Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логическая перспектива.



2019-11-13 829 Обсуждений (0)
Логическая перспектива. 0.00 из 5.00 0 оценок




Логическая перспектива – это донесение основной мысли при чтении вслух предложения, «цепочки» из нескольких предложений, законченных по мысли и композиционно, отрывка, рассказа, статьи, монолога и пр.

 

«Расчётливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого» (К.С.Станиславский)

«В перспективе передаваемой мысли (логической перспективе) важную роль играют логика и последовательность при развитии мысли и при создании соотношения частей на протяжении всего целого. Такая перспектива в развёртывающейся мысли создаётся с помощью длинного ряда выделенных ударениями слов, которые придают смысл фразе. Подобно тому, как в слове мы выделяем тот или другой слог, а в фразе то или иное слово, следует в большей мысли выделить наиболее важные фразы… получается вереница ударных моментов, которые отличаются друг от друга силой и выпуклостью» (К.С.Станиславский)

Определяя в прямой зависимости от мысли целого предложения или отрывка, главные и второстепенные ударения, произнося соответствующие части текста «приёмом вводного» и прочее мы приходим к передаче главной мысли отрывка.

 Умение выделять главное, не пропустив и не скомкав второстепенное и третьестепенное, умение привести слушателей «к цели» - к финалу предложения, отрывка, рассказа – есть умение донести логическую перспективу.

 Донесение логической перспективы требует координирования разных по силе и качеству ударений.

 Это подобно разным планам в живописи. В живописи наиболее важное выдвинуто на передний план; менее важное находится на втором, на третьем плане; наконец, наименее важное почти незаметно, затушёвано.

 

«У нас в речи существуют такие же планы, которые дают перспективу фразы. Наиболее важное слово ярче всех выделяется и выносится на самый первый звуковой план. Менее важные слова создают целые ряды более глубоких планов. Даже самая маленькая самостоятельная фраза, взятая отдельно, и та имеет свою коротенькую перспективу. Целая мысль, складывающаяся из многих предложений, тем более не обходится без неё». (К.С.Станиславский)

Даже маленькая фраза имеет свою перспективу. Это значит, что и в короткой фразе есть своя «цель» - главное ударное слово, несущее основную мысль.

Каждый отрывок имеет свою перспективу, которая ведёт к завершающему предложению, обычно несущему основную смысловую нагрузку.

 

Период.

Особым видом сложного предложения является период.

Период – это разветвлённое сложное предложение, со многими придаточными. Такого рода предложение даёт автору возможность подробно изложить и развить какую-либо мысль.

Период представляет собой самостоятельную часть литературного произведения, завершённую по содержанию

Построение периода напоминает замкнутый круг, кольцо.

Период всегда состоит из двух частей.

Первая часть периода обычно бывает длиннее второй и содержит сложное перечисление, состоящее из нескольких сравнительно небольших частей. Вся первая часть читается с постепенным повышением голоса на ударных словах внутри каждой части. Максимально голос повышается на главном ударном слове в конце первой части.

Между первой и второй частями периода находится наиболее длительная пауза (автор часто ставит тут тире). Эта пауза представляет собой как бы границу между частями. После этой паузы происходит резкий мелодический перелом. При переходе ко второй части голос (по сравнению с первой частью) резко понижается.

Вторая часть периода называется заключением («выводом»). Обычно она гораздо короче первой части. Внутри неё голос на ударных словах несколько повышается, но повышения эти меньше, чем в первой части, а максимальное понижение голоса происходит на главном ударном слове всего периода, находящемся в конце второй части. Тут ставится завершающая точка. Обычно периоды бывают условные («если…») и временные («когда»); встречаются и периоды уступительные («как ни…», «хотя…»).

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Русская пунктуация связана с грамматикой, с русским синтаксисом. Но у каждого автора свой стиль, свой язык и часто писатели вводят в текст дополнительные, нужные им знаки препинания. Пунктуация автора помогает нам понять, освоить содержание, уловить тонкости замысла, раскрыть образ мыслей, уточнить подтекст.

Именно поэтому знаки препинания так важны и так индивидуальны в творчестве каждого писателя.

 

Пунктуация находит своё отражение в устной речи.

 

А.П.Чехов считал пунктуацию нотными знаками при чтении.

Знаки препинания помогают лучше понять мысль автора и обязывают нас разобраться, почему автор избрал именно такую пунктуацию.Все знаки препинания, кроме запятой, которая иногда «не читается», указывает на окончание речевого такта и требует логической паузы.

Существует обязательная интонация, присущая каждому знаку препинания. Необходимо изучить обязательные правила «звучания» знаков препинания для овладения мелодикой русского языка.

Следует помнить, что текст роли или отрывки, выбранные для художественного исполнения, не всегда требуют чтения по указанным знакам препинания: точка, например, не всегда завершает мысль, и тогда считается «не настоящей», вопросительный знак иногда произносится, как точка с запятой и т.д.

 

ТОЧКА

 

Точка показывает завершение мысли.

Она связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем ей или близко перед ней стоящем.

Как правило, точка требует после себя сравнительно длинной паузы, особенно когда она совпадает с завершением мысли.

