Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы международно - правового регулирования мирохозяйственных связей



2019-11-20 263 Обсуждений (0)
Основы международно - правового регулирования мирохозяйственных связей 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1. Содержание понятия «международно-правовое регулирование»

Многосторонние отношения государств на межправительственном уров­не регулируются на основе международного права. Международное право — это особая система юридических норм, регулирующих международные отно­шения путем установления взаимных прав и обязанностей независимых субъек­тов этих отношений, в качестве которых выступает государство. Нормооб-разование в международном праве происходит в результате заключения меж­дународных договоров и через формирование международных обычаев. Боль­шое значение приобрели резолюции и решения международных организа­ций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах фиксируются, как правило, уже сложившиеся правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев. Система международного права включает: общепризнанные принципы; договорные и обычные правовые нормы; отрасли права; резолюции международных орга­низаций; решения международных судебных органов. Под нормой междуна­родного права понимается правило поведения, которое признается государ­ствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Содержание норм международного права составляют права и обязан­ности, которыми наделяются государства и другие субъекты международно­го права. Международно-правовая система упорядочивает поведение участ­ников международных отношений и играет регулирующую роль во взаимоот­ношениях субъектов международного права. Однородные международно-пра­вовые нормы образуют институты и отрасли международного права. Право­вые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отно­шений, касающихся, например, заключения международных договоров (пра­во международных договоров), связанных с функционированием междуна­родных организаций (право международных организаций) и т.д. Существу­ют такие отрасли права, как международное экономическое право, междуна­родное морское право, международное воздушное право, международное атом­ное право, международное космическое право и др. Выделение и развитие отраслей международного права обусловлены объективной необходимостью

16


эффективного правового регулирования определенных комплексов меж­дународных отношений и появлением больших групп однородных право­вых норм, которые связаны между собой общностью объекта регулиро­вания.

Международно-правовые нормы создаются самими субъектами между­народного права. В международных отношениях не существует каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов международного права. Единственный способ создания международно-правовых норм — это соглашения субъектов между­народного права. Явно выраженное соглашение именуется договором и со­ответственно содержащиеся в них нормы являются договорными. Соглаше­ние, достигнутое молчаливым согласием, называется обычаем, а содержа­щиеся в нем нормы — обычными.

Договоры, заключаемые между субъектами международного права, но­сят письменную форму и содержат четкие и конкретные формулировки меж­дународно-правовых норм, которые направлены на регулирование отноше­ний между ними. В зависимости от круга участников договоры могут быть двусторонними и многосторонними (универсальными). Все нормы, содер­жащиеся в них, являются юридически обязательными и их нарушение вле­чет за собой международно-правовую ответственность.

Обычай определяется как «доказательство всеобщей практики, при­знанной в качестве правовой нормы» (п. 1 «в» ст. 38 Статут Международно­го суда ООН). Это означает, что международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъек­тов международного права, которое образовалось в результате повторяю­щихся однородных действий. Решения международных организаций и дру­гих объединений, выражающие согласованные позиции государств, явля­ются отправным моментом для образования обычая. Таким образом, пра­вило поведения, признанное государствами в качестве правовой нормы, превращается в международно-правовой обычай. Обычаи (обычные нормы) имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.

Явно выраженные соглашения, не признанные юридически обяза­тельными, включают правила поведения, но не становятся договорными нормами. К ним, в частности, относятся резолюции ООН и других меж­дународных организаций. Правила, содержащиеся в таких документах, по­лучили название норм международного «мягкого права». Все такие резо­люции включают правила или модель (образец поведения), однако опреде­ленной юридической силой, а тем более политической и моральной, они обладают только в соответствии с Уставом ООН и лишь в рамках самой организации. По сути они входят в так называемое «внутреннее право ООН» и составляют, помимо Устава ООН, правила процедуры ее органов и дру­гие акты.

Резолюции ООН представляют интерес не только для государств—чле­нов ООН, но и для других субъектов международного права. Согласно Ус-


17


[Централь."г наукова Ь\6п\а


таву ООН, они носят рекомендательный характер (за исключением резолю­ций по внутриорганизационным вопросам ООН и бюджетно-финансовым вопросам) и являются нормами международного права. Как показывает прак­тика ООН, государства-члены, хотя и не обязаны выполнять резолюции Генеральной Ассамблеи, являющиеся рекомендациями, однако их действия не могут расходиться с предписаниями, содержащимися в них. Эти резолю­ции не содержат юридических обязательств, вместе с тем роль многих ре­золюций Генеральной Ассамблеи выходит за рамки рекомендаций. Фор­мируя правила поведения государств—членов ООН в ее рамках, они могут быть превращены путем соответствующего признания со стороны субъек­тов международного права, в том числе государств, не являющихся члена­ми ООН, в договорные либо обычные международно-правовые нормы, как многостороннего (универсального), так и регионального (локального) характера.

Помимо резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, к нормам «мягкого права» относятся аналогичные акты других межгосударственных организа­ций (многосторонних и региональных) и международных конференций. В частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе от 1 августа 1975 г., Парижская хартия для Новой Европы от 21 ноября 1990 г. и другие документы ОБСЕ, хотя и не являются юридичес- < ки обязательными, однако государства—члены ОБСЕ придают им обяза­тельную силу, которая носит политический и моральный характер. В то же время ряд положений, содержащихся в названных документах ОБСЕ и дру­гих ее актах, приобрели характер обычных норм международного права. В качестве примера можно назвать принцип нерушимости границ, провозгла­шенный в Заключительном акте 1975 г., который и стал обычной нормой международного права.

Региональные нормы могут регулировать отношения двух или несколь­ких государств, не только расположенных в одном регионе, но и находя­щихся в различных частях мира. Универсальные нормы регулируют отноше­ния всех субъектов и составляют общее международное право.

По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные. Диспозитивной является норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных пра­воотношениях в зависимости от обстоятельств. К императивным относятся нормы, которые устанавливают конкретные пределы определенного поведе­ния. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изме­нять содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нор­мами. Сложилось общее понимание, что принципы Устава ООН, содержа­ние которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г., являются императив­ными нормами общего международного права. Это означает, что государ-

18


ства, выступая на международной арене, должны определять свое поведе­ние в соответствии с императивными нормами общего международного пра­ва. Согласно ст. 103 Устава ООН, обязательства государств-членов имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми ими по како­му-либо договору.

Договоры и обычаи относятся к одному из источников международно­го права — международным конвенциям. Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут уча­ствовать все государства, а в их законодательстве содержатся нормы, обяза­тельные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего между­народного права. Специальные международные конвенции включают дого­воры с ограниченным числом участников, для которых обязательны поло­жения этих договоров.

Международный обычай создается в результате практики государств, которая путем признания в качестве правовой нормы приобретает характер международно-правовой обычной нормы. Для установления существования обычая используются судебные решения и доктрины, решения международ­ных организаций и односторонние акты и действия государств. К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся ре­шения Международного суда ООН, других международных судебных и ар­битражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или в дру­гие международные судебные органы, государства, как правило, просят ус­тановить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссыл­кам на национальное законодательство. Односторонние действия и акты госу­дарств могут служить доказательством признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Офи­циальные заявления глав государств и правительств, других представите­лей, в том числе в международных органах, и делегаций на международ­ных конференциях могут служить доказательством международного обы­чая. Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления государств, например, коммюнике по итогам пере­говоров.

Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного пра­ва, значение международного обычая продолжает сохраняться. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других — обычаями. Правовых норм, общих и Для международного и для внутреннего государственного права, не суще­ствует. Кодификация международного права, т.е. систематизация между­народно-правовых норм, осуществляется субъектами международного пра­ва; она предполагает приведение в единую систему действующих междуна-

19


родно-правовых норм, уточнение их формулировок и отражение в договор­ной форме международных обычаев. Кодификация может быть официаль­ной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в процессе кодификации занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Последняя была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 г. в качестве вспомогательного органа для поощрения развития международного права и его кодификации. Комиссия состоит из 34 человек, избираемых Генераль­ной Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН между­народные конференции приняли соответствующие конвенции. В рам­ках ООН задачи по кодификации и развитию международного права вы­полняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мир­ных целях. Значительную роль в процессе кодификации играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреж­дения ООН.

Руководящими правилами поведения субъектов международных от­ношений являются принципы международного права. Принцип междуна­родного права — это норма международного права, имеющая обязатель­ный характер для всех субъектов. Соблюдение принципов международного права считается строго обязательным. Основные принципы международ­ного права зафиксированы в Уставе ООН. Они носят характер императив­ных норм общего международного права, т.е. служат обязательствами, и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимно­му соглашению.

Одним из принципов международного права служит принцип со­трудничества государств независимо от различий в их политическом, эко­номическом и социальном строе, являющийся основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был закреплен в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. Принцип сотрудничества выражается в обязанностях госу­дарств сотрудничать друг с другом и с ООН в достижении целей, предусмот­ренных Уставом ООН (ст. 55). Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение ими норм международного права и Устава ООН.

Другой важный принцип — принцип добросовестного выполнения меж­дународных обязательств в качестве общепризнанной нормы поведения субъек­тов международного права — также закреплен в Уставе ООН. В Преамбуле Устава подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при кото­рых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, выте-


20


 


кающим из договоров и других источников международного права». Соглас­но п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединенных Наций добро­совестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, выте­кающие из принадлежности к составу Членов Организации». Согласно упоминавшейся выше Декларации о принципах международного права 1970 г., каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, при­нятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обя­зательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Принцип добросовестности получил закрепление в большом числе меж­дународных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в дек­ларациях государств и т.д. Однако следует признать, что определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности. Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской кон­венции о праве международных договоров, главным образом разделов «Применение договоров» (ст. 28—30) и «Толкование договоров» (ст. 31—33). Применение положений договора во многом определяется его толкова­нием.

Считается общепризнанным, что любой договор, противоречащий Ус­таву ООН, является недействительным и ни одно государство не может ссы­латься на него или пользоваться его преимуществами. Такое положение со­ответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противо­речить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров. Международ­но-правовое регулирование многосторонних и двусторонних экономических отношений относится к международному экономическому праву, которое является отраслью международного права. В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в ре­шении международных проблем экономического характера (ст. 1). О значе­нии международного экономического сотрудничества и его правового регу­лирования во всей международной деятельности свидетельствует, в частно­сти, о том, что подавляющая часть всех заключаемых международных дого­воров и всех существующих международных организаций относятся к эконо­мическим отношениям государств.

Международное экономическое право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и дру­гими субъектами международного права. К экономическим отношениям от­носятся коммерческие отношения в сферах: производственной, научно-тех­нической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интел­лектуальной собственности, туризма и др. Субъектами международного эко­номического права являются те же субъекты, что и в международном праве.

21


Государства вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической, гражданско-правовой, коммерческой деятельности. Международной фун-циональной правосубъектностью наделяются межгосударственные экономи­ческие и иные организации на основании их учредительных документов. Это относится к различным торгово-экономическим объединениям государств: зонам свободной торговли, таможенным союзам, экономическим союзам, преференциальным системам.

Характерным для системы международного экономического права яв­ляется наличие большого числа рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особен­ностью этих норм считается их императивность. Они не просто рекомендуют, но дают правомерность таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на своей сессии в 1964 г. приняла Женевс­кие принципы, в которых содержалась рекомендация о предоставлении раз­вивающимся странам, в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации, преференциальных таможенных льгот, которые были бы неправомер­ными при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

В современных условиях международное регулирование экономи­ческих отношений осуществляется на основе: (1) международных дого­воров; (2) решений (рекомендаций, постановлений) международных организаций; (3) решений межгосударственных экономических конфе­ренций; (4) международных обычаев.

Решения (рекомендации, постановления) международных организа­ций по вопросам экономического сотрудничества принимаются органами ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, ЮНКТАД и др.), а также специ­ализированными учреждениями ООН (ЮНИДО, ВОИС и др.). Решения этих органов и учреждений обычно не носят юридически обязательного характе­ра, но имеют рекомендательную силу.

Вопрос о юридической силе рекомендаций определяется уставами орга­низаций как нормы не обязательного, а рекомендательного характера. В то же время подобные резолюции-рекомендации нередко становятся действен­ным регулятором межгосударственных отношений. Государства, не заклю­чая международно-правовых договоров, применяют в отношениях друг с дру­гом именно те правила, что были рекомендованы в резолюции межправи­тельственной организации. Таким образом, не будучи источниками между­народного публичного права в строгом смысле, эти резолюции включаются в правоприменительную практику. К резолюциям-рекомендациям такого рода обычно относят:

во-первых, декларации, устанавливающие новые правила (деклара­ции Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на установление нового международного экономического порядка);

во-вторых, программы развития определенной сферы сотрудничества государств, например, программы структурной адаптации экономики от-

22


дельных государств, принимаемые в группе Всемирного банка (ВБ) и Меж­дународном валютном фонде (МВФ);

в-третьих, кодексы поведения государств в области специального меж­дународно-правового регулирования (кодекс поведения государств в облас­ти передачи высоких технологий, выработанный в ЮНКТАД, и др.).

Резолюции-рекомендации универсального характера, направленные на определение новой программы поведения государств-членов, обычно име­нуются декларациями. В этих документах формулируются общие принципы и цели будущего поведения участников межгосударственных отношений. Для того чтобы эти правовые акты начали «работать», необходима их конкрети­зация в других международно-правовых актах. К резолюциям такого рода относится, например, Декларация об установлении нового международного экономического порядка от 1 мая 1974 г. Впоследствии эта декларация по­лучила развитие во многих многосторонних и двусторонних договорах, а также в решениях международных организаций.

Таким образом, резолюции-рекомендации типа деклараций являются важными программными документами, но не имеют юридически обязатель­ного характера. Принципы и правила поведения, заявленные в них, могут войти в международное публичное право традиционным путем — через имп­лантацию в договорную или обычно-правовую норму.

В отличие от резолюций-рекомендаций типа деклараций програм­мы структурной адаптации, разрабатываемые в рамках ВБ — МВФ, со­держат достаточно конкретные правила поведения государств-членов и нацелены на немедленное регулирование очерченного круга международ­ных отношений. В него включаются: а) вопросы формирования финан­совой политики государства—члена МВФ и б) принятие и выполнение программ структурной перестройки национальной экономики государства— члена ВБ. Подобная практика выработки рекомендуемых правил уста­новлением жесткого контроля за их соблюдением используется в ВТО. В данном случае резолюция-рекомендация выступает и как норма прямого действия, регулирующая поведение государств-членов. За невыполнение подобной рекомендации на государство может быть наложено бремя меж­дународно-правового принуждения. Практика ВБ, МВФ и ВТО свиде­тельствует, что эти организации рассматривают свои решения как реко­мендательные, поддающиеся упрощенной процедуре пересмотра. В каж­дом конкретном случае санкция применяете^ к государству-члену не за невыполнение требований рекомендаций, а за невыполнение обязательств по уставу в целом.

Межправительственные организации системы ООН практикуют при­нятие в форме рекомендаций целых сводов правил поведения государств-членов в конкретных сферах межгосударственного сотрудничества. Эти сво­ды правил известны под названием кодексов поведения. В качестве приме­ра можно назвать кодекс поведения государств в сфере передачи высоких технологий (ЮНКТАД), кодекс поведения в сфере ограничительной дело-

23


вой практики (ЮНКТАД), проект кодекса поведения транснациональных корпораций (ЭКОСОС). Для кодексов поведения характерно, что они пред­ставляют собой свод конкретных правил, направленных на регулирование определенного круга отношений. В этом смысле они являются нормами прямого действия. Так, кодекс передачи технологий предусматривает пере­дачу достижений науки и техники из развитых в развивающиеся страны че­рез определенный порядок оформления лицензий и их продажи, а также через заключение договоров передачи новейших технологий производства и секретов типа ноу-хау. В то же время, являясь достаточно конкретными правилами поведения, кодексы не получают оформления в виде юридичес­ки обязательных международно-правовых актов. Они остаются документами рекомендательного характера, т.е. соответствуют основным характеристи­кам резолюций-рекомендаций международных организаций.

