Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИМЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ



2019-11-13 228 Обсуждений (0)
ПРИМЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




— От слова лес я составил три новых слова: лесок, лесник, лесной. Слово лесок обозначает маленький лес. Слово лесник — это человек, который охраняет лес. Лесная бывает дорога. Эти слова все родственные, так как во всех общая часть — «лес».

— От слова шел я составил новые слова. Все они разные по смыслу (по значению): вышел из комнаты: вошел в школу; пришел домой; зашел за товарищем, за дом.

Предложение «Мальчик перепрыгнул с дерева» — неправильное. Надо сказать: «Мальчик спрыгнул с дерева».

Одной из специфических целей логопедической работы по формированию морфологических представлений (в отличие от работы учителя по обучению родному языку) является совершенствование смысловой стороны речи, т.е. в процессе занятий у детей необходимо развивать функциональные возможности лексико-грамматических средств языка, необходимые для полноценной речевой деятельности в целом и построения связного высказывания в частности.

По завершении данного этапа коррекционно-развивающего обучения дети должны в практическом плане научиться:

― ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед общей частью родственных слов или после нее, образуются новые слова и изменяются их значения;

― активно пользоваться различными способами словообразования;

― правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

― передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

К этому времени должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.

Чтобы показать специфику логопедической работы (в отличие от методов работы учителя по обучению родному языку), приводим отдельные упражнения по одной из тем II этапа коррекционно-развивающего обучения.

Особое значение в общей системе работы по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. При обучении грамматическим речевым навыкам главная задача состоит в преодолении свойственных детям с нерезко выраженным общим недоразвитием речи различных проявлений аграмматизма. Поэтому необходимо сформировать у них систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка, научить их правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа, падежа, времени, наклонения и т.д.

Учащиеся должны овладеть грамматическими формами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением. А это возможно только при условии создания системы речевых грамматических автоматизмов, без которых речь как нормальное средство коммуникации невозможна.

Работа по овладению грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами ведется в чисто практическом плане, без употребления грамматических терминов. Оно достигается не путем механической тренировки в употреблении тех или иных форм, а путем сознательного различения, выделения и обобщения морфемных элементов слова, синтаксических конструкций, на которые учитель направляет внимание детей. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, форму или конструкцию предложения, учитель подводит учащихся к определенным грамматическим обобщениям. Таким путем формируется сознательное усвоение грамматических закономерностей языка и возникает перенос уже усвоенного на новые аналогичные понятия и явления.

Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяет уточнить представления учащихся о способах составления словосочетаний и предложений. Для этой цели целесообразно использовать тренировочные упражнения, назначение которых — формировать грамматические навыки на лексическом материале, знакомом детям.

Предположим, кто-то из учащихся допускает ошибки в употреблении окончаний прямого дополнения («Я видел в зоопарке лиса и волку»), т.е. смешивает окончания винительного падежа, правильная форма которого зависит от рода имени существительного и признака его одушевленности или неодушевленности.

Для того чтобы научить такого ребенка правильно выражать форму прямого дополнения, необходимо подвести его к определенным обобщениям. С этой целью следует поэтапно отрабатывать с ним каждую грамматическую операцию, из которых складывается соотнесение падежного окончания с родом и признаком одушевленности/неодушевленности предмета.

Сначала отрабатывается грамматическое обозначение данного падежа в зависимости от рода существительного. (На первых порах отрабатываются имена существительные женского рода, затем — имена существительные мужского рода.) В упражнения включаются только слова, обозначающие неодушевленные предметы. При этом в ходе работы формы выражения винительного падежа обязательно сравнивают с исходной формой, т.е. с именительным падежом.

Позже в упражнения выключаются слова, обозначающие одушевленные предметы. Заключительный этап работы — дифференциация всех окончаний винительного падежа. В процессе такой работы учащиеся постепенно подводятся к синтаксическим и морфологическим обобщениям.

Подобным образом отрабатываются и другие формы падежного управления.

Одним из важнейших методических приемов, используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи в целом и по уточнению представлений детей о связи слов, является прием постановки вопроса к каждому слову словосочетания и предложения.

Центральное место во всей системе формирования лексико-грамматических средств языка занимает работа над предложением. В ходе специальных занятий целесообразно использовать упражнения, хорошо знакомые учителю. Часть из них предусматривает формирование умения конструировать предложения по данному слову, группе слов. Другие направлены на закрепление умения правильно выражать связь слов. Например: дополнить пропущенные в предложении слова, а также пропущенные окончания в словах; восстановить деформированные предложения (слова даются в исходной форме).

Следует как можно чаще предлагать задания по переконструированию предложений, т.е. учить школьников распространять или сокращать их. С помощью таких упражнений у них формируется навык выражения мысли посредством высказываний разной степени полноты.

Дети с общим недоразвитием речи после двух-трех лет обучения в школе только начинают осваивать сложные предложения (особенно сложноподчиненные). Поэтому учитель должен содействовать ускорению этого процесса. Постепенно на уроках у них формируется восприятие и понимание синтаксических конструкций. На занятиях следует предлагать различные аналитико-синтаксические упражнения: расчленение сложных предложений на простые; составление сложных предложений из простых, переконструирование простых предложений в сложные, конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.п.

В процессе выполнения таких заданий дети учатся анализировать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, осмысливать связь слов в предложении, значения союзов и союзных слов.

Эффективны упражнения в выделении границы каждого предложения прописной буквой и нужным знаком препинания в сложных текстах. Кроме того, можно предложить задания на нахождение ошибок в построении сложноподчиненных предложений (например: «Женщины в белых халатах, которые приехали на машине») и их переконструирование.

По мере усвоения сложных синтаксических конструкций учитель стимулирует их использование в самостоятельной речи. Например, в задании указать, какие вопросы из правого столбика подходят к глаголу как управляющему слову из левого столбика:

К каждому глаголу, опираясь на вопрос, ученик подбирает дополнения, затем читает полученные словосочетания.

Знание грамматической сочетаемости слов является важным фактором, способствующим прогнозированию. Например, ребенок с нормальным речевым развитием интуитивно правильно, в силу сложившегося употребляет после слов, обозначающих переходность действия на предмет, дополнение, выраженное существительным в винительном падеже. Детей с недоразвитием речи этому следует специально учить.

Полезны упражнения на дополнение недостающего окончания в словах. Ребенку предлагается для чтения текст, где в отдельных словах пропущены окончания (Мальчик читает интересн.. книг..). Он должен их воссоздать, опираясь на контекст.

Целесообразно также использовать чтение деформированных предложений, где отдельные слова даны вперемешку в исходной форме. Нужно восстановить порядок слов в предложении и поставить слова в нужную грамматическую форму.

Чаще следует давать для чтения предложения, где пропущены отдельные члены: ребенку надо установить смысл и грамматическую форму слова на основе предшествующего и последующих слов. При этом надо помнить, что чем дальше стоит неизвестное слово от начала предложения, тем легче его спрогнозировать.

Рекомендуемые упражнения способствуют формированию у учащихся навыка использования синтагматической связи слов, характерной для устной речи, усвоению лексической сочетаемости слов, восполнению ограниченности словарного запаса, без чего невозможно прогнозирование читаемого текста.



2019-11-13 228 Обсуждений (0)
ПРИМЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИМЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)