Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отраслевая структура народного хозяйства



2019-11-20 189 Обсуждений (0)
Отраслевая структура народного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




Достигнутый к середине 1960-х годов уровень экономического развития Калининградской области вплоть до начала 1990-х годов примерно соответствовал среднему для Российской Федерации. При том что на область приходилось около 0,1% территории и 0,6% населения республики она сосредоточивала в 1989 г. 0,55% общероссийского промышленного потенциала и давала 0,65% сельскохозяйственного производства. В 1992 году регион производил 10% пищевой рыбопродукции страны, 11% - целлюлозы, 3% - бумаги, 5% - пушнины, разнообразные машины и приборы; здесь добывались янтарь и нефть. Значительная часть молочной и мясной продукции (1/4-1/3) вывозилась за пределы области, в центральные районы страны или шла на удовлетворение потребности Вооруженных Сил. Единственные у России на Балтике обычно незамерзающие порты обслуживали экспортно-импортные операции (Калининград), базирование океанического рыболовного флота (Калининград, Светлый, Пионерский) и военно-морского флота (Балтийск). Здесь был создан крупный центр подготовки кадров и научных исследований Мирового океана, развивалась курортно-рекреационная зона на морском побережье.

Область имела тесные хозяйственные связи со многими регионами бывшего Советского Союза: 70% производимой здесь продукции поступало в другие части страны, которые, в свою очередь, обеспечивали область сырьем и топливом, полуфабрикатами, машинами и оборудованием, товарами народного потребления и продуктами питания. Рыбопродукция, целлюлоза, продукция машиностроения направлялись из области на экспорт в 50 стран мира.

К середине 1960-х годов в Калининградской области сложилась типичная в то время для страны отраслевая структура народного хозяйства. Треть занятых из общего числа - около 290 тыс. человек - работала в промышленности, 1/5 - в сельском хозяйстве. Экономика носила индустриально-аграрный характер; относительно развит был транспорт, концентрировавший 1/10 работающих. По сравнению со средним по СССР и РСФСР уровнем, невысокую долю занятых имело строительство. Как и в целом по стране, основная часть работников концентрировалась в отраслях производственной сферы, относительно слабо была развита сфера обслуживания (табл. 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Динамика структуры занятых в народном хозяйстве Калининградской области в 1965-1995 гг., % к итогу

Отрасль 1965 1975 1985 1990 1995
Промышленность 32,5 32,2 31,1 31,1 22,8
Сельское и лесное хозяйство 20,2 15,6 14,7  14,6 12,0
Транспорт и связь  11,5  11,1 11,9  9,8 9,0
Строительство  5,9  7,7 7,3  7,5  8,4
Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки   7,3   8,4   8,4   9,6   12,6
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание   3,8   4,3   4,6   4,5   5,5
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение   6,1   5,9   5,9   6,9   8,0
Образование, культура и искусство  8,1  8,4  8,9  10,3  10,6
Наука и научное обслуживание  1,2  2,2  2,7  2,5  1,0
Кредитование и государственное страхование 0,4 0,6 0,6 0,6 1,5
Аппарат органов государственного управления 1,8 1,8 2,3 0,9 4,8
Прочие отрасли  1,2  1,8  1,6  1,7  3,8
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В этот период в стране стояла задача ускоренного развития социальной сферы при увеличении объемов производства преимущественно за счет роста производительности труда. Речь шла об изменениях, приближавших отраслевую структуру хозяйства к наиболее развитым странам. Хотя в полной мере отказаться от развития производственных отраслей без дополнительного увеличения рабочей силы и не удалось, в целом более высокими темпами стала расти численность занятых в отраслях сферы обслуживания. При этом вплоть до середины 1980-х годов число работников в народном хозяйстве области возрастало.

К 1975 году существенно сократилась доля занятых в сельском хозяйстве и возросла в строительстве, торговле, а также в большинстве отраслей непроизводственной сферы (особенно в науке). Но в последующее десятилетие структурные изменения замедлились. Так, в годы “перестройки” сократилась доля занятых в транспортном комплексе. Правда, удалось существенно сократить аппарат органов государственного управления; возросла доля и численность занятых в торговле, здравоохранении, просвещении и культуре (табл. 2.2.1). При этом впервые общая численность занятых в народном хозяйстве стала уменьшаться, снизившись за 1985-1990 гг. на 25 тыс. человек, или на 6%.

Изменения в структуре занятых, происходившие в первой половине 1990-х годов, были обусловлены изменениями форм собственности и экономическим кризисом, вызванным трудностями перехода от административно-командной к рыночной экономике и распадом СССР; в условиях области кризис усилен изменением ее геополитического положения. К началу 1996 г. негосударственный сектор стал преобладать в народном хозяйстве области, в особенности в сфере производства. Из почти 20 тыс. хозяйствующих субъектов в частной собственности находилось 76% предприятий и организаций, 12% - в смешанной собственности. В отраслях непроизводственной сферы, остающихся преимущественно в государственной собственности, изменения численности занятых относительно невелики (за исключением науки, позиции которой резко ослабли из-за недостаточного финансирования). Во всех отраслях сферы производства численность занятых сократилась, особенно в промышленности и строительстве. В результате отраслевая структура занятых претерпела существенные изменения (табл. 2.2.1).

Резко снизилась, уступая даже уровню 1965 года, численность занятых в промышленности (только за 1995 г. число работников уменьшилось на 32,2%), в сельском хозяйстве и на транспорте, их удельный вес, как и доля строительства, в структуре занятых существенно сократился. Хотя в итоге и возросла доля занятых в сфере обслуживания, произошло это не столько в результате ее развития, сколько из-за резкого спада в производственной сфере.

Промышленность

Промышленность составляет основу народного хозяйства области (рис. 2.3.1). К концу 1980-х годов на ее долю приходилось 4/5 совокупного объема промышленного и сельскохозяйственного производства. Около 70 расположенных в области промышленных объединений и предприятий концентрировали 0,6% численности занятых и объема производства промышленности Российской Федерации, что соответствовало доле области в численности населения РФ. Следовательно, уровень индустриального развития региона можно было оценить как близкий к среднероссийскому. А по ряду видов продукции область занимала, как указывалось выше, видное место в масштабах всей России.

Промышленность области глубоко специализирована, большая часть крупных и средних предприятий имеет общероссийское значение. К определяющим индустриальный облик региона отраслям специализации относятся рыбная промышленность, машиностроение и металлообработка, целлюлозно-бумажная промышленность. За пределы региона вывозится большая часть производимой продукции, прежде всего изделия производственного назначения (оборудование, приборы, инструменты, транспортные средства и др.) и рыбопродукция, целлюлоза, а также янтарные изделия, нефть, кокс. Одновременно область зависит от поставок извне сырья, полуфабрикатов, комплектующих деталей, энергии, товаров народного потребления и многих видов продовольствия.

До краха командно-административной экономической системы и распада СССР промышленную специализацию области в целом можно было оценить как соответствующую географическому положению, природным и социально-экономическим ресурсам и условиям региона. Важной предпосылкой для развития рыбной промышленности выступала близость к районам промысла в Атлантике и юго-восточной части Индийского океана. Благоприятной предпосылкой развития машиностроения считалось соседство с развитыми частями страны, что способствовало важной для этой отрасли кооперации производства, а также наличие квалифицированных кадров и научно-исследовательской базы. В качестве важного фактора развития целлюлозно-бумажной промышленности, удаленной от сырьевых ресурсов Севера европейской части России, называлась возможность ее экспортной ориентации (действительно, 1/3 целлюлозы поступала за рубеж). Именно рыбная, машиностроительная и целлюлозно-бумажная промышленность и составили основу индустрии Калининградской области.

