Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные механизмы экологического нормирования



2019-11-13 267 Обсуждений (0)
Основные механизмы экологического нормирования 0.00 из 5.00 0 оценок




К основным механизмам экологического нормирования относят: лимитирование (ограничение), паспортизацию, лицензирование и сер­тификацию.

Лимитирование– это деятельность по установлению пределов вредного воздействия (химического, физического, биологического и др.) на окружающую среду и человека или ограничений на использование природных ресурсов. Лимитирование является важнейшим механизмом экологического нормирования, особенно в санитарно-гигиеническом направлении. Вся система ПДК вредных веществ, ПДУ физических воздействий, ограничений воздействия производственной деятельности человека и эксплуатации природных ресурсов построена на принципе лимитирования. Как механизм ограничения лимитирование включает также систему производственных, отраслевых и региональных норм природопользования.

Лимиты на природопользование представляют собой установлен­ные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и других видов вредного воздействия на окружающую среду.

Лимиты на природопользование являются одной из разновидностей его нормирования и представляют собой систему экологических ограничений воздействия на окружающую среду.

Лимиты устанавливаются в основном по двум направлениям при­родопользования:

1) изъятие природных ресурсов из природной среды;

2) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую сре­ду, размещение отходов.

Лимиты на пользование объектами растительного мира устанавливаются в виде ограничения на опреде­ленный период времени сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей. Эти лимиты устанавливает Министерст­во природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании данных государственного учета объектов рас­тительного мира, оценки ресурсов растительного мира и их исполь­зования, результатов научных исследований, нормативов в области обращения с объектами растительного мира. В области использова­ния лесных ресурсов базовыми являются нормы возраста рубок и воспроизводства лесов, нормы расчетной лесосеки, т. е. нормы ежегодной заго­товки древесины, устанавливаемой для рубок главного пользования. Заготовка древесины при рубках главного пользования в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается. Утверждает рас­четную лесосеку Министерство лесного хозяйства по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Вторая группа лимитов на природопользование включает лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, ли­миты размещения отходов.

Совет Министров Российской Федерации по представлению Мини­стерства природных ресурсов и охраны окружающей среды устанав­ливает лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих ве­ществ в окружающую среду в целом по стране. Облисполкомы и Московский горисполком по согласованию с областными и Московским го­родским комитетами природных ресурсов и экологии на основании лимитов, утвержденных Советом Министров для со­ответствующих областей и города Москвы, устанавливают лимиты выбросов (сбросов) по каждому району и городу. По каждому природопользователю лимиты устанавливаются районными и городскими исполнительными и распорядительными органами по согласованию с соответствующими органами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Российским законодательством предусматривается также установление лимитов размещения отходов производства, под кото­рым понимается предельное количество определенного вида отхо­дов производства, установленное природопользователю на определенный период времени для размещения их на объектах размещения отходов. Основой для определения лимита размещения отходов по каждому природопользователю является разрешение на размещение отходов, выдаваемое органами Министерства природных ресурсов и экологии. Лимиты размещения отходов произ­водства разрабатываются собственником этих отходов или уполно­моченным им лицом.

Паспортизация – составление экологических (природоохранных) паспортов на определенные объекты, единицы ресурсов, источники выбросов, системы очистки с целью оптимизации их использования, определения воздействия на окружающую среду и контроля соблюде­ния природоохранных норм и правил. Одной из основных целей паспортизации является установление предельно допустимых воздействий промышленных объектов, техно­логий, иной хозяйственной деятельности на окружающую среду с учетом ее фонового состояния. Это служит основанием для рассмот­рения паспортизации в качестве механизма экологического нормиро­вания. В практике экологического нормирования должна проводиться паспортизация предприятий, природных ресурсов, месторождений по­лезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий и т. д.

Экологический паспорт пред­приятия или объекта – это нормативно-технический документ, вклю­чающий все данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных, вторичных), а также определяющий все прямые воздействия на окружающую среду. В качестве механизма паспорти­зации природных ресурсов следует рассматривать составление реест­ров, балансов и схем их использования и охраны.

