Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Композиционная структура итоговой аттестационной работы



2019-11-13 179 Обсуждений (0)
Композиционная структура итоговой аттестационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Композиция работы – это последовательность расположения основных компонентов аттестационной работы, включающих титульный лист, оглавление, введение, основную часть работы, заключение, литературу, приложение(-ия). Ниже подробно рассмотрим особенности каждого из вышеназванных компонентов итоговой аттестационной работы слушателей.

Титульный лист должен содержать такие элементы, как:

· полное название учебного учреждения, в котором слушатель осваивал программу профессиональной переподготовки;

· полное название структуры, в которой слушатель программы профессиональной переподготовки будет публично защищать свою итоговую аттестационную работу;

· данные о дате допуска выпускной работы слушателя, подпись начальника отдела дополнительного профессионального образования ДепНО;

· название ИАР;

· сведения о слушателе, выполнившем итоговую работу, которые включают его фамилию, имя, отчество, название программы профессиональной переподготовки;

· сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, должность или звание, научная степень, место работы);

· город, в котором была выполнена работа, а также год выполнения слушателем работы.

В приложении 1. можно увидеть образец правильного оформления титульного листа ИАР.

Оглавление является вторым компонентом аттестационной работы слушателя, в который должны быть включены такие элементы, как введение, основные заголовки (название глав и параграфов, раскрывающих основное содержание глав), заключение, литература, название приложения(-й) и соответствующие номера страниц в самой работе, с которых начинаются все названные компоненты.

В оформлении оглавления имеются следующие особенности:

1. На странице, где напечатано оглавление работы, нумерация не ставится.

2. В оглавлении нумерацию глав принято обозначать арабскими цифрами, а при введении номера параграфа используется рубрикатор (1.2, 2.3 и т.д.).

3. Желательно, чтобы количество параграфов в каждой главе было примерно одинаковым, тогда содержание имеет законченный вид, поскольку показывает, что в работе внимание автора обращено на большинство аспектов рассматриваемой проблемы.

4. Не допустимо, чтобы нумерация страниц, указанная в оглавлении, не совпадала с нумерацией страниц в основном содержании работы. Как правило, это свидетельствует о том, что работа выполнялась бессистемно.

Введение является третьим компонентом аттестационной работы слушателя. Оно должно включать в себя следующие обязательные элементы:

· актуальность темы;

· проблему исследования (противоречие);

· тему работы;

· объект и предмет исследования;

· сформулированную цель работы и задачи;

· методы, используемые в ходе подготовки работы.

· описание структуры работы (количество глав, общий объем работы, количество приложений.)

Дадим краткую характеристику каждому элементу введения.

Актуальность – это степень важности выбранной темы в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:

1. С не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела.

2. С возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

3. С использованием и апробацией новой методики, которая раньше не применялась при изучении подобной темы исследования.

4. С использованием уже известной методики, которая может быть применена к ранее никем не изученному объекту исследования.

Однако недопустима формальная констатация актуальности, которая часто встречается в аттестационных работах слушателей, поскольку актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Определение проблемы исследования является достаточно сложной задачей. Любое исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике.

Тема исследования – это ракурс, в котором рассматривается проблема, представляющая объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

С проблемой тесно связан объект и предмет исследования, которые соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования и относительно чего слушатель получает новые теоретические и практические данные. Именно на предмет исследования должно быть направлено основное внимание слушателя и его руководителя, поскольку только предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность слушателя; предмет – это то, что находится в границах объекта.

Понятие «предмет исследования» значительно ýже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования, и которая, как правило, формулируется в теме аттестационной работы, а потому должна быть только одна.

Формулировку цели исследования (в обязательном порядке начинается с глагола) можно представить в виде клише, используемых в научной речи. В частности, можно считать целью работы:

· выявить...;

· установить...;

· обосновать...;

· уточнить...;

· разработать...;

· апробировать методику…;

· показать использование…;

· раскрыть понятие о…;

· охарактеризовать…;

· изучить…;

· определить эффективность…;

· проанализировать…;

· провести опрос.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

После формулировки задач в работе следует этап определения методов исследования. Метод – это способ достижения цели исследования, от выбора которого зависит сама возможность реализации исследования, т.е. его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением и соответствовать ему. Методы научного исследования традиционно делятся на две группы:

1) теоретические;

2) эмпирические.

Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение, эксперимент). Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.

Необходимо отметить, что введение аттестационной работы слушателя по объему должно составлять 1–2 страницы. Именно с введения начинается нумерация страниц, на которой внизу по центру проставляется цифра «3».

Основная часть ИАР должна содержать информацию, собранную и обработанную слушателем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных и ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.).

Основная часть работы включает главы, названия которых должны соответствовать их названию в оглавлении. Содержание каждой главы должно начинаться с новой страницы. Как правило, первая глава или первые две главы раскрывают теоретические и методологические аспекты заявленной темы и обязательно содержат такие пункты, как:

· теоретические основы темы (основные понятия, классификацию, исторический анализ проблемы, различные научные взгляды и подходы);

· современные проблемы в рамках раскрываемой темы (например, современные проблемы нашего региона в связи с усиливающимся воздействием рекреационной деятельности на растительный покров);

· методы и подходы к проведению анализа или изучению предмета исследования (например, методы анализа воздействия рекреационной деятельности; подходы к построению стратегии развития Астраханской области как туристской столицы на Каспии).

По желанию автора в первую или вторую главы могут быть добавлены пункты, наиболее полно раскрывающие тему аттестационной работы.

Одна из глав аттестационной работы (вторая или третья) представляет собой практическую часть исследования, в которой приводятся конкретные примеры решений анализируемой проблемы, а также авторские предложения по решению выявленных проблем.

Основное содержание глав должно быть раскрыто в параграфах, названия которых следует писать через выбранный интервал (обычно два полуторных) после окончания содержания предыдущего параграфа.

При написании материала параграфов необходимо использовать следующие клише, которые можно изменять в зависимости от особенностей построения предложений, например:

· мы обратили внимание на работы…;

· в своем исследовании мы отдаем предпочтение методике…;

· анализ литературы по проблеме исследования показал, что…;

· обращает на себя внимание вопрос, связанный с…;

· исследователи И. И. Иванов, П. П. Петров подчеркивают, что…;

· принимая во внимание точку зрения…;

· ученый И. И. Иванов классифицирует…;

· исследуя проблему, мы выяснили, что…;

· мы согласны с точкой зрения исследователя И. И. Иванова, поскольку…;

· опираясь на работы отечественных ученых – И. И. Иванова, П. П. Петрова–…

Именно в основной части работы слушатель обязан делать ссылки на литературу. В настоящее время такая проблема стоит очень остро, поскольку в самих аттестационных работах слушателей, как правило, список литературы существует сам по себе, отдельно от общего содержания работы. Чаще всего авторами работ не делаются никакие ссылки при упоминании цифровых данных, работ и цитат ученых, событий, происходящих в конкретных населенных пунктах и времени и т.п., что абсолютно недопустимо.

В ИАР ссылки на работы авторов, приведенных в списке литературы необходимо делать следующим образом:

· В. В. Владимиров [12] полагает, что …

· Так, по данным В. П. Казначеева, А. В. Баранова, Б. Б. Прохорова [43] явно, что …

· Как отмечают Ю. П. Лисицын, А. В. Сахно [53], …

Основная часть ИАР должна содержать не только анализ литературных данных, но и материал, представленный в графическом виде, в частности, в виде таблиц, графиков, диаграмм, фотографий, различного рода изображений. Если объем основной части не позволяет в большом количестве приводить иллюстративный материал, то его целесообразно поместить в конце работы в виде приложений, объем которых в общий объем работы не входит.

В заключении в лаконичном виде формулируются положения, содержащие теоретические и практические результаты, полученные слушателем, в ходе выполнения работы. Объем заключения аттестационной работы, как правило, составляет 2–3 страницы.

Еще одним важным компонентом аттестационной работы является список литературы, в который заносятся публикации, издания, источники, электронные ресурсы, которые были использованы автором в ходе работы. Здесь необходимо перечислить все определители, словари, справочные пособия, энциклопедии, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые делались ссылки при обсуждении и сравнении результатов.

Все источники нумеруются в алфавитном порядке независимо от того, имеет ли работа автора(-ов) или написана под редакцией целого коллектива авторов, а потому начинается не с их фамилий, а с названия работы. Кроме того, последовательность указания источников начинается с работ отечественных авторов, затем перечисляются зарубежные авторы, а далее указываются Интернет-источники в соответствии с английским алфавитом.

Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания (не позднее 2010 года), номер выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все без исключения издания должны иметь сквозную нумерацию.

Приложения, размещаются после списка литературы.

Приложения располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 1») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется. Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А4.



2019-11-13 179 Обсуждений (0)
Композиционная структура итоговой аттестационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Композиционная структура итоговой аттестационной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)