 

«Вообразите, что мы вскарабкались на самую высокую скалу над бездонным обрывом, взяли тяжёлый камень и швырнули его вниз, на самое дно. Вот так и надо учиться ставить точки при завершении мысли.» (К.С.Станиславский)

Однако бывают не только «настоящие» точки. Можно сказать, с уверенностью, что гораздо чаще встречаются случаи, когда точка, стоящая в конце предложения, предполагает развитие мысли в следующем (или следующих) предложениях. В этом случае голос обязательно понижается, но не падает так резко вниз, как при «настоящей» точке.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Точка с запятой разъединяет и в то же время соединяет в одно целое части одного описания. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке.

Наиболее частая ошибка при чтении точки с запятой – это понижение перед ней голоса, как перед точкой. Пауза после точки с запятой более короткая, чем после точки.

ЗАПЯТАЯ

Запятая обычно указывает, что мысль не закончена.

Наличие запятой говорит о соединительной паузе.

Запятая требует повышения голоса перед ней на ударном слове. Ударное слово, предшествующее запятой, может находиться не обязательно непосредственно перед запятой, но повышение голоса приходится именно на ударное слово.

 

Станиславский пишет, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую… самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Её загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы».

При перечислении запятая требует повторяющихся, почти однотипных повышений голоса на каждом из перечисленных слов, а на последнем голос понижается к точке.

 

Запятая не читается, то есть не выделяется паузой, в следующих случаях:

 

1. перед вводным словом или после него

2. между союзом «И» и деепричастным оборотом

3. перед причастным оборотом, если он стоит после определяемого слова

4. перед обращением, стоящим в середине или в конце предложения

5. перед сравнительным оборотом

6. запятая часто «не читается» в сложноподчинённых предложениях, когда связь главного с придаточным осуществляется:

союзами: «кто», «что», «который»

сложными словами: «с тем, чтобы», «для того, чтобы», «потому, чтобы»:                                     

соотношениями: «то, что», «всё, что».

ДВОЕТОЧИЕ

 

Двоеточие указывает на намерение разъяснить, уточнить, перечислить.

Обычно перед двоеточием голос на предшествующем ему ударном слове несколько понижается, но значительно меньше, чем на точке.

Главная ошибка при чтении двоеточия заключается в том, что голос слишком сильно понижают и возникает интонация точки. Получается бессмыслица: за двоеточием следует разъяснение, уточнение, а предложение закончено. Всегда следует помнить, что главное (по смыслу) находится после двоеточия.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Интонация вопросительного знака передаётся с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения.

Без этого обязательного повышения голоса задать вопрос в русском языке невозможно.

 К концу вопросительного предложения голос понижается.

 

Интонация вопросительного знака должна содержать активное желание получить ответ на заданный вопрос.

 

«Вопросительный знак обязывает слушателей у ответу» (К.С.Станиславский)

Иногда бывает, что вопросительный знак выполняет функцию восклицательного знака. Такие предложения и произносятся с интонацией, близкой к интонации восклицательного знака.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения (реже – понижения) голоса.

 Восклицательное предложение может выражать какое-либо намерение говорящего или его словесное действие: просьбу, мольбу, угрозу, требование, приказ, обвинение, похвалу – вообще сильное чувство.

 

«Интонация восклицательного знака должна вызывать реакцию сочувствия, интереса или протеста» (К.С.Станиславский)

МНОГОТОЧИЕ

Многоточие обозначает обычно что-либо недоговорённое, подразумеваемое.

1. многоточие может стоять в конце сюжетного куска или в конце произведения. В этом случае голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается, почти как на точке.

2. часто встречается также многоточие перед началом абзаца. В этом случае оно показывает начало нового сюжетного куска.

3. многоточие в середине предложения часто подразумевает паузу прерванной речи – паузу умолчания.

«При многоточии наш голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя её на дно, а оставляя её висеть в воздухе» (К.С.Станиславский)

СКОБКИ

Слова, заключённые в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания.

 

В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения.

Скобки всегда окружены паузами и читаются «приёмом вводного».

Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон – безударность, или, как говорил Станиславский, «бескрасочная интонация».

 Однако внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса. Если голос на ударном слове внутри скобок совсем не повысить, то внутри предложения прозвучит интонация точки и предложение закончится раньше времени, потеряет смысл. В то же время повышение голоса на ударном слове внутри скобок будет значительно меньшим, чем перед скобками.

ТИРЕ

Тире встречается в простых и сложных предложениях.

Тире связывает предыдущее с последующим: оно ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому и т.д.

Тире требует некоторого повышения голоса на предшествующем ему ударном слове.

Если во фразе два тире или тире с запятой указывают на водность слова или группы слов, то слова, заключённые между тире, читаются приёмом вводного.

КАВЫЧКИ

Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, группу слов или целое предложение.

Слова, стоящие в кавычках, интонационно подчёркиваются: с помощью пауз, окружающих кавычки, ударением на слове, поставленном в кавычки, изменением высоты голоса и т.д.

 Кавычками выделяются цитаты.

 Кавычками выделяются слова, употреблённые иронически, или слова, необычные для данного текста. В этом случае обязательно выделяется стоящее в кавычках слово.

 Кавычками также выделяются названия книг, газет, журналов и т.п. В этом случае перед или после названия, стоящего в кавычках, надо сделать небольшую паузу и несколько выделить ударением название.

 Кавычки, заключающие в себе прямую речь или мысли героя, его внутренний монолог, произносятся так, как считает нужным исполнитель. Тут могут быть переданы особенности речи героя, его отношение к фактам, которые он сообщает или о которых он думает, и пр



2019-11-13 829 Обсуждений (0)
Логическая перспектива. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логическая перспектива.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (829)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)