Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обеспечение защиты конкуренции.



2019-11-13 214 Обсуждений (0)
Обеспечение защиты конкуренции. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Помимо развития конкуренции необходима и ее правовая защита. В Конституции говорится о том, что гарантируется единство экономического

пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Кроме того, государство обязано обеспечить условия для практической реализации провозглашенных прав и свобод, Конституция запрещает проведение экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Законодательство по защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Проведя анализ существующего антимонопольного законодательства в разных странах, можно выделить два его основных типа: запретительное и регулятивное.

Запретительный тип антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Одним из представителей этого типа законодательства являются США, их антитрестовое законодательство исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции. Антимонопольное законодательство в США появилось в конце XIX века. Оно было направлено против картелей, фиксации цен и иных подобных соглашений.

Закон Шермана 1890 г. содержал два основных раздела. Первый запрещал контракты, объединения и сговоры с целью ограничения торговли. Наказанием за нарушение являлось тюремное заключение до одного года или денежный штраф. Второй раздел запрещал монополию и любые попытки монополизации торговли и коммерции. В 1914 году был принят закон Клейтона, который объявлял вне закона действия крупных фирм, не охваченные законом Шермана, а также ограничивал рост монополий. В 1936 году дополнениями в раздел 2 закона Клейтона была запрещена ценовая дискриминация покупателей (установление неодинаковых цен для них), которая существенно сокращала конкуренцию. Раздел 5 закона возлагал бремя доказательства нарушения антимонопольного законодательства на нарушителей. Были запрещены слияния, имеющие тенденцию уменьшать конкуренцию (раздел 7, дополненный в 1950 г.). Разделом 8 запрещаются взаимопереплетающиеся директораты среди конкурирующих фирм.

В Японии при разработке антимонопольного законодательства широко использовался опыт США, поэтому антимонопольное законодательство Японии можно тоже отнести к запретительному типу. К регулятивному антимонопольному законодательству тяготеет большинство европейских стран и направлено оно не против монополии, а против злоупотребления ею. Например, некоторые страны объявляют незаконными соглашения о фиксировании цен, но допускают многочисленные исключения из этого правила. В Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Норвегии и Швейцарии картельные соглашения разрешены, если они должным образом зарегистрированы в соответствующих государственных органах. Последние уполномочены вмешиваться в дела фирм главным образом для предотвращения злоупотреблений.

Принципом, положенным в основу зарубежного антимонопольного законодательства, является наличие у фирмы монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.

На антимонопольный орган возлагается осуществление государственного антимонопольного регулирования. К основным задачам антимонопольного органа закон относит: 1) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; 2) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 3) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Организационные полномочия антимонопольного органа связаны с формированием подведомственных ему территориальных органов и назначением соответствующих должностных лиц, а также с направлением предписаний об отмене или изменении принятых органами исполнительной власти всех уровней управления неправомерных актов, заключенных ими соглашений и т.п.

Функциональные полномочия состоят в наличии прав:

- принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, административных взысканий на их

руководителей, граждан и должностных лиц;

- обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о нарушениях законодательства;

- направлять материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

- осуществлять государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, за соблюдением антимонопольного законодательства;

- а также давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства и осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Функции по развитию и защите конкуренции осуществляются

как государственными антимонопольными органами, так и специально созданными некоммерческими организациями.

Одним из основных понятий, рассматриваемых в законе О конкуренции..., является определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Под доминирующим положением хозяйствующего субъекта понимается его (или их) исключительное положение на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке используются следующие случаи:

1) доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара равна или больше 65%. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если хозяйствующий субъект не докажет обратного;

2) доля хозяйствующего субъекта на рынке более 35%, но меньше 65%. Антимонопольный орган может признать такое положение доминирующим, если будет установлено, что хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок других хозяйствующих субъектов, либо иными способами ограничивать их деятельность;

3) доля определенного товара на рынке меньше 35%, то такое положение не может быть признано доминирующим.

Представление доказательств, подтверждающих долю хозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольного органа.

В Законе О конкуренции... приведен примерный перечень действий хозяйствующего субъекта, в которых может выражаться злоупотребление доминирующим положением на рынке:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

- установление монопольно высоких (низких) цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Но даже при наличии признаков злоупотребления доминирующим положением, действия хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными. Для этого хозяйствующий субъект должен доказать, что положительные результаты от его действий превысили или превысят негативные последствия.

Доминирующее положение на рынке финансовых услуг имеет не-

которые отличия от доминирующего положения на товарном рынке.

Доминирующее положение финансовой организации – объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.

Доминирующее положение финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется  антимонопольным органом по согласованию:

- на рынке ценных бумаг - с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;

- на рынке банковских услуг - с Центральным банком;

- на рынке страховых услуг - с органом исполни-

тельной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;

- на рынке финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

Доля финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется исходя из отношения суммы ее оборота по определенному

виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах рынка финансовых услуг.

В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы исполнительной власти, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в  бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков.

Невыполнение в установленный срок законного предписания

органа регулирования естественных монополий, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

При определении размера штрафа учитывается экономическое состояние коммерческих и некоммерческих организаций. Отдельно устанавливается административная ответственность руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и граждан за нарушения.

       Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в Конституции. Согласно ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции. Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:

1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок. Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это - очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.

Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает органам исполнительной власти и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в Законе о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах. Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

 



2019-11-13 214 Обсуждений (0)
Обеспечение защиты конкуренции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обеспечение защиты конкуренции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)