Формально МВФ в области валютных курсов дает государствам лишь рекомендации. Но, как правило, эти рекомендации неукоснительно со­блюдаются государствами-членами. В свою очередь, Фонд контролирует их соблюдение при помощи особой системы надзора за политикой государств-членов в области валютно-финансовых вопросов. Так, государство-член пред­ставляет развернутую информацию о своем финансово-экономическом по­ложении, и на ее основе Фонд дает рекомендации этому государству о даль­нейших шагах в области развития валютно-финансовой системы. Рекомен­дации обычно содержат меры по регулированию экономики на макро- и микроуровне, обеспечению свободы торговли и социальной защиты населе­ния. Следует отметить, что подобные рекомендации запрашивают (на воз­мездной основе) и выполняют и те государства, которые не являются чле­нами МВФ. Например, Швейцария не участвует в Фонде, но пользуется его рекомендациями в вопросах валютных отношений.

В том случае, если государство-член не придерживается рекомендуе­мых мер, исполнительный орган через три месяца после проведенных кон­сультаций делает официальное заключение и выставляет его как вопрос для дискуссии, проводимой среди государств—членов МВФ. Дискуссия длится четыре месяца, а затем директор-распорядитель может поставить перед ди­ректоратом вопрос о публикации отчета о финансово-экономическом поло­жении страны. При определении, что государство-член имеет нарушения по уставным обязательствам МВФ, к такому государству могут быть приме­нены санкции межправительственной организации, выражающиеся, напри­мер, в замораживании кредитов.

Применение рекомендательных норм в МВФ обусловлено рядом об­стоятельств:

во-первых, предмет правового регулирования — международные эко­номические отношения — требует особых методов правового воздействия. Юридически обязательное решение, как правило, должно соблюдаться при любых обстоятельствах, в том числе и тогда, когда неверно по существу и не соответствует реалиям экономического развития;

24


во-вторых, процесс выработки рекомендаций Фонда предполагает тес­ное сотрудничество международной организации и государства-члена путем неформальных консультаций;

в-третьих, регулирование экономики требует оперативного изменения нормативной базы, принятие обязательного решения обычно затруднено про­цедурными институтами.

В последнее десятилетие ВБ — МВФ в обязательных нормах юриди­чески закрепляют стратегию развития международной валютно-финансовой системы, в то время как тактика развития национальных экономических си­стем регулируется рекомендательными нормами. При этом режим жесткого контроля за соблюдением обязательств государств-членов гарантирует прак­тически полное выполнение принципов и правил как обязательного, так и рекомендательного характера. Резолюции-рекомендации межправительствен­ных организаций системы ООН, формулирующие новые правила поведения государств-членов, выполняют двоякую роль: во-первых, они могут высту­пать в качестве стадии в правотворческом процессе, ведущем к оформлению нормы международного публичного права, и, во-вторых, они являются ре­гулятором межгосударственных отношений, оставаясь при этом рекоменда­тельными, а не обязательными нормами.

На современном этапе развития международного сообщества резолю­ции-рекомендации формализованы как международно-правовой источник в иной, чем международное публичное право, системе — праве междуна­родных организаций. Резолюции входят в источники права международ­ных организаций согласно уставам последних; об этом же говорится в ст. 2 и ст. 6 Венской конвенции о праве договоров с участием международных организаций 1986 г. (внутренние правила международных организаций). При этом следует отметить, что в уставах межправительственных организа­ций системы ООН речь идет о возможности выражать волю организации в форме резолюций. Порядок принятия этих резолюций оговаривается в пра­вилах процедуры и регламентах работы органов международного учреж­дения.

Практика межправительственных организаций системы ООН свидетель­ствует о том, что в резолюциях международных организаций могут содер­жаться нормы как обязательного, так рекомендательного характера. Реко­мендательные нормы резолюций обычно касаются тех обязательств, кото­рые обращены к государствам-членам или другим международным организа­циям; в то же время обязательные нормы в этих резолюциях направлены на органы международного учреждения. Так, в резолюциях о применении сан­кций к государствам-членам нормы о мерах принуждения лишь рекоменду­ются к применению, ибо они обращены к государствам-членам или иным международным организациям. В то же время в этих резолюциях есть нор­мы обязательного характера — о контроле за выполнением резолюций; реа­лизация этих норм возлагается на секретариаты международных организа­ций. Таким образом, резолюции-рекомендации являются источником пра-

25


ва международных организаций, которому в отличие от международного публичного права известно деление источников на рекомендательные и обя­зательные (твердые и мягкие)1.

Решения межгосударственных экономических конференций, оформ­ленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются как особая разновидность многосторонних договоров и соответственно могут об­ладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди до­кументов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важными являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1964 г. «Принципы, определяю­щие международные торговые отношения и торговую политику, способству­ющие развитию»; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» Заключительного акта Совещания по безо­пасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; раздел «Экономическое сотруд­ничество» Парижской хартии для Новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках ОБСЕ в 1990 г.

Международный обычай играет ограниченную роль в области регули­рования международных экономических отношений.

____________________________________________________________ .

1.2. Международные организации: порядок образования, организационная структура

Международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества. Система международных органи­заций насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 — межправитель­ственные. В центре этой системы находится ООН. В системе междуна­родных организаций для координации деятельности создаются совместные органы, координационные комитеты и пр. Международная организация объединяет членов из разных стран.

Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критериев.

(1) По характеру членства и юридической природе участников междуна­родные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного догово­ра для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует в интересах государств-членов при уважении их суверенитета и яв-

1 Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. — М.: Дело, 1998, с. 100—109.

26


ляется субъектом международного права. Неправительственная международ­ная организация создается на основе объединения физических или юридичес­ких лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей.

(2) По кругу участников межгосударственные организации подразделя­
ются на универсальные, открытые для участия всех государств (ООН и ее
специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут
быть участники одного региона.                                       > . ... i

(3) По кругу компетенции межгосударственные организации делятся на
организации общей компетенции и специальной компетенции. Деятельность
организаций общей компетенции охватывает все сферы отношений между го­
сударствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культур­
ную и др. (ООН, Совет Европы, Лига арабских государств). Организации
специальной компетенции осуществляют сотрудничество в одной области (Все­
мирный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная орга­
низация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии и
др.) или подразделяются по направлениям деятельности — политические,
экономические, социальные, культурные, научные, религиозные.

(4) По характеру полномочий международные организации делятся на
межгосударственные и надгосударственные (наднациональные). К первой груп­
пе относятся практически все международные организации, целью которых
является осуществление межгосударственного сотрудничества и решения ко­
торых адресуются государствам-членам. Цель надгосударственных организа­
ций — осуществление интеграции; их решения распространяются непосред­
ственно на физические и юридические лица государств-членов. Надгосудар-
ственной организацией выступает Европейский Союз (ЕС).

(5) По условиям участия в членстве международные организации де­
лятся на открытые, в которых любое государство может стать членом по
своему усмотрению, и закрытые, где прием производится по приглашению
первоначальных учредителей (НАТО).                  - > •

Порядок образования международных организаций. Международная меж­государственная организация создается на основе согласованного волеизъ­явления государств, зафиксированного либо в международном договоре, либо в решении уже существующей международной организации. Порядок образования международной межправительственной организации предпо­лагает: (1) принятие учредительного документа; (2) формирование струк­туры организации; (3) созыв главного органа, с которого начинается фун­кционирование организации.

Наиболее распространенный способ образования межгосударственной организации — заключение международного договора. Это предполагает со­зыв международной конференции для выработки и принятия текста догово­ра, который является учредительным документом организации. Название учредительного документа может быть различным: Устав (ООН, ОАЕ, ОАГ); Конвенция (ВОИС); Статут (Лига наций). Дата вступления в силу учреди-

27


тельного документа считается датой создания организации. Образование меж­дународной организации в форме принятия решения другой международной организацией осуществляется путем согласованного волеизъявления госу­дарств через голосование за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия. Такую форму использует ООН, в частности, при создании автономных организаций со статусом вспомогательного органа Ге­не



2019-11-20 263 Обсуждений (0)
Основы международно - правового регулирования мирохозяйственных связей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы международно - правового регулирования мирохозяйственных связей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)