К концу 1980-х годов на три отрасли специализации приходилось 74% стоимости основных промышленно-производственных фондов, 68% численности занятых и 68% объема производства. При этом почти половину основных фондов сосредоточивала фондоемкая рыбная промышленность. Речь шла прежде всего о 600 рыболовных и транспортных судов, 300 из которых крупно- и среднетоннажные, обеспечивавшие промысел в открытом океане. По численности занятых впереди было трудоемкое машиностроение - свыше 2/5 работников. Рыбная и машиностроительная промышленность лидировали по объему производства (табл. 2.3.1).

Таблица 2.3.1

Отраслевая структура промышленности Калининградской области в 1989 году, %

Отрасль Стоимость основных фондов Численность занятых Объем продукции
Рыбная 49,3 19,1 33,3
Прочие отрасли пищевой промышленности  3,1  6,3  11,5
Машиностроение 17,1 41,9 27,9
Целлюлозно-бумажная 7,2 7,4 7,1
Лесная и деревообрабатывающая 2,0 5,3 3,7
Электроэнергетика 6,5 2,7 1,3
Топливная 4,3 0,5 1,2
Коксохимическая 0,5 0,4 0,8
Стройматериалов 3,0 3,9 2,6
Легкая 1,1 7,7 4,9
Прочие 6,0 4,9 5,7
Всего 100,0 100,0 100,0

К отраслям, обслуживающим преимущественно хозяйство области, относятся электроэнергетика, торфяная промышленность, химическая промышленность, черная металлургия (коксохимия), лесная и деревообрабатывающая промышленность (без целлюлозно-бумажной и мебельной) и производство строительных материалов. Из отраслей, обслуживающих преимущественно нужды населения области, наибольшее значение имели легкая, мясная, молочная и мебельная промышленность.

К настоящему времени сложившаяся ранее индустриальная специализация области находится под угрозой разрушения, так как структурная перестройка идет не по пути развития новых производств, а по пути сокращения и ликвидации прежних. Имеющиеся производственные мощности фактически выводятся из производства, а квалифицированные кадры меняют профессию или становятся безработными.

К 1995 г. доля трех отраслей специализации промышленности области - рыбной, машиностроительной и целлюлозно-бумажной - в стоимости фондов осталась неизменной, но в численности занятых упала до 65% (1994 г.), а в объеме производства (при общем его сокращении, как уже упоминалось, в три раза) - до 44% (табл. 2.3.2). И особенно велико снижение выпускаемой продукции машиностроения. На первое место по стоимости продукции в 1995 г. вышла целлюлозно-бумажная промышленность (выпущено 107 тыс. т целлюлозы, 48,1 тыс. т бумаги и 4,7 тыс. т картона). Второе и третье места занимают соответственно рыбная промышленность и электроэнергетика (при том, что 4/5 необходимой электроэнергии ввозится из-за пределов области).

Происшедшие за 1989-1995 гг. сдвиги в отраслевой структуре промышленности в общем виде характеризует табл. 2.3.3.

Таблица 2.3.2

Отраслевая структура промышленности Калининградской области в 1995 году, %

Отрасль Стоимость основных фондов Численность занятых Объем продукции
Рыбная   26,2 14,2
Прочие отрасли пищевой промышленности 31,6  10,5  21,4
Машиностроение 24,3 29,9 10,5
Целлюлозно-бумажная   9,7 18,9
Лесная и деревообрабатывающая 14,2  4,5  3,4
Электроэнергетика 9,3 4,6 12,9
Топливная 11,1 1,3 7,2
Коксохимическая 0,6 0,9 1,0
Стройматериалов 4,4 3,5 2,3
Легкая 1,1 4,1 1,5
Прочие 3,4 4,8 6,3
Всего 100,0 100,0 100,0

Таблица 2.3.4

Сдвиги в отраслевой структуре промышленности Калининградской области в 1989-1995 гг.

Отрасль Стоимость основных фондов Численность занятых Объем продукции
Рыбная -- + ---
Прочие отрасли пищевой промышленности  --  ++  ++
Машиностроение + - ---
Целлюлозно-бумажная + + +++
Лесная и деревообрабатывающая + - 0
Электроэнергетика + ++ +++
Топливная +++ ++ +++
Коксохимическая + ++ +
Стройматериалов + 0 0
Легкая 0 -- ---
Прочие -- 0 0

Примечание. +++ большое увеличение; ++ увеличение; + небольшое увеличение; 0 прежний уровень; - небольшое уменьшение; -- уменьшение; --- большое уменьшение.

Значение области в промышленном комплексе России резко упало. Если пять лет назад она обеспечивала 0,6% общего объема продукции Российской Федерации, то сейчас лишь 0,3%. Фактически индустриальный профиль области ставится под сомнение. Но, как можно увидеть из динамики отраслевой структуры хозяйства региона, и все другие отрасли сферы производства - сельское хозяйство, транспорт, строительство - также находятся в критическом положении. Требуются значительные вложения средств на их модернизацию и для обеспечения структурной перестройки экономики в соответствии с новыми экономическими и геополитическими условиями.

Индустриальный потенциал области составляют около 150 предприятий, имеющих преимущественно средние и небольшие размеры, что создает пока еще не реализованные предпосылки их быстрой модернизации. К числу наиболее крупных из них (с числом занятых более 10 тыс. человек) в 1990 г. относилось Калининградское управление тралового флота, 5-10 тыс. занятых имели Пионерская база океанического рыболовного флота, Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь” и завод “Кварц” (электронная промышленность), от двух до пяти тысяч - Калининградское управление рефрижераторного и транспортного флота, вагоностроительный завод, Гусевский завод светотехнической арматуры, машиностроительные предприятия “Система”, “Факел” и “Судореммашавтоматика”, Советский и Неманский целлюлозно-бумажные заводы. В дальнейшем число занятых на них значительно сократилось.

Чрезвычайно сложные проблемы возникли в рыбопромышленном комплексе, во многом определяющем индустриальный профиль области. В рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности сконцентрирована почти половина всех промышленно-производственных фондов области, включая около 300 крупных и средних рыболовных судов, ведущих промысел рыбы в океане. Крупнейшие рыбодобывающие предприятия - АО “Тралфлот” (Калининград), АО “Пионерская база океанического рыболовного флота”. Лов рыбы ведут также реорганизованные в акционерные общества бывшие рыболовецкие колхозы, а также АО “Рыбпрогноз”, свернувшее из-за финансовых трудностей поисковую работу. Добывающие предприятия, а также АО “Рефтрансфлот” одновременно ведут и переработку рыбы. Береговые рыбообрабатывающие предприятия - АО “Балтийский рыбоконсервный комбинат” (Светлый), АО “Калининградский рыбоконсервный комбинат”, АО “Мамоновский рыбоконсервный комбинат” и АО “Полесский рыбоконсервный завод”. С добычей или переработкой рыбы тесно связаны многие машиностроительные предприятия, обеспечивающие производство приборов, оборудования, небольших рыболовных судов, судоремонт. Имеется крупный тарный комбинат. В Калининграде расположены научно-исследовательские предприятия, выполнявшие 40% всех работ в сфере рыбохозяйственной науки СССР, высшие учебные заведения, техникумы и профтехучилища, готовившие кадры для рыбной отрасли разных регионов страны. Всего в рыбохозяйственном комплексе области было занято в 1991 г. около 60 тыс. работников - 1/6 часть всех занятых в народном хозяйстве области.

