Автономные организации , связанные с ООН 1 страница
(1) Международный совет по контролю за наркотическими средствами (2) Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ поощрять и содействовать развитию атомной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях, а также проведению исследований в этой области; предоставлять материалы, услуги, оборудование и технические средства в целях удовлетворения потребностей научно-исследовательской работы в области ядерной энергии и практического ее использования в мирных целях; способствовать обмену научной и технической информацией; поощрять обмен научными работниками и специалистами и их подготовку. (3) Всемирная организация по туризму — ВОТ (World Tourism Organisation — (4) Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО — МТЦ (International одействия развитию экспорта из развивающихся стран. С 1968 г. им совместно руководят ГАТТ/ВТО и ООН через Конференцию ООН по торговле и 'азвитию (ЮНКТАД). Целью МТЦ является оказание помощи развиваю-1ся странам в разработке и осуществлении программ содействия экспор-редоставление им информации об экспортных рынках и условиях сбыта; ание помощи в создании своих служб содействия экспорту и подготовке ^обходимых для этого кадров (см. подробно 5.4). WTo/5^ Всемирная торговая организация — ВТО (World Trade Organisation — в IQq! *""оздана в 1995 г. на основе соглашения, подписанного в Марракеше 4 г. Сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с ито-ами Уругвайского раунда (см. подробно 5.2). 71 Глава 3 Международные экономические организации в системе регулирования экономического сотрудничества и отраслей мирового хозяйства
3.1. Организации системы ООН
Таблица 1
3.1.1. Программа развития Организации Объединенных Наций — ПРООН ( United Nations Development Programme — UNDP ) Учреждена в 1965 г. в целях объединения в одну программу Расширенной программы технической помощи ООН и Специального фонда. Она представляет собой самую крупную организацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую экономическую и техническую помощь. Цели ПРООН: •оказание помощи развивающимся странам в их усилиях по ускорению •содействие развивающимся странам в достижении более высокого 72 Деятельность ПРООН в области технического содействия включает: • предоставление консультационных и экспертных услуг, организацию • новаторские и эффективные пути реформирования своей оператив • укрепление собственного потенциала в центре и на местах путем повы • сосредоточение усилий на ключевых аспектах «устойчивого человечес • подготовка национальных управленческих кадров, реализация поли • оказание помощи в чрезвычайных ситуациях с акцентом на переход от чрезвычайной помощи к долгосрочному развитию. Помощь ПРООН оказывается только правительствам или через их посредство. ПРООН является основной организацией системы ООН по оказанию технического содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Ежегодные ресурсы ПРООН формируются на основе добровольных взносов и в пятилетнем цикле (1992—1996 гг.) составляли ежегодно приблизительно 1 млрд. долл. США. Основными донорами Программы из группы промышленно развитых стран являются: США (199,5 млн. долл.), Япония (98,1 млн. долл.), Нидерланды (97,4 млн. долл.), Дания (92,8 млн. долл.), Швеция (79,2 млн. долл.), Германия (61,5 млн. долл.) и Норвегия (75,2 млн. долл.). Из числа развивающихся стран крупнейшими вкладчиками стали: Индия (5,1 млн. долл.), Китай (2,8 млн. долл.), Саудовская Аравия (2,0 млн. долл.) и Таиланд (1,9 млн. долл.). Техническое содействие по линии ПРООН финансируется, как правило, из следующих источников: из центрального бюджета Программы начиная с 1997 г. (первый год программного цикла): 55% всех ресурсов составляют страновые программ- е ресурсы, которые делятся между странами в соответствии с принятой калой, учитывающей показатели подушевого дохода ВНП, а также осо- нности политико-экономической ситуации в конкретных странах; 11,8% — гжстрановые (региональные, межрегиональные и глобальные) програм- ы; 1,6% — программы ПРООН, финансируемые ею через специализиро- шые учреждения ООН; 0,5% — программная деятельность по линии раз- гия технического сотрудничества между развивающимися странами (ТСРС); 73 " из многосторонних целевых фондов, управляемых ПРООН совместно с другими международными организациями: Глобальный экологический фонд (ГЭФ); Многосторонний фонд монреальского протокола; «Потенциал XXI» по реализации договоренностей в рамках программы «Повестка дня для XXI века»; Фонд развития ООН для женщин; Фонд ООН капитального развития; Фонд борьбы с ВИЧ/СПИД. Важной составной частью общей финансовой политики ПРООН в последние годы явилась разработка стратегии по мобилизации финансовых средств третьих сторон в целях осуществления проектов и программ в области развития. Необходимость разработки такой стратегии была вызвана острым дефицитом «основных ресурсов». В качестве выхода из сложившейся ситуации руководством Программы на основании весьма успешного опыта работы Регионального бюро для стран Латинской Америки и Карибского бассейна ПРООН в этом регионе был разработан ряд мероприятий, направленных на изыскание, привлечение и максимально эффективное использование дополнительных средств к выделяемым странам ресурсам на программную деятельность. Среди источников дополнительных ресурсов на цели развития основными являются: бюджетные средства самого государства-получателя, направляемые им на решение приоритетных для него социально-экономических задач, максимальную эффективность использования которых обеспечивает ПРООН, обладающая богатым опытом и значительными международными ресурсами в области развития, способная к тому же предоставить требуемые услуги на наиболее конкурентоспособных условиях; уже выделенные на многосторонней или двусторонней основе «неработающие» заемные средства на цели развития, эффективность использования которых либо снижается, либо вовсе сводится к нулю отсутствием у страны-получателя опыта работы с ними, а порой, и неповоротливостью местных бюрократических структур; обеспечение использования возможностей финансирования национальных программ развития через целевые международные программы и фонды, исполнителем которых является ПРООН (Глобальный экологический фонд, Фонд развития ООН для женщин, Фонд ООН капитального развития и ДР-); поиск новых донорских или заемных средств на двусторонней или многосторонней основе под осуществление проектов ПРООН; участие в этом процессе ПРООН, обладающей богатым опытом ведения подобных переговоров, значительно повышает шансы правительства на получение таких средств на наиболее выгодных условиях; государственные и частные инвестиции в проекты ПРООН, имеющие важное социально-экономическое значение и способные в будущем приносить прибыль. Кроме перечисленных, в зависимости от специфики и реалий страны, не исключается использование и других источников, выявление которых может 74 стать возможным по мере развития сотрудничества с ПРООН. Важным элементом стратегии ПРООН по мобилизации дополнительных ресурсов является опора на концепцию совместного несения расходов по осуществлению проектов и национальное исполнение проектов. Оба этих момента позволяют полнее задействовать как экономический, так и людской национальный потенциал для решения задач в области развития. Руководящим органом Программы является Исполнительный совет — ИС (Executive Board), состоящий из представителей 36 государств, которые избираются сроком на 3 года в ходе организационных сессий Экономического и социального совета. Решения ИС принимаются на основе консенсуса. В течение года проводятся одна ежегодная и три регулярных сессии, которые рассматривают и утверждают отчеты Администратора, а также такие вопросы, как бюджет и направления программы деятельности. Главным должностным лицом ПРООН является Администратор, который назначается Генеральным секретарем ООН после соответствующих консультаций с членами ИС. Его назначение сроком на 4 года утверждается Генеральной Ассамблеей. Исполнительный совет представляет доклады ЭКОСОС и через его посредство Генеральной Ассамблее. Совет рассматривает и утверждает проекты и программы, распределяет средства, разрабатывает общие руководящие принципы и директивы для ПРООН в целом и для регулярных программ технического сотрудничества. Деятельность Программы охватывает в настоящее время более 150 стран, в которых осуществляется свыше 6500 проектов. 3.1.2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО ( United Nations Industrial Development Organisation — UNIDO ) Основана в 1966 г.; с 1986 г. является специализированным учреждением системы ООН. В составе ЮНИДО 168 государств-членов. Цели ЮНИДО: • осуществление координирующей роли в области промышленного раз • содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобаль • содействие индустриализации развивающихся стран, в том числе в • оказание помощи странам с переходной экономикой и развивающим- • оказание развивающимся странам технической помощи путем реали Основными направлениями деятельности ЮНИДО являются: • участие в индустриализации развивающихся стран; приоритетная ин • содействие: внедрению в развивающихся странах современных мето- 75 нической информации; рациональному использованию природных ресурсов; подготовке национальных кадров; привлечению финансовых средств для конкретных промышленных проектов; • осуществление многосторонней технической помощи развивающим базирующимся на сельскохозяйственном производстве (пищевая, кожевенная, текстильная, деревообрабатывающая); отраслям химической промышленности (биотехнология, управление водными ресурсами, фармацевтическая, строительных материалов, органические химикалии); отраслям машиностроения (электроника, металлообработка и производство инструментов, сельскохозяйственное машиностроение); • содействие развитию международного промышленного сотрудничества • оказание технической помощи в строительстве промышленных объек • оказание консультативной помощи путем проведения конференций, Реализация ключевых программ, осуществляемых в рамках ЮНИДО, нацелена на мобилизацию ресурсов и удовлетворение конкретных потребностей развивающихся стран. К числу таких программ относятся: «Десятиле- 76 тие промышленного развития Африки 1993—2002 годов»; специальные программы промышленного развития в арабских странах и странах АТР; региональная программа сотрудничества в целях промышленного развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна; программа индустриализации 47 наименее развитых стран; программа интеграции женщин в процессы промышленного развития. ЮНИДО проводит работу по оказанию содействия увеличению объема иностранных инвестиций и передаче технологий через специализированные бюро. Такие бюро по стимулированию инвестиций имеются в Афинах, Кельне, Милане, Париже, Сеуле, Токио, Вене, Варшаве, Вашингтоне и Цюрихе. Центры промышленного сотрудничества, созданные в Пекине и Москве, занимаются вопросами стимулирования участия иностранных фирм в совместных предприятиях. ЮНИДО осуществляет свою деятельность совместно с правительствами, организациями и частным сектором. Особое внимание уделяется оказанию содействия промышленному сотрудничеству на уровне предприятий и фирм путем использования механизма целевых фондов и программы промышленного инвестирования. Важное значение в работе ЮНИДО придается организации форумов, в частности, по вопросам инвестиций, технического и промышленного сотрудничества; проведению совещаний экспертных групп, практикумов, семинаров. В рамках ЮНИДО ведется научно-исследовательская работа по обобщению международной коммерческой практики, издаются исследования, в которых приводятся прогнозы промышленного развития в мире, обзоры по регионам и по странам, а также по 28 секторам промышленности, выделенным в Международной стандартной классификации отраслей хозяйственной деятельности. ЮНИДО предоставляет информацию по вопросам промышленности, бизнеса и технологий через сеть ИНТИБНЕТ (INTIBNET), соединенную с Банком промышленной и технологической информации ЮНИДО-ИНТИБ; систему обмена технологической информацией, базы данных, а также различные публикации. Главными органами ЮНИДО являются: Генеральная конференция (Конференция); Совет по промышленному развитию — СПР (Совет); Секретариат, генеральный директор; представительства ЮНИДО на местах. К вспомогательным органам относятся: Комитет по программам и бюджету и технические комитеты. Генеральная конференция проводит очередные сессии один раз в два года. Она определяет руководящие принципы и политику ЮНИДО, утверждает бюджет, осуществляет контроль за использованием финансовых ресур-эв. Совет по промышленному развитию состоит из 53 членов ЮНИДО, из эторых 33 — представители от развивающихся стран, 15 — от развитых стран - от стран с переходной экономикой. Совет разрабатывает принцип и политику для достижения целей ЮНИДО; выдвигает предложения относи- ьно осуществления на практике этих принципов; рассматривает и принима- чрограмму деятельности Организации; обсуждает вопросы координации де- 77 ~ ятельности системы ООН в области промышленного развития; осуществляет контроль над эффективностью использования имеющихся у Организации ресурсов; представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН через ЭКОСОС ежегодный доклад о деятельности ЮН ИДО. Расходы на оперативную деятельность ЮНИДО финансируются: а) за счет добровольных взносов, выплачиваемых правительствами государств—членов ООН и членами специализированных учреждений; б) путем участия в ПРООН на той же основе, что и другие использующие услуги данной программы организации; в) за счет использования соответствующих ресурсов регулярной программы технической помощи ООН. Помимо этого целям финансирования оперативной деятельности служит программа специального промышленного обслуживания, целевые фонды, Общий целевой фонд ЮНИДО и Фонд промышленного развития ООН. Общий объем технического содействия, предоставленного ЮНИДО всем странам мира, составил в 1997 г. около 100 млн. долл. 3.1.3. Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ ( International Atomic Energy Agency — IAEA ) Создано в 1957 г. Является автономной межправительственной организацией, входящей в систему ООН, действующей на основе своего Устава в соответствии с целями и принципами ООН. Членами Агентства являются 124 государства. Цели Агентства: • содействие развитию атомной энергетики и практическому примене • содействие реализации политики разоружения во всем мире; • обеспечение гарантии того, чтобы ядерные материалы и оборудова • осуществление системы контроля за нераспространением ядерного ору • оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ в • предоставление информации по всем аспектам ядерной науки и тех Основными направлениями деятельности МАГАТЭ являются: • осуществление программы технического сотрудничества, связанной с 78 пь1Таний, не наносящих ущерба населению; радиационной обработке; производству изотопных индикаторов; проведению измерений на основе ядерной технологии; созданию и использованию исследовательских реакторов; развитию радиоизотопного и радиофармацевтического производства. Техническое сотрудничество финансируется за счет: Фонда технической помощи и сотрудничества (ФТПС); внебюджетных средств; средств, выделенных на безвозмездную помощь и через Программу развития ООН (ПРООН); • обеспечение системы гарантий Агентства, осуществляемое на основе контроля за тем, чтобы государства не использовали ядерные материалы и оборудование для создания и производства ядерного оружия. Система гарантий основана преимущественно на контроле использования ядерных материалов и установок, проводимом на местах инспекторами МАГАТЭ. Проверка может происходить только на основе соглашения с государством, в котором должна проводиться инспекция. Принятие гарантий является добровольным. Соглашения о предоставлении гарантий были заключены со 118 государствами, среди которых 102 страны, подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968 г. (с 1995 г. бессрочное продление). Государства, не обладающие ядерным оружием, которые являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, должны заключать с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, охватывающие ядерные материалы, используемые в мирных целях. МАГАТЭ имеет около 80 действующих соглашений о гарантиях с неядерными государствами — участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Агентство заключило также несколько соглашений о гарантиях с неядерными государствами, не являющимися участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Под гарантиями Агентства в 1995 г. находилось 850 ядерных установок или установок, содержащих ядерный материал. Контроль МАГАТЭ распространяется на десятки стран мира, включая государства с развитой атомной промышленностью. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили ядерные установки США, Великобритания, Франция, Китай, Россия. Гарантии МАГАТЭ распространяются также на 95% ядерных установок за пределами пяти вышеназванных государств. Укрепление режима нераспространения ядерного оружия является важнейшим условием и предпосылкой широкого международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Деятельность Агентства по контролю объективно содействует укреплению такого сотрудничества. Система гарантий включает: (1) отчетность — предоставление государствами сведений о местонахождении расщепляющихся материалов, находящихся под их контролем; о запасах топлива и отработанного топлива и об обработке и переработке ядерных материа-; (2) технические средства контроля за контейнерным хранением; ) инспекции, предполагающие, что инспекторы Агентства проверяют казания приборов и записи в журналах учета, чтобы определить соот-*етствие данных о наличии топлива записям в журнале учета. 79 МАГАТЭ ведет разработку основных норм безопасности для защиты от радиации и издание положений и норм практики по конкурентным видам операций, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов; оказывает содействие в проведении научно-исследовательской работы в области ядерной энергетики путем предоставления материалов, услуг, оборудования и технических средств; обмена научной и технической информацией; обмена научными работниками и специалистами и их подготовки. Предоставление консультаций и информации по всем аспектам ядерной науки и технологии осуществляется Агентством через Международную систему ядерной информации в Вене, которая охватывает информацию по всему миру о мирном использовании достижений ядерной науки и технологии, экономических и экологических аспектах других источников энергии. Агентство имеет и другие информационные системы: (1) Система информации об энергетических реакторах; (2) Международная система информации по сельскохозяйственным наукам и технологии; (3) Информационная система ядерных данных; (4) Информационная система атомных и молекулярных данных; (5) «Красная книга», содержащая информацию о ресурсах, производстве урана и спросе на него. МАГАТЭ консультирует африканские государства по проблемам создания в Африке зоны, свободной от ядерного оружия, предполагающей проведение контрольных проверок. МАГАТЭ осуществляет сотрудничество с другими международными организациями, в частности: (1) совместно с ЮНЕСКО руководит деятельностью Международного центра теоретической физики в Триесте (Италия); (2) при участии ЮНЕСКО и ЮНЕП руководит международной лабораторией радиоактивности в морской среде (Монако); (3) совместно с ФАО проводит в трех лабораториях исследования возможностей применения атомной энергии в области пищевых продуктов и в сельском хозяйстве; (4) совместно с ВОЗ проводит исследования, касающиеся радиации в медицине и биологии. В рамках МАГАТЭ действует Африканское региональное соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследований и разработок (АФРА), вступившие в силу в 1990 г. Оно является международной организацией по содействию и развитию атомной энергии в Африке. Руководство политикой и программами МАГАТЭ осуществляет Генеральная конференция, которая вправе рассматривать любые вопросы в рамках Устава или связанные с полномочиями и функциями любого органа МАГАТЭ. Оперативное руководство деятельностью МАГАТЭ осуществляет Совет управляющих, который анализирует программы Агентства и подготавливает по ним рекомендации для Генеральной конференции, а также утверждает договоренности о гарантиях безопасности и публикует стандарты безопасности. Секретариат, возглавляемый генеральным директором, несет ответственность за осуществление программ и мероприятий, одобренных государствами-членами. В составе Секретариата 5 департаментов: (1) гарантий; (2) исследований и изотопов; (3) ядерной энергии и безопасности; (4) технического сотрудничества; (5) административный.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |