Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.3. Человек как главная философская проблема.



2019-11-13 156 Обсуждений (0)
Тема 2.3. Человек как главная философская проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание учебного материала: Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Фундаментальные характеристики человека. Проблема личности. Смысл жизни. Смерть и бессмертие. Судьба человека. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера. Добро и зло. Свобода и ответственность.

Методические указания: Рассматривая вопросы темы, обратите внимание, что философская антропология охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к миру. Вся суть философской антропологии заключена в вопросе: «Что значит быть человеком?». Обратите внимание, как рассматривали проблему человека в истории философии. Природа человека двойственна: с одной стороны, это существо биологическое, с другой – обладает сознанием, способен делать осознанный выбор, обладает нравственностью. Сущность человека: духовная, разумная, социальная. Человек существо противоречивое: он творец и сам результат творения; он существо биосоциальное; он существо психологическое, т.е. арена борьбы добра и зла, эгоизма и альтруизма, он индивидуалист и коллективист. Обратите внимание на связь человека и культуры.

Дайте характеристику понятиям «индивид», «индивидуальность» (темперамент, способности, характер). Опишите личность: структуру, свойства, потребности. Обратите внимание на условия формирования личности: общение, деятельность, воспитание, самовоспитание, охарактеризуйте процесс социализации. Философы выделяют такие типы личности: деятели, люди чувств и эмоций, мыслители, мудрецы.

Важным вопросом данной темы является проблема ориентиров человеческой жизни. Во - первых проблема ценностей: их сущность, формирование, иерархия, роль в жизни человека и общества; соотношение индивидуальных, коллективных и общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, счастье, добро, творчество). Во – вторых проблема смысла жизни. Одни видят смысл жизни в служении великой идее, цели, персоне (Богу); другие ищут смысл в самой реальной жизни: для сторонников гедонизма смысл жизни – жить в свое удовольствие; гедонисты считают смыслом жизни счастье, понимаемое как согласие с самим собой; экзистенциалисты видят смысл жизни человека в самореализации, самоутверждении. Третьи – отрицают всякий смысл жизни, т.к. реальна только слепая воля к выживанию.

Вопросы для самопроверки

1.Проблема человека в истории философии.

2. В чем уникальность человека? Действительно ли человек уникален?

3. Как Вы понимаете сократовский девиз: «Познай самого себя»?

4. Что означают высказывания: «Человек – неудавшийся проект». «Человек существо деятельное». «Человек существо играющее»?

5. Охарактеризуйте индивидуальность человека.

6. Раскройте проблему личности: свойства личности, ее структуру, потребности. Типы личности. Условия формирования личности.

7. Охарактеризуйте ценностный мир личности.

8. В чем смысл жизни человека?

Тема 2.4. Человек и культура.

Содержание учебного материала: Культура. Человек как творец и творение культуры. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Кризис культуры и пути его преодоления.

Методические указания: Культура явление многомерное. Все сферы жизнедеятельности человека связаны с культурой, поэтому существует много видов культуры (производства, экологии, быта, общения, научная, политическая и т.д.). Обратите внимание, что культура присуща только человеческому обществу. Она продукт, результат человеческой деятельности. Культура всегда прогрессивна, т.е. ее социальные последствия положительны. Обратите внимание, что культура представляет меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Культура – это созданная и развиваемая человеком система материальных и духовных ценностей, служащих социальному прогрессу и развитию личности. Элементы культуры:

1)совокупность материальных и духовных ценностей (книги, техника и т.д.); 2)исторически сложившиеся технологии их создания (навыки, умения, приемы, мастерство); 3)развитие способности населения воспринимать, оценивать, использовать ценности.

Обратите внимание на типы культуры: материальную и духовную и их взаимовлияние; закономерности развития культуры (неравномерность отдельных сторон, преемственность, внутреннее взаимодействие сторон, взаимовлияние культур разных народов). Рассмотрите формы культуры: народную, элитарную, массовую. Охарактеризуйте особенности массовой культуры и понятие «массовый человек». Обратите внимание на особенности и проявление контркультуры. Приведите примеры кризиса культуры и назовите пути его преодоления.

Вопросы для самопроверки

1. В чем специфика философского анализа культуры?

2. Охарактеризуйте различные типы и формы культуры.

3. В чем специфика русской культуры?

4. Какую роль играет культура в жизни человека и общества? Что такое духовность? Из чего складывается духовная жизнь человека?

5. В чем проявляется кризис современной культуры?

6. Что такое «золотое правило нравственности»? Почему оно пользуется признанием людей? Что такое этика ненасилия? Может ли она быть продуктивной?

7. Какую роль в современном мире играет наука? Почему 21 век называют веком знаний?



2019-11-13 156 Обсуждений (0)
Тема 2.3. Человек как главная философская проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.3. Человек как главная философская проблема.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)