Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВРОЖДЕННЫЕ НЕСРАЩЕНИЯ ЛИЦА И НЁБА



2019-11-13 226 Обсуждений (0)
ВРОЖДЕННЫЕ НЕСРАЩЕНИЯ ЛИЦА И НЁБА 0.00 из 5.00 0 оценок




Случаи рождения ребенка с расщелиной губы и нёба — один на 500—800 рождений нормальных детей. Врожденные дефекты лица и нёба являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития. Отмечаются наследственный характер этой аномалии, дефицит отдельных микроэлементов, применение некоторых гормональных препаратов. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери краснухой, малярией и т.п., алкоголь, курение. Причинами аномалии могут быть отрицательные факторы, связанные с профессией, психические потрясения и ряд других. Многие авторы подчеркивают сочетанное воздействие ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

У таких детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства, связанные с наличием дефекта. Расщелины губы и нёба оказывают также различное влияние на формирование речи в зависимости от величины и формы анатомического дефекта. Принято различать следующие виды расщелин:

1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка;

2) расщелины твердого и мягкого нёба;

3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба — однои двусторонние;

4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба.

Структура анатомического дефекта является фактором, способствующим возникновению компенсаторных нарушений, при которых страдают все отделы периферического речевого механизма.

Затрудненное вскармливание в раннем периоде развития приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. Дети с расщелинами особенно предрасположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пневмонии, рахиту, анемии.

Нередко у детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах: искривления носовой перегородки, деформации крыла носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. Часто у детей возникают воспалительные процессы в носовой области, которые могут перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной различной степени понижения слуха.

С отклонениями в анатомическом строении губы и нёба тесно связаны недоразвитие верхней челюсти и неправильный прикус с дефектным расположением зубов. У детей с врожденной расщелиной нёба отклонения в формировании зубов наблюдаются в 64% случаев, а при сквозных расщелинах губы и нёба — в 98%. Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефектом строения губы и нёба, требуют постоянного медицинского наблюдения.

В нашей стране созданы условия для комплексного лечения в специализированных центрах при НИИ, при кафедрах хирургической стоматологии и других учреждениях, где осуществляется лечебно-профилактическая работа. Операция по восстановлению верхней губы (хейлопластика) рекомендуется в первый год жизни ребенка. Часто она производится в родильных домах в первые дни после рождения. Операция восстановления нёба (уранопластика) проводится в большинстве случаев в дошкольном возрасте.

По состоянию психического развития дети с расщелинами делятся на три категории:

с нормальным психическим развитием;

с задержкой умственного развития;

с олигофренией (разной степени).

При неврологическом обследовании признаки выраженного очагового поражения головного мозга, как правило, не выявляются. У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и периостальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, иногда — значительно выраженные психогенные реакции, повышенная возбудимость.

Врожденные расщелины нёба оказывают отрицательное влияние и на развитие речи ребенка. При нормальной фонации вибрация голоса проникает только в ротовую полость (кроме произношения носовых звуков ми к). Если же разделение с ротовой полостью неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. При нарушении преграды между ротовой и носовой полостями увеличивается пространство голосового резонанса. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных. Наиболее сильно изменяется тембр гласных ииу, при произношении которых ротовая полость сужена и звуковые волны устремляются в носовую полость. Все звуки речи приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность.

Согласные звуки произносятся искаженно, проявляются дополнительные звуки (призвуки), возникающие в носовой полости и напоминающие храп. Звуки п, б, т, д, к, гзвучат неясно, т.к. в ротовой полости не может образоваться воздушное давление, необходимое для их точного произношения. Типичным для детей с ринолалией является появление дополнительных шумов — таких, как придыхание, храп, гортанность и др. Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизношения.

Чтобы препятствовать прохождению пищи через нос, дети с самого раннего возраста приобретают привычку поднимать заднюю часть языка, чтобы блокировать проход в носовую полость. Эта позиция языка становится привычной и также меняет артикуляцию звуков. Дети обычно во время произнесения звуков недостаточно раскрывают рот и поднимают спинку языка выше, чем требуется. Кончик языка в связи с этим не движется в полной мере. Такая привычка ухудшает качество речи, т.к. ротовая полость приобретает форму, способствующую направлению воздуха в нос и тем самым усиливающую назальность.

При попытке произнести звуки п, б, ф, вребенок с ринолалией использует «свои» методы. Звуки заменяются глоточным щелчком, который очень своеобразно характеризует речь ребенка с тяжелой формой ринолалии. Специфический щелчок, напоминающий звук клапана, образуется при соприкосновении надгортанника с задней частью языка.

Если операция по каким-либо обстоятельствам откладывается и логопедические занятия задерживаются, у детей постепенно вырабатываются специфические мимические движения во время речи: сжимание крыльев носа, продольная складка на лбу, которые устраняются только по мере исправления дефекта.

Отмечается также нарушение речевого дыхания — характерен короткий, «неэкономный» выдох, т.к. большая часть его расходуется через носовые ходы.

Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринолалией, показывает, что неполноценные анатомо-физиологические условия речеобразования, ограничение моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию звуковой стороны речи, но и в ряде случаев — к более глубокому системному нарушению всех ее компонентов (Г.В. Чиркина, З.А. Репина и др.).

Установлено, что с возрастом показатели речевого развития ухудшаются по сравнению с нормально говорящими детьми, структура дефекта осложняется нарушением различных форм письменной речи.

Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии (Т.В. Волосовец, Г.Н. Соломатина).

Таким образом, у детей с ринолалией в результате неправильных анатомо-физиологических условий образуются изменения не только в звучании голоса, но и в движениях артикуляционного аппарата. Это делает задачу воспитания нормальной речи очень трудной. Нарушение звуковой стороны речи у детей-ринолаликов в некоторых случаях накладывает отпечаток на все речевое развитие. Если ребенок с таким дефектом растет в семье без должного внимания к его речи и развитию его личности в целом, без своевременной помощи, то перед ним могут возникнуть новые трудности, которые, несмотря на дефект, могли бы быть предотвращены правильными педагогическими мерами.

Особого внимания со стороны воспитателей и родителей требует формирование звуковой стороны речи ребенка. Опыт показывает, что оптимальных результатов могут достичь те воспитатели, которые достаточно полно представляют себе, какие именно звуки являются в речи наиболее дефектными. Необходимо проверить, как ребенок произносит звуки изолированно, отметив при этом степень назальности, наличие компенсаторных гримасок на лице и качество произношения звука. Важно обратить внимание на то, как искажается проверяемый звук:

ü заменяется близким по артикуляции звуком (например, вместо звука с часто произносится звук шили с');

ü произносится с неправильным положением языка (например, с межзубный или шгубно-зубной:

ü заменяется характерным для ринолалика «щелчком» с усиленным носовым выходом.

Степень утечки воздуха через носовые ходы можно условно представить себе, если подержать зеркало над верхней губой — оно станет мутным при утечке воздуха. Можно также вставить в носовые ходы ватные тампончики: с чем большей силой они «вылетают» при произношении ротовых звуков, тем больше утечка воздуха.

Затем следует выяснить, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смещения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, названия которых включают проверяемые звуки. Отбираются слова различной слоговой структуры. Например, при обследовании произношения свистящих и шипящих звуков можно использовать слова (картинки): собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса. Особое внимание уделяется тому, как звуки произносятся в предложениях.

Специальные задания направлены на выявление способности к переключению артикуляционных движений. Ребенку предлагается несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. Отмечается, легко ли удается переключение. Например:

Обследуется умение произносить слова различной слоговой сложности.

Логопед предъявляет предметные картинки и называет слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих заданий сравниваются, и отмечается, что легче выполнить ребенку.

Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных. Отмечается характер искажения слоговой структуры слов:

1) сокращение числа слогов;

2) упрощение слогов;

3) употребление слогов;

4) добавление числа слогов;

5) перестановка слогов и звуков.

Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из слов с правильно произносимыми звуками и дефектными.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предъявляются для повторения предложения типа: Петя пьет горькое лекарство.

Появление призвуков, особенно в словах типа ССГ (например, стакан), также отмечается у детей с чрезмерной, утрированной артикуляцией, когда выявляются в качестве самостоятельных звуков кратковременные переходные фазы артикуляции, которые в обычной речи не воспринимаются слушателем. Наряду со вставками звуков у тех же детей обнаруживаются частые пропуски звуков или их редукция, упрощающая артикуляцию трудных стечений согласных. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями ритмико-слоговой структуры.

Если у ребенка с ринолалией преобладают замены и смешения звуков, недостаточное их различение и нарушение ритмико-слоговой структуры, то такое состояние звуковой стороны речи является типичным для общего ее недоразвития и указывает на более глубокий характер речевого нарушения. Окончательный вывод может сделать логопед после обследования лексико-грамматических компонентов речи.

Детальное, тщательное обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных ребенку движений.

В первую очередь следует охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера. Логопед отмечает, имеются ли следующие особенности:

губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа;

зубы: неправильный прикус и посадка зубов;

язык: большой, узкий, наличие короткой подъязычной связки;

твердое нёбо: узкое, куполообразное (готическое), расщепление твердого нёба, субмукозная расщелина (подслизистая). Подслизистое расщепление нёба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, так как оно закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого нёба, которая при фонации выпячивается и имеет форму равностороннего треугольника, обращенного углом вперед. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог выясняет состояние нёба путем тщательной пальпации или объективными методами;

мягкое нёбо: короткое мягкое нёбо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок, отсутствие его.

С нёбными расщелинами обычно сочетаются и деформация челюстей, неправильное развитие и расположение зубов, несросшаяся верхняя губа, деформированные ноздри и др.

Недостаточно выявить возможность или невозможность произвести артикуляционное движение — следует отметить силу движения, его точность и быстроту, удержание органов артикуляции в требуемом положении. Паретичность языка проявляется в малом объеме движений, отклонениях, истощаемости, неплавности движений. Движения языка должны быть достаточной силы, чтобы удержать его определенное время, необходимое для произношения той или иной фонемы в точке артикуляции.

Нужно учитывать, что различные факторы могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи: возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении, ортодонтическая аппаратура.

Установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить.

Однако у детей с ринолалией и нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

узнавание, различение и сравнение простых фраз;

выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

запоминание слоговых рядов, состоящих из 2—4 элементов (с изменением гласной — ма-ме-му, с изменением согласной — ка-ва-та, па-ха-па);

запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания:

ü отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности;

ü угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Обследование различения звуков речи можно начать с повторения изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (б-п, с-ш, р-ли др.).

Ребенку предлагается повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например: са-ша, ша-са, са-ша-са, ша-са-ша, са-за, за-са, са-за-са и т.п.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, соноров, а также глухих и звонких. При выполнении заданий такого типа часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость — глухость), в то время как другая категория детей затрудняется при повторении звуков, отличающихся артикуляционным укладом.

Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом требуемого звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, выделить звук уих звукового ряда о, а, у, о, у, ы, о или слог ша— из слогового ряда са, ша, ца, ча, ша, ща.

Хорошо выявляет затруднения фонематического восприятия подбор картинок, соответствующих словам, начинающимся на заданный звук. Например, задание распределить картинки со словами на звук ри л; на звук с и шзвук с и з и др. С этой целью логопедом подбираются комплекты предметных картинок, которые предъявляются в перетасованном виде.

Менее выраженные трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза.

У детей школьного возраста фонематическое недоразвитие приводит к специфическим отклонениям в овладении письмом — дисграфии. В их письменных работах широко представлены ошибки на замены звонких и глухих (толбит вместо долбит; блескались вместо плескались); замены ротовых звуков носовыми и наоборот (дени вместо дети и т.п.); смешения задненёбных звуков в переднеязычными (крещат вместо трещат) и многие другие.

В этих случаях с детьми-школьниками должна проводиться комплексная коррекционная работа по развитию фонематического восприятия, устранению дефектов звуковой стороны речи и дисграфии.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РИНОЛАЛИЕЙ

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач (Г.В. Чиркина):

1) нормализацию «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых;

2) овладение артикуляцией всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) дифференциацию звуков с целью предупреждения нарушений звукового анализа;

5) нормализацию ритмико-интонационной стороны речи;

6) автоматизацию приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения.

У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка прочного патологического навыка назального произношения невозможна без активизации всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и без сознательного усвоения новых акустических и двигательных стереотипов речевых звуков.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений можно использовать как в дооперационный период, так и после операции.

Логопедические занятия необходимо начинать в дооперационный период, т.к. они предотвращают возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На этом этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох — создаются благоприятные условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции. Через 15—20 дней после операции специальные упражнения повторяются, но основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.

Специфика логопедических занятий до операции наиболее полно разработана А.Г. Ипполитовой и И.И. Ермаковой.

До операции целесообразно провести следующую работу:

1) освободить от компенсаторных движений лицевых мышц;

2) подготовить правильное произношение гласных звуков;

3) подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Их цель:

1) развить подвижность мягкого нёба;

2) устранить неправильный уклад органов артикуляции при произношении звуков;

3) подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими упражнениями при этом являются следующие:

массаж мягкого нёба;

гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

артикуляционная гимнастика;

голосовые упражнения.

Основная их цель состоит в следующем:

увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

выработать контроль за работой нёбно-глоточного затвора.

Массаж мягкого нёба осуществляется логопедом следующим образом: производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого неба. Можно поглаживающие движения чередовать с прерывисто-надавливающими. Основная цель массажа — разминание рубцовой ткани. Проводить массаж нужно до еды и с соблюдением гигиенических требований. Полезно также производить легкое надавливание на мягкое нёбо при произношении звука а. Рот при этом должен быть широко открыт. Воспитатель может помочь логопеду и родителям в выполнении следующих упражнений:

глотание воды или имитация глотательных движений. Глотание воды в маленьком объеме вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время поднятого положения мягкого нёба. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по несколько капель воды;

позевывание при открытом рте;

полоскание горла теплой водой маленькими порциями;

покашливание. Это очень полезное упражнение, т.к. покашливание вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Активное участие движения нёба и задней стенки глотки дети могут ощущать: рука прикасается к гортани под подбородком, и чувствуется подъем нёба.

Произвольное покашливание тренируют до большого числа на одном выдохе, В это время смычка нёба с задней стенкой глотки должна сохраняться, а воздух — направляться через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем тренируют покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуется сохранение смычки нёба с задней стенкой глотки, что приучает его активно поднимать мягкое нёбо и направлять воздушную струю через рот.

Систематически тренируется четкое, энергичное, утрированное произношение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируют отрывистое произношение гласных звуков а, э,затем — о, у с утрированной артикуляцией и на твердой атаке. Затем постепенно переходят к четкому произношению звуковых рядов а, э, у, ов разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется усиленный ротовой выход. Когда этот навык упрочится, осуществляется переход к плавному произношению звуков. Например . Паузы между звуками увеличиваются до 3 секунд, но при этом сохраняется поднятое положение мягкого нёба, закрывающее проход в носовую полость.

Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационный период и после операции. Они должны проводиться под контролем логопеда постоянно в течение длительного времени. Систематическое их проведение в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Для формирования правильной ротовой воздушной струи используют упражнения, в которых чередуются вдох и выдох: вдох носом — выдох ртом; выдох носом; вдох — выдох ртом.

При систематичности этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится ею управлять. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба. Однако при этом необходимо постоянно контролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используются различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоски тонкой бумаги и т.п.

Формированию правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек подготавливается детьми совместно с родителями из бумаги, ткани (бабочки, вертушки, цветки, метелочки и пр.). Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянной стойке, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т.д. Такие игрушки должны иметь целевое назначение для занятий по воспитанию правильной речи и извлекаться только на время занятий.

Многие родители совершают ошибку, когда под впечатлением советов логопеда накупают шары, гармошки и дают их ребенку в пользование. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке. Не имея достаточной силы ротового выдоха, они разочаровываются в этих упражнениях и отказываются их выполнять. Начинать нужно с легких, доступных упражнений, чтобы эффект был легко достижим. Ребенок со слабым ротовым выдохом может сдуть ватку с ладони. Если это не удается, можно закрыть ему ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем постепенно освобождают носовые ходы. Часто бывает полезным и такой прием: в носовые проходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают, и ребенок сам легко убеждается в ошибке.

Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение — дуть через трубочку в бутылочку с водой. Трубочка в начале занятий должна быть большого диаметра (5—6 мм), затем меньшего (2—3 мм). От дутья вода начинает бурлить — это увлекает маленьких детей. Можно легко оценить силу выдоха и его длительность по «буре» в воде. Нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Время «бурления» хорошо отмечать на песочных часах. Можно сильным дуновением перекатывать шарики или карандаши по гладкой поверхности, можно играть в «мыльные пузыри».

Подобных упражнений очень много. Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка: может возникнуть головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с другими. Надувать шары и резиновые игрушки можно уже после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха. При этом нужно обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть шар. Более трудным упражнением «на дутье» является игра на губных инструментах.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики. Известно, что у детей с ринолалией формируются патологические особенности артикуляции, обусловленные особыми анатомо-физиологическими условиями (Л.И. Вансовская). Эти особенности артикуляции заключаются в следующем:

1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;

2) недостаточная губная артикуляция;

3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

Установлено, что только сдвиг артикуляции в глубь ротовой полости усиливает назальный оттенок речи. Поэтому устранение названных особенностей артикуляции — важное звено в коррекции дефекта.

Упражнения по дутью должны чередоваться с упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с так называемой артикуляционной гимнастикой. Наиболее эффективные из них:

надувание обеих щек одновременно;

надувание щек попеременно;

втягивание щек в ротовую полость между зубами;

сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты;

оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов;

«хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;

оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;

вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;

вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);

при широко раскрытых челюстях втянуть губы внутрь рта, Плотно прижимаясь к зубам;

имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);

вибрация губ;

движение губ «хоботком» в стороны;

сильное надувание щек (губами воздух удерживается в ротовой полости).

Упражнения для языка (сначала выполняются под контролем логопеда):

высовывание языка «лопатой»;

высовывание языка «жалом»;

поочередное высовывание распластанного и заостренного языка;

поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;

поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз;

присасывание спинки языка к нёбу — сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

присасывание языка к верхней десне с раскрыванием и закрыванием рта;

протаскивание языка между зубами так, что верхние резцы «скоблят» спинку языка;

круговое облизывание кончиком языка губ;

поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;

поочередное загибание языка «жалом» к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;

кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;

высунутый язык удерживать «желобом» или «лодочкой»;

высунутый язык удерживать «чашечкой»;

язык в форме «чашечки» удерживать внутри рта;

закусывание зубами боковых краев языка;

упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;

при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т-т-т);

проделать движения одно за другим — язык «жалом», «чашечкой», вверх и т.д.

Перечисленные упражнения не следует делать все подряд. Каждое небольшое занятие с ребенком должно состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и тренировки в произношении звуков.

Большого внимания и напряжения требует работа над звуками. Обычно постановка звуков начинается со звука а. Язык находится в состоянии покоя, рот широко открыт. При звуке о язык несколько оттянут, губы выдвинуты вперед; звук у — губы вытягиваются с напряжением в трубочку, а язык еще больше оттянут назад. При звуке э язык несколько приподнимается в средней части, рот полуоткрыт, губы растянуты.

Эти звуки легко произносятся по подражанию. Основная задача при их произношении — устранение назального оттенка. Тренировка начинается с открытого, изолированного произнесения, при чем число повторений звуков на один выдох увеличивается, например:

При каждом произношении необходим контроль за направлением воздушной струи. Ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкий ватный шарик на нитке.

Затем тренируется повторение гласных с паузами, во время которых ребенок учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении. Правильное положение мягкого нёба ему нужно показывать перед зеркалом, паузы увеличивать до 2—3 секунд. Затем можно перейти к плавному произношению.

Тренировку произношения согласных звуков рекомендуется начать со звуков фи п. При произнесении звука фязык лежит спокойно на дне ротовой полости. Верхние зубы чуть прикусывают нижнюю губу. Сильный ротовой выдох разрывает эту смычку и образует отрывистый звук ф. Утечка воздуха проверяется с помощью зеркала или ватки. Проводится большое количество упражнений по произношению отрабатываемых звуков в самых различных сочетаниях.

Хорошим приемом, облегчающим введение в самостоятельную речь правильно произносимых в изолированном положении звуков, является пение. Во время пения смыкание мягкого нёба и задней стенки глотки осуществляется рефлекторно и ребенку легче сосредоточиться на артикуляции звуков.

Для более эффективного закрепления результатов логопедической работы полезно использовать некоторые виды работ со звукозаписью:

1) прослушивание речи диктора (диктором может быть взрослый или ребенок школьного возраста, обладающий внятным, четким произношением всех звуков) и повторение предъявляемых образцов (в интервале);

2) прослушивание речи диктора и одновременное (с голосом диктора) воспроизведение образца;

3) прослушивание речи диктора и запись собственной речи ребенка для последующего сравнивания и анализа ошибок;

4) запись ответов на вопросы диктора;

5) чтение кратких диалогов со взрослыми (в речевой материал включаются исправленные звуки) и запись их на магнитофон.

В коррекционных занятиях используются слоги с изучаемыми ивуками и слоговые ряды различной сложности. Например, для закрепления навыков четкого произношения губно-губных звуков В слогах и словах полезно использовать упражнения, направленные на дифференциацию носовых и ротовых звуков, что наиболее трудно для детей с ринолалией.

Затем переходят к более трудным:

Далее:

После того как будет усвоено правильное произношение звуков п и б, упражняют ребенка в слогах типа:

Затем оба звука (п и б) снова необходимо натренировать в сочетаниях со звуком м, т.к. это наиболее уязвимый и стойкий дефект в речи детей. Таких упражнений должно быть очень много. Примерные типы сочетаний:

Слоговые сочетания имитируют различный слоговой состав слов русского языка и способствуют автоматизации усвоенных звуков в самостоятельной речи.

В первые месяцы занятий от ребенка необходимо требовать четкой, утрированной артикуляции звуков. По мере автоматизации навыка их произношение станет более естественным и привычным.

В процессе длительных и систематических занятий поддерживается оптимистический настрой ребенка на преодоление дефекта, всячески поощряются даже незначительные успехи в произношении. Необходимо щадящее, тактичное отношение к ребенку.

Одновременно очень важно наладить тесный контакт (сотрудничество) с семьей, т.к. родители могут оказать неоценимую помощь в закреплении навыков правильной речи в естественных условиях общения.

Для устранения ринофонии (назализованной фонации) используют комплексный ортофонический метод, требующий участия фониатра, логопеда, педагога. Основная цель — созд



2019-11-13 226 Обсуждений (0)
ВРОЖДЕННЫЕ НЕСРАЩЕНИЯ ЛИЦА И НЁБА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВРОЖДЕННЫЕ НЕСРАЩЕНИЯ ЛИЦА И НЁБА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)