Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение месторасположения склада на обслуживаемой территории



2019-11-13 1071 Обсуждений (0)
Определение месторасположения склада на обслуживаемой территории 0.00 из 5.00 0 оценок




Т.В. Денисенко

 

ЛОГИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Методические рекомендации по изучению дисциплины и написанию контрольных работ для студентов всех форм обучения

Псков

Псковский государственный университет

2018


 

УДК 65

ББК 65.290-2

Д 33

Рекомендовано к изданию Ученым советом факультетов менеджмента и финансово-экономического

Псковского государственного университета

Рецензенты:

▪ Феоктистова О.С. – к.э.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»

 

Д 33 Денисенко Т.В. Логистика малого бизнеса. Методические рекомендации по изучению дисциплины и написанию контрольных работ для студентов всех форм обучения. – Псков: Псковский государственный университет, 2018. – 37 с.

В методических рекомендациях приведено краткое содержание дисциплины «Логистика малого бизнеса», общие указания по изучению данной дисциплины, методические указания по выполнению контрольных работ,  перечень вопросов к зачету.

Методические указания предназначены для студентов направления «Менеджмент»  всех форм обучения.

Табл. 0 Ил. Библиогр. 6 назв.

 

 

УДК 65

ББК 65.290-2

   Д 33

 

 

 

© Денисенко Т.В., 2018

© Псковский государственный

университет, 2018


 

Контрольная работа № 1

Основная часть контрольной работы состоит из двух заданий.

Первое задание носит теоретический характер. Перед его выполнением необходимо изучить литературу по теме вопроса и изложить основные положения. Тематика работ приведена в каждом варианте.

Второе задание связано с решением задачи. Необходимо написать весь ход решения задачи, с подстановкой в соответствующие формулы значений.

Номер варианта контрольной работы определяется последней цифрой зачетной книжки.

Выбор поставщиков

Основные этапы выбора поставщика.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

— объявление конкурса;

— изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

— посещение выставок и ярмарок;

— переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

— удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

— наличие резервных мощностей;

— организация управления качеством у поставщика;

— психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

— способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

— финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.

Далее каждому критерию экспертным путем устанавливается значимость (или весовой коэффициент, сумма его по всем критериям должна быть равной единице).

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости (удельного веса) критерия на его оценку для данного поставщика:

где i - порядковый номер критерия (i = 1, 2, …..n);

аij - оценка поставщика экспертом;

хi - удельный вес критерия (в долях от единицы).

Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Также выбор поставщиков можно осуществлять по критерию минимальности суммарных затрат. Если качество и цена продукции одинаковы, то учитываются затраты на транспортировку и затраты на разгрузку транспортного средства.

Затраты на транспортировку продукции Зт:

 

где Т – транспортный тариф, руб./км;

R- расстояния от поставщика до организации, км

 

Затраты на разгрузку транспортного средства Зр:

 

где В – время выгрузки, час;

С – ставка рабочего, осуществляющего разгрузку, руб./час.

Суммарные затраты З:

З = Зт + Зр

 

Задача 1

Службой логистики предприятия было проведено исследование рынка комплектующих изделий. В результате были отобраны три наиболее привлекательных поставщика. Оценка поставщиков проводилась по 10-балльной шкале по семи критериям:

1—своевременность поставок;

2—качество поставляемого товара;

3— условия платежа (наличный, безналичный расчет, и т.д.);

4 — финансовое состояние поставщика;

5—ценовой фактор;

6—сохранность грузов;

7 – возможность внеплановых поставок.

Результаты отбора и веса частных критериев полученные экспертным путем представлены в таблице

Таблица

Критерий

Удельный вес критерия

Поставщик

А В С
1 0,15 6 5 8
2 0,13 3 7 6
3 0,08 7 9 5
4 0,15 8 5 6
5 0,20 6 7 7
6 0,12 9 6 9
7 0,17 6 9 7

Необходимо принять решение о заключении договора с одним из трех поставщиков.

 

Пример решения задачи

Определим рейтинг поставщика А:

Па = 6*0,15 +3*0,13 + 7*0,08 + 8*0,15 + 6*0,20 + 9*0,12 + 6*0,17 = 6,35

Определим рейтинг поставщика В:

 

Пв = 5*0,15 +7*0,13 + 9*0,08 + 5*0,15 + 7*0,20 + 6*0,12 + 9*0,17 = 6,78

Определим рейтинг поставщика С:

 

Пс = 8*0,15 +6*0,13 + 5*0,08 + 6*0,15 + 7*0,20 + 9*0,12 + 7*0,17 = 6,95

Так как рейтинг поставщика С = 6,95 выше, чем у других, то выбираем в качестве делового партнера поставщика С.

Задача 2

Принять решение по выбору поставщика комплектующих изделий, если их поставляют на предприятие три фирмы (А, Б и С), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества.

Характеристики фирм следующие:

- удаленность от предприятия: А – 250 км, Б – 180 км, С – 220 км;

- разгрузка: А и С – механизированная, Б – ручная;

- время выгрузки: при механизированной разгрузке – 1 час 30 мин., при ручной – 4 часа 30 мин.;

- транспортный тариф: до 200 км – 1,1 тыс.руб./км, от 200 до 300 км – 0,9 тыс.руб./км;

- часовая тарифная ставка рабочего, осуществляющего разгрузку – 500 руб./час.