Лицензирование является важным механизмом в регулировании природопользования. Под лицензированиемпонимают деятельность, связанную с выдачей лицензии, переоформлением документов, под­тверждающих наличие лицензии, приостановлением и аннулировани­ем лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами соответст­вующих требований и условий.

Лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемо­го вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридиче­скому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование упорядочивает процесс эксплуатации ресурсов, регламентируя экологические требования к их использованию и ох­ране, и ставит использование ресурсов под государственный кон­троль. Необходимость лицензирования заключается в том, чтобы осуществлять регулирование тех видов деятельности, реализация которых без лицензии может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и, таким образом, вызвать нанесение непоправимого ущерба окружающей природной среде, рациональному природопользованию и ухудшить условия жизнедеятельности человека. Осуществление деятельности, связан­ной с промышленным производством, использованием ресурсов и обращением отходов производства и потребления, в соответствии с лицензией должно отвечать строго обозначенным нормам и прави­лам. Именно поэтому лицензирование относят к одному из меха­низмов экологического нормирования, выполняющему две важней­шие функции – превентивную и контрольную.

Превентивная функция реализуется посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химиче­ских, физических и биологических воздействий на основе данных о масштабах и видах деятельности.

Контрольная функция выражается в осуществлении контроля дея­тельности природопользователя – лицензиата – государственным упол­номоченным органом.

Лицензирование в экологической сфере делится на два блока. В первый входит лицензирование природопользования и лицензиро­вание видов хозяйственной деятельности. Во второй – лицензирова­ние деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

К первому блоку относятся специальные лицензии на право пользования (добычи, изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешения на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления.

Во второй блок входит деятельность в области охраны окружающей среды, реализация которой требует наличия государственной ли­цензии:

- утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоро­нение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, ве­ществ (кроме радиоактивных);

- проведение экологической паспортизации, сертификации, эко­логического аудита;

- осуществление видов деятельности, прямо или косвенно связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

Лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду осуществляют Министерство при­родных ресурсов и экологии Российской Федерации, и специально уполномоченные органы государ­ственного управления. Такими органами являются: Министерство лесного хозяйства, Министерство по чрезвы­чайным ситуациям, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира.

Сертификация деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Под экологическими понимают требования, установ­ленные в законодательных и иных нормативных актах в области при­родопользования и охраны окружающей среды.

К основным направлениям и объектам экологической сертифика­ции относят:

1)продукцию;

2) технологические процессы (добыча и заготовка природных ре­сурсов; транспортировка природных ресурсов, продукции и отходов; их хранение);

3) отходы производства и потребления;

4) природные ресурсы (земельные, водные, ресурсы растительно­го и животного мира, ресурсы недр);

5) объекты окружающей среды (ООПТ и природные объекты, предназначенные для хозяйственного использования);

6) экологические услуги (по производству, установке, техниче­скому обслуживанию природоохранного оборудования, по рекульти­вации земель и т. п.).

Считается, что в качестве опосредованного механизма экологического нормирования, применяемого лишь по отношению к отдельным видам природопользования (использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды – сбросы, выбросы и захоронение отходов) может рассматриваться экономическое регулирование. Механизм экономического регулирования базируется на системе экологического нормирования и по сути дела является составным элементом этой системы. В основе экономического регулирования лежит принцип платности природопользования, который подразумевает плату за пользование природными ресурсами и плату за загрязнение окружающей среды. Посредством этого механизма осуществляется экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и снижения уровня вредных воздействий на природную среду. В данном контексте экономическое стимулирование, ориентирующее природопользователя на соблюдение существующих норм и правил, можно рассматривать в качестве механизма экологического нормирования.




2019-11-13 267 Обсуждений (0)
Основные механизмы экологического нормирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные механизмы экологического нормирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)