) не желательно относить к пережиткам социалистического этапа развития нашего государства. НТП - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах. Можно использовать как эволюционную форму НТП, которая заключается в постепенном насыщении рынка техническими и товарными новинками, так и революционную, характеризующуюся технологическим прорывом. Роль науки очень занижена, хотя в остальных странах науке уделяется большое внимание. Научно-технический потенциал включает в себя материально-техническую базу науки, научные кадры, фонд открытий, изобретений, образцов и организационно-управленческую структуру научной сферы.

2. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса. Современные тенденции глобализации рынка ведут к обострению конкуренции между странами, а соответственно и между предприятиями, какого размера они бы не были. Россия все еще находится в процессе реформирования и для того, чтобы совсем не потерять свои позиции на мировом рынке необходимо развивать отечественные предприятия и организации, как в виде производителей, так и торговых единиц. Малые и средние предприятия, имея небольшие масштабы, гораздо быстрее реагируют на какую-нибудь возникающую в обществе потребность и на изменения рыночной конъюнктуры. Малое предприятие за более короткие сроки может обновить

модели выпускаемой продукции и ввести новые технологии, освоить новые способы осуществления торговой деятельности. Специалисты, исследующие проблемы малого бизнеса в развитых странах выделяют ряд достоинств малого бизнеса:

- малый бизнес дает свободу деловой активности инициативному предпринимателю, способствует принятию более гибких и оперативных решений, идеально приспособлен для изучения и учета особенностей местного рынка;

- малый бизнес отличается более низкими операционными расходами, небольшим фондом заработной платы, небольшими инвестициями в оборудование, низкими управленческими расходами;

- малый бизнес более маневрен, чем крупный, который, как правило, ограничен в своих действиях из-за процедур, разработанных головным предприятием. Особенно проявляется это преимущество в сезонном характере работы в специфических условиях;

- в малых фирмах наиболее ярко реализуется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует преобладание за

рубежом малого бизнеса в электронике, генной инженерии, компьютерной технологии и т.д.

3. Увеличение количества предприятий и организаций, производящих однородную продукцию и осуществляющих похожую деятельность, а соответственно, и осуществляющих торговую деятельность. Чем больше будет таких предприятий, тем больше они будут стремиться удовлетворить спрос покупателя. Для того чтобы производителю занять большую сферу рынка им с помощью торговых предприятий придется изучить спрос и предложение по качеству, ассортименту выпускаемых товаров.

4. Ознакомление потенциального покупателя с новой продукцией и технологиями. Это достаточно легко осуществить посредством организации и проведения выставок, презентаций, конкурсов и т.п. К тому же, анализируя и систематизируя полученную информацию, и публикуя результаты, можно стимулировать покупку новых товаров и применения новых технологий в производстве. В этом процессе вполне могут участвовать и торговые организации.

5. Посредством СМИ необходимо создавать и поддерживать адекватную деловую репутацию организаций и предприятий, публиковать информацию о проводимых конкурсах, выставках, презентациях и т.п.

6. Важно ограничивать динамичный процесс концентрации организаций. Большую роль здесь играет регулирование процесса слияний и поглощения.

7. Иногда требуется проводить антидемпинговую политику, т.е. ограничивать ввоз товара на таможенную территорию государства из-за границы по ценам ниже.

Придерживаясь классификации хозяйствующих субъектов, предложенной Б.И. Пугинским, следует подразделить способы стимулирования конкуренции в зависимости от торгового статуса хозяйствующего субъекта: а) для производителей; б) для посредников; в) потребителей (покупателей).

А. 1) предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них производителей, впервые вступающих на рынок определенного товара;

2) изменение сфер применения свободных, регулирующих и фиксированных цен (в частности, относительно естественных монополий);

3) создание и развитие параллельных структур в сфере производства и торговли, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

4) привлечение иностранных инвестиций, создание организаций с иностранными инвестициями;

5) финансирование мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

 

Б. 1) создание и развитие параллельных структур в сфере обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

2) создание свободных экономических зон;

3) лицензирование экспортно-импортных операций и изменение таможенных тарифов;4) реализация программ демонополизации, развития конкуренции и поддержки предпринимательства;

В. 1) проведение рекламных кампаний;

2) создание информационно-консультационных служб.

       Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением кономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в Конституции в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК  определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а, следовательно - и товарных, отношений. ГК  устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

Рассуждения о необходимости развития конкуренции можно услышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблематики конкуренции все осуществлявшиеся в этом направлении меры оказались малорезультативными. Самые достоверные подтверждения неразвитости конкуренции - отсутствие в стране процессов свободного перетока капитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, сравнительно незначительное число субъектов малого бизнеса.

В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.

Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. В числе других стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.

Во-вторых, меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.

Вследствие допущенных просчетов конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур оказались сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулирования конкуренции. Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.

В нашей стране задачи развития конкуренции и подавления монополизма не могут быть решены столь простыми способами. И дело не в том, что за их решение Россия взялась на век позже, чем другие страны. Сложности предопределяются тем, что у нас, с одной стороны, вообще отсутствовала конкуренция, а с другой - тем, что монополизм в экономике носил тотальный характер. По оценкам специалистов, около 80% советских предприятий и объединений являлись монополистами в разных видах производства.

В отличие от рыночного отечественный монополизм насаждался сверху, был продуктом централизованной плановой системы хозяйства. Сверхмонополизированность социалистической экономики послужила одной из причин ее стагнации и краха.

Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров.

Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь лозунгом сокращения затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше организаций предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для этого улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы.     Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важно поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

Таковы общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.

Здесь находит реализацию важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

В каждой коммерческой организации требуется разработка и закрепление в локальных правовых актах собственной конкурентной стратегии. При выработке стратегии фирма должна основываться на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производства и трансакционных затрат с усилиями по обеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристик товаров. Последовательное проведение избранных направлений позволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рынке. Наряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.

Помимо выработки стратегии сбыта товаров необходимо создание конкурентной ситуации в отношениях между поставщиками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов. Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижения закупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара разных продавцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика, у нас совершенно непринятая и непривычная, там всеми рассматривается как нормальная и весьма разумная.

Руководство, юридическая служба каждой фирмы должны постоянно отыскивать и апробировать такого рода решения, чтобы полнее использовать возможности конкуренции.

 



2019-11-13 242 Обсуждений (0)
Формирование условий конкурентной среды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование условий конкурентной среды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)