Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словарь по теории культуры



2019-11-13 462 Обсуждений (0)
Словарь по теории культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Адаптация социокультурная – процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей другой культуры.

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в резуль­тате чего культура одного народа полностью или частично воспри­нимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консоли­дации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.

Аксиология – теория ценностей, философское учение о приро­де ценностей, их месте в социальной действительности и о струк­туре ценностного мира.

Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства – удовольствие и неудовольствие, симпа­тию и антипатию и т.п.

Анимизм – 1) Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в оду­шевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений; 2) Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей пере­стает соответствовать нормам общественной жизни.

Антиномия – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

Античная культура – древний период в развитии культуры, охва­тывающий эпохи древнегреческой и древнеримской культур.

Антропологическая культурология – раздел культурологии, изуча­ющий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и фенотипических вариациях физи­ческого строения человека.

Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами и при­знаками предметов и явлений неживой природы, животных и мифи­ческих существ.

Артефакт – 1) Процесс или образование, не свойственные объек­ту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования; 2) Произведение искусства.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий обо­рот термин ввел К.Т. Юнг, для которого архетип – врожденные психические структуры, которые являются результатом историче­ского развития человечества. Архетип соотносится с коллектив­ным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой твор­чески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художе­ственного воображения.

Архитектура, (зодчество) – здания и другие сооружения, создающие среду, необходимую людям для их жизни и дея­тельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрения­ми общества.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с кото­рой они находятся в непосредственном контакте.

Атараксия – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Бифуркация – стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.

Бихевиоризм – теорети­ческое направление в психологии, сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как сово­купность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.

Боди-арт – художе­ственное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.

Бронзовый век – условный период в истории развития человече­ства, характеризующийся изобретением и широким распространени­ем бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным и

Вандализм – бессмысленное разрушение культурных и материальных ценностей.

Варварство – средняя из трех эпох исторического развития чело­вечества (наряду с дикостью и цивилизацией).

Вестернизация – процесс заимствования ценностей западной куль­туры народами, исторически не принадлежащими к западной цивили­зации.

Видео-арт – одна из форм современ­ной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами явля­ются визуальные или аудиовизуаль­ные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компью­терными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Вкус – исторически сложившаяся способность человека к разли­чению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в реальной действительности, художественном творчестве, поведении людей и т.д.

Восточные типы культуры – типы культур, возникшие на Ближ­нем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественно преобладанием мистических, мифологических, религиозных ком­понентов.

Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность и взаимодействие всех частей и элементов формы.

Гедонизм – этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом признается наслаждение.

Генезис – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание трудных жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Герменевтика – традиция и способы толкования многознач­ных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрожде­ния герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1) Теория и методология истолкования текстов; 2) Течение в философии.

Гиперреализм – художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении дей­ствительности, стремящееся восстановить утраченную в модерниз­ме жизненную конкретность художественного языка за счет ими­тации образов фотографии.

Глобализация – процесс перераста­ния какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транс­формации во всемирную целостную среду.

Глобализация культуры – процесс интеграции этнических куль­тур в единую мировую систему в связи с развитием современных транс­портных средств, экономических связей и средств массовой комму­никации.

Графика – вид изобразительною искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие соб­ственными изобразительными средствами.

Группы социальные – относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, скла­дывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Гуманизм – система идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, его права на свободное развитие своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманность – человеч­ность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.

Деградация – постепенное ухудшение, снижение или утрата поло­жительных свойств, качеств.

Детерминизм культурный – концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.

Деятельность – труд человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.

Дикость – исторически первый этап человеческой культуры, сме­нившийся варварством.

Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.

Дионисийское в культуре – хаотическое, стихийное, необузданное, страстное, иррациональное начало, которое ассоциируется с блажен­ным восторгом опьянения, весенним пробуждением природных сил.

Дискурс – какая-либо фи­лософская или научная концепция, обращенная к читателю или слу­шателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и зна­ка, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Дискурсивный – рассудочный, обоснованный предшествующими рассуждениями, противоположный интуитивному.

Диффузионизм – теоретическая модель историко-культурно­го процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.

Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Дуализм – 1) двойственность; 2) фило­софское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – идеального и материального.

Духовная культура – совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции и т.д.

Духовность – специфически человеческое качество, характеризу­ющее мотивацию и смысл поведения личности.

Евразийство – направление русской социальной и культуроло­гической мысли 20–30-х годов XX в., отстаивавшее идею самобыт­ности России и создавшее концепцию русской культура как неевропейского феномена, который обладает уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит За­паду и Востоку.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превос­ходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки – вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно свя­занных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства Понятие «Ж » обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Железный век – период в развитии человеческого общества, на­ступивший с началом изготовления железных орудий труда и оружия.

Жест – лаконичное, значимое телодвижение, в котором переда­ется определенное состояние человека, отношение его к окружающе­му миру, а также информация, сообщаемая собеседнику.

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи плафоны, панно), станковая живопись (картина) декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, ми­ниатюра диорама и панорама. Основные технические разновидности – масляная живопись, фреска, эмаль, мозаика, витраж акварель и др.

Западничество – направление в русской общественной мысли се­редины XIX в., представители которого считали, что развитие культу­ры России должно идти по западноевропейскому пути.

Западные типы культуры – типы культуры, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся пре­имущественным развитием философии и науки.

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в ком­муникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством куль­туры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивиду­альной и общезначимой информации о человеке и мире в культур­ных текстах.

Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внут­ренней структурой, явными или неявными пра­вилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Игра – форма свободного самовыражения человека, которая пред­полагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

Идеал – совершенный образец какого-либо объекта, явления, со­бытия, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

Идентификация культурная – отождествление себя человеком с определенной культурной категорией или этнической культурой.

Идентичность – психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду­альной самотождественности и целостности.

Иконические знаки – «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.

Инверсия – изменение обычного порядка

Индивидуальность – понятие, характеризующее человека как яв­ление особенное, неповторимое, обладающее своеобразными черта­ми и отличное от других людей.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (или груп­пы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттер­нов поведения, свойственных данной культуре.

Инновация –  новообразование, нововведение, новое явление

Интеграция культурная – процесс углубления культурного взаимовлияния между государствами, этническими груп­пами и историко-культурными областями.

Интолерантность – нетерпимость к «чужой» культуре.

Искусство – художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности как художественно-образные формы отражения действительности.

Историческая периодизация культуры – разделение истории куль­туры на определенные временные отрезки.

Каменный век – древнейший и самый ранний период в развитии человечества, когда орудия труда и оружие изготавливались из камня.

Канон – система правил, норм, господствующая в искусстве в какой либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

Кинетическое искусство – художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Классика – образцовые, выдающиеся, общепризнанные произве­дения культуры, имеющие непреходящую ценность для националь­ной и мировой культуры.

Код культуры – система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной дея­тельности человека.

Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью переда­чи или обмена информацией посредством принятых в данной куль­туре знаковых систем.

Конвенциональные знаки – искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.

Конвергенция – в этнологии термин для определения сходных или одинаковых, но независимо друг от друга возникающих явлений в культуре разных народов.

Консерватизм культурный – приверженность сформировавшимся культурным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.

Контекст – общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение различ­ных культурных явлений.

Контркультура – направление развития современной культу­ры, противостоящее атмосфере современного индустриального об­щества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

Концепция – определенный способ понимания и трактовки ка­ких-либо культурных явлений.

Ксенофобия – чувство неприятия всего иностранного, в том чис­ле и культурных ценностей, традиций и обычаев.

Культ – 1) один из основных элементов религии, совокупность действий, имеющих целью дать видимое выражение религиозному поклонению; 2) чрезмерное возвеличивание чего либо или кого либо.

Культурная антропология – одно из направлений философской антропологии, ориентирующееся на построение теории человека как субъек­та культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчи­вость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психоло­гию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурная картина мира – совокупность представлений о мире с точки зрения отдельной этнической или мировой культуры, вклю­чающих представления об устройстве и функционировании мира, о месте в нем человека, о соотношении естественного и сверхъесте­ственного и т.д.

Культурные ареалы – зоны территориального распростра­нения определенных локальных культурных типов и черт. Куль­турные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распро­странения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурные заимствования – перенесение культурных инноваций из одной культуры в другую.

Культурные нормы – совокупность правил, образцов поведения, пред­писаний, требований, принятых в культуре того или иного народа.

Культурные пережитки – различные социальные и культурные яв­ления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совер­шенными культурными изобретениями.

Культурные универсалии – совокупность черт, норм, ценностей, правил, традиций, присущих всем культурам независимо от геогра­фического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурный плюрализм – терпимость к представителям другой куль­туры, мирное сосуществование в рамках одного государства самых разных культур, не вызывающее межнациональной напряженности и этнических конфликтов.

Культурный шок – неосознанная и глубокая реакция индивида или группы при столкновении с чужой культурой.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества.

Культурология – научное направление, изучающее сущность, за­кономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Легитимация – согласный с законом, закон­ный, должный, надлежащий) – процесс социального или культур­ного «узаконивания»

Локальная культура – какая-либо отдельная культура, существу­ющая в определенном месте, обладающая набором индивидуальных неповторимых черт и не связанная с другими культурами.

Маргинальная культура – тип культуры, не принадлежащий ни к одной этнической культуре.

Массовая культура – тип культуры, свойственный социальным группам с «усредненным» уровнем духовных потребностей.

Материальная культура – совокупность материальных продуктов человеческой деятельности.

Медный век – исторический период в общественном развитии между каменным и бронзовым веками, когда человек начал пользо­ваться медными орудиями труда.

медным.

Ментальность, менталитет – глубинный психологический уро­вень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой сово­купность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

Минимализм – художественное течение, исходящее из минимальной транс­формации используемых в процессе творчества материалов, про­стоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоог­раничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства – определенный заранее результат процесса его произ­водства.

Мировая культура – совокупность лучших достижений всех сфер и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и при­оритеты.

Мировоззрение – совокупность взглядов на мир и место в нем человека, па отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизнен­ные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Мифологическая картина мира – целостная система верований и представлений первобытного человека об устройстве потустороннего и посюстороннего миров, основанная на традициях и мифах.

Мифология – совокупность мифов какого-либо народа, передаю­щих его представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.

Модернизм – термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искус­ствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной бра­ни с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому.» и т.д.

Мозаичная культура – тип культуры нетрадиционного типа.

Молодежная субкультура – совокупность взглядов, ценностей, норм поведения, присущих молодым людям в возрасте от 15 до 30 лет.

Морфология культуры – научное направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, име­ющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного прогресса.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах) и активно воздействующих на психику человека.

Народная культура – тип культуры, создаваемый непрофессио­налами.

Народное творчество – художественная коллективная творче­ская деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, придания, песни, сказки, эпос, музыка, театр, танец, архитектура, изо­бразительное и декоративно-прикладное искусство.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – вы­работка и теоретическая систематизация объективных знаний о действи­тельности.

Национальная культура – совокупность исторически сложивших­ся характерных черт и особенностей, присущих представителям того или иного народа.

Национальный характер – совокупность психологических ха­рактеристик, присущих большинству членов данного общества или культуры.

Неолитическая революция – исторический период перехода чело­вечества от присваивающего к добывающему типу хозяйства, от куль­туры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бро­дячего к оседлому образу жизни.

Нигилизм – 1) Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм; 2) Идейное течение европейской культуры конца XIX–нач. XX в.

Ноосфера – эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятель­ность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами Близкие по содержанию понятия – техносфера, антропосфера, социосфера.

Нормы культурные — совокупность общепринятых требований к поведению, общению и образу жизни людей, принятых в данной культуре.

Образ – 1) результат и идеальная форма отражения предметов и млений материального мира в сознании человека. На чувственной ступе­ни познания – ощущения, восприятия, представления; на уровне мышле­ния – понятия, суждения, умозаключения; 2) О. художественный – спо­соб и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов; 3) О. в христианстве – изображение святого, икона.

Образ жизни – совокупность типичных видов и способов жизне­деятельности индивидов, социальных групп и общества в целом.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные пе­риоды жизни индивида, социальной группы и общества в целом.

Обыденная культура – тип культуры, основывающийся на следо­вании обычаям повседневной жизни социальной и этнической сре­ды, в которой человек проживает.

Обычай – исторически установившийся порядок поведения, зак­репленный коллективными привычками и воспроизводимый в неиз­менном виде в течение длительного времени.

Парадигма – совокуп­ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Патриархат – сменившая матриархат форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся преобладающей ро­лью мужчин в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Первобытная культура – совокупность культур народов, живших в каменном веке.

Персонализм – направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной ре­альностью и главенствующей ценностью культуры является твор­ческая личность.

Перформанс  – публичное создание артефакта по принципу синтеза искус­ства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отли­чается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей.

Плюрализм – особая ми­ровоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценно­стей и ценностных ориентации.

Поп-арт – одно из направлений англо-американского искусст­ва «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.

Поп-культура – 1) Совокупность неоавангардистских взгля­дов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни; 2) Синоним популярности, народности, массовости.

Постмодерн, постмодернизм – в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970–1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Аван­гардистской установке художественного модерна на новизну в пост­модерне противостоит стремление включить в современное искусст­во весь опыт мировой художественной практики путем его цитирова­ния.

Прикладная культурология – научное направление, изучающее и разрабатывающее методики прогнозирования и управления культур­ными процессами.

Прогресс культуры – поступательное развитие культуры, при ко­тором она становится более сложной, многогранной и разнообраз­ной.

Психология культуры – научное направление, изучающее психо­логические аспекты культуры личности и общества.

Рационализм – система взглядов, ко­торая признает основой познания, поведения и мотивации челове­ческий разум

Религия – мировоззрение, основанное на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.

Релятивизм культурный – методологический подход в изучении и исследовании культур, предполагающий признание относительнос­ти, то есть ограниченной ценности каждой этнической культуры и их равноправного положения независимо от уровня развития.

Реституция – возвращение одним государством другому имуще­ства и культурных ценностей, незаконно захваченных во время войны

Рефлексия культурная – процесс осмысления и переживания, возникающий вследствие воздействия на индивида различных фе­номенов и ценностей культуры.

Ритуал – тип символического упорядоченного поведения и си­стемы действий, выражающий определенные социальные и куль­турные ценности.

Рок-культура – явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкально­го стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром являет­ся контркультура.

Сакральное – святое, священное Важнейшая мировоззренческая ка­тегория, выделяющая области бытия и состояния сущего, восприни­маемые сознанием как принципиально отличные от обыденной ре­альности и исключительно ценные.

Самоидентичность культурная – осознанное отождествление ин­дивидов и общественных учреждений их принадлежности к культуре, в пределах которой они существуют.

Семантика культурная – направление культурологии, изучающее культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом.

Семиотика, или Семиология – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка.

Семь чудес света: Египетские пирамиды (Гиза, ок.2700–1780 до н.э.), Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 605–562 до н.э.), Храм Артемиды (Эфес, VI в до н.э.), Гигантская статуя Зевса (Олимпия, ок. 430 г. до н.э.), Галикарнасский мавзолей (Малая Азия, середина IV в до н.э.), Колосс Родосский (бронзовая фигура Гелиоса – 37 м, Родос , 285 г. до н.э.), Фаросский маяк (вероятная  высота 143 м, Александрия, ок. 279 г. до н.э.).              

Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл, выражает общие понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе Предметом являются механизмы спонтанного образова­ния и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отноше­нии устойчивого неравновесия со средой В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, пред­полагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм – отличительное свойство первобытной культуры, вы­ражающееся в слитности, нерасчлененности и сочетании разнород­ных культурных элементов.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизвод­ства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценно­стей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных тра­диций, коллективных представлений и верований.

Социальные институты культуры – совокупность социальных струк­тур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура.

Социология культуры – научное направление в социологии, изу­чающее социальные аспекты создания, распространения, хранения и потребления культурных ценностей.

Субкультура – особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся соб­ственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами по­ведения.

Сублимация – процесс пре­образования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художествен­ного творчества.

Субъективизм – особое отношение к миру, человеку, к любо­му явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта

Сциентизм – мировоззрен­ческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры.

Теоретическая культурология – направление в культурологии, ис­следующее фундаментальные проблемы культуры и закономерности ее развития.

Теория культуры – составная часть культурологии, основу кото­рой составляет понятийный и категориальный аппарат, используе­мый при изучении культуры.

Типология культур – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общи­ми признаками, свойствами.

Толерантность – терпимое и уважительное отношение к ценнос­тям и нормам чужих культур.

Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поко­ления в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вку­сы и т.п.

Трансформация культуры – изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов.

Универсалии культурные – черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, за­преты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обы­чай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.

Утилитаризм – направле­ние в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравствен­ности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобрита­нии в конце XVIII – нач. XIX в.

Философия культуры – общая теория культуры, исследующая сущ­ность и природу культуры, ее взаимоотношения с природой и обще­ством, классификации видов, форм и направлений.

Фольклор – народное творчество и произведения искусства, соз­данные народом, имеющие распространение в различных слоях народ­ных часе.

Функции культуры – совокупность назначений и ролей, которые выполняет культурах в жизнедеятельности какого-либо общества или народа.

Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Хозяйственно-культурный тип – исторически сложившийся комп­лекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, не обитающих в сходных естественно-географических условиях и на­ходящихся на одинаковом уровне исторического развития.

Художественная культура – совокупность различных видов худо­жественной деятельности.

Хэппенинг – театра­лизованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью.

Ценности культурные – совокупность исторически и националь­но обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества.

Цивилизация – локальная социокультурная общность людей, до­стигшая в своем развитии значительного прогресса в материальной и духовной культуре.

Цикл культуры – время существования данной культуры от ее зарождения до гибели.

Эклектизм – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов в архитекторе и изобразительном искусств.

Элитарная культура – часть культуры, ориентированная на осо­бую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой вос­приимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, проти­востоящая массовой культуре.

Эпос – 1) в устном народном творчестве – героические сказания, былины; 2) род художественной литературы наряду с рассказом, романом, повестью, возникает в фольклоре.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последу­ющей расплате за это.

Этническая культура – совокупность культурных достижений ка­кого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами.

Этногенез – исторически



2019-11-13 462 Обсуждений (0)
Словарь по теории культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словарь по теории культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)