Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.



2019-11-20 213 Обсуждений (0)
Методы и приемы экологического воспитания младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок




    

Занятие проводилось в 3-х направлениях констатирующем, формирующем, контрольные эксперименты.

    На констатирующем этапе была проведена анкета с целью: проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе.

Констатирующий

 

Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах.

Были взяты 2 класса: экспериментальный(27 человек) и контрольный класс (26 человек).

Далее приводятся ответы учащихся экспериментального класса  на вопросы анкеты.

 

---------------------------T--------------------------------

Вопросы            ¦     Ответы

---------------------------+--------------------------------

1.Нравится ли тебе бывать ¦ 1.Нравится (27 человек).

в природе?          ¦

                      ¦

2.Что ты больше всего лю- ¦ 1.Слушать птиц, любоваться при-

бишь делать, приходя в ¦ родой, гулять (8 человек).

природу?            ¦ 2.Загорать, купаться (4 чел.).

                      ¦ 3.Играть в подвижные игры (6

                      ¦ человек).

                      ¦ 4.Собирать ягоды, грибы (4 че-

                      ¦ ловек).

                      ¦ 5.Рвать цветы (5 человек).

                      ¦

3.Приходилось ли тебе ¦ 1.Нет, не приходилось (11 чело-

оказывать помощь жи- ¦ век).

вотным, растениям?  ¦ 2.Подбираю бездомных животных и

                      ¦ ухаживаю за ними (1 человек).

                      ¦ 3.Лечил собаке глаз (1 чело-

                      ¦ век).

                      ¦ 4.Отогревал зимой птиц (4 чело-

                      ¦ века).

                      ¦ 5.Лечил раненную птицу (1 че-

                        ¦ ловек).

                      ¦ 6.Подкармливаю зимой птиц (9

                      ¦ человек).

                      ¦

4.В каких делах по охра- ¦ 1.Не принимал участие (10 че-

не природы ты и твои ¦ ловек).

друзья принимали учас- ¦ 2.Делал с папой скворечник (2

тие?                ¦ человека).

                      ¦ 3.Принимал участие в озеленении

                      ¦ класса, школьного двора (15

                      ¦ человек).

                      ¦

5.Какие книги о природе ¦ 1.Не люблю книги о природе (6

ты читал?           ¦ человек).

                      ¦ 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чару-

                      ¦ шина и др. (21 человек).

---------------------------+--------------------------------

 

Эту анкету сравнили с анкетой проводимой в контрольном классе.

Ниже приведены ответы учеников контрольного класса.

 

---------------------------T--------------------------------

Вопросы            ¦     Ответы

---------------------------+--------------------------------

1.Нравится ли тебе бывать ¦ 1.Нравится (26 человек).

в природе?            ¦

                     ¦

2.Что ты больше всего лю- ¦ 1.Ловить рыбу (6 человек).

бишь делать, приходя в ¦ 2.Собирать грибы и ягоды (6 че-

природу?            ¦ ловек).

                      ¦ 3.Купаться (7 человек).

                      ¦ 4.Разводить костер (2 челове-

                      ¦ ка).

                      ¦ 5.Делать из веток шалаш (2

                      ¦ человека).

                      ¦ 6.Играть на траве в футбол (3

                      ¦ человека).

                      ¦

3.Приходилось ли тебе ¦ 1.Нет, не приходилось (8 че-

оказывать помощь жи- ¦ ловек).

вотным, растениям?  ¦ 2.Подбирал замерзшую птицу и

                      ¦ кормил ее (1 человек).

                      ¦ 3.Подобрал щенка и ухаживал за

                      ¦ ним (1 человек).

                      ¦ 4.Забинтовал сломанное дерево

                      ¦ (1 человек).

                      ¦ 5.Подкармливаю зимой птиц (15

                      ¦ человек).

                      ¦

4.В каких делах по охра- ¦ 1.Не принимал участия (6 чело-

не природы ты и твои ¦ век).

друзья принимали учас- ¦ 2.Делал с папой скворечник (3

тие?                ¦ человека).

                      ¦ 3.Принимал участие в озеленении

                      ¦ класса и школьного двора (17

                      ¦ человек).

                      ¦

5.Какие книги о природе ¦ 1.Не читаю книг о природе (10

ты читал?           ¦ человек).

                      ¦ 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чару-

                      ¦ шина, Ю.Дмитриева и др. (16

                      ¦ человек).

---------------------------+--------------------------------

 

Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что результаты в основном одинаковые в обоих классах. Они любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы.

В дальнейшей работе мы постараемся внушить им, что этого делать нельзя. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.

 

Формирующий

    Перед занятием была проведена беседа на тему "Охрана природы"( по Плешакову А.А.).

 

На формирующем этапе была проведена игра "Мир вокруг нас"

 

Первый корреспондент. — Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь., Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же - Без него мы жить не можем. (Воздух.)

— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который назы­вается атмосферой. (Учитель может при­крепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово.) Мы привыкли воздуш­ный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе? Выше леса, выше гор Расстилается копер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, Тон он серый, те он синий, То он ярко-голубой.

— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воз­духе содержатся микробы — очень малень­кие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, 1 микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? 'Ответы младших школьников.)

— Проветрили комнату, стерли пыль лажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе ока­зываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь расте­ния.

Учитель.

