Основы международно - правового регулирования мирохозяйственных связей
1.1. Содержание понятия «международно-правовое регулирование» Многосторонние отношения государств на межправительственном уровне регулируются на основе международного права. Международное право — это особая система юридических норм, регулирующих международные отношения путем установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, в качестве которых выступает государство. Нормооб-разование в международном праве происходит в результате заключения международных договоров и через формирование международных обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах фиксируются, как правило, уже сложившиеся правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев. Система международного права включает: общепризнанные принципы; договорные и обычные правовые нормы; отрасли права; резолюции международных организаций; решения международных судебных органов. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая система упорядочивает поведение участников международных отношений и играет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права. Однородные международно-правовые нормы образуют институты и отрасли международного права. Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, касающихся, например, заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций) и т.д. Существуют такие отрасли права, как международное экономическое право, международное морское право, международное воздушное право, международное атомное право, международное космическое право и др. Выделение и развитие отраслей международного права обусловлены объективной необходимостью 16 эффективного правового регулирования определенных комплексов международных отношений и появлением больших групп однородных правовых норм, которые связаны между собой общностью объекта регулирования. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. В международных отношениях не существует каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов международного права. Единственный способ создания международно-правовых норм — это соглашения субъектов международного права. Явно выраженное соглашение именуется договором и соответственно содержащиеся в них нормы являются договорными. Соглашение, достигнутое молчаливым согласием, называется обычаем, а содержащиеся в нем нормы — обычными. Договоры, заключаемые между субъектами международного права, носят письменную форму и содержат четкие и конкретные формулировки международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними. В зависимости от круга участников договоры могут быть двусторонними и многосторонними (универсальными). Все нормы, содержащиеся в них, являются юридически обязательными и их нарушение влечет за собой международно-правовую ответственность. Обычай определяется как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» (п. 1 «в» ст. 38 Статут Международного суда ООН). Это означает, что международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий. Решения международных организаций и других объединений, выражающие согласованные позиции государств, являются отправным моментом для образования обычая. Таким образом, правило поведения, признанное государствами в качестве правовой нормы, превращается в международно-правовой обычай. Обычаи (обычные нормы) имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы. Явно выраженные соглашения, не признанные юридически обязательными, включают правила поведения, но не становятся договорными нормами. К ним, в частности, относятся резолюции ООН и других международных организаций. Правила, содержащиеся в таких документах, получили название норм международного «мягкого права». Все такие резолюции включают правила или модель (образец поведения), однако определенной юридической силой, а тем более политической и моральной, они обладают только в соответствии с Уставом ООН и лишь в рамках самой организации. По сути они входят в так называемое «внутреннее право ООН» и составляют, помимо Устава ООН, правила процедуры ее органов и другие акты. Резолюции ООН представляют интерес не только для государств—членов ООН, но и для других субъектов международного права. Согласно Ус- 17 [Централь."г наукова Ь\6п\а таву ООН, они носят рекомендательный характер (за исключением резолюций по внутриорганизационным вопросам ООН и бюджетно-финансовым вопросам) и являются нормами международного права. Как показывает практика ООН, государства-члены, хотя и не обязаны выполнять резолюции Генеральной Ассамблеи, являющиеся рекомендациями, однако их действия не могут расходиться с предписаниями, содержащимися в них. Эти резолюции не содержат юридических обязательств, вместе с тем роль многих резолюций Генеральной Ассамблеи выходит за рамки рекомендаций. Формируя правила поведения государств—членов ООН в ее рамках, они могут быть превращены путем соответствующего признания со стороны субъектов международного права, в том числе государств, не являющихся членами ООН, в договорные либо обычные международно-правовые нормы, как многостороннего (универсального), так и регионального (локального) характера. Помимо резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, к нормам «мягкого права» относятся аналогичные акты других межгосударственных организаций (многосторонних и региональных) и международных конференций. В частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., Парижская хартия для Новой Европы от 21 ноября 1990 г. и другие документы ОБСЕ, хотя и не являются юридичес- < ки обязательными, однако государства—члены ОБСЕ придают им обязательную силу, которая носит политический и моральный характер. В то же время ряд положений, содержащихся в названных документах ОБСЕ и других ее актах, приобрели характер обычных норм международного права. В качестве примера можно назвать принцип нерушимости границ, провозглашенный в Заключительном акте 1975 г., который и стал обычной нормой международного права. Региональные нормы могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира. Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов и составляют общее международное право. По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные. Диспозитивной является норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. К императивным относятся нормы, которые устанавливают конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Сложилось общее понимание, что принципы Устава ООН, содержание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г., являются императивными нормами общего международного права. Это означает, что государ- 18 ства, выступая на международной арене, должны определять свое поведение в соответствии с императивными нормами общего международного права. Согласно ст. 103 Устава ООН, обязательства государств-членов имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми ими по какому-либо договору. Договоры и обычаи относятся к одному из источников международного права — международным конвенциям. Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства, а в их законодательстве содержатся нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права. Специальные международные конвенции включают договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Международный обычай создается в результате практики государств, которая путем признания в качестве правовой нормы приобретает характер международно-правовой обычной нормы. Для установления существования обычая используются судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств. К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или в другие международные судебные органы, государства, как правило, просят установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство. Односторонние действия и акты государств могут служить доказательством признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, и делегаций на международных конференциях могут служить доказательством международного обычая. Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления государств, например, коммюнике по итогам переговоров. Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного права, значение международного обычая продолжает сохраняться. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других — обычаями. Правовых норм, общих и Для международного и для внутреннего государственного права, не существует. Кодификация международного права, т.е. систематизация международно-правовых норм, осуществляется субъектами международного права; она предполагает приведение в единую систему действующих междуна- 19 родно-правовых норм, уточнение их формулировок и отражение в договорной форме международных обычаев. Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в процессе кодификации занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Последняя была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 г. в качестве вспомогательного органа для поощрения развития международного права и его кодификации. Комиссия состоит из 34 человек, избираемых Генеральной Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. В рамках ООН задачи по кодификации и развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН. Руководящими правилами поведения субъектов международных отношений являются принципы международного права. Принцип международного права — это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов. Соблюдение принципов международного права считается строго обязательным. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Они носят характер императивных норм общего международного права, т.е. служат обязательствами, и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимному соглашению. Одним из принципов международного права служит принцип сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе, являющийся основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был закреплен в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. Принцип сотрудничества выражается в обязанностях государств сотрудничать друг с другом и с ООН в достижении целей, предусмотренных Уставом ООН (ст. 55). Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение ими норм международного права и Устава ООН. Другой важный принцип — принцип добросовестного выполнения международных обязательств в качестве общепризнанной нормы поведения субъектов международного права — также закреплен в Уставе ООН. В Преамбуле Устава подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, выте- 20
кающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации». Согласно упоминавшейся выше Декларации о принципах международного права 1970 г., каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Принцип добросовестности получил закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т.д. Однако следует признать, что определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности. Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской конвенции о праве международных договоров, главным образом разделов «Применение договоров» (ст. 28—30) и «Толкование договоров» (ст. 31—33). Применение положений договора во многом определяется его толкованием. Считается общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным и ни одно государство не может ссылаться на него или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров. Международно-правовое регулирование многосторонних и двусторонних экономических отношений относится к международному экономическому праву, которое является отраслью международного права. В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (ст. 1). О значении международного экономического сотрудничества и его правового регулирования во всей международной деятельности свидетельствует, в частности, о том, что подавляющая часть всех заключаемых международных договоров и всех существующих международных организаций относятся к экономическим отношениям государств. Международное экономическое право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим отношениям относятся коммерческие отношения в сферах: производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и др. Субъектами международного экономического права являются те же субъекты, что и в международном праве. 21 Государства вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической, гражданско-правовой, коммерческой деятельности. Международной фун-циональной правосубъектностью наделяются межгосударственные экономические и иные организации на основании их учредительных документов. Это относится к различным торгово-экономическим объединениям государств: зонам свободной торговли, таможенным союзам, экономическим союзам, преференциальным системам. Характерным для системы международного экономического права является наличие большого числа рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью этих норм считается их императивность. Они не просто рекомендуют, но дают правомерность таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на своей сессии в 1964 г. приняла Женевские принципы, в которых содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам, в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации, преференциальных таможенных льгот, которые были бы неправомерными при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы. В современных условиях международное регулирование экономических отношений осуществляется на основе: (1) международных договоров; (2) решений (рекомендаций, постановлений) международных организаций; (3) решений межгосударственных экономических конференций; (4) международных обычаев. Решения (рекомендации, постановления) международных организаций по вопросам экономического сотрудничества принимаются органами ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, ЮНКТАД и др.), а также специализированными учреждениями ООН (ЮНИДО, ВОИС и др.). Решения этих органов и учреждений обычно не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу. Вопрос о юридической силе рекомендаций определяется уставами организаций как нормы не обязательного, а рекомендательного характера. В то же время подобные резолюции-рекомендации нередко становятся действенным регулятором межгосударственных отношений. Государства, не заключая международно-правовых договоров, применяют в отношениях друг с другом именно те правила, что были рекомендованы в резолюции межправительственной организации. Таким образом, не будучи источниками международного публичного права в строгом смысле, эти резолюции включаются в правоприменительную практику. К резолюциям-рекомендациям такого рода обычно относят: во-первых, декларации, устанавливающие новые правила (декларации Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на установление нового международного экономического порядка); во-вторых, программы развития определенной сферы сотрудничества государств, например, программы структурной адаптации экономики от- 22 дельных государств, принимаемые в группе Всемирного банка (ВБ) и Международном валютном фонде (МВФ); в-третьих, кодексы поведения государств в области специального международно-правового регулирования (кодекс поведения государств в области передачи высоких технологий, выработанный в ЮНКТАД, и др.). Резолюции-рекомендации универсального характера, направленные на определение новой программы поведения государств-членов, обычно именуются декларациями. В этих документах формулируются общие принципы и цели будущего поведения участников межгосударственных отношений. Для того чтобы эти правовые акты начали «работать», необходима их конкретизация в других международно-правовых актах. К резолюциям такого рода относится, например, Декларация об установлении нового международного экономического порядка от 1 мая 1974 г. Впоследствии эта декларация получила развитие во многих многосторонних и двусторонних договорах, а также в решениях международных организаций. Таким образом, резолюции-рекомендации типа деклараций являются важными программными документами, но не имеют юридически обязательного характера. Принципы и правила поведения, заявленные в них, могут войти в международное публичное право традиционным путем — через имплантацию в договорную или обычно-правовую норму. В отличие от резолюций-рекомендаций типа деклараций программы структурной адаптации, разрабатываемые в рамках ВБ — МВФ, содержат достаточно конкретные правила поведения государств-членов и нацелены на немедленное регулирование очерченного круга международных отношений. В него включаются: а) вопросы формирования финансовой политики государства—члена МВФ и б) принятие и выполнение программ структурной перестройки национальной экономики государства— члена ВБ. Подобная практика выработки рекомендуемых правил установлением жесткого контроля за их соблюдением используется в ВТО. В данном случае резолюция-рекомендация выступает и как норма прямого действия, регулирующая поведение государств-членов. За невыполнение подобной рекомендации на государство может быть наложено бремя международно-правового принуждения. Практика ВБ, МВФ и ВТО свидетельствует, что эти организации рассматривают свои решения как рекомендательные, поддающиеся упрощенной процедуре пересмотра. В каждом конкретном случае санкция применяете^ к государству-члену не за невыполнение требований рекомендаций, а за невыполнение обязательств по уставу в целом. Межправительственные организации системы ООН практикуют принятие в форме рекомендаций целых сводов правил поведения государств-членов в конкретных сферах межгосударственного сотрудничества. Эти своды правил известны под названием кодексов поведения. В качестве примера можно назвать кодекс поведения государств в сфере передачи высоких технологий (ЮНКТАД), кодекс поведения в сфере ограничительной дело- 23 вой практики (ЮНКТАД), проект кодекса поведения транснациональных корпораций (ЭКОСОС). Для кодексов поведения характерно, что они представляют собой свод конкретных правил, направленных на регулирование определенного круга отношений. В этом смысле они являются нормами прямого действия. Так, кодекс передачи технологий предусматривает передачу достижений науки и техники из развитых в развивающиеся страны через определенный порядок оформления лицензий и их продажи, а также через заключение договоров передачи новейших технологий производства и секретов типа ноу-хау. В то же время, являясь достаточно конкретными правилами поведения, кодексы не получают оформления в виде юридически обязательных международно-правовых актов. Они остаются документами рекомендательного характера, т.е. соответствуют основным характеристикам резолюций-рекомендаций международных организаций. Формально МВФ в области валютных курсов дает государствам лишь рекомендации. Но, как правило, эти рекомендации неукоснительно соблюдаются государствами-членами. В свою очередь, Фонд контролирует их соблюдение при помощи особой системы надзора за политикой государств-членов в области валютно-финансовых вопросов. Так, государство-член представляет развернутую информацию о своем финансово-экономическом положении, и на ее основе Фонд дает рекомендации этому государству о дальнейших шагах в области развития валютно-финансовой системы. Рекомендации обычно содержат меры по регулированию экономики на макро- и микроуровне, обеспечению свободы торговли и социальной защиты населения. Следует отметить, что подобные рекомендации запрашивают (на возмездной основе) и выполняют и те государства, которые не являются членами МВФ. Например, Швейцария не участвует в Фонде, но пользуется его рекомендациями в вопросах валютных отношений. В том случае, если государство-член не придерживается рекомендуемых мер, исполнительный орган через три месяца после проведенных консультаций делает официальное заключение и выставляет его как вопрос для дискуссии, проводимой среди государств—членов МВФ. Дискуссия длится четыре месяца, а затем директор-распорядитель может поставить перед директоратом вопрос о публикации отчета о финансово-экономическом положении страны. При определении, что государство-член имеет нарушения по уставным обязательствам МВФ, к такому государству могут быть применены санкции межправительственной организации, выражающиеся, например, в замораживании кредитов. Применение рекомендательных норм в МВФ обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, предмет правового регулирования — международные экономические отношения — требует особых методов правового воздействия. Юридически обязательное решение, как правило, должно соблюдаться при любых обстоятельствах, в том числе и тогда, когда неверно по существу и не соответствует реалиям экономического развития; 24 во-вторых, процесс выработки рекомендаций Фонда предполагает тесное сотрудничество международной организации и государства-члена путем неформальных консультаций; в-третьих, регулирование экономики требует оперативного изменения нормативной базы, принятие обязательного решения обычно затруднено процедурными институтами. В последнее десятилетие ВБ — МВФ в обязательных нормах юридически закрепляют стратегию развития международной валютно-финансовой системы, в то время как тактика развития национальных экономических систем регулируется рекомендательными нормами. При этом режим жесткого контроля за соблюдением обязательств государств-членов гарантирует практически полное выполнение принципов и правил как обязательного, так и рекомендательного характера. Резолюции-рекомендации межправительственных организаций системы ООН, формулирующие новые правила поведения государств-членов, выполняют двоякую роль: во-первых, они могут выступать в качестве стадии в правотворческом процессе, ведущем к оформлению нормы международного публичного права, и, во-вторых, они являются регулятором межгосударственных отношений, оставаясь при этом рекомендательными, а не обязательными нормами. На современном этапе развития международного сообщества резолюции-рекомендации формализованы как международно-правовой источник в иной, чем международное публичное право, системе — праве международных организаций. Резолюции входят в источники права международных организаций согласно уставам последних; об этом же говорится в ст. 2 и ст. 6 Венской конвенции о праве договоров с участием международных организаций 1986 г. (внутренние правила международных организаций). При этом следует отметить, что в уставах межправительственных организаций системы ООН речь идет о возможности выражать волю организации в форме резолюций. Порядок принятия этих резолюций оговаривается в правилах процедуры и регламентах работы органов международного учреждения. Практика межправительственных организаций системы ООН свидетельствует о том, что в резолюциях международных организаций могут содержаться нормы как обязательного, так рекомендательного характера. Рекомендательные нормы резолюций обычно касаются тех обязательств, которые обращены к государствам-членам или другим международным организациям; в то же время обязательные нормы в этих резолюциях направлены на органы международного учреждения. Так, в резолюциях о применении санкций к государствам-членам нормы о мерах принуждения лишь рекомендуются к применению, ибо они обращены к государствам-членам или иным международным организациям. В то же время в этих резолюциях есть нормы обязательного характера — о контроле за выполнением резолюций; реализация этих норм возлагается на секретариаты международных организаций. Таким образом, резолюции-рекомендации являются источником пра- 25 ва международных организаций, которому в отличие от международного публичного права известно деление источников на рекомендательные и обязательные (твердые и мягкие)1. Решения межгосударственных экономических конференций, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются как особая разновидность многосторонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важными являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1964 г. «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; раздел «Экономическое сотрудничество» Парижской хартии для Новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках ОБСЕ в 1990 г. Международный обычай играет ограниченную роль в области регулирования международных экономических отношений. ____________________________________________________________ . 1.2. Международные организации: порядок образования, организационная структура Международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества. Система международных организаций насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 — межправительственные. В центре этой системы находится ООН. В системе международных организаций для координации деятельности создаются совместные органы, координационные комитеты и пр. Международная организация объединяет членов из разных стран. Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критериев. (1) По характеру членства и юридической природе участников международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует в интересах государств-членов при уважении их суверенитета и яв- 1 Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. — М.: Дело, 1998, с. 100—109. 26 ляется субъектом международного права. Неправительственная международная организация создается на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей. (2) По кругу участников межгосударственные организации подразделя (3) По кругу компетенции межгосударственные организации делятся на (4) По характеру полномочий международные организации делятся на (5) По условиям участия в членстве международные организации де Порядок образования международных организаций. Международная межгосударственная организация создается на основе согласованного волеизъявления государств, зафиксированного либо в международном договоре, либо в решении уже существующей международной организации. Порядок образования международной межправительственной организации предполагает: (1) принятие учредительного документа; (2) формирование структуры организации; (3) созыв главного органа, с которого начинается функционирование организации. Наиболее распространенный способ образования межгосударственной организации — заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который является учредительным документом организации. Название учредительного документа может быть различным: Устав (ООН, ОАЕ, ОАГ); Конвенция (ВОИС); Статут (Лига наций). Дата вступления в силу учреди- 27 тельного документа считается датой создания организации. Образование международной организации в форме принятия решения другой международной организацией осуществляется путем согласованного волеизъявления государств через голосование за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия. Такую форму использует ООН, в частности, при создании автономных организаций со статусом вспомогательного органа Гене
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |