Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х-ХХ вв.



2019-11-13 155 Обсуждений (0)
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х-ХХ вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия

 

 

Методические указания

Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

 

 

Красноярск 2018

 

Методические указания по философии представляют собой вопросы к семинарским занятиям, литературу по курсу, экзаменационные вопросы, а также определения с формулировками для самостоятельной работы. Пособие рекомендовано для студентов всех специальностей.

Составитель: Григоренко, Е.В.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Основные идеи и особенности философии Древнего Китая:

а) социальные идеи и этическое учение конфуцианства;

б) идея всеобщей любви в моизме;

в) трактовка понятий «дао» и «дэ» в даосизме;

г) специфика закона в философии легизма.

 

2. Философия Древней Индии:

а) ортодоксальные школы: санкхъя и йога: совершенствование души; веданта: восприятие мира, строение мироздания; миманса и вайшешика – основные идеи, ньяя: логические идеи;

б) неортодоксальные школы: буддизм: биография Будды, четыре благородные истины, восьмеричный путь избавления от страданий; джайнизм: закон кармы, принцип уважительного отношения ко всему живому; философия локаяты: вопрос о понимании мира.

Задание для самостоятельной работы: провести сравнительный анализ философии Древней Индии и Древнего Китая (представить сходство и различие); охарактеризовать образ человека в двух данных периодах развития философской мысли.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Раннегреческая философия:

а) вопрос о первооснове мира и строении мироздания в философии Милетской школы, философии пифагорейцев и древнегреческих атомистов;

б) онтологические вопросы мыслителей Элейской школы;

в) характеристика теории истины в философии софистов.

2. Философия высокой классики:

а) особенность диалектического метода и диалектическое учение Сократа;

б) учение об «идеях» и теория познания Платона;

в) теория познания и логическое учение Аристотеля;

г) социальные идеи Платона и Аристотеля.

3. Идеал мудреца в философии эпохи эллинизма: кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм.

Задание для самостоятельной работы: ответить на вопрос: «Актуален ли на сегодняшний день образ мудреца-философа?» Пояснить свой ответ.

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Бог и человек в средневековой философии.

2. Патристика и схоластика: соотношение веры и знания (на примере представителей данных направлений).

3. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий (проанализировать одного из представителей каждого направления).

4. Основные черты философской мысли эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, космологизм.

5. Представление о человеке в философии: Н. Кузанского, Дж. Пико делла Мирандолы, М. Монтеня.

6. Космологические идеи, рассуждения о религии Дж. Бруно.

7. Политическая философия Н. Макиавелли.

8. «Утопия» Т. Мора.

Задание для самостоятельной работы: проанализировать одну из концепций представителей философии Средневековья или Возрождения, ответив на вопрос: «Какой из периодов является наиболее актуальным на сегодняшний день?» пояснить свою позицию.

 

 

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

1. Проблема метода в философии Нового времени.

2. Рассуждения об общественном устройстве и государстве Т. Гоббса; политические идеи Дж. Локка.

3. Теория «разумного эгоизма» и концепция «общественного договора» в философии эпохи Просвещения в Западной Европе.

4. Ш.-Л. Монтескье: теория «географического детерминизма».

5. Материалистические учения философии ХVIII в.: Д. Дидро, П. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Ж.-О. Ламетри.

Задание для самостоятельной работы: ответить на вопрос: «Какой метод, сформулированный философами Нового времени является, по Вашему мнению, наиболее эффективным в познании и научном исследовании?» Аргументируйте свою позицию

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. И. Кант: критическая философия, понятие категорического императива.

2. Г.В.Ф. Гегель: диалектические идеи.

3. Субъективный идеализм И.Г. Фихте.

4. Особенность трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга.

5. Л. Фейербах: материалистическое учение о человеке.

Задание для самостоятельной работы: проанализируйте основные принципы и законы диалектики, опишите познавательный процесс, используя их.

 

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ Х I Х-ХХ I вв.

1. Понятие иррационализма. Философия А. Шопенгауэра.

2. «Философия жизни» Ф. Ницше и В. Дильтея.

3. Особенность, основные идеи и причины появления марксизма в западноевропейской философии.

4. Основные этапы формирования и развития позитивизма в западной философии: позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.

5. Теория языка в аналитической философии и структурализме.

6. Метод интерпретации в философской герменевтике и прагматизме.

7. «Мир явлений» в феноменологии.

8. Проблема существования человека в философии экзистенциализма.

Задание для самостоятельной работы: проанализировать основные идеи работы А. Камю «Бунтующий человек»; ответить на вопрос: «Какой метод :герменевтики, структуралистский, аналитический) наиболее актуален для Вашей профессиональной деятельности?» Поясните свой ответ.

 

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х-ХХ вв.

1. Предыстория русской философии: Х-ХVII вв.: византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси.

2. Русская философия ХVIII в.: Г. Сковорода.

3. Русская философия ХIХ-ХХ вв.: основные направления: славянофильство, западничество, почвенничество: представители, основные идеи.

4. Религиозная философия ХIХ в.: В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой и др.

5. Русский космизм: причины появления данного направления в русской философии, представители, основные идеи.

6. Философия «русского зарубежья»: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, П.А. Сорокин.

7. Философия марксизма в России: основные идеи и представители.

8. Советская философия: А.М. Деборин, Л.Н. Гумилёв, М.К. Мамардашвили, В. Асмус, Ю. Лотман.

Задание для самостоятельной работы: ответьте на вопрос: «Какое из направлений отечественной философии наиболее актуально для развития современного человека?» Аргументируйте свою позицию.

ОНТОЛОГИЯ

1. Категория бытия в философии, её смысл и специфика.

2. Формирование научно-философского понятия материи.

3. Характеристика пространства и времени в философии и науке.

4. Проблема движения в философии.

Задание для самостоятельной работы: проанализируйте одну из концепций пространства и времени и представьте её актуальность на сегодняшний день; охарактеризуйте концепцию движения Зенона Элейского.

 



2019-11-13 155 Обсуждений (0)
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х-ХХ вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х-ХХ вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)