Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определения гендерной идентичности современными исследователями



2019-11-13 363 Обсуждений (0)
Определения гендерной идентичности современными исследователями 0.00 из 5.00 0 оценок




Гендерная идентичность — базовая структура социальной иден­тичности, которая характеризует человека с точки зрения его при­надлежности к мужской или женской группе, при этом большое зна­чение имеет то, как человек сам себя категоризирует.

Понятие «гендерная идентичность» появилось в академической науке в 1955 г. Его ввел Дж. Мани для того, чтобы описать внутрен­нее состояние личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной, а также подчеркнуть значение социально-культур­ных факторов в формировании психологического пола.

Представители современного психоанализа Ф. Тайсон и Р. Тай­ сон различают половую идентичность, полоролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Половая идентичность строится из ядра половой идентичности (термин заимствован ими у Р. Столлера). Они определяют ядро половой идентичности как самое примитивное, отчасти осознанное и отчасти неосознанное чувство принадлежности одному биологическому полу, а не другому.

Ядро половой идентичности зарождается еще у плода как био­логическая сила, далее важную роль играют анатомия и физиология внешних половых органов. На эти факторы накладываются социаль­ные и психологические условия. Оно есть часть, но не эквивалент более широкого чувства половой идентичности. Биологиче­ский пол ребенка побуждает родителей к определенному стилю об­ращения с ним, в котором отражаются позиции родителей по отношению к ребенку мужского или женского пола, а также разнообразные сознательные и бессознательные фантазии.

На базе ядра половой идентичности возникает полоролевая иден­ тичность. Она формируется на основе обусловленных полом бессозна­тельных взаимодействий между родителями и ребенком с самого рож­дения, которые зависят от отношения родителей к биологическому полу ребенка, от того, как они сами ощущают себя мужчиной или женщиной, и от стиля их взаимодействия между собой и с другими.

Тайсоны признают, что по мере развития ребенка его идентифика­ции с объектами своего пола и его внутрипсихические представления о ролевых отношениях формируются под влиянием культурных и со­циальных факторов. Таким образом, современный психоанализ поми­мо биологических факторов формирования гендерной идентичности признает роль социально-психологического опыта и влияния среды.


Гендерная идентичность — это более широкое понятие, чем полоролевая идентичность, поскольку тендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от одежды до особен­ностей взаимодействия с другими). Также понятие «гендерная идентич­ность» несинонимично понятию «сексуальная идентичность», поскольку тендер — понятие не столько биологическое, сколько культурное, соци­альное. Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контек­сте его сексуального поведения в структуре тендерной идентичности.

И. С. Клецина определяет тендерную идентичность как аспект само­сознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола. Половая принадлежность — это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое «Я» и других в ходе социализации.

Осознание собственной половой принадлежности и становление гендерной идентичности человека — одно из направлений его соци­ализации. Процесс гендерной социализации определяется и направ­ляется с помощью различных социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли.

Г ендерная роль — дифференциация деятельности, статусов, прав, обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерная роль — это вид социальных ролей, они нормативны, выра­жают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Другими словами, это система социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его при­знавали как мальчика/мужчину или девочку/женщину. Гендерные роли всегда связаны с определенной системой представлений и смыслов, ко­торую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.


Итак, гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, существующий в самосознании человека, в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, об­разовательном и т. п. статусах. Наиболее полное определение тен­дерной идентичности, раскрывающее суть явления, дает В. Е. Каган.

Гендерная идентичность это аспект самосознания, пред­ставленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социо­культурными значениями маскулинности и феминпнности как не­зависимых измерений. Как составляющая социальной, гендерная идентичность имеет свою структуру и содержание. В ее структуре выделяется три уровня:

базовая идентичность — соотнесение личности с альтернатив­ными представлениями о маскулинности-фемининности;

ролевая — соотнесение поведения и переживаний личности с су­ществующими в данной культуре полоролевыми стереотипами;

персональная, интегрирующая описанные уровни и характери­зующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного обще­ния.



2019-11-13 363 Обсуждений (0)
Определения гендерной идентичности современными исследователями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определения гендерной идентичности современными исследователями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)