Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.
Занятие проводилось в 3-х направлениях констатирующем, формирующем, контрольные эксперименты. На констатирующем этапе была проведена анкета с целью: проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе. Констатирующий
Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах. Были взяты 2 класса: экспериментальный(27 человек) и контрольный класс (26 человек). Далее приводятся ответы учащихся экспериментального класса на вопросы анкеты.
---------------------------T-------------------------------- Вопросы ¦ Ответы ---------------------------+-------------------------------- 1.Нравится ли тебе бывать ¦ 1.Нравится (27 человек). в природе? ¦ ¦ 2.Что ты больше всего лю- ¦ 1.Слушать птиц, любоваться при- бишь делать, приходя в ¦ родой, гулять (8 человек). природу? ¦ 2.Загорать, купаться (4 чел.). ¦ 3.Играть в подвижные игры (6 ¦ человек). ¦ 4.Собирать ягоды, грибы (4 че- ¦ ловек). ¦ 5.Рвать цветы (5 человек). ¦ 3.Приходилось ли тебе ¦ 1.Нет, не приходилось (11 чело- оказывать помощь жи- ¦ век). вотным, растениям? ¦ 2.Подбираю бездомных животных и ¦ ухаживаю за ними (1 человек). ¦ 3.Лечил собаке глаз (1 чело- ¦ век). ¦ 4.Отогревал зимой птиц (4 чело- ¦ века). ¦ 5.Лечил раненную птицу (1 че- ¦ ловек). ¦ 6.Подкармливаю зимой птиц (9 ¦ человек). ¦ 4.В каких делах по охра- ¦ 1.Не принимал участие (10 че- не природы ты и твои ¦ ловек). друзья принимали учас- ¦ 2.Делал с папой скворечник (2 тие? ¦ человека). ¦ 3.Принимал участие в озеленении ¦ класса, школьного двора (15 ¦ человек). ¦ 5.Какие книги о природе ¦ 1.Не люблю книги о природе (6 ты читал? ¦ человек). ¦ 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чару- ¦ шина и др. (21 человек). ---------------------------+--------------------------------
Эту анкету сравнили с анкетой проводимой в контрольном классе. Ниже приведены ответы учеников контрольного класса.
---------------------------T-------------------------------- Вопросы ¦ Ответы ---------------------------+-------------------------------- 1.Нравится ли тебе бывать ¦ 1.Нравится (26 человек). в природе? ¦ ¦ 2.Что ты больше всего лю- ¦ 1.Ловить рыбу (6 человек). бишь делать, приходя в ¦ 2.Собирать грибы и ягоды (6 че- природу? ¦ ловек). ¦ 3.Купаться (7 человек). ¦ 4.Разводить костер (2 челове- ¦ ка). ¦ 5.Делать из веток шалаш (2 ¦ человека). ¦ 6.Играть на траве в футбол (3 ¦ человека). ¦ 3.Приходилось ли тебе ¦ 1.Нет, не приходилось (8 че- оказывать помощь жи- ¦ ловек). вотным, растениям? ¦ 2.Подбирал замерзшую птицу и ¦ кормил ее (1 человек). ¦ 3.Подобрал щенка и ухаживал за ¦ ним (1 человек). ¦ 4.Забинтовал сломанное дерево ¦ (1 человек). ¦ 5.Подкармливаю зимой птиц (15 ¦ человек). ¦ 4.В каких делах по охра- ¦ 1.Не принимал участия (6 чело- не природы ты и твои ¦ век). друзья принимали учас- ¦ 2.Делал с папой скворечник (3 тие? ¦ человека). ¦ 3.Принимал участие в озеленении ¦ класса и школьного двора (17 ¦ человек). ¦ 5.Какие книги о природе ¦ 1.Не читаю книг о природе (10 ты читал? ¦ человек). ¦ 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чару- ¦ шина, Ю.Дмитриева и др. (16 ¦ человек). ---------------------------+--------------------------------
Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что результаты в основном одинаковые в обоих классах. Они любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы. В дальнейшей работе мы постараемся внушить им, что этого делать нельзя. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.
Формирующий Перед занятием была проведена беседа на тему "Охрана природы"( по Плешакову А.А.).
На формирующем этапе была проведена игра "Мир вокруг нас"
Первый корреспондент. — Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь., Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же - Без него мы жить не можем. (Воздух.) — Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово.) Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе? Выше леса, выше гор Расстилается копер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, Тон он серый, те он синий, То он ярко-голубой. — Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, 1 микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? 'Ответы младших школьников.) — Проветрили комнату, стерли пыль лажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Учитель. — Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое1 Если мы сумеем очистить все поля — наш человечек будет улыбаться! — Теперь следующая страничка нашей газеты — посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. — Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон. — Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы младших школьников.) — Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) — звуки вокруг нас. Одни стрелки — резкие, громкие. Другие — волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. — Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы младших школьников.) — Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны. Учитель. — Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку. Третий корреспондент. Не умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! — Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок? — Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.) — Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы детей.) . — Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна) (Убирает.) Учитель.. — Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле — чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты. Четвертый корреспондент. — Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей.) — Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг) — Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.) — Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. — Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.) — Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей.) — Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы — орла или ястреба и лягушки или жабы. Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.) Учитель. — Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается — ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо.) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.
Результатом занятия является следующие:
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки не традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.
1. Целью исследования взаимодействия экологического и нравственного воспитания является формирование человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями. 2. В целях формирования эколого-нравственной культуры учащихся необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом эколого-нравственных вопросов в соответствии с содержанием образования. 3. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности эколого-нравственного воспитания - познавательную, трудовую, опытническую, краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы эколого-нравственного аспекта. 4. Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по эколого-нравственному воспитанию, не обходимо вести спецкурсы экологического направления. 5. Активизировать участие подростков в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать различные экологические клубы, кружки, экологические лагеря и т.д. 6. Отразить вопросы эколого-нравственного воспитания в документах по воспитанию учащихся школ и гимназий (в уставах и в положениях школы-гимназии, планах учебно-воспитательной работы). Контрольный На этом этапе мы провели анкету. Анкета проводилась в тех же классах.
---------------------------T-------------------------------- Вопросы ¦ Ответы ---------------------------+-------------------------------- 1.Нужно ли защищать природу¦ Да(27) ¦ ¦ 2.Хорошо охотиться на диких¦ Нет(27) зверей ? ¦ ¦ 3.Нравиться ли профессия ¦ Да(23) лесника ? ¦ Нет(4). ¦ ¦ 4.Нравиться ли читать книги¦ Да(25) о природе ? ¦ Нет(2) ¦ ¦ 5.Нравяться ли экологиче- ¦ Да(24) ские игры ? ¦ Нет(3) ---------------------------+--------------------------------
Эту анкету сравнили с анкетой проводимой в контрольном классе. Ниже приведены ответы учеников контрольного класса.
---------------------------T-------------------------------- Вопросы ¦ Ответы ---------------------------+-------------------------------- 1.Нужно ли защищать природу¦ Да(25) ¦ Нет(1) ¦ 2.Хорошо охотиться на диких¦ Нет(21) зверей ? ¦ Да(5) ¦ 3.Нравиться ли профессия ¦ Да(19) лесника ? ¦ Нет(7) ¦ ¦ 4.Нравиться ли читать книги¦ Да(20) о природе ? ¦ Нет(6) ¦ ¦ 5.Нравяться ли экологиче- ¦ Да(20) ские игры ? ¦ Нет(6) ---------------------------+--------------------------------
В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом. Не было признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме урока были проявлены достаточно глубокие знания практически всеми детьми. Школьники выражали интерес к проведению таких занятий и в дальнейшем. Не будем приводить план урока в классе где дается та же самая тема но без применения игры. Скажем только , что материал будет излагаться сухо. Для школьников начальных классов такой материал будет восприниматься достаточно тяжело, что повлияет на усвоение знаний. Учащиеся не будут с таким интересом воспринимать материал, к концу урока наступит утомленность. Не будет интереса к проведению таких занятий. По результатам анкеты видно, что в экспериментальном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном за счет выше перечисленных методов и приемов обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. На эксперименте приведенном в курсовой работе мы убедились, что экологические знания переданные учащимся посредством игры усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика. ЛИТЕРАТУРА. 1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991. 2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981. 3. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986. 4. Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981. 5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983. 6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19. 7. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990. 8. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990. 9. Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. 10. Апраушев А.В. Эколого - педагогический кооператив 11. "Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79. 12. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44. 13. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34. 14. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22. 15. Биология в школе 1989 №3 16. Начальная школа 1993 №9 17.Начальная школа 1990 №6 18.Биология в школе 1996 №3
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |