Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическое наблюдение за животными в урбанизированной (городской) среде



2019-11-20 902 Обсуждений (0)
Психологическое наблюдение за животными в урбанизированной (городской) среде 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебная задача: овладение методикой психологического наблюдения применительно к животным

Научные задачи: 1.Описание и анализ феноменов адаптивного поведения животных по отношению к компонентам городской среды обитания.

2. Попытка ответить на вопрос: почему конкретные животные могут существовать в такой специфической среде, какой является современный город? Какие конкретно особенности психики обеспечивают их приспособления? (на материале собственного наблюдения)

Эмпирический объект исследования: животные, поведение которых можно наблюдать в городе: ворона, сорока, воробей, сизый голубь, кряква, синица, поползень, чернохвостая чайка, собаки и кошки без постоянного хозяина, серая крыса, домовая мышь. Домашние животные и животные из зоопарка из наблюдения исключаются.

Предмет наблюдения: максимально детализированное поведение животных в городской среде.

Организация наблюдения

При проведении психологического наблюдения за животными возможны три типа ситуаций:

1. Наблюдение со стороны: животные действуют сами по себе, человек наблюдает.

2. Включенное наблюдение: животное взаимодействует с человеком.

3. Эксперимент: ситуация спровоцирована наблюдателем.

Наблюдение за животным эффективно при использовании диктофона, когда наблюдатель наговаривает замечания, не отрывая глаз от животного, или наблюдение проводится двумя исследователями. В последнем случае один исследователь следит за действием животного и проговаривает наблюдаемое, а второй – письменно фиксирует текст наблюдения.

При проведении психологического наблюдения за животными необходимо использование фотоаппарата для фиксации поз и передвижений животного.

    По результатам наблюдения необходимо предоставить описание целостного поведенческого акта, а не отдельных его компонентов. Целостный поведенческий акт представляет собой решение животным конкретной задачи (добывание пищи). Исследователь отмечает в ходе наблюдения взаимодействие животного с городской средой в процессе реализации потребности:

· локомоции (способы передвижения животного);

· позы;

· направление движения;

· выразительные движения и звуки;

· взаимодействия с городскими объектами (транспорт, канализационные 

люки, пищевые объекты);

· взаимодействия животных друг с другом;

· взаимоотношения с человеком (добывание пищи, ночлег).

 

Условия, важные для психологического наблюдения

1. Знание исследователем поведенческого репертуара вида и смысла отдельных поведенческих актов

2. Возможность повторных наблюдений (хотя бы 1 раз). В результате повторных наблюдений можно отделить случайное событие от закономерности.

3. Сведение к минимуму влияние наблюдателя на животное.

4. Следует учитывать влияние установки наблюдателя: отношение наблюдателя к заданию, к животному, предположения (предвзятость).

5. В сознании исследователя должна быть связь наблюдения с теорией (представление о природе и свойствах изучаемой психической реальности); грамотно организованное наблюдение имеет гипотезу, подтверждаемую (или нет) в результате наблюдения.

6. Умение исследователя отделить главное от второстепенного в наблюдаемой ситуации: из многообразия движений животного выбрать то, что относится к цели наблюдения.

7. Умение исследователя замечать частное (позы животного), но помнить о ситуации в целом.

8. Исследователь должен помнить о главной цели исследования: выявление поведенческих адаптаций животных к условиям города.

 

Основные правила написания работы

 

Самостоятельное наблюдение за животными в городе – это первая попытка научного исследования будущего психолога. Тема работы выбирается студентом самостоятельно, исходя из своих научно-практических интересов и предпочтений.

Отчет о наблюдении выполняется студентом в письменном виде от 12 до 20 машинописных страниц и сдается ведущему дисциплину «Зоопсихология и сравнительная психология» преподавателю, оценивается дифференцированно. Отчет о наблюдении состоит из трех частей (глав), введения, заключения и приложений (если таковые имеются).

Во введении студент обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, задачи, объект и предмет исследования.

Например, тема исследования: «Пищевое поведение чернохвостой чайки в урбанистической среде». Цель наблюдения: изучить поведенческие адаптации чайки в городе на примере пищевого поведения.

Задачи: «1. Провести анализ научной литературы по заявленной проблеме;

2. Найти группу животных данного вида, доступных для наблюдения;

3. Провести психологическое наблюдение за животными с целью детального описания пищевого поведения;

4. Обработать, проанализировать и дать интерпретацию полученных результатов».

Объект наблюдения: группа из 12 особей чернохвостой чайки, обитающая в районе впадения р. Седанки в Амурский залив.

Предмет наблюдения: пищевое поведение чернохвостой чайки в урбанистической среде.

    Актуальность выбора темы описывается в свободной форме.

 

Глава 1 посвящена теоретическому описанию объекта и предмета исследования. Содержание главы не должно выходить за рамки или противоречить теме исследования. Внашем примере: «Пищевое поведение чернохвостой чайки» – название главы. Текст должен содержать краткие сведения о наблюдаемом виде и характеристику видоспецифичного поведения в применении к предмету наблюдения (пищевое поведение). Объем теоретической главы может достигать ½ всего объема работы

Глава 2 посвящена описанию наблюдения и должна содержать:

1.Дату проведения наблюдения, время суток, продолжительность наблюдений (от, до);

2. Погодные условия;

3. Адрес проведения наблюдения;

4.Описание места действия и схему района наблюдения с траекторией передвижений животного;

5.Описание животного (взрослое или щенок, в хорошем физическом состоянии или худой, больной).

После вышеперечисленных данных приводится наблюдение со строгим соблюдением факторологичности записи: записываются последовательно действия и позы животного (этограммы).

- Пример из книги Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович: «Московская обл., пос. Менделеево, двор жилого дома на улице…Наблюдатель, проходя мимо контейнеров с бытовым мусором, обратил внимание на серую ворону, возившуюся с пакетом из-под сливок (пакет в форме пирамиды). Придерживая пакет лапой, она пыталась, сунув клюв в отверстие в одном из углов пакета, достать оттуда остатки сливок. Отверстие было слишком мало, и клюв не пролезал. Тогда ворона, раскрывая всунутый в пакет клюв, попыталась расширить отверстие. Но это не удавалось. Оставив эти попытки, ворона принялась клювом проделывать отверстия (много-много и рядом друг с другом) по запаянному краю пакета. Происходило это около 10 минут. Затем ворона, придерживая пакет лапой, с силой рванула на себя «перфорированный» край пакета, в результате чего он раскрылся по всей грани. Ворона сунула клюв в пакет и стала собирать со стенок пакета остатки сливок»[6].

Помимо факторологического описания поведения животного, в главе могут быть впечатления и оценки очевидцев происходящего, собранные «по горячим следам», уместен также мини-опрос людей, знающих это животное.

Рекомендация: описание следует выполнить непосредственно после наблюдения (в тот же день).

Глава 3 – интерпретация наблюдаемого. Общая направленность интерпретации будет определяться суммой знаний, которыми обладает наблюдатель.

Интерпретация должна содержать:

1. Расшифровку этограмм – что могут значить те или позы, движения животного?

2. Есть ли в наблюдаемом акте ритуализированное поведение, что может являться источником той или иной демонстрации?

3. Какие функции психического наблюдали в данном поведенческом акте?

4. Какие психологические механизмы поведенческой адаптации к урбанизированной среде наблюдали в данном поведенческом акте?

5. Наблюдаемое поведение является инстинктивным или приобретенным в индивидуальном опыте?

6. Если элементы поведения приобретены, то каков вид научения?

7. Есть ли в наблюдаемом поведенческом акте элементы рассудочной деятельности животного?

При интерпретации результатов желательно не делать скоропалительных выводов, а предлагать альтернативные: какая психическая реальность может стоять за наблюдаемым поведением.

В заключении студент подводит итог проделанной работы, кратко формулирует степень достижения цели и задач исследования, которые он ставил перед собой, дает самооценку уровня сформированности у себя навыков наблюдения и интерпретации.

 

Оформление отчета

 

Оформление письменных работ (исключение может быть сделано для контрольных работ, когда они выполняются от руки) должно отвечать требованиям к рукописям, сдаваемым в печать[7]. Текст может быть машинописным или набран на компьютере. При этом используют листы белой бумаги форматом А-4 (210Х297мм). Печатают текст через 1,5 интервала, левое поле страницы должно быть ровно 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм.

Наименования (заголовки) глав выполняются прописными буквами центрировано по отношению к машинописной строке. Заголовки подглав (или параграфов) печатаются с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной).

Реквизиты титульного листа включают в себя указание министерства, вуза и кафедры, на которой выполнена работа; название темы; фамилию, имя, отчество. Должность, звания и ученую степень ведущего преподавателя; место и год выполнения.

Визуальная информация (схемы мест наблюдений и фотографии) в обязательном порядке сопровождается пояснительными записками; заимствование того или иного материала, цитаты, хронологические и иные цифровые показатели и т.п. необходимо сопровождать библиографической ссылкой, выполняемой в соответствии с правилами. Фотографии этограмм следует размещать или по ходу основного текста, что предпочтительнее из-за сохранения логики изложения; или в приложении с обязательной ссылкой в тексте на номер фото в приложении.

Ссылка на тот или иной источник должна быть максимально полной и точной, так как это является показателем научной корректности и добросовестности автора работы. В отчете по психологическому наблюдению можно использовать постраничные (подстрочные) сноски – библиографические ссылки под текстом, внизу страницы. Это облегчает как работу самого студента по написанию и оформлению текста, так и проверку работы преподавателем. При этом может применяться либо сплошная нумерация сносок, либо постраничная.

Сноски помещаются внизу страницы и отграничиваются от текста чертой, нумерация сносок должна соответствовать нумерации сносок в тексте. В описание сносок входят: фамилия и инициалы автора(ов) (если есть); полное название книги (статьи) (с подзаголовками, которые могут идти после/через точки, двоеточия, в скобках и т.п.); данные о переводчике (если это-перевод) или редакторе (если книга написана группой авторов) – после косой черты; место издания, год издания, номер тома (если издание многотомное) и номер страницы, на которую ссылается автор работы.

Типичные ошибки

1. Наблюдение выполнено студентом добросовестно, но интерпретация не является полной и глубокой — общие места, или ее нет совсем.

2. Антропоморфизм – приписывание животным человеческих чувств и мыслей.

3. Придумывание ситуации, а не реально выполненное наблюдение.

4. Плагиат (похищенный) – присвоение чужого авторства.

5. Компиляция (ограбление) – работа грешит заимствованиями, неумеренным цитированием, в ней отсутствуют или представлены очень слабо собственные суждения, обобщения, выводы и т.п.

6. Описание поведения, которые ничего не дает для ответа на поставленный вопрос, описание фрагмента поведенческого акта.

6. Глобальное обобщение по единичному наблюдению.

7. Игнорирование требований или небрежности в изложении содержания работы и/или в ее оформлении, как-то: отсутствие или небрежное выполнение научно-справочного аппарата, фактические (документальные), грамматические и т.п. ошибки; отсутствие полей, выраженной рубрикации, нумерации страниц и т.д.

        Если работа свободна от перечисленных выше недостатков, студент добросовестно выдержал сроки плана-графика, то работа сдается преподавателю. В случае выявления последним указанных ошибок, оценка за работу снижается.


Вопросы к семинарским занятиям



2019-11-20 902 Обсуждений (0)
Психологическое наблюдение за животными в урбанизированной (городской) среде 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическое наблюдение за животными в урбанизированной (городской) среде

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)