Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные типы, функции



2019-11-13 175 Обсуждений (0)
Основные типы, функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Защита в чрезвычайных ситуациях

Сервис на транспорте (по видам транспорта)

 

Мичуринск – Наукоград РФ

2012

 

ОДОБРЕНО

цикловой комиссией

Социально-экономических

дисциплин

Методические указания составлены в     соответствии с рабочей програм­мой по дисциплине Основы филосо­фий для всех специальностей

Заместитель директора МКЖТ по учебной работе

Казеннова Д. В.

Составитель: Дунаева Л.С. - преподаватель МКЖТ

Редактор:   Зимакова А.Н.

Рецензент:. Цибулько Н.Г. - преподаватель МКЖТ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение дисциплины "Основы философии" позволяет:

- дать студентам представление о философии как  

   особой области человеческого знания;

- научить студентов систематизировать и

сознательно выражать свои взгляды на мир и на место  

человека в нем;

- формировать духовную культуру личности.

Студенты, освоившие дисциплину "Основы философии", должны иметь представление:

• о философских, научных и религиозных картинах мира,
смысле жизни человека, формах человеческого знания и
особенностях его проявления в современном обществе;

• о соотношении духовных и материальных ценностей, их
роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

• о роли науки и научного познания, его структуре, формах и
методах познания, о социальных и этических проблемах, связанных
с развитием и использованием достижений науки, техники и
технологии;

• о биологическом и социальном, телесном и духовном
началах в человеке, о сущности познания, сознательного и
бессознательного в его поведении;

• об условиях формирования личности, ее свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей
среды;

должны знать:

• нравственные нормы регулирования отношений между
людьми в обществе.

Философия имеет непосредственную связь со всеми дисциплинами, изучаемыми в колледже. На диалектическом методе, логике мысли (дедукции и индукции) - основано преподавание других дисциплин. Философия - это знание, прежде всего о человеке, его месте в мире, смысле жизни, и призвании. Философия - это свободное мышление и искание Истины.


В данной брошюре помещена рабочая программа (содержание дисциплины), задание на контрольную работу и методические указания к ее выполнению, рекомендуемые темы рефератов, перечень практических занятий, вопросы для подготовки к экзамену и подробный перечень литературы, рекомендуемой к изучению при выполнении каждого варианта контрольной работы.

В содержании учебной дисциплины даны краткие пояснения и определения по отдельным вопросам и темам, особенно трудным для понимания, что должно помочь студентам ориентироваться в новой для них области знаний.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Тема 1.1.

Мировоззрение, его сущность, структура,

основные типы, функции

Мировоззрение, его роль в жизни человека. Формулы мировоззрения: мироощущение (эмоционально-психологическая сторона); миропонимание (рациональная сторона); отношение человека к внешнему миру и к себе самому.

Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, обыденное, художественное, философское и др.

Типы мировоззрения: чувственно-образное, рациональное, понятийно-знаковое, идеалистическое, материалистическое, монистическое, дуалистическое, плюралистическое.

Структура мировоззрения: знания, принципы, духовные

ценности.

Функции мировоззрения: познавательная, оценочно-

ориентационная, духовно-практическая и др.

Студент должен иметь представление:

- об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых

религиях.

Студент должен знать:

- о мировоззрении; его сущности.

Тема 1.2. Философское мировоззрение. Предмет философии, ее формы, условия возникновения, структура, функции

Философия - теоретическая основа, ядро мировоззрения. Отличие философии от иных форм мировоззрения. Философия в системе духовной культуры человеку и общества.

Основные вопросы философии:

- отношение мышления к бытию;

- что есть человек?

- смысл жизни человека;

- возможность слияния материального и идеального.


Структура философии: онтология, антропология, гносеология, этика, аксиология, герменевтика и др.

Функции философии: мировоззренческая, познавательная, методологическая, критическая, аксиологическая, коммуникативная, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная и др.

Философия - синтез Истины, Добра и Красоты.

Возникновение философии, философские школы. Человек - главная тема и загадка философии.

Студент должен иметь представление:

- об общих предпосылках возникновения философии;

- в чем специфика историко-философского процесса;

- чем обусловлено единство и взаимосвязь всех философских учений.

Студент должен знать:

- предмет философии, ее формы;

- основные вопросы философии;  

- структуру, функции философии.

