Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая и постклассическая теория познания. Проблема субъекта и объекта познания



2019-11-13 380 Обсуждений (0)
Классическая и постклассическая теория познания. Проблема субъекта и объекта познания 0.00 из 5.00 0 оценок




Как и философия в целом, гносеология делится на классическую и неклассическую. В классической гносеологии преобладает ориентация на всесилие человеческого разума и научного знания, которое идеализируется и рассматривается как несомненное и единственно достоверное. Соответственно, познающий субъект понимается как «несомненный фундамент в построении знаний» [3, с. 415], он противостоит объекту, находится по отношении к нему в оппозиции, но при этом способен воспроизводить объект теоретически таким, каким он существует реально.

Постклассическая гносеология (ее нередко называют эпистемологией) возникает в XIX веке. Для нее характерен пересмотр привилегированного статуса науки. Наряду с научным признается возможность донаучного, обыденного, вненаучного знания, все больший интерес вызывают знания, выходящие за пределы традиционной рациональности. Пересматривается также статус познающего субъекта, он понимается «как изначально присутствующий в реальном мире» [3, с. 416], причем базовой оппозицией является не «объект — субъект», а «объект — знание». Изучению структуры и типологии знаний, механизмов их объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности, закономерностей их развития уделяется особое внимание.

Проблема субъекта и объекта познания — стержневая гносеологическая проблема классической и неклассической философии.

Субъект познания (S) — это тот, кто воздействует на объект и познает его. Он становится и осознает себя субъектом в процессе предметной деятельности. Субъект познания — человек, обладающий познавательными способностями, при помощи которых он получает, сохраняет и вырабатывает новые знания, передает их последующим поколениям.

Объект познания (О) — фрагмент объективной реальности (социальной или общественной), который включен в познавательную и практическую деятельность. Объективная реальность существует независимо от субъекта, но в процессе познания между ними возникает взаимосвязь. Объектом познания может быть не только природа и общество, но и сам человек, его сознание, память, воля, чувства, его духовная деятельность. Объект познания — все то, на что направлена познавательная активность субъекта, вовлечено в среду его деятельности.

В процессе познания используется средства познания как материальные (орудия труда, приборы, инструменты, компьютеры и т. д.), так и идеальные (понятия, категории, теории, концепции, художественные образы и т. д.). Они служат посредниками между О и S, способствуют получению, развитии. и трансляции знаний, а также их оформлению и преобразованию в знаковой или предметной форме.

Одна из стержневых гносеологических проблем — отношение объекта и субъекта в процессе познания. Философское решение данной проблемы развивалось в зависимости от исторического уровня развития науки и практики. Выделим основные модели интерпретации субъектно-объектного отношения в классической философии.

1 Наивно-реалистическая программа (созерцательный материализм). Она представляет теоретическое выражение обыденного сознания, которое формируется в самой практической жизни. Суть наивного реализма заключается в том, что субъект воспринимает объект пассивно, как бы фотографирует его в своем сознании и, исходя из полученных фактов, теоретически объясняет объект. Созерцательное, бездеятельное отношение к объекту позволяет получить определенную информацию о нем, но, по сути дела, приводит к созданию теорий, оторванных от практической деятельности и ее реальных проблем. Философским обоснованием наивного реализма были концепции П. Гольбаха, Д. Дидро, Л. Фейербаха. Кратко данную концепцию можно обозначить следующим образом: «S созерцает объект и объясняет его».

2 Идеалистический эмпиризм (Д. Юм, Дж. Беркли, Э. Мах). С этой точки зрения объект и субъект связаны неразвитым образом и их связь такова, что объект не существует самостоятельно, не зависимо от субъекта познания и представляет не более, чем совокупность ощущений субъекта. Классическим выражением данной позиции является высказывание Дж. Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым». Краткое обозначение идеалистического эмпиризма: «О — совокупность ощущений S».

Подобная позиция не заслуживала бы внимания, если бы не имела реальных оснований. Поскольку информацию о мире человек получает посредством ощущений, для познающего субъекта объект действительно представляет совокупность ощущений, за пределы которых непосредственно выйти невозможно. Но это, конечно, не означает, что объективная реальность как таковая не существует.

3 Трансцендентальная гносеология. Трансцендентальный (от лат. transcendens — переступающий, выходящий за пределы) — термин, возникающий в схоластической философии и обозначающий все то, что выходит за предела ограниченного существования, конечного, эмпирического мира. И. Кант придал данному термину гносеологическое значение: трансцендентальное — все то, что относится к априорным (доопытным) условиям и формам познания, «видам нашего познания предметов» (пространство и время, категории рассудка — субстанция, причинность и др.).

Трансцендентальную гносеологию обычно связывают с агностицизмом И. Канта. По И. Канту, объект («вещь в себе») существует независимо от сознания человека, но познается не сам по себе, а конструируется субъектом на основе априорных форм чувственности, рассудка и творческой деятельности разума. В этом смысле разум предписывает законы природе, конструирует мир. Кратко позицию И. Канта можно выразить так: « S творит О в своем сознании».

При всей своей абсурдности гносеология И. Канта содержит правильную мысль: разум действительно конструирует, творит объективный мир, втискивая его конкретное богатство и многообразие в абстрактные схемы, формулы, законы.

4 Социокультурная программа (деятельностный подход). Сущность этой программы можно свести к следующему:

a) определяющим моментом в отношении субъекта и объекта активная человеческая деятельность. Впервые данную концепцию разработал                  Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс, причем Г. В. Ф. Гегель — применительно к духовной деятельности (саморазвитию абсолютной идеи), К. Маркс — применительно к практической (материально-предметной) деятельности. Субъект воздействует на предмет и познает его в процессе деятельности. Опредмечивая свои сущностные силы (знания, умения, способности), то есть, воплощая их в объекте, человек одновременно распредмечивает их, так как в процессе деятельности раскрываются новые свойства, аспекты отношений изучаемого объекта. «Мы знаем предметы лишь такими, какими раскрывает их наша деятельность»  [3, с. 421].

b) познавательная деятельность субъекта происходит в рамках культурных достижений общества, которые субъект осваивает и перерабатывает в себе. Культура как бы задает субъекту определенное видение изучаемых объектов и интерпретацию полученных новых знаний »  [3, с. 422]. Но человек не воск или пластилин, который пассивно отпечатывает внешнее воздействие, он активное, деятельное существо, и полученная извне информация преобразуется во внутреннем мире человека в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

c) все компоненты познавательного отношения — субъект, его деятельность, объект познания — динамичны, изменяются с развитием общества. По мере увеличения и углубления знаний расширяется и преобразуется сфера деятельности, используются новые методы и средства, что ведет к интеллектуальному и практическому совершенствованию познающего субъекта.

Данная модель отношения объекта и субъекта достаточно основательно описывает процесс познания. Что касается наивного реализма, идеалистического эмпиризма, трансцендентализма, то они правильно воспроизводят отдельные аспекты познавательного процесса и заслуживают пристального изучения.

Рассмотренные модели отношения объекта и субъекта характерны для классической гносеологии. Постклассическая гносеология вносит в классические представления некоторые существенные изменения и дополнения, которые позволяют представить процесс познания более основательно и адекватно. Каковы основные особенности постклассической гносеологии?

Она отказывается от оппозиции, противопоставления объекта и субъекта познания, то есть субъект «встраивается» в объект, представляет его неотъемлемую характеристику, что означает, что для субъекта объект не существует отдельно, он всегда связан с ним внутренним образом. Если я воспринимаю предмет или размышляю о нем, для меня он существует как субъективно-идеальный образ. Анализ субъективности — неотъемлемая характеристика всякого события, происходящего в мире. Важнейшей особенностью постклассической гносеологии является также исследование проблем языка (символов) и переосмысление на этой основе проблемы истинности знаний.

1. 3 Структура и основные характеристики познавательного процесса

Деятельностное отношение между объектом и субъектом пронизывает процесс познание как его внутренний стержень и составляет его основание. Но познавательные образы, возникающие в процессе деятельности, могут отличаться по характеру и глубине воспроизведения действительности. Они могут нести поверхностную информацию об объекте, связанную с деятельностью органов чувств, или знание о сущности и закономерностях, достигаемое мышлением. Соответственно выделяются два уровня или стороны познания: чувственное и рациональное (мышление).

Чувственное познание — познание действительности посредством органов чувств. Оно воспроизводит действительность во всем конкретном разнообразии: цветах, запахах, вкусах и т. д. Оно реализуется в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Существуют множество видов ощущений: зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные, болевые, температурные и т. д. Современная наука установила центры различных ощущений в мозгу человека. Так, центр зрительных ощущений — в затылочных отделах мозга, центр осязания — в теменных отделах, центр слуховых ощущений — в височных отделах и т. д. Животные также имеют ощущения, но ощущения человека отличаются тем, что они опосредованы мышлением и деятельностью.

В отличие от ощущений, которые фиксируют отдельные свойства предметов или человеческого организма (лимон кислый, яблоко красное, музыка громкая), восприятие дает целостный образ предмета, совокупность ощущений.

Образ восприятия может удерживаться в сознании человека и при отсутствии предмета. Представление — образ ранее воспринимаемого предмета, а также образ, созданный воображением. Соответственно, представления существуют в двух формах: 1) образы памяти, 2) образы воображения, фантазии.

Чувственное познание дает человеку образную картину мира, обеспечивает первоначальную адаптацию к миру. Вместе с тем, чувственное познание — единственная связь человека с внешним миром и источник первичной информации, которую человек получает в процессе деятельности посредством органов чувств. Если представить человека, лишенного органов чувств, он не сможет общаться с внешним миром и получать какие-то знания о нем. При утрате какого-либо органа чувств связь с миром компенсируется другими. Известно, что в Сергиево-Посадском интернате для слепоглухонемых детей использовалась специальная методика передачи информации через тактильные ощущения (рука в руку), благодаря чему дети, лишенные от природы зрения и слуха, смогли стать полноценными людьми со способностью к мышлению.

Опираясь на чувственное познание, человек получает информацию о мире, но, чтобы проникнуть в суть явлений, объяснить их, необходимо рациональное познание (мышление). Животные имеют более развитые органы чувств (зрение орла острее человеческого, обоняние и слух любого хищника превышают аналогичные способности человека), но животное не увидит в предметах и сотой доли того, что знает человек. Естественная ограниченность органов чувств человека преодолевается мышлением.

Рациональное познание (мышление) имеет абстрактный характер. Абстракция (от лат. abstraction — отвлечение) — отвлечение от многих свойств  предмета и выделение некоторых его свойств. Примеры абстракций: «человек умный», «студент нерадивый», «книга интересная», «роза красная». Элементы абстракций содержатся в восприятии, когда, наблюдая предмет, мы обращаем внимание на его отдельное свойство. В мышлении абстрагирование достигает высшей степени и приводит к образованию понятий, в том числе и научных. Именно благодаря абстракциям, мышление освобождается от конкретного многообразия, действительности и представляет обобщенное воспроизведение предметов. «Обобщить нечто — значит мыслить его» (Г. В. Ф. Гегель).

Рациональное познание представляет опосредованное отражением действительности. Посредником между мыслью и объективной реальностью является чувственное познание. Мышление имеет творческий, целенаправленный и прогнозирующий характер. Оно «творит мир», открывает принципы и закономерности, создает субъективную реальность, оно связано с целеполаганием и позволяет забегать вперед, прогнозировать события и результаты действий.

На основании свойств мышления в «Философском энциклопедическом словаре» дается следующее определение: мышление — высшая форма активного отражения действительности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении действительности, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Выделяют три логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключение.

Мышление человека — понятийное мышление, процесс осмысления мира с использованием понятий. Понятие — форма мышления, представляющая результат обобщения предметов или явлений по существенным признакам. Понятие обозначает общие и существенные свойства определенной группы явлений. Так, понятие «металл» фиксирует наличие особых свойств у некоторых химических элементов. Понятие «шар» выделяет общие свойства множества конкретных шаров, отличающие данный предмет от всех других. Цвет, размеры, материал, из которого сделаны шары, в понятии не учитывается.

Понятие, как привило, выражается словом, а большинство слов есть понятие.

Можно выделить три уровня понятий: обыденные, научные, философские, причем одно и то же понятие может рассматриваться на трех уровнях.

Понятия существуют в мышлении и в речи в неразрывной связи, то есть как суждения. Суждение — форма мышления, в которой о предмете что-либо утверждается или отрицается («Железо — химический элемент». «Змеи не имеют ног».) Языковой формой суждения является предложение.

На основе суждений возникают умозаключения — форма мышления или логическое действие, в результате которого из одного или нескольких связанных суждений делается вывод, содержащий новое знание. Например, «все жидкости упруги; вода — жидкость, следовательно, она обладает свойством упругости». «Все философы — любители мудрости, Сократ — философ, следовательно, он любитель мудрости».

Итак, существуют два основных уровня познания: чувственное и рациональное. В каком соотношении они находятся? В классической гносеологии сложились две концепции: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. «опыт») рассматривает чувственный опыт единственным источником знаний (Д. Юм, Э. Мах, Б. Рассел). В соответствии с эмпиризмом все содержание знаний может быть выведено из чувственного опыта. Данную концепцию выразил американский поэт У. Уитмен:

Логика и проповеди никого не убеждают,

Сырой мрак ночи глубже проникает в мою душу.

Только то, что очевидно для каждого мужчины и каждой женщины,

Является таковым на самом деле.

Примыкает к эмпиризму сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение). Не отрицая значения рационального познания, сенсуалисты рассматривают чувственность главной формой достоверного знания (Дж. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах).

Рационализм (от лат. ratio — разум) — философское направление, признающее разум основой познания и поведений людей. Согласно рационализму, опыт, чувственное познание — лишь внешний стимул для осмысления действительности, а также средство иллюстрации идей, выдвинутых разумом (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант).

Эмпиризм и рационализм абсолютизируют значимость одной из сторон процесса познания. Ф. Бэкон уподоблял эмпириков муравью, который «только собирает и довольствуется собранным, а рационалистов - пауку, ткущему нить из самого себя». «Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению» [5, с. 488].

Выделение чувственного и рационального познания в качестве самостоятельных гносеологических сторон вовсе не означает их раздельного существования. Как отмечал В. С. Степин, чувственное познание лишь в двух случаях генетически предшествует рациональному (логическому): в становлении человеческого общества и в индивидуальном формировании ребенка до 2–3 лет  [3, с. 425]. Во всех остальных познавательных ситуациях они слиты воедино. У человека нет «чисто чувственного», ни «чисто логического» познания. Чувственный опыт рационально перерабатывается, логически осмысливается, а разум человека не может работать вхолостую, ему необходима информация, доставляемая органами чувств. Познание — единый процесс, в котором чувства и разум работают совместно над решением одной и той же познавательной задачи, но каждый из них выполняет свои функции (рисунок 1).

 



2019-11-13 380 Обсуждений (0)
Классическая и постклассическая теория познания. Проблема субъекта и объекта познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая и постклассическая теория познания. Проблема субъекта и объекта познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)