Определения гендерной идентичности современными исследователями
Гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом большое значение имеет то, как человек сам себя категоризирует. Понятие «гендерная идентичность» появилось в академической науке в 1955 г. Его ввел Дж. Мани для того, чтобы описать внутреннее состояние личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной, а также подчеркнуть значение социально-культурных факторов в формировании психологического пола. Представители современного психоанализа Ф. Тайсон и Р. Тай сон различают половую идентичность, полоролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Половая идентичность строится из ядра половой идентичности (термин заимствован ими у Р. Столлера). Они определяют ядро половой идентичности как самое примитивное, отчасти осознанное и отчасти неосознанное чувство принадлежности одному биологическому полу, а не другому. Ядро половой идентичности зарождается еще у плода как биологическая сила, далее важную роль играют анатомия и физиология внешних половых органов. На эти факторы накладываются социальные и психологические условия. Оно есть часть, но не эквивалент более широкого чувства половой идентичности. Биологический пол ребенка побуждает родителей к определенному стилю обращения с ним, в котором отражаются позиции родителей по отношению к ребенку мужского или женского пола, а также разнообразные сознательные и бессознательные фантазии. На базе ядра половой идентичности возникает полоролевая иден тичность. Она формируется на основе обусловленных полом бессознательных взаимодействий между родителями и ребенком с самого рождения, которые зависят от отношения родителей к биологическому полу ребенка, от того, как они сами ощущают себя мужчиной или женщиной, и от стиля их взаимодействия между собой и с другими. Тайсоны признают, что по мере развития ребенка его идентификации с объектами своего пола и его внутрипсихические представления о ролевых отношениях формируются под влиянием культурных и социальных факторов. Таким образом, современный психоанализ помимо биологических факторов формирования гендерной идентичности признает роль социально-психологического опыта и влияния среды. Гендерная идентичность — это более широкое понятие, чем полоролевая идентичность, поскольку тендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от одежды до особенностей взаимодействия с другими). Также понятие «гендерная идентичность» несинонимично понятию «сексуальная идентичность», поскольку тендер — понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное. Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре тендерной идентичности. И. С. Клецина определяет тендерную идентичность как аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола. Половая принадлежность — это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое «Я» и других в ходе социализации. Осознание собственной половой принадлежности и становление гендерной идентичности человека — одно из направлений его социализации. Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли. Г ендерная роль — дифференциация деятельности, статусов, прав, обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерная роль — это вид социальных ролей, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Другими словами, это система социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика/мужчину или девочку/женщину. Гендерные роли всегда связаны с определенной системой представлений и смыслов, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Итак, гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, существующий в самосознании человека, в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, образовательном и т. п. статусах. Наиболее полное определение тендерной идентичности, раскрывающее суть явления, дает В. Е. Каган. Гендерная идентичность — это аспект самосознания, представленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и феминпнности как независимых измерений. Как составляющая социальной, гендерная идентичность имеет свою структуру и содержание. В ее структуре выделяется три уровня: • базовая идентичность — соотнесение личности с альтернативными представлениями о маскулинности-фемининности; • ролевая — соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре полоролевыми стереотипами; • персональная, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |