Словарь по теории культуры
Адаптация социокультурная – процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей другой культуры. Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг. Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства – удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию и т.п. Анимизм – 1) Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений; 2) Философское учение, возводящее душу в принцип жизни. Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни. Антиномия – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Античная культура – древний период в развитии культуры, охватывающий эпохи древнегреческой и древнеримской культур. Антропологическая культурология – раздел культурологии, изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и фенотипических вариациях физического строения человека. Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами и признаками предметов и явлений неживой природы, животных и мифических существ. Артефакт – 1) Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования; 2) Произведение искусства. Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.Т. Юнг, для которого архетип – врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения. Архитектура, (зодчество) – здания и другие сооружения, создающие среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Атараксия – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек. Бифуркация – стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса. Бихевиоризм – теоретическое направление в психологии, сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов. Боди-арт – художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест. Бронзовый век – условный период в истории развития человечества, характеризующийся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным и Вандализм – бессмысленное разрушение культурных и материальных ценностей. Варварство – средняя из трех эпох исторического развития человечества (наряду с дикостью и цивилизацией). Вестернизация – процесс заимствования ценностей западной культуры народами, исторически не принадлежащими к западной цивилизации. Видео-арт – одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются визуальные или аудиовизуальные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок. Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами. Вкус – исторически сложившаяся способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в реальной действительности, художественном творчестве, поведении людей и т.д. Восточные типы культуры – типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественно преобладанием мистических, мифологических, религиозных компонентов. Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность и взаимодействие всех частей и элементов формы. Гедонизм – этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом признается наслаждение. Генезис – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др. Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание трудных жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Герменевтика – традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1) Теория и методология истолкования текстов; 2) Течение в философии. Гиперреализм – художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии. Глобализация – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду. Глобализация культуры – процесс интеграции этнических культур в единую мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей и средств массовой коммуникации. Графика – вид изобразительною искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами. Группы социальные – относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Гуманизм – система идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, его права на свободное развитие своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству. Деградация – постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных свойств, качеств. Детерминизм культурный – концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии. Деятельность – труд человека по преобразованию окружающего мира и самого себя. Дикость – исторически первый этап человеческой культуры, сменившийся варварством. Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени. Дионисийское в культуре – хаотическое, стихийное, необузданное, страстное, иррациональное начало, которое ассоциируется с блаженным восторгом опьянения, весенним пробуждением природных сил. Дискурс – какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности. Дискурсивный – рассудочный, обоснованный предшествующими рассуждениями, противоположный интуитивному. Диффузионизм – теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований. Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Дуализм – 1) двойственность; 2) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – идеального и материального. Духовная культура – совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции и т.д. Духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Евразийство – направление русской социальной и культурологической мысли 20–30-х годов XX в., отстаивавшее идею самобытности России и создавшее концепцию русской культура как неевропейского феномена, который обладает уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку. Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими. Естественные знаки – вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»). Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства Понятие «Ж » обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. Железный век – период в развитии человеческого общества, наступивший с началом изготовления железных орудий труда и оружия. Жест – лаконичное, значимое телодвижение, в котором передается определенное состояние человека, отношение его к окружающему миру, а также информация, сообщаемая собеседнику. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи плафоны, панно), станковая живопись (картина) декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра диорама и панорама. Основные технические разновидности – масляная живопись, фреска, эмаль, мозаика, витраж акварель и др. Западничество – направление в русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути. Западные типы культуры – типы культуры, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием философии и науки. Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах. Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов. Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний. Идеал – совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей. Идентификация культурная – отождествление себя человеком с определенной культурной категорией или этнической культурой. Идентичность – психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности. Иконические знаки – «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают. Инверсия – изменение обычного порядка Индивидуальность – понятие, характеризующее человека как явление особенное, неповторимое, обладающее своеобразными чертами и отличное от других людей. Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Инновация – новообразование, нововведение, новое явление Интеграция культурная – процесс углубления культурного взаимовлияния между государствами, этническими группами и историко-культурными областями. Интолерантность – нетерпимость к «чужой» культуре. Искусство – художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности как художественно-образные формы отражения действительности. Историческая периодизация культуры – разделение истории культуры на определенные временные отрезки. Каменный век – древнейший и самый ранний период в развитии человечества, когда орудия труда и оружие изготавливались из камня. Канон – система правил, норм, господствующая в искусстве в какой либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Кинетическое искусство – художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами. Классика – образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения культуры, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Код культуры – система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем. Конвенциональные знаки – искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение. Конвергенция – в этнологии термин для определения сходных или одинаковых, но независимо друг от друга возникающих явлений в культуре разных народов. Консерватизм культурный – приверженность сформировавшимся культурным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в культуре. Контекст – общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение различных культурных явлений. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг. Концепция – определенный способ понимания и трактовки каких-либо культурных явлений. Ксенофобия – чувство неприятия всего иностранного, в том числе и культурных ценностей, традиций и обычаев. Культ – 1) один из основных элементов религии, совокупность действий, имеющих целью дать видимое выражение религиозному поклонению; 2) чрезмерное возвеличивание чего либо или кого либо. Культурная антропология – одно из направлений философской антропологии, ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки. Культурная картина мира – совокупность представлений о мире с точки зрения отдельной этнической или мировой культуры, включающих представления об устройстве и функционировании мира, о месте в нем человека, о соотношении естественного и сверхъестественного и т.д. Культурные ареалы – зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур. Культурные заимствования – перенесение культурных инноваций из одной культуры в другую. Культурные нормы – совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа. Культурные пережитки – различные социальные и культурные явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совершенными культурными изобретениями. Культурные универсалии – совокупность черт, норм, ценностей, правил, традиций, присущих всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурный плюрализм – терпимость к представителям другой культуры, мирное сосуществование в рамках одного государства самых разных культур, не вызывающее межнациональной напряженности и этнических конфликтов. Культурный шок – неосознанная и глубокая реакция индивида или группы при столкновении с чужой культурой. Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества. Культурология – научное направление, изучающее сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры. Легитимация – согласный с законом, законный, должный, надлежащий) – процесс социального или культурного «узаконивания» Локальная культура – какая-либо отдельная культура, существующая в определенном месте, обладающая набором индивидуальных неповторимых черт и не связанная с другими культурами. Маргинальная культура – тип культуры, не принадлежащий ни к одной этнической культуре. Массовая культура – тип культуры, свойственный социальным группам с «усредненным» уровнем духовных потребностей. Материальная культура – совокупность материальных продуктов человеческой деятельности. Медный век – исторический период в общественном развитии между каменным и бронзовым веками, когда человек начал пользоваться медными орудиями труда. медным. Ментальность, менталитет – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Минимализм – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства – определенный заранее результат процесса его производства. Мировая культура – совокупность лучших достижений всех сфер и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты. Мировоззрение – совокупность взглядов на мир и место в нем человека, па отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Мифологическая картина мира – целостная система верований и представлений первобытного человека об устройстве потустороннего и посюстороннего миров, основанная на традициях и мифах. Мифология – совокупность мифов какого-либо народа, передающих его представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях. Модернизм – термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому.» и т.д. Мозаичная культура – тип культуры нетрадиционного типа. Молодежная субкультура – совокупность взглядов, ценностей, норм поведения, присущих молодым людям в возрасте от 15 до 30 лет. Морфология культуры – научное направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного прогресса. Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах) и активно воздействующих на психику человека. Народная культура – тип культуры, создаваемый непрофессионалами. Народное творчество – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, придания, песни, сказки, эпос, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Национальная культура – совокупность исторически сложившихся характерных черт и особенностей, присущих представителям того или иного народа. Национальный характер – совокупность психологических характеристик, присущих большинству членов данного общества или культуры. Неолитическая революция – исторический период перехода человечества от присваивающего к добывающему типу хозяйства, от культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни. Нигилизм – 1) Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм; 2) Идейное течение европейской культуры конца XIX–нач. XX в. Ноосфера – эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами Близкие по содержанию понятия – техносфера, антропосфера, социосфера. Нормы культурные — совокупность общепринятых требований к поведению, общению и образу жизни людей, принятых в данной культуре. Образ – 1) результат и идеальная форма отражения предметов и млений материального мира в сознании человека. На чувственной ступени познания – ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления – понятия, суждения, умозаключения; 2) О. художественный – способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов; 3) О. в христианстве – изображение святого, икона. Образ жизни – совокупность типичных видов и способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп и общества в целом. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные периоды жизни индивида, социальной группы и общества в целом. Обыденная культура – тип культуры, основывающийся на следовании обычаям повседневной жизни социальной и этнической среды, в которой человек проживает. Обычай – исторически установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками и воспроизводимый в неизменном виде в течение длительного времени. Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Патриархат – сменившая матриархат форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся преобладающей ролью мужчин в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Первобытная культура – совокупность культур народов, живших в каменном веке. Персонализм – направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творческая личность. Перформанс – публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Плюрализм – особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентации. Поп-арт – одно из направлений англо-американского искусства «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой. Поп-культура – 1) Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни; 2) Синоним популярности, народности, массовости. Постмодерн, постмодернизм – в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970–1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путем его цитирования. Прикладная культурология – научное направление, изучающее и разрабатывающее методики прогнозирования и управления культурными процессами. Прогресс культуры – поступательное развитие культуры, при котором она становится более сложной, многогранной и разнообразной. Психология культуры – научное направление, изучающее психологические аспекты культуры личности и общества. Рационализм – система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум Религия – мировоззрение, основанное на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного. Релятивизм культурный – методологический подход в изучении и исследовании культур, предполагающий признание относительности, то есть ограниченной ценности каждой этнической культуры и их равноправного положения независимо от уровня развития. Реституция – возвращение одним государством другому имущества и культурных ценностей, незаконно захваченных во время войны Рефлексия культурная – процесс осмысления и переживания, возникающий вследствие воздействия на индивида различных феноменов и ценностей культуры. Ритуал – тип символического упорядоченного поведения и системы действий, выражающий определенные социальные и культурные ценности. Рок-культура – явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром является контркультура. Сакральное – святое, священное Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Самоидентичность культурная – осознанное отождествление индивидов и общественных учреждений их принадлежности к культуре, в пределах которой они существуют. Семантика культурная – направление культурологии, изучающее культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом. Семиотика, или Семиология – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Семь чудес света: Египетские пирамиды (Гиза, ок.2700–1780 до н.э.), Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 605–562 до н.э.), Храм Артемиды (Эфес, VI в до н.э.), Гигантская статуя Зевса (Олимпия, ок. 430 г. до н.э.), Галикарнасский мавзолей (Малая Азия, середина IV в до н.э.), Колосс Родосский (бронзовая фигура Гелиоса – 37 м, Родос , 285 г. до н.э.), Фаросский маяк (вероятная высота 143 м, Александрия, ок. 279 г. до н.э.). Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл, выражает общие понятия, связанные с толкованием этого объекта. Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Синкретизм – отличительное свойство первобытной культуры, выражающееся в слитности, нерасчлененности и сочетании разнородных культурных элементов. Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований. Социальные институты культуры – совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура. Социология культуры – научное направление в социологии, изучающее социальные аспекты создания, распространения, хранения и потребления культурных ценностей. Субкультура – особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения. Сублимация – процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества. Субъективизм – особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта Сциентизм – мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Теоретическая культурология – направление в культурологии, исследующее фундаментальные проблемы культуры и закономерности ее развития. Теория культуры – составная часть культурологии, основу которой составляет понятийный и категориальный аппарат, используемый при изучении культуры. Типология культур – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общими признаками, свойствами. Толерантность – терпимое и уважительное отношение к ценностям и нормам чужих культур. Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п. Трансформация культуры – изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов. Универсалии культурные – черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др. Утилитаризм – направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобритании в конце XVIII – нач. XIX в. Философия культуры – общая теория культуры, исследующая сущность и природу культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений. Фольклор – народное творчество и произведения искусства, созданные народом, имеющие распространение в различных слоях народных часе. Функции культуры – совокупность назначений и ролей, которые выполняет культурах в жизнедеятельности какого-либо общества или народа. Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности. Хозяйственно-культурный тип – исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, не обитающих в сходных естественно-географических условиях и находящихся на одинаковом уровне исторического развития. Художественная культура – совокупность различных видов художественной деятельности. Хэппенинг – театрализованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью. Ценности культурные – совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Цивилизация – локальная социокультурная общность людей, достигшая в своем развитии значительного прогресса в материальной и духовной культуре. Цикл культуры – время существования данной культуры от ее зарождения до гибели. Эклектизм – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов в архитекторе и изобразительном искусств. Элитарная культура – часть культуры, ориентированная на особую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, противостоящая массовой культуре. Эпос – 1) в устном народном творчестве – героические сказания, былины; 2) род художественной литературы наряду с рассказом, романом, повестью, возникает в фольклоре. Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это. Этническая культура – совокупность культурных достижений какого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами. Этногенез – исторически
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |