Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон противопоставления.



2019-11-13 429 Обсуждений (0)
Закон противопоставления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Речевые такты и логические паузы.

Каждая фраза делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы называются речевыми тактами.

 Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д. каждый речевой такт отделён от другого логическими паузами различной длительности.

 

« , » - люфтпауза – короткая пауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после него;

 

« / » - пауза между речевыми тактами;

 

« // »- пауза более длительная, между речевыми тактами или между предложениями.

 

Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в неё, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене… (К.С.Станиславский)

Расстановка логических пауз связана с определением границ речевых тактов.

Грамматический знак препинания указывает на необходимость логической паузы (кроме запятой, которая в некоторых случаях «не читается»).

Возможны случаи, когда логические паузы необходимы при отсутствии знаков препинания.

1. группа слов, относящихся к подлежащему, отделяется паузой от группы слов, поясняющих сказуемое (если только подлежащее не выражено местоимением – в этом случае оно не отделяется от группы сказуемого).

2. между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед союзами «и», «да», «или» ставится логическая пауза.

3. обстоятельственные слова, стоящие в начале предложения, отделяются паузой.

4. обстоятельства требуют перед собой паузы.

 

Необходимо помнить, что кроме логических пауз существуют психологические паузы, которые нередко встречаются в ролях и отрывках.

 Психологическая пауза не подчиняется законам логического чтения текста; она всецело относится к области словесного действия.

 

Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там её смело вводит психологическая пауза. (К.С.Станиславский)

Логическое ударение.

 

Выделение слова или группы слов среди других слов в предложении или группе предложений с помощью звуковых средств называется логическим ударением.

Цель ударения – выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чём говорится в тексте.

 

Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте. (К.С.Станиславский)

Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, так же, как и фраза, в которой нет ни одного ударного слова.

Фраза, в зависимости от перемещения в ней логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

В предложении может быть одно главное и несколько второстепенных и третьестепенных ударений.

Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса.

 

Ударное слово может быть выделено, если от остальных слов снять или почти снять ударения.

 

То, что Станиславский называет «бескрасочной интонацией» называется монотонномречь на одной (или почти на одной) высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но, если её применить как контраст по отношению к главной части фразы, она, напротив поможет это ударение выделить.

 

Как же определить в предложении главные и второстепенные ударения?

 

Сложность в постановке логических ударений заключается в то, что в начале работы большое количество речевых тактов, и, следовательно, тактовых ударений затрудняет чтение; читающему начинает казаться, что всё является главным, он перегружает чтение ударениями, делая текст непонятным. Необходимо учиться «скелетировать» фразу,- снимать ударения с тех слов, которые не несут главной мысли, определять смысловые центры предложения, выделяя их ударением.

Станиславский советует при определении ударений в первую очередь выбирать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После этого следует сделать то же с менее важными, но всё-таки выделенными словами. Что же касается неглавных, невыделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать.

Нельзя забывать, что путь логического разбора – это всегда путь от целого к части и снова от части к целому; поэтому разобраться в градации ударений (главное и второстепенное) можно только исходя из главной мысли произведения или отрывка.

 

 С самого начала надо понять, какую мысль нужно высказать; отталкиваясь от этого, возможно определять место логических ударений в предложении. Но начинать работу над расстановкой логических ударений возможно и на примерах отдельных фраз различных писателей.

 

Часто логическое ударение падает на конец фразы, что объясняется свойственному русскому языку тяготению ударения к концу предложения.

 

В авторском тексте встречается инверсия, на которую при расстановке ударений необходимо обращать внимание. Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении. В русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и т.д.

Применение инверсии даёт возможность писателю выделить нужное ему слово. Как только это слово попадает «не на своё место», внимание читающего оказывается привлечённым к нему, и на него обычно падает ударение.

В некоторых случаях сами писатели прибегают к выделению ударных слов с помощью курсива. Когда в тексте встречается курсив, надо обязательно обратить на него внимание, выделив его в звучании. Но курсив занимает столь небольшое место в книгах, что ориентироваться на него при определении ударных слов совершенно невозможно. Наблюдения за живой звучащей речью позволяет говорить о существовании ряда законов и правил, помогающих в расстановке логических ударений.

 

Закон нового понятия.

Новое понятие – это первое упоминание в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления; оно почти всегда получает главное ударение, так как оно как бы знакомит нас с новым героем или новым понятием. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

 

Закон противопоставления.

Если в одном из нескольких предложениях имеется противопоставление, то оба противопоставляемых понятия выделяются ударением, но более сильное ударение получает то, которое противопоставляется.

 Закон противопоставления является самым активным, так как он распространяется на любое слово, если оно попадает в контекст противопоставлений. Противопоставление бывает явным и скрытым.

 Наличие противительных союзов «а» и «но» указывает на явное противопоставление.

Скрытое противопоставление часто выявляется лишь в контексте с другими фразами.

Закон противопоставления подчиняет себе ряд правил расстановки логических ударений; правило может быть нарушено, если имеется явное или скрытое противопоставление.

Например, в русском языке местоимения не принимают на себя ударений; но, если в фразе имеется противопоставление, местоимение выделяется ударением.

 



2019-11-13 429 Обсуждений (0)
Закон противопоставления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон противопоставления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)