 

Пример решения задачи

Затраты на транспортировку продукции Зт:

 

Зта = 0,9 тыс.руб./км * 250км = 225 000 руб.

Зтб = 1,1 тыс.руб./км * 180км = 198 000 руб.

Зтс = 0,9 тыс.руб./км * 220км = 198 000 руб.

 

Затраты на разгрузку транспортного средства Зр:

 

Зра = 1,5 час. * 500 руб./час. = 750 руб.

Зрб = 4,5час. * 500 руб./час = 2250 руб.

Зрс = 1,5час. * 500 руб./час = 750 руб.

Суммарные затраты З:

З = Зт + Зр

За = 225 000 + 750 = 225 750 руб.

Зб = 198 000 + 2250 = 200 250 руб.

Зс = 198 000 + 750 = 198 750 руб.

Минимальные суммарные затраты соответствуют поставщику С, поэтому можно рекомендовать предприятию заключить договор на поставку с этим поставщиком.

 

Определение месторасположения склада на обслуживаемой территории

Решение по оптимальному размещению складов в сети должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеет эффективность функционирования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации.

Одним из наиболее простых и приемлемых на практике методов определения географического месторасположения склада является подход «центр тяжести» (center-of-gravity approach), предусматривающий размещение складского распределительного центра в точке, минимизирующей затраты на транспортировку для видов продукции, перемещаемых между производственным предприятием и рынком. Для реализации этого подхода используется метод «сетки».

Метод «сетки» ориентирован на определение объекта с минимальными транспортными расходами, связанными с поступлением груза на склад и со склада потребителям. Суть этого метода заключается в том, что на географическую карту с нанесенными на нее предполагаемыми объектами накладывается сетка карты снабжения с координатами (по горизонтали через поставщика или клиента, расположенного в самом низу карты, и через поставщика или клиента, расположенного в самой крайней точке слева по вертикали). Каждый поставщик или клиент определяется конкретными координатами, полученными на сетке карты снабжения. В результате составляется таблица каждого объекта с указанием его координат, тарифа на транспортные перевозки (руб./ткм) и тоннажа перевозимого груза (руб./т).

Этот подход позволяет получить общие ответы при решении задачи размещения складов, но его следует модифицировать таким образом, чтобы учесть время и уровни обслуживания потребителей, а также географию поставщиков и потребителей.

Выбор останавливают на самом выгодном по транспортным затратам объекте, который можно определить как центр масс, или центр равновесной системы (тонны на километр).

Математически это может быть выражено следующей формулой

 

 

где М — центр масс, или центр перевозочной работы (ткм);

Rni — расстояние от начала оси координат до точки, обозначающей местоположение склада поставщика, км;

Rki — расстояние от начала оси координат до точки, обозначающей местоположение склада клиента, км;

Tni— транспортный тариф на перевозку единицы груза от поставщика на км, руб./ткм;

Tki — транспортный тариф на перевозку единицы груза клиента на км, руб./ткм;

Qni — вес (объем) груза, закупаемый у поставщика i-го склада, т;

Qki — вес (объем) груза, реализуемый клиенту i-го склада, т.

Задача 1

Три молочных комбината — Царицынский молочный комбинат, Лианозовский молочный комбинат, Завод детских молочных продуктов — вместе обслуживают 5 магазинов, расположенных в Московской области. В табл. 1 приведены координаты молочных комбинатов и обслуживаемых магазинов. Комбинаты осуществляют среднюю партию поставки соответственно в размерах 250 т; 275 т; 185 т. Партии поставок при реализации клиентам соответственно равны: Ка— 160 т; Кв— 110 т; Кс— 170 т; KD— 150 т; КЕ — 120 т.

Необходимо определить месторасположение распределительного центра, который может обеспечить сбыт продукции молочных заводов среди потребителей, если известно, что тариф для поставщиков на перевозку продукции составляет 1 руб./т.км, а тарифы для клиентов на перевозку продукции равны: для Ка — 0,8 руб./т.км; Кв — 0,5 руб./т.км; Кс —0,6 руб./т.км; KD — 0,7 руб./т.км; КЕ - 0,5 руб./т.км.

Таблица 1

Координаты расположения поставщиков и потребителей продукции

Координата

Поставщик

Клиент

Царицынский молочный комбинат Лианозовский молочный комбинат Завод детских молочных продуктов Ка Кв Кс KD КЕ
Х 20 50 70 55 15 35 40 46
У 50 35 20 60 40 70 50 50

 

Задачу решить геометрическим и арифметическим способом.

Пример решения задачи:

Рассчитаем координаты центра тяжести грузовых потоков по оси Х:

 

 

 

Рассчитаем координаты центра тяжести грузовых потоков по оси Y:

 

 

Геометрический способ

 

 

Таким образом, оптимальное месторасположение склада находится в точке (43 км; 44 км).

 



2019-11-13 1071 Обсуждений (0)
Определение месторасположения склада на обслуживаемой территории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение месторасположения склада на обслуживаемой территории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1071)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)