Раздел 2. Великие философы - учителя человечества

Тема 2,1. Античная философия: гармония мира, человека и разума

Особенности античной философии - истоки всех ныне существующих философских учений. Формирование систематизированных, теоретических, логически-обоснованных концепций, философия природы, космоцентризм, натурфилософия, учение о бытии и его первоосновы (Фалес, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др.), многообразие философских школ. Сократ, Платон, Аристотель - первые учителя европейской цивилизации. Принцип сомнения и сократовская ирония. "Я знаю, что я ничего не знаю". Идея как "умное видение" у Платона. Аристотель и античная наука. Гармония мира, человека и разума.


Студент должен иметь представление:

- о проблемах индийской, китайской философии.

Студент должен знать:

- особенности античной философии;

             - решение вопроса о первооснове бытия, первоначале мира.

\

Тема 2.2. Средневековая философия 1 — 15 в.в. Проблемы
      соотношения разума и веры

                Основные этапы средневековой философии. (1 -15 в.в.).

Патристика (от слова "патер" - отец церкви). Василий Великий, Августин Блаженный и др. - крупнейшие представители патристики.

Патристика: о сущности Бога и его тройственности; о соотношении веры и разума; представление о "Граде Божьем"; о личности и динамике человеческой истории.

Схоластика (11 - 15 в.в.) - школьная учебная философия; схоласт - "ученый теоретик".

                        Строение мира в теологии Фомы Аквинского: человек и Бог;

душа и тело; соотношение общего и единичного; догма о "Троице";
         постижение сущности христианского учения не только верою, но и

         на рациональной основе философии. Возвращение интереса к

античной философии Аристотеля.

Проблемы номинализма и реализма.

            Студент должен иметь представление:

- о патристике, ее идеях и познавательном значении;

- о схоластике, реализме и номинализме.

Студент должен знать:

- об особенностях средневековой философии;

- о соотношении разума и веры.


Тема 2.3. От философии Средних веков до философии Нового времени. Краткий обзор важнейших эпох и течений

Место человека в мире, его свобода, судьба.

Идеи идеального государства, государства утопии - "Утопия" Томаса Мора, "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы. Н. Макиавелли о государстве и политике, человеке толпы.

Знания о природе в трудах Коперника, Кеплера, Галилея, Бруно и др.

Пантеизм Николая Кузанского. О невмешательстве теологии в сферу деятельности человека. Понятие об истине как процессе движения познания к Богу.

Мишель де Монтень о проблемах человека, его морали, о месте в мире, о смерти и достойной жизни; разграничении веры и разума.

Б. Спиноза о познавательных способностях человека.

Р. Декарт о путях построения научного знания (рационализм).

Участие Г. Лейбница в борьбе между рационализмом и эмпиризмом.

Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье и др. о теории естественного права и общественного договора

Студент должен иметь представление:

- об основных направлениях философии эпохи Возрождения, Просвещения, Нового времени (антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, титанизм, механизм, эмпиризм, рационализм, агностицизм и т.д.).

Студент должен знать:

- о переосмыслении христианской традиции и о возвращении интереса к человеку, античной философии и культуре, к светскому знанию.

Тема 2.4. Немецкая классическая философия

Классическая философия - это высочайший уровень творчества ее представителей. Мировая философия поднялась до самосознания, обосновала полярные диалектические противо­положности: мышление и бытие.


И. Кант - коперниковский поворот в философии. Учение о чувствах, рассудке и разуме. Учение о морали, свободе и бессмертии. Нравственные основы поведения человека.

Г.В.Ф. Гегель и его система философского идеализма. Диалектический характер развития мира. Абсолютная идея и

Мировой разум.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Философия

марксизма.

Студент должен иметь представление:

- о месте немецкой классики в мировой философии.

Студент должен знать:

- о родоначальнике немецкой классической философии И. Канте;      - о системе объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля;

- об антропологическом материализме Л. Фейербаха.

Тема 2.5. Современная западная философия, философия 20 столетия

Особенность 20 столетия - век социальных катастроф, его называют бесчеловечным веком, но и веком взлета человечества, всплеска разумного и неразумного в деятельности человеческого

рода.

Сущность иррациональной философии, мистические представления о мире. Ф. Ницше о воли к власти, идея сверхчеловека, изучение жизни отдельного человека. А. Бергсон об интуитивизме. 3. Фрейд о сознательном и бессознательном в поведении человека,

о психоанализе.

Новые подходы к пониманию мира, общества и мышления. А. Шопенгауэр "Мир как воля и представление".

Философия разумности: сциентизм (вера в универсальную роль сознания в общественной жизни).

Ж.П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и др. об экзистенциализме.

Студент должен иметь представление:

о сущности иррациональной философии, мистических представлениях о мире, о философии разумности.


Студент должен знать:                                          

- особенности идей западной философии 20 столетия;

- новые подходы к пониманию мира, общества, мышления,

 

Тема 2.6. Развитие философии в России. Проблема всеединства, богочеловечества

Русская философия имеет тысячелетнюю историю и вобрала в себя многообразие течений, школ, учений, идей. Это философия предупреждения - нравственное вето на любой социальный проект, если он рассчитан на принуждение, насилие над личностью.                                                                                       

Славянофилы и западники о путях развития России.

Л. Толстой и Ф. Достоевский о философии непротивления и философии свободы. Непротивление злу насилием - учение о новом образе жизни. Зло и свобода в философии Достоевского. Место христианства и социализма в духовной русской культуре.

В. Соловьев: религиозно-идеалистическая философия. Традиция русской философии Всеединства - о синтезе философской и богословской мысли, рационального и мистического, единства добра и его воплощений, богочеловечества. София.

Н. Бердяев: философия свободы и творчества. Творчество как нравственный долг личности, прорыв к свободе из плена мировой необходимости. Творчество как осуществление образа Божьего в человеке. Трагедия творчества. Проблема конца истории и будущего человечества.

Идеи И. Ильина, П. Флоренского, А. Солженицына, И. Глазунова о судьбах России.

Философия в советский период истории (1917-1991).

Исторический и диалектический материализм. Осмысление мировой философии в конце 20 века.

Философия русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др.).

Студент должен иметь представление:

- о русской религиозной философии 19-20 веков;

- о размышлениях русских философов о судьбах России: от

теории «Третьего Рима» до концепции «евразийства»;


 

- о взглядах славянофилов и западников;
 - о русском космизме;

- об осмыслении мировой и русской философии на
современном этапе.

Студент доджей знать:

- о зарождении русской философии, ее корнях и
особенностях;

 - о важнейших течениях в философии 19-20 веков;

 - о философии советского периода и современного этапа.

Раздел 3. Философская картина мира, философия бытия

Тема 3.1.Понятие бытия, проблемы субстанции в философии

Категория "бытия" занимает центральное место в философии. Бытие как смысл существующего, способность быть, проявляться, взаимодействовать, существовать. Формы бытия: неживая, живая природа, человек.

Субстанция (от латинского слова «сущность») - то, что лежит в основе. Представители философских школ о первостихиях (земля, вода, воздух, огонь, атом, алейрон, материя, Бог, сознание, идея, эфир и т.п.). Философский монизм (один, единственный). Дуализм (двойственный). Плюрализм (множественный). Материализм, идеализм. Многообразие и многомерность бытия.

Студент должен иметь представление:

- о проблемах бытия в истории философии.

Студент должен знать:

- понятие бытия (онтология), его смысл и познавательное
значение;                                 

     - проблемы субстанции в философии.

Тема 3.2. Материя, ее всеобщие свойства и способы

Существования

Развитие представлений о материи. Материя как телесная субстанция, как объективная реальность. Строение материи


 


10


11


(вещество и поле). Структурные уровни материи (неживая, живая, социальная). Движение материи. Ф. Энгельс о формах движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная). Современная наука о формах движения (ядерное, электромагнитное, гравитационное, геологическое, космологическое и др.). Пространство и время. Различные подходы к пониманию пространства и времени (субстанциональный, релятивистский, материалистический, идеалистический). Многомерность пространства и времени.

Студент должен иметь представление:

- о проблемах материи в истории философии.

Студент должен знать:

- понятия: строение материи, уровни организации материи;

- о движении и развитии материи;

- о пространстве и времени.

Тема 3.3. Сознание человека - высшая ступень развития жизни. Происхождение, сущность и формы проявления.

Сознание, природные предпосылки его возникновения. Основные черты и характеристики сознания. Сознание как функция головного мозга. Сознание и язык. Язык и мышление. Формы проявления сознания (политическое, правовое, нравственное, общественное, индивидуальное, обыденное, духовное, научное). Функции сознания (познавательная, целеполагающая, регулятивная и др.). 3. Фрейд о сознательном и бессознательном в поведении человека, о психоанализе.

Студент должен иметь представление:

- об истории развития представлений о сознании.

Студент должен знать:

- о сознании, его происхождении и сущности.

Тема 3.4. Философские, научные, религиозные картина мира. Проблема единства мира.

Философская картина мира. Стремление познать мир как единое целое (Фалес, Гераклит, Демокрит). Мир идей (Платон, Гегель),


Единство мира с позиции идеализма (дух, как сверхприродное начало) и материализма (вещественный, материальный, не сотворенный Богом мир).

Мир един, поскольку он субстанционален. Мир един по своей физической структуре, по законам, по происхождению. Философия рассматривает весь мир в виде целостной системы.

Аргументы науки о единстве мира. Теория Канта - Лапласа, объясняющая естественное происхождение планет из первоначальной " туманности", единство космических тел в Солнечной системе. Закон сохранения и превращения энергии. Теория клеточного строения живых организмов. Периодический закон Д. Менделеева. Теория происхождения видов. Теория относительности. Мир един - это ничто иное, как элементарные частицы и их взаимодействие.

Религиозная картина мира. Бытие духовно. В нем есть не только Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек -точка пересечения материального и духовного, земного и божественного.

Студент должен иметь представление:

- об историческом подходе к рассмотрению данной проблемы.

Студент должен знать:

- проблему единства мира (философскую, научную,
религиозную картину мира).

Раздел 4. Познавательная деятельность человека.             Учение о познании (гносеология)

Тема 4.1. Проблема познаваемости мира, способы постижения реальности

Проблемы природы познания и его возможностей. Субъект и объект познания. Структура и формы познания: чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление); рациональное познание и его формы (понятие, суждение, умозаключение). Рационализм и иррационализм. Роль практики в процессе познания.


 


12


13


Способы постижения реальности: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское познание. Проблемы познаваемости в философии. Герменевтика и аксиология в процессе понимания.

Студент должен иметь представление:

- о проблеме познаваемости мира в истории философии.

Студент должен знать:

- проблемы познаваемости мира.

Тема 4.2. О роли науки и научного познания. Гносеология.

Гносеология - наука о познаваемости мира. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании. Метод - способ достижения цели, система приемов и правил мышления и практических действий.

Уровни научного познания: эмпирические  знание и его формы; методы исследования (наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование, анализ, интуиция и др.); теоретическое знание и его методы исследования (индукция и дедукция, синтез, мыслительный эксперимент, идеализация, формализация, гипотеза, аналогия, исторический и логический и т.д.).

Знание и его формы: убеждения, вера, надежда, любовь, идеал. Понятие истины, ее важнейшие характеристики.

Студент должен иметь представление:        - о взаимосвязи познания и творчества.

Студент должен знать:

- о формах и методах современного научного познания,

проблемах достижения нового знания;

- понятия Знание и Истина.

Раздел 5. Философская теория развития мира

Тема 5.1. Понятие диалектики, ее исторические формы, категории философии как отражение универсальных связей бытия

Диалектика-учение о всеобщих связях бытия и развития всего сущего. Понятия объективная и субъективная диалектика. Что такое


развитие, почему оно происходит, как оно протекает, куда оно

направлено.

Философия имеет сложную систему категорий: единство разнообразного; свойство; система; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; форма и содержание; единичное, особенное, всеобщее; сущность и

явление и др.

Исторические формы диалектики. Наивная диалектика Гераклита, Сократа. Диалектика Гегеля. Материалистическая диалектика.

Студент должен иметь представление:

- об исторических формах диалектики.

Студент должен знать:

- философское учение о развитии мира;

-  сущность диалектики и ее альтернативы.

Тема 5.2. Диалектика как система теоретического знания. Диалектическая и материалистическая концепции развития. Законы диалектики

Диалектика как система теоретического знания. Законы диалектики: объективные, всеобщие, универсальные, их отличие от законов конкретных наук. Закон единства и борьбы противоположностей. Развитие есть борьба противоположностей. Взаимодействие противоположностей. Понятия тождества, различия, противоречия, гармонии, дисгармонии, конфликта.

Закон взаимного перехода количества в качество. Взаимозависимость качественной и количественной определенности материальной системы. Понятия: свойство, качество, количество, мера, скачок, узловая линия мер.

Закон отрицания-отрицания. Гегелевская триада: тезис -

антитезис - синтез.

Студент должен иметь представление:

- о диалектической и метафизической концепции развития.


 


14


15


Студент должен знать:

- понятие закона;

- законы диалектики;

- о диалектике как системе теоретического знания.

Раздел 6. Человек как философская проблема

Тема 6.1. О биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке. Понятие человека в истории философии

Соотношение природного и социального, биологического и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Биологическая специфика человека. Внешний мир и социальная среда в формировании человека как биологического вида.

О сущности сознания, сознательного и бессознательного в поведении человека.

О понятии человека в истории философской мысли: человек в системе конфуцианства; человек как мера всех вещей в софистике; нравственность как определяющая характеристика человека в учении Сократа; идея сверхчеловека в системе Ф. Ницше; Богочеловек в учении В. Соловьева; представление человека в экзистенциализме и др.

Студент должен иметь представление:

- о месте человека в истории философии.

Студент должен зиять:

- о происхождении человека;

 -    специфику философского понимания человека.

Тема 6.2. Человек, личность, индивид, индивидуальность. Человек и Вселенная. Человек и Космос,

Человек - главная ценность мироздания, зависимость человека от Космоса, природы.

Человечество как единая планетарная общность людей (физическая, социальная, духовная). Социальная типология личности (деятель, мыслитель, гений).


Понятие индивид служит для обозначения человека, как непохожего на других. Влияние семьи, родственников, воспитателя, тренера, учителя и т.д. в процессе социализации индивида. Усвоение человеком социальных норм и опыта вхождения в социальную среду, в систему общественных отношений.

Индивидуальность как самобытность чувств и особенностей характера, оригинальность мышления. Саморазвитие человека. Человек разумный, человек играющий, человек творческий.

Особенности индивидуальной биографии, набор социальных ролей. Многообразие определений человека в истории философии и науки. Человек и Вселенная. Человек и Космос. Человек и Бог.

Студент должен иметь представление:

- об особенности индивидуальной биографии, наборе
социальных ролей;

- о многообразии определений человека в истории филосо­фии и науки.

Студент должен знать:

- о социальной типологии личности;

- определения: индивид, индивидуальность;

- взаимозависимости: Человек и Вселенная, Человек и Кос­мос, Человек и Бог.

Тема 6.3. Основополагающие категории человеческого бытия: свобода, творчество, любовь, счастье, смерть, смысл жизни и предназначение человека

Свобода. Понятие свободы в истории философии. Внешняя, внутренняя свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Свобода и творчество. Закон и свобода.

Творчество как нравственный долг личности. Гений и талант. Творчество как основное назначение человеческой личности.

Любовь как путь реализации личности, как открытость души, как подлинно живое существование человека. Любовь и творчество, мысль разума и мысль сердца.

Счастье как состояние внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, осмысленностью жизни. Отрицательные


 


16


17


 


и положительные мотивации поисков счастья. Счастье - подарок судьбы или результат настойчивых усилий.

Смерть. Проблема конечности человека в философии.

Смысл жизни. Философия о поисках смысла жизни. Представление смысла жизни, искание смысла жизни как борьба против бессмысленности существования.

Студент должен иметь представление:

- о взаимосвязи и зависимости категорий человеческого
бытия.

Студент должен знать:

- основополагающие категории человеческого бытия;

- философское понимание свободы;

- об отношении философии к поискам смысла жизни.

Раздел 7. Человек в социальном мире

Тема 7.1. Философия о сущности и признаках общества. Общество и история. Типология общества

Учение об обществе в работах О. Конта, М. Вебера. Н. Данилевского, П. Сорокина и др. Понятие общества как системы: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Общество - объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством (воспроизводство самих людей, материальное производство, духовное производство, управление людьми).

Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Основные формы общности человека (семья, род, племя, этнонационал.ьные общности, сословия, касты, классы, государство) и их роль в формировании, проявлении и развитии сущностных  сил человека, человеческого бытия.

Типология общества. Формационный подход к исследованию общества. Марксистское понятие общественно-экономической формации.


Цивилизационный подход к пониманию общества и его истории. Исторические типы цивилизаций (аграрная, промышленная, постиндустриальная).

Западная («европейская»), восточная («азиатская»).

Российская цивилизация.

Студент должен иметь представление:

- о краткой истории развития философских взглядов об

обществе.

Студент должен знать:

- понятие общества, его признаки и особенности;

- типологию общества.

Тема 7.2. Общество и природа, их единство и взаимодействие

Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества. Единство живого (текучего) и неживого (застывшего), мира жизни

и мира камней.

Ш.Л. Монтескье о географическом детерминизме. Понятие

географическая среда.

В.И. Вернадский о биосфере, ноосфере - биосферной теории. Тейяр де Шарден о постепенном переходе биосферы в ноосферу — в сферу разума. Эволюция, которая определяется интеллектом и волей человека. Взаимосвязь природы и общества на современном этапе.

Современное представление о Вселенной и ее эволюции. Одиноко ли человечество в Космосе? Человек и природа: проблема подчинения, господство и гармония.

Воспитание гуманного отношения к природе.

Студент должен иметь представление:

- об историко-философском анализе природы и общества.

Студент должен знать:

- о взаимосвязи природы и общества.


19


Тема 7.3. Философские проблемы современной цивилизации. Роль философии в решении глобальных проблем

В 20 столетии человечество оказалось перед выбором: исчезнуть как род, или же выжить, изменив свои качества. Кризис антропоцентризма как идеи особого места человека в мире, его всесилия и притязаний на господство над окружающей средой.

3. Фрейд об извечном конфликте между человеком и обществом, о наличии агрессивности в его действии.

Э. Фромм о "злокачественной" агрессии современного человека: разрушение мира; принесение своей жизни в жертву кумиру; некрофильство; садизм.

Русские философы Н. Бердяев, С. Франк о противо­поставлении человека и внешнего мира".

К. Ясперс о кризисе природного человека.

Глобальные проблемы современности: ядерного разоружения, недопущения насилия и войн; экологические, демографические, продовольственные, энергетические. Проблемы "севера и юга".

Роль философии в решении глобальных проблем. Необходимость нового политического мышления, революции человеческих качеств, гармонии человека и мира. Воззвание ученых "Предупреждение человечеству" о выживании человека и его будущего как человеческого вида. А. Д. Сахаров о разоружении, об угрозе ядерной войны.

Позиция "Римского клуба".

Студент должен иметь представление:

- о роли Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.) в
решении экологических проблем мира;

- о движении "зеленых" за сохранение окружающей среды
(в России движение "Кедр").

Студент должен знать:

- глобальные проблемы современности и пути их решения.


Тема 7.4. Культура, ее строение и социальные функции. Виды духовной культуры

Понятие культуры. Представление о роли и смысле культуры в истории философии. Структура культуры: культурные универсалии, внутренняя и внешняя культура, массовая и элитарная культура, материальная и духовная, индивидуальная. Функции культуры: познавательная, информационная, коммуникативная, нормативная, человекотворческая, адаптационная и др. Молодежная культура.

Основные виды духовной культуры. Искусство 20 века. Мораль (долг, совесть, честь). Нравственный кризис современного российского общества и пути выхода из него. Наука как особая сфера культуры.

Студент должен иметь представление:

- о проблемах развития духовной культуры в современной
России.

Студент должен знать:

- понятие культуры, социальные функции культуры;

- о роли науки и образования в жизни общества.

Тема 7.5. Нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе

Сократ о нравственности и патриотизме. Конфуций о равенстве и гуманизме. И. Кант о нравственности. Ф. Достоевский - кра­сота спасет мир. А. Солженицын о патриотизме.

Понятие нравственность (мораль, норма). Нравственное сознание. "Золотое правило: во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Добро и Зло, Долг и Ответственность. В. Соловьев о таких категориях как стыд, совесть, благоговение.

Общечеловеческие ценности: свобода, воля, справедливость и мир, толерантность и терпение, патриотизм, гуманизм.

Философские категории бытия: свобода, творчество, любовь, счастье, смерть, смысл жизни.

Преступность, пьянство, наркомания.


 


20


21


Студент должен иметь представление:

- об истории возникновения вопроса о нравственности,
равенстве, гуманизме, патриотизме.

Студент должен знать:

- нравственные нормы человеческого бытия.




2019-11-13 175 Обсуждений (0)
Основные типы, функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные типы, функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)