— Вот видите, ребята, мы правильно сде­лали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое1 Если мы сумеем очистить все поля — наш человечек будет улыбаться!

— Теперь следующая страничка нашей га­зеты — посмотрите, что же это такое: ка­кие-то непонятные изображения. Давайте по­слушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. — Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать осо­бенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.

— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы младших школьников.)

— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самоле­ты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьяне­ние и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спираля­ми) — звуки вокруг нас. Одни стрелки — резкие, громкие. Другие — волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музы­ка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы младших школьников.)

— Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Учитель.

— Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент. Не умыться, ни напиться Без воды,

Листику не распуститься Без воды,

Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода!

— Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где на­ходится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода го­дится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду го­ворится: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок?

— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на на­шей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)

— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, бе­речь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязни­тели. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от за­водов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы де­тей.)

. — Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна) (Убирает.) Учитель..

— Посмотрите, дети, какое красивое, чис­тое стало поле — чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты. Четвертый корреспондент. — Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей.)

— Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пи­щу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг)

— Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) По­смотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы смо­жем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)

— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

— Мы запомним это правило и можем уб­рать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.)

— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти расте­ния — природу. Но поле портят черные квад­раты, под ними животные, которые осо­бенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Отве­ты детей.)

— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. За­помним это правило? Уберем черные квад­раты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки кра­сивого мотылька, хищной птицы — орла или ястреба и лягушки или жабы.

Учитель поясняет, что эти животные пост­радали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за непра­вильного понимания роли хищников в приро­де, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.)

Учитель.

— Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, ко­торые нуждаются в охране, мы смогли сей­час поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается — ему хорошо. (Уби­рает грустную маску, под ней улыбающееся лицо.) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.

 

Результатом занятия является следующие:

 

    Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки не традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

 

    1. Целью исследования взаимодействия экологического и нравственного воспитания является формирование человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.

    2. В целях формирования эколого-нравственной культуры учащихся необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом эколого-нравственных вопросов в соответствии с содержанием образования.

    3. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности эколого-нравственного воспитания - познавательную, трудовую, опытническую, краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы эколого-нравственного аспекта.

    4. Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по эколого-нравственному воспитанию, не обходимо вести спецкурсы экологического направления.

    5. Активизировать участие подростков в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать различные экологические клубы, кружки, экологические лагеря и т.д.

    6. Отразить вопросы эколого-нравственного воспитания в документах по воспитанию учащихся школ и гимназий (в уставах и в положениях школы-гимназии, планах учебно-воспитательной работы).

Контрольный

На этом этапе мы провели анкету.

Анкета проводилась в тех же классах.

 

---------------------------T--------------------------------

Вопросы            ¦     Ответы

---------------------------+--------------------------------

1.Нужно ли защищать природу¦ Да(27)

                      ¦

                      ¦

2.Хорошо охотиться на диких¦ Нет(27)

зверей ?            ¦  

                      ¦

3.Нравиться ли профессия ¦ Да(23)

лесника ?           ¦ Нет(4).

                         ¦

                      ¦

4.Нравиться ли читать книги¦ Да(25)

о природе ?         ¦ Нет(2)

                         ¦

                      ¦

5.Нравяться ли экологиче- ¦ Да(24)

ские игры ?         ¦ Нет(3)

---------------------------+--------------------------------

 

Эту анкету сравнили с анкетой проводимой в контрольном классе.

Ниже приведены ответы учеников контрольного класса.

 

---------------------------T--------------------------------

Вопросы               ¦     Ответы

---------------------------+--------------------------------

1.Нужно ли защищать природу¦ Да(25)

                         ¦ Нет(1)

                      ¦

2.Хорошо охотиться на диких¦ Нет(21)

зверей ?            ¦ Да(5)

                      ¦

3.Нравиться ли профессия ¦ Да(19)

лесника ?           ¦ Нет(7)

                         ¦

                      ¦

4.Нравиться ли читать книги¦ Да(20)

о природе ?         ¦ Нет(6)

                         ¦

                      ¦

5.Нравяться ли экологиче- ¦ Да(20)

ские игры ?         ¦ Нет(6)

---------------------------+--------------------------------

 

В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом. Не было признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме урока были проявлены достаточно глубокие знания практически всеми детьми. Школьники выражали интерес к проведению таких занятий и в дальнейшем.

Не будем приводить план урока в классе где дается та же самая тема но без применения игры. Скажем только , что материал будет излагаться сухо. Для школьников начальных классов такой материал будет восприниматься достаточно тяжело, что повлияет на усвоение знаний. Учащиеся не будут с таким интересом воспринимать материал, к концу урока наступит утомленность. Не будет интереса к проведению таких занятий.

По результатам анкеты видно, что в экспериментальном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном за счет выше перечисленных методов и приемов обучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. На эксперименте приведенном в курсовой работе мы убедились, что экологические знания переданные учащимся посредством игры усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.

2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.

3. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.

4. Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.

5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.

6.   Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.

7. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.

8. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.

9. Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

10.  Апраушев А.В. Эколого - педагогический кооператив

11. "Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.

12. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44.

13.   Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34.

14.    Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22.

15.  Биология в школе 1989 №3

16. Начальная школа 1993 №9

17.Начальная школа 1990 №6

18.Биология в школе 1996 №3



2019-11-20 213 Обсуждений (0)
Методы и приемы экологического воспитания младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)