Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самый популярный среди них – анкетирование (анкетный опрос).



2019-11-13 236 Обсуждений (0)
Самый популярный среди них – анкетирование (анкетный опрос). 0.00 из 5.00 0 оценок




Материалы к уроку «Социология – наука об обществе»

Эпиграфы к уроку:

Социология - это наука с максимальным множеством методов и минимальными результатами (Анри Пуанкаре).

 Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ (Э. Гидденс).

Социология не столько корпус знаний, который можно просто выучить, сколько отношение к социальным фактам, способ ставить и анализировать проблемы (Анри Мендра).

ВОПРОС 1. Основные понятия социологии. Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, составляющих его системах, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.Социология изучает самый сложный объект — человеческое об­щество, его структуру, законы развития, поведение людей. Социологов интересуют ответы на вопросы: по каким причи­нам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко впе­ред, а другие запаздывают, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, в чем состоят закономерности социальных действий и массового поведения людей, какова роль личности в обществе.

Одним из первых решил поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических факторов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, каким можно со­единить абстрактную теорию общества и проверенные данные о пове­дении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родо­начальником социологии. Однако Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни одной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Только в конце XIX века появляется плеяда великих ученых (прежде всего это М. Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм),  воплотивших его замысел в жизнь.

Социологию подразделяют на макросоциологию и микросоциологию в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. Макросоциология изучает социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Выделяют такие отрасли социологии, как социология культуры, медицины, образования, политики, права, религии, науки. Есть и социология детства, семьи, молодежи, труда, девиантного поведения,  публичной сферы и коммуникаций,  и ряд других отраслей.

Ключевые понятия социологии: социальный институт, социальная роль, социальная структура, социальный статус, социальная страта, социальная стратификация, социальная группа, социальный контроль, культура, социализация.

 

ВОПРОС 2.

Методы социологического исследования. В социологии различают теоретические и практические методы. Первые относят к области упорядочивания и обобщения информации, вторые - к сбору эмпирических данных. При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):

опрос (анкетирование и интервьюирование);

наблюдение (невключенное и включенное);

Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый)

анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);

Самый популярный среди них – анкетирование (анкетный опрос).

Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста. Опрос, как вид исследования, разбивается на две большие разновидности – анкетирование и интервью. В свою очередь, в каждом из этих видов опроса используется несколько методов, например, метод телефонного интервью.

Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (то есть перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса весьма широки, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно учитывают и стараются нивелировать искажение информации.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии интервьюера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных). Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения. Такие опросы называют также экспертными.

Социологию чаще всего отождествляют с методом опроса, или анкетной процедурой. Действительно, в социологии самым популярным является анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 70-80% исследований. Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам, но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации.

ВОПРОС 3. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

Анкета – размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты при этом рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики.

Анкетирование или анкетный опрос бывает групповым и индивидуальным. Групповой опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один интервьюер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а интервьюер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения. При индивидуальном опросе вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Вторая форма опроса имеет те же преимущества, что и первая.

Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Эксперимент называют лабораторным, если он проводится в искусственно созданных условиях и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора.  Полевой (естественный) эксперимент проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Социологические исследования необходимы для эффективного социального управления, принятия обоснованных решений, выделения проблем в общественной жизни и путей их реализации. Социология как система знания, опирающаяся на факты социальной деятельности, связывает воедино процессы, протекающие в различных группах и территориях. Правильно выбранные методология, методы и техника социологического исследования являются залогом успешного воздействия на различные общности, социального прогнозирования и конструирования программ решения сложных вопросов реальной жизни.

Вопросы и задания:

1. Кого называют родоначальником социологии?

2. С какими понятиями социологии вы уже знакомы? Дайте их определения.

3. Какое место занимает социология в системе научного знания?

4. Назовите методы социологии. Какой метод наиболее популярен в социологии?

5. Насколько допустим метод социального эксперимента? В каком случае он возможен?

6. Для чего проводятся социологические исследования?

7. Используя дополнительные источники, дайте определение следующих понятий: анкетный опрос, наблюдение, открытый вопрос, респондент, интервью, эксперимент, выборка, закрытый вопрос, репрезентативность, гипотеза.

8. Составьте анкету, посвященную какой-либо одной понятной вам теме, например, проведение свободного времени, подготовка к урокам, отношение учеников к школьным предметам, выбор профессии. В качестве респондентов могут выступить учащиеся вашей школы. Проведите анкетирование, обобщите, проанализируйте и обсудите результаты.

9. Вторым по популярности из методов социологии является интервью. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером. Подготовьте вопросы и проведите интервью по актуальным для учащихся вопросам.

10.Просмотрите публикации в СМИ и выберите примеры исследований, в которых эмпирическая информация собрана при помощи:

а) анкетного опроса

б) изучения документов

в) наблюдения

11. Проведите социологическое исследование по одной из предложенных тем «Профессия социолога» «Профессия социального работника».

12. Социальное знание принято подразделять на социальные науки и гуманитарное знание. К какой из этих частей можно отнести тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей»?

13. Летописец Пимен из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» поучает Григория Отрепьева: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь». Возможно ли в принципе описание исторических событий, свободное от интерпретаций? Конкретизируйте свой вывод, используя знания из курса истории.

14. Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите прежде всего внимание:

— на то, что более всего бросается в глаза при первой встрече;

— на то, что отличает жизнь туземцев от нашей;

— на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности?

15. Напишите эссе по одной из предложенных тем:

«Социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни» (Н.И. Кареев).

Двадцать первый век будет 100-летием гуманитарных наук — или его не будет вовсе (Клод Леви-Стросс).

16. Подготовьте реферат о жизни и деятельности одного из социологов (по выбору).

 



2019-11-13 236 Обсуждений (0)
Самый популярный среди них – анкетирование (анкетный опрос). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самый популярный среди них – анкетирование (анкетный опрос).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)