Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада России
Конкурентоспособность Республики Карелия следует рассматривать в контексте формирования Северо-Европейского геоэкономического региона, а также через призму конъюнктуры внешних рынков, в связи со вступлением России в ВТО. Приграничное положение, возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортных коридоров создают для республики серьезные перспективы развития. В то же время не надо забывать, что позиция ЕС по отношению к России в среднесрочной перспективе рассматривает Россию в основном как источник природных ресурсов. Принимая во внимание отставание России в развитии инфраструктуры, место российских регионов в международной товарной логистики остается крайне скромным. В соответствии со стратегией Финляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами – «От содействия к партнерству» – в национальные интересы Финляндии входит развитие сотрудничества с Карелией. Однако цели и формы сотрудничества модифицируются в соответствии с задачами региональной политики ЕС и регионального сотрудничества. Так, подавляющая часть карельской древесины поступает в Финляндию, которая далее в переработанном виде идет в Европу. Финляндия обеспечила себе сырьевую базу (закупает около 20% от всего объема российского экспорта древесины) и ее экономический интерес заключается в том, чтобы удержать эту базу. Северное измерение – это политика ЕС, направленная на эксплуатацию Севера, реализуемая через программы по развитию инфраструктуры и добычи полезных ископаемых. Во внешней политике Евросоюза приграничным регионам придается большое значение – они рассматриваются как своеобразный мост через границы. Целями приграничного сотрудничества являются устранение преград, связанных с пересечением границ, укрепление экономического, социального и культурного сотрудничества, уменьшение экологических проблем и решение вопросов, связанных с безопасностью предпринимательства. Сегодня международную специализацию Республики Карелия определяет структура экспорта (поставки в 37 стран). Импортные поставки (из 24 стран) занимают примерно пятую часть в общем объеме внешнеторгового оборота. Более 60% в товарной структуре экспорта Республики Карелия занимает продукция лесного комплекса, значительную долю экспортной продукции которого (около 60%) составляют деловая древесина и пиломатериалы – то есть продукция с низкой добавленной стоимостью. Почти треть экспорта приходится на Финляндию. Импорт же имеет техническую направленность. Около 60% импорта – машиностроительная продукция. Ведущей страной-импортером промышленного и электрооборудования является Финляндия (50 и 70%, соответственно). Основной составляющей экспорта услуг являются транспортные и туристские услуги. Больший вес в импорте услуг составляют строительные и услуги по заготовке леса. Развитие экономического сотрудничества и торговли приграничных регионов России с Финляндией в ближайшие годы будут только увеличиваться. На это однозначно ориентирует «Торгово-экономическая стратегия Финляндии по отношению к России». Согласно которой Россия в ближайшие годы становится «основным двигателем экономического роста Финляндии». Партнерство с Россией выступает как главная внешнеэкономическая цель. Финляндия позиционирует себя как деловой офис, посредник между российским и европейским бизнесом, забирающий основную долю добавленной стоимости. Об этом говорит целевая направленность европейских инвестиций в развитие производств, характеризующихся низкой добавленной стоимостью. В ряде примеров международной производственной кооперации зарубежной стороной передаются отдельные технологические операции на аутсорсинг российской стороне, основной целью которых опять же является расширение доступа к сырьевым ресурсам и минимизация производственных издержек. В качестве примеров в Карелии можно назвать развитие лесозаготовительной и деревообрабатывающей базы шведского концерна IKEA, создание производства электрооборудования для автомобилей – ООО «Кархакос» (концерн PKC Group, Финляндия). Проведя анализ международных проектов, реализуемых в Карелии, можно сделать вывод, что осуществляется лишь частичный трансферт технологий в регион в сфере: - технологий лесовосстановления; - технологий увеличения производительности лесозаготовок; - технологий первичной деревообработки; - технологий использования вторичных и энергетических ресурсов. Таким образом, в сложившейся системе международного разделения труда между ЕС и Россией через территории приграничных регионов и далее будут отстраиваться коридоры развития как замыкание пути от источников сырья к грузовым терминалам, к районам глубокой переработки сырья в странах Европейского Союза. Однако в ближайшее время можно ожидать некоторого пересмотра стратегии Финляндии и других стран, включенных в «Северное измерение», по отношению к Карелии. Это связано с усилением мощности грузовых терминалов портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые становятся крупными международными логистическими центрами. Они оттягивают на себя значительную часть грузопотоков от портов прибалтийских государств и Финляндии. Финляндии все большие усилия приходится прикладывать к выстраиванию сухопутных транспортных коридоров из внутренних регионов России через территорию Карелии. Естественно, что встраивание России в систему глобального разделения труда влечет за собой изменения в стратегиях индустриально развитых стран, которые выстроили международную производственную логистику таким образом, что основная добавленная стоимость остается на их территории. С появлением новых игроков на мировом рынке никто не станет добровольно сдавать свои позиции. В частности европейские инвестиции в развитие низших и средних технологических этажей российских производств позволяют закрепить международную специализацию России на уровне низкотехнологичной. В то же время наблюдаются тенденции к равноправному сотрудничеству приграничных регионов России и ЕС. Они проявляются в создании единой инфраструктуры приграничных территорий. Но при этом отстраиваемая инфраструктура направлена на развитие торговых отношений и использование российского потенциала. Основные инфраструктурные проекты в приграничных регионах Северо-Запада России касаются: - развития транспортной инфраструктуры (магистральные направления нефте- и газопроводов, транспортный коридор «Белкомур» и др.); - освоение энергетических ресурсов и развитие энергетической инфраструктуры; - обеспечение информационной доступности, развитие телекоммуникаций; - развитие туризма, туристской инфраструктуры, включение российских объектов показа в международные системы туристской логистики. В приграничных регионах Северо-Запада можно ожидать, что трансграничное сотрудничество, инвестиционная активность приведут к формированию трансграничных кластеров, специализирующихся на углубленной переработке ресурсов, поступающих из внутренних регионов России. Их формирование основывается на более низких издержках размещения таких производств на российской территории.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |