Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Основные направления философии.



2019-11-13 161 Обсуждений (0)
Раздел 2. Основные направления философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания

По дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»

 

для студентов заочного отделения

 

по специальности:

151031 - Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

250401 - Технология деревообработки.

270843 - Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

080114 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 

Красноярск -2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
 1. Паспорт учебной дисциплины   2. Тематический план                                                                                                                          3. Содержание и методические указания по разделам и темам.   4. Список литературы.      .     4 6 7   16    
    
   
               

                            

 

 

ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 01«Основы философии»

 

1.1. Цели и задачи дисциплины:

   Формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем.

  Изучение дисциплины направлено на развитие логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентаций и идеалов.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  дисциплинаОГСЭ. 01 «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины ( в соответствии с ФГОС специальности):

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

1.4. Перечень общих компетенций (ОК), формируемых при изучении дисциплины:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

 

 

2. Тематический план.

 

Наименование разделов и тем

 

Всего

Практические работы

очное заочное очное заочное
Раздел 1. Предмет философии, и ее история. 22 4/4,5 8 -
Тема 1.1. Философия, ее предмет, место и роль в культуре. 4 0,5 2 -
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия 8 1,5 2 -
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени 4 0,5 2 -
Тема 1.4. Современная философия 6 1.5/2 2 -
Раздел 2. Основные направления философии 26 4/5,5 12 -
Тема 2.1. Философия о бытии.  4 0,5/1 1 -
Тема 2.2. Философия о сознании и познании. 8   1,5 4 -
Тема 2.3. Человек как главная философская проблема 8   1/1,5 4   -
Тема 2.4. Человек и культура. 2 0,5 1 -
Тема 2.5.Философия об обществе 4 0,5/1 2 -
Всего: 48 8/10 20 -

 

Для студентов заочного отделения специальности:

151031 - Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

250401 - Технология деревообработки.

270843 - Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

обзорные лекции - 8 часов,

Для студентов заочного отделения специальности: 

080114 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 обзорные лекции – 10 часов

Содержание и методические указания по разделам и темам.

Раздел 1. Предмет философии, и ее история.

Тема 1.1. Философия, ее предмет, место и роль в культуре.

Содержание учебного материала: Становление философии из мифологии. Характерные черты из философии. Философия как любовь к мудрости. Философия как мировоззрение. Предмет, методы, функции философии.

Методические указания: При рассмотрении данной темы необходимо отметить, что «философия» – любовь к мудрости. Что означает мудрость? Нужно показать, чем была философия в начале своего возникновения в странах Древнего Востока. Важно отметить, что философия как способ и форма духовной деятельности людей является частью духовной культуры человечества, опирается на ценности: Истина, Добро, Красота. Обратите внимание на особенности философского знания, необходимо выяснить вопросы: что такое мировоззрение и каковы основные типы мировоззрения, отметить отличительные особенности философского мировоззрения. Философия – это учение о сущности мира и о человеке, необходимо указать ее разделы, методы и основные функции. Следует поработать с различными источниками и поразмышлять над вопросом: Чем является философия для вас и вашей жизнедеятельности.

Вопросы для самопроверки

1.    Царь Соломон Мудрый говорил: «Главное мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум». Согласны ли вы с суждением? Что такое мудрость? Можно ли прожить без мудрости? Действительно ли философия дает мудрость?

2.    Философ Гераклит сказал: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Что имел в виду философ? Справедливо ли это выражение для современной жизни?

3.    Почему философия вечна?

4.    Сформулируйте вековечные вопросы, например: вечна ли любовь? Что еще? Кто вправе называть себя философом?

5. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания?

 

 

Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия.

Содержание учебного материала: Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

Методические указания: При рассмотрении данной темы сначала следует охарактеризовать культурно-исторические особенности цивилизаций Востока, сравнить предфилософские мифологические объяснения происхождения мира и человека и философские объяснения этой проблемы. В Китае «золотой век» философии представлен философскими системами Конфуция и Лао-цзы, определите их содержание и значение для современной философии и жизни. Проанализируйте идеи буддизма о путях познания последних истин.

Далее следует рассмотреть предпосылки становления античной философии, философские школы, идеи отдельных выдающихся философов (Платон, Сократ, Аристотель). Главный философский интерес античности– космос Обратите внимание на особенности античной философии.

Обратите внимание на особенности европейской средневековой философии. Главный философский интерес средневековья – Бог. Раскройте понятия теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм. Рассмотрите воззрения Августина и Фомы Аквинского.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные философские идеи философов Древнего Китая? Почему Конфуций уделял значительное внимание проблемам нравственности? Что такое даосизм?

2. Изложите основные идеи Будды, как вы их поняли? Какие 4 благородные истины утверждал Будда? Что такое медитация? Как можно избавить себя от страданий?

3. Охарактеризуйте основные философские щколы Древней Греции?

4. Назовите особенности древнегреческой философии.

5. Изложите взгляды древнегреческих философов (Сократ, Платон, Аристотель)

6. Назовите основные черты средневековой философии.

 

Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени.

Содержание учебного материала: Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия.  

Методические указания:

В 15 - 16 века утверждается этап в культуре и философии, получивший название эпохи Возрождения. Необходимо раскрыть содержание принципа гуманизма и антропоцентризма. Покажите, как рассматривались Бог, природа, человек, общество и государство в философии Возрождения. Идеи Леонардо да Винчи, Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно, Т. Мора , Н. Макиавелли.

В 17веке формируется первая механистическая научная картина мира, и философия превращается в научное мировоззрение. Рассмотрите содержание двух направлений в теории познания: эмпиризма (Ф. Бэкон) и рационализма (Рене Декарт).

Рассмотрите особенности философии эпохи Просвещения (18в.). Философы культивировали научный разум,  высоко ценили просвещение, воспитание, признавали равенство всех от рождения. Рассмотрите идеи английских философов ( Дж. Локк, Т. Гоббс), французских философов ( Монтескье, Вольтера, Руссо) о путях развития общества, сочинение П. Гольбаха «Система природы», где излагается механико-материалистический взгляд на природу.

Конец 18 в. и 1-я половина 19 в. связаны с именами немецких мыслителей, таких как Кант, Гегель, Маркс, Энгельс, Фейербах. Они придавали особую роль философии в истории человечества и культуры, разработали диалектическую концепцию развития природы и общества, обратили внимание на проблему свободы и другие гуманистические ценности. Необходимо, опираясь на источники раскрыть содержание учения И. Канта (учение о знании и этическое учение); сущность учения Г. Гегеля (мысли об Абсолютной идее, законах и категориях диалектики). Рассмотрите антропологический материализм Л. Фейербаха. Обратите внимание на идеи диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса («Диалектика природы»), как они понимали природу и сущность человека, учение о 5ОЭФ, идея революции и коммунизма.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте основные черты эпохи Возрождения. Что такое гуманизм? Что такое гелиоцентрическая теория? Кто ее разработал?
  2. Какие новые идеи были выдвинуты в общественной мысли в эпоху Возрождения?
  3.  Какие методы научного познания предлагали Рене Декарт и Френсис Бэкон? Какие методы познания использует современная наука?
  4. Основные черты философии эпохи Просвещения. Представители и их идеи.
  5. Охарактеризуйте идеи философов: Г. Гегеля, И. Канта, Л. Фейербаха.
  6. Каковы основные положения философии марксизма?
  7. Особенности философии Нового времени. Оцените значение философии Нового времени.

 

Тема 1.4. Современная философия.

Содержание учебного материала: Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея.

Методические указания: Рассмотрите особенности философии ХХ вв. Обратите внимание на основные идеи философии прагматизма (Ч. Пирс,Дж. Дьюи), который в качестве истины утверждает принцип полезности, практической выгоды тех или иных научных положений: истинно то что выгодно, что приносит пользу. Критерии оценки разные, отсюда плюрализм истин.

Неопозитивизм (Р. Карнап, Л. Витгенштейн). Следует подчеркнуть, что представители этого течения считали, что все явления мира объясняются на основании опыта, эксперимента, позитивных положительных данных науки.

Экзистенциализм (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет). Философы этого направления считали человека центральной проблемой и рассматривали его мысли, переживания, страдания, его отношения со средой жизни. Человек обязан заставить себя жить и творить себя в борьбе с миром и столкновении с другими людьми, проявить свою индивидуальность. Следует подчеркнуть гуманизм этого направления, несмотря на то, что оно определяет жизнь как «бытие к смерти», т.к. это заставляет человека задуматься о смысле жизни.

Психоаналитическая философия (З. Фрейд К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм). Обратите внимание, что в центре психоаналитического учения проблема бессознательного. Психическая структура личности, три уровня: «Оно», «Я», «Оно». Метод психоанализа.

Русская философия. Охарактеризуйте особенности трех этапов русской философии. 1 этап – Х1-ХУП вв – средневековая философия; 2 этап – ХУШ-Х1Х вв.- выделение философии в самостоятельную сферу знания, приобщение к западноевропейской мысли; 3 этап – 30-е годы Х1Х в. –

сер. ХХ в. – «самобытный этап» в истории русской философии.

Рассмотрите идеи М. Ломоносова, Н. Радищева, П. Чаадаева, западников, славянофилов. Обратите внимание на такие направления, как «философию всеединства» В. Соловьева, религиозный экзистенциализм (Н. Бердяев, Л. Шестов), русский марксизм (В. Ленин), русский космизм (Н. Федоров, К, Циолковский, В. Вернадский).

Вопросы для самопроверки

1. Основные идеи философии экзистенциализма.

2. Что такое философия прагматизма? В чем ее слабое место?

3. Основные идеи неопозитивизма и их значение.

4. В чем суть теории психоанализа Зигмунда Фрейда?

5. Назовите основные направления в русской философской мысли.

6. Как понимали мир философы-просветители 18 века?

7. Сравните западников и славянофилов? Что было ценного в их убеждениях? 

8. Каковы основные идеи народников и русских марксистов?

9. Объясните, что такое «богочеловек» в философии Владимира Соловьева? Каковы основные философские идеи Н. Бердяева?

10.  Основные философские идеи русского космизма.   

Раздел 2. Основные направления философии.



2019-11-13 161 Обсуждений (0)
Раздел 2. Основные направления философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Основные направления философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)