Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экологическое нормирование



2019-11-13 179 Обсуждений (0)
Экологическое нормирование 0.00 из 5.00 0 оценок




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой «Пищевая безопасность»

/                           /Горячева Е.Д.  /

(Подпись)

«___» _____________ 201_ г.

                                         РЕФЕРАТ

по дисциплине «Нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ»

 на тему:

«Механизмы экологического нормирования. Стандартизация. Государственный стандарт природоохранной деятельности (ГОСТ)»

Направление подготовки: 20.03.01 - Техносферная безопасность

Профиль подготовки: Охрана природной среды и ресурсосбережение в пищевой промышленности

Выполнил: студент группы 17-Э-3

/                        / Моисеев Д.А. /

(Подпись)

Научный руководитель:

/                        /Стрелюхина А.Н. /

(Подпись)

 

Дата защиты работы: «___» ____________ 201_ г.

Оценка: _____________

                                            Москва, 2019 г.                                                

Оглавление

Введение. 3

Экологическое нормирование. 7

Стандартизация. 9

Основные механизмы экологического нормирования. 11

Государственный стандарт природоохранной деятельности (ГОСТ) 18

Заключение. 19

Литературные и информационные источники. 20

 


Введение

При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения, вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей. Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и получила широкое признание в качестве важного методологического документа.

 

Начиная с 1975 года оценку воздействия на окружающую среду стали проводить во многих странах. В России в целях реализации ст.41 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 2060-1 от 19.12.91. было утверждено Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.

Термин «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) означает деятельность, направленную на выявление и прогнозирование ожидаемого влияния на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей, а также последующую интерпретацию и передачу полученной информации.

Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при принятии решений относительно того или иного проекта. Проект при этом может подразумевать как новую деятельность, так и расширение или изменение уже существующей.

Главным аспектом в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:

 

· приоритетом охраны жизни и здоровья человека;

· научно обоснованным сочетанием экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

 

· рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для среды и здоровья человека;

 

· соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

 

· гласностью и тесной связью с общественностью в решении экологических задач;

 

· международным сотрудничеством в охране окружающей среды.

 

Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов: приняты Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и Закон о животном мире (1995).

Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

 

· естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

 

· земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

 

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Понятие «регулирование» происходит от латинского слова regula - норма, правило и от немецкого regulieren - регулировать, поддерживать постоянство, стабилизировать некоторую величину, либо ее изменение по заданному правилу. Регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой. При переходе к рыночным отношениям государственное регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования, формирования бюджета.

Регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для природопользователей экономических различий - регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование, платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ.

Налоги, платежи и финансирование тесно связаны между собой. Налогообложение устанавливается органами власти различных уровней управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных мероприятий. Регулирующее воздействие оказывают экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование, а также экологическое страхование.


 

Экологическое нормирование

 

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования.

В числе основных следует назвать Закон об охране окружающей среды, гл. V которого - «Нормирование в области охраны окружающей среды» определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: ЗК РФ (ч. 5 ст. 13), ВК РФ (ст. 109), ЛК РФ (ст. 62), Законах об исключительной экономической зоне РФ (ст. 30), об охране атмосферного воздуха (ст. 11, 12), о животном мире (ст. 17), об отходах производства и потребления (ст. 18).

Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.

Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. (с изм. и доп.).

В систему экологических нормативов входят:

· нормативы качества окружающей среды;

· нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

· нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.


 

Стандартизация

С точки зрения экологического нормирования стандартизация – это установление норм, правил, характеристик в целях обеспечения:

1) безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни и здоровья человека и их качества;

2) единства измерений, в том числе и экологических параметров;

3) экономии всех видов ресурсов;

4) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Нормы, правила и характеристики, установленные в результате стандартизации, могут быть представлены государственными стан­дартами (ГОСТы, СНиПы (строительные нормы и правила), СанПиНы (санитарные нормы и правила)), отраслевыми стандартами (ОСТы, ПДК) и т.д.

ГОСТы, СНиПы, СанПиНы носят обязательный характер и уста­навливают требования, которым должен соответствовать тот или иной объект. Они многократны в применении и гарантируются мерами го­сударственного принуждения. Государственные стандарты в зависи­мости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации; требования к правилам приемки и методикам контроля продукции, сохранения и рационального исполь­зования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства; термины и обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Для установления норм и правил природопользования могут раз­рабатываться и другие виды нормативных документов. К ним отно­сятся технические нормативные правовые акты, утверждаемые Мини­стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, на ос­новании которых устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологиче­ским процессам и соответствующим методам контроля. Такого рода нормативные документы в обязательном порядке должны получить общегосударственную регистрацию в Национальном реестре право­вых актов Российской Федерации. Любое другое оформление экологи­ческих норм и правил не дает им нормативно-правового статуса, и они не являются обязательными для исполнения.




2019-11-13 179 Обсуждений (0)
Экологическое нормирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экологическое нормирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)