Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2019-11-13 226 Обсуждений (0)
КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Система коррекционных занятий по устранению заикания и формированию полноценной коммуникативной деятельности у учащихся общеобразовательных школ разработана А.В. Ястребовой. Практическая значимость этой системы состоит в разработке специальных приемов коррекционного воздействия, реализация которых осуществляется в контексте ведущей деятельности детей младшего дошкольного возраста — учебной.

В данном разделе использованы также результаты исследований и рекомендации Н.А. Власовой, Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, В.И. Терентьевой, Л.А. Боровских, Л.З. Андроновой.

Коммуникативные затруднения заикающихся детей имеют сложную психофизиологическую характеристику. Она складывается из особенностей протекания психических процессов и специфики деятельности общения. Отсюда следует, что для преодоления данной речевой аномалии должны быть организованы специальные логопедические занятия, предусматривающие нормализацию коммуникативной деятельности заикающихся детей (т.е. преодоление специфических при заикании отклонений в реализации устного речевого общения) и тех психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии коммуникативной функции.

Нормализация коммуникативной деятельности заикающихся детей осуществляется посредством системы специальных упражнений, представляющих собой различные модели общения. Формирование навыков общения происходит в определенной последовательности. Эта последовательность соотносится с общей линией становления коммуникативной функции речи.

Параллельно с развитием полноценных коммуникативных умений и навыков осуществляется восполнение пробелов в формировании произвольной деятельности заикающихся детей. С этой целью в процессе логопедических занятий используются такие виды учебных заданий, выполнение которых служит нормализации коммуникативной деятельности заикающихся детей и одновременно способствуют развитию устойчивости внимания, быстрой ориентировки в задании, умения проверять процесс и результаты собственной работы я работы своих товарищей, организованности и самостоятельности. Иными словами, задания облекаются в такую форму, которая, в свою очередь, становится средством коррекции определенных свойств деятельности.

В тяжелых случаях З применяется также медикаментозное лечение. Коррекция З (при средней и тяжелой степени выраженности) осуществляется в специальных учреждениях для детей с нарушениями речи: группах при детских яслях, детских садах, стационарах и полустационарах при детских больницах.

В настоящее время для коррекции З у детей дошкольного возраста используются различные системы логопедического воздействия. В ряде специальных учреждений до сих пор применяется система, разработанная в 30—40 годы Н.А. Власовой. Суть ее заключается в постепенной отработке на логопедических занятиях различных по сложности форм речи — от отраженной и сопряженной, когда ребенок произносит фразы вслед за логопедом или совместно с ним, до развернутой самостоятельной. Это определяет и последовательность воспитания у детей свободной от заикания речи:

1) сопряженно-отраженная;

2) ответно-вопросная;

3) пересказ;

4) спонтанная речь.

В большинстве специальных детских садов используется система, разработанная Н.А. Чевелевой. В процессе логопедических занятий, осуществляемых в контексте этой системы, удается в течение 8—9 месяцев воспитать у заикающихся детей свободную от запинок самостоятельную речь.

Формирование свободной от заикания речи осуществляется в такой последовательности:

С.А. Мироновой разработана и успешно используется в работе со старшими дошкольниками система исправления З в процессе изучения программы на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, наблюдения за окружающим миром и т.п.

Существенная особенность этих двух систем состоит в том, что речевые умения и навыки формируются не методом механического подражания, а в специально созданных ситуациях общения. Иными словами, речь по поводу конкретных предметов и действий является самостоятельной по своей сути, а поскольку она опирается на наглядную действительность, то свободна от запинок. Усложнение речевого общения достигается путем уменьшения наглядного ее содержания и нарастания в ней элементов контекстности.

Действенным средством воспитания внимания, произвольной деятельности и поведения заикающихся детей служат музыкальные занятия и логоритмика. На этих занятиях большое место отводится упражнениям, приучающим детей наблюдать и воспроизводить последовательность движений, сочетать ритм музыки с ритмом движений, координировать речь и движение.

В условиях специального детского сада большую роль играет коррекционная направленность деятельности воспитателя. В случае поступления в массовый детский сад заикающегося ребенка воспитатель должен направить родителей к логопеду.

Следует также:

― сблизить ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми;

― говорить с ним четко, плавно — не по слогам и не нараспев;

― не вовлекать его в шумные, возбуждающие игры;

― не спрашивать первым на занятиях.

Поведение воспитателя должно быть во всех ситуациях ровным и требовательным.

Общеизвестно, что чем раньше начата работа по коррекции 3, тем выше ее результативность. Легче всего избавиться от заикания в первый период его появления. Важно прежде всего позаботиться о том, чтобы прерывистая форма речи не закрепилась и не стала устойчивой. Для этого необходимо временно создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими. Лучше всего под благовидным предлогом сократить число общающихся с ним лиц. Временно надо убрать книги, перестать читать вслух. Не следует задавать вопросы, требующие развернутого ответа, чтобы не создавать повода к появлению заикания.

Очень полезны в этот период спокойные, «молчаливые» игры с кубиками, строительными материалами, пластилином. Надо добиться, чтобы ребенок побольше играл сам и поменьше говорил. Необходимо незаметно подсказывать ребенку то, что он намеревался выразить, так как заикающемуся легче повторять слова вслед за кем-нибудь. В этот период основная задача состоит в том, чтобы не закреплять у ребенка навыков неправильной речи. В присутствии ребенка и при обращении к нему необходим спокойный, ровный тон разговора, чтобы он мог этому подражать и таким образом освободиться от сбивчивой, прерывистой речи.

Ни в коем случае не следует говорить при ребенке о недостатках его речи, одергивать его, упрекать в том, что он «балуется». Он не должен догадываться о том, что с ним происходит что-то необычное, что он говорит не так, как все.

Неуклонно выполняя эти требования в начале заикания ребенка, можно рассчитывать на скорую нормализацию его речи (при правильном режиме сна, питания, прогулок, согласованных действий родителей).

Если первый, наиболее благоприятный момент для исправления речи упущен и уже закрепилось постоянное, стойкое заикание, целесообразно применить систему специальных занятий (Н.А. Чевелева, С.А. Миронова).

Эти занятия проводятся в естественной для ребенка обстановке, когда он выполняет несложные поделки, рисует, строит, лепит, мастерит. Умело беседуя в это время с ним, можно воспитать правильную, свободную от заикания речь.

На первых порах ребенок описывает только то, что он делает в данный момент. Ответы на вопросы воспитателя вначале очень просты. Почти всегда ребенок произносит их не заикаясь: «Я строю дом», «Я рисую пароход», «Я леплю грибы» и т.д.

Постепенно становится доступной и более развернутая речь, сопровождающая отдельные детали деятельности ребенка: «Я загибаю уголок и складываю пополам листочек бумаги», «Я намазываю клеем полоску бумаги и приклеиваю ее к колесу» и т.д.

Видя перед собой предмет, говоря о производимом им в данную минуту действии, ребенку сравнительно легко говорить не заикаясь. Он легко подбирает слова, относящиеся к наглядной ситуации, обстановке. При необходимости он легко поясняет жестом то, что хочет сказать; помогают ему и местоимения: эта, этот, такое и т.д.

На первых порах не надо требовать более сложных форм речи. Пусть ребенок приучится говорить, не заикаясь, в облегченных условиях. Беседа ведется о том, что делает ребенок (мастерит, лепит, рисует и т.д.), из какого материала, какого цвета, как выполняет отдельные детали поделки (клеит, вырезает и т.д.), что получилось и т.п. Во время беседы ребенок приучается рассказывать о том, в какой последовательности он занимается своей поделкой.

Постепенно можно переходить к разговору не только о том, что ребенок делает, но и задавать вопросы о том, как была выполнена та или иная вещь. Разнообразя формы игровой и ручной деятельности ребенка, подобные беседы следует вести не менее 2-3 месяцев. Далее следует упражнять ребенка в составлении плана выполнения той или иной деятельности, а затем — в пересказе прочитанного, увиденного.

При этом важно помнить, что работа по коррекции З (особенно закрепившегося) требует большого терпения, выдержки со стороны взрослых, тщательного выполнения рекомендаций логопеда.



2019-11-13 226 Обсуждений (0)
КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)