В настоящее время имеющийся потенциал используется далеко не в полной мере. Улов рыбы и других морепродуктов по сравнению с серединой 1980-х годов упал примерно в четыре с половиной раза (в 1995 г. он составил 205,8 тыс. т). Сократился набор абитуриентов в учебные заведения рыбохозяйственного профиля, разрушается научно-исследовательская база отрасли. Приостановлен воспроизводственный процесс - почти не закупаются новые рыболовные суда, новая техника. Предприятия отрасли находятся на грани банкротства.

Изменившиеся экономические условия резко ухудшили условия деятельности отрасли в Калининградской области. И прежде рыбная промышленность СССР получала большие государственные дотации (около 1 млрд. рублей в ценах прежних лет, когда рубль был сопоставим с долларом США). Теперь же из-за нехватки средств находятся в эксплуатации лишь около 40% судов. Флот стареет, но денег ни на ремонт старых, ни на строительство новых судов нет. В условиях, когда цены на топливо (на которое и раньше приходилось более половины всей себестоимости продукции) резко возросли и приблизились к мировым, удаленная от акваторий морских промыслов в Атлантике, восточной части Тихого океана и юго-западной части Индийского океана Калининградская область оказалась не самым удобным районом размещения рыбной промышленности страны. Для покрытия эксплуатационных расходов добывающие организации вынуждены более половины всей выловленной рыбы продавать за границей, не ввозя ее в область. От этого во многом страдают рыбоконсервные комбинаты области, которые получают немногим более трети необходимого сырья. Для рентабельной работы отрасли приходится устанавливать высокие цены на рыбную продукцию, что делает ее малодоступной значительным группам населения региона. Для того чтобы экспортировать не сырье, а более дорогую пищевую рыбопродукцию, необходимо преодолеть острую конкуренцию на мировом рынке и внедрить технологии, обеспечивающие необходимое качество товара.

Без значительных государственных дотаций рыбопромышленный комплекс области не в состоянии не только восстановить прежние позиции, но и сохранить нынешние. Некоторая поддержка предусматривается проектом Федеральной программы социально-экономического развития Калининградской области. Тем не менее, вряд ли можно отнести рыбную промышленность к наиболее перспективным отраслям, определяющим будущую народнохозяйственную специализацию региона. При распределении средств, выделяемых государством на поддержку рыбодобывающей отрасли, область испытывает большую конкуренцию со стороны других регионов - особенно Севера и Дальнего Востока. Определенный положительный эффект может быть получен от совершенствования переработки рыбного сырья, расширения ассортимента и повышения качества готовой продукции, дальнейшей экспортной ориентации производства. В перспективе, с ростом уровня жизни, могут произойти и изменения конъюнктуры на внутреннем рынке - повышение спроса на рыбопродукцию. Это улучшит возможности развития рыбопромышленного комплекса региона.

Машиностроение региона отличается очень разноплановой производственной структурой и практическим отсутствием внутриобластных связей по кооперации. Отрасль насчитывает более 20 предприятий, наиболее крупные из которых представлены в таблице 2.3.4.

Таблица 2.3.4

Основные машиностроительные предприятия Калининградской области

Предприятия

Основная специализация на конец 1980-х годов

АО “Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь” (Калининград)

Судостроение

АО “Кварц”(Калининград)

Вакуумное напылительное оборудование, электронно-вычислительная техника, печатные платы

ОКБ “Факел”(Калининград)

Электрореактивные двигатели малой тяги

АО “Завод светотехнической арматуры” (Гусев)

Осветительное оборудование (прожектора, бытовые светильники и др.)

АО “Вагоностроитель”(Калининград)

Саморазгружающиеся вагоны-думпкары, электропогрузчики

АО “Система”(Калининград)

Технологическое оборудование для предприятий торговли и общественного питания, банковское оборудование

АО “Микродвигатель” (Гусев)

Электродвигатели малой мощности

АО “Стройдормаш”(Калининград)

Дорожностроительная техника (катки и др.)

АО “Судореммашавтоматика” (Калининград)

Технологическое оборудование и запчасти для рыболовных судов и рыбоперерабатывающих предприятий
Филиал российско-финского СП “Марин Инжиниринг Сервис” (Светлый)

Судоремонт

Фирма “Калининградгазавтоматика” (Калининград)

Приборы для оснащения газопроводов

АО “Балткран”(Калининград)

Краны

АО “Преголь”(Калининград)

Судоремонт

АО “Техмаш” (Черняховск)

Металлообрабатывающий инструмент, техоснастка, оборудование для предприятий торговли

АО “Карат” (Черняховск)

Оборудование для электронной промышленности

АО “Калининградбуммаш”(Калининград)

Бумагоделательное оборудование

Российско-белорусское СП “Балтмазсервис”(Калининград)

Узлы, детали и запчасти к автомобилям

АО “ЭСВА”(Калининград)

Сварочное оборудование

АО “Матео”(Калининград)

Технологическое оборудование для рыбной промышленности и запчасти к нему

АО “Рыбтехцентр”(Калининград)

Технологическое оборудование для добычи и переработки рыбы

     

Несмотря на то, что в Калининградской области удельный вес оборонной промышленности всегда был ниже, чем в среднем по России, на десяти машиностроительных предприятиях осуществляются мероприятия по конверсии военного производства. Крупнейшее конверсионное предприятие - АО “Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь”, строившее военные корабли.

С учетом наличия собственной научно-производственной базы и возможного сотрудничества с зарубежными партнерами, небольшие машиностроительные предприятия имеют определенный потенциал для освоения наукоемкой продукции, выпуска новых образцов техники как на внутренний российский рынок, так и на экспорт. Но пока такие возможности используются в малой мере, а прежняя специализация многих предприятий затруднена из-за территориальной изоляции области от основной части страны.

Машиностроительные предприятия области не только не образуют сколько-нибудь цельного комплекса - практически они вовсе не связаны между собой. Их поставщики и смежники, а чаще всего и потребители, находятся за пределами региона. И вряд ли можно говорить о каком-то общем будущем предприятий отрасли - многое зависит от специфики выпускаемой продукции. К примеру, АО “Балткран” 90% своей продукции отправляет сейчас на экспорт. Калининградские краны и детали отгружаются в Сингапур, Австралию, Гамбург, Киль, на Тайвань... Среди акционеров “Балткрана” солидные фирмы, такие как российская “ЛУКойл” и германская “Ноелл”. В то же время АО “Кварц”, испытывающее сильную конкуренцию со стороны зарубежных поставщиков высококачественных компьютеров и лишившееся заказов оборонной промышленности на вакуумное напылительное оборудование, оказалось в сложнейшем положении.

Трудно предположить, что продукция нынешних калининградских машиностроительных предприятий (за малым исключением) в ближайшее время сможет оказаться конкурентоспособной на внешнем рынке, даже с помощью иностранных инвесторов. Следует прежде всего ориентироваться на потребности огромного российского рынка и рынков других стран СНГ, а также рыбопромышленного комплекса самой области. Но и в таком случае необходимы значительные инвестиции, которые могут быть получены в рамках решения задач сохранения и реновации российского машиностроения в целом. И в связи с этим машиностроение должно получить поддержку федеральной программы социально-экономического развития области, причем важную роль должны сыграть конверсионные предприятия (“Янтарь”, “Кварц”, “Факел”, “Стройдормаш” и др.). К числу перспективных направлений развития машиностроения можно отнести:

- расширение производства оборудования для рыбной промышленности (рыболовного флота и рыбопереработки);

- переориентация судостроения на постройку гражданских судов и морских контейнеров;

- производство машин напольного электрифицированного транспорта (электропогрузчиков, электрокаров и др.);

- серийный выпуск электрических ракетных двигателей нового поколения;

- выпуск компьютерной техники, в т.ч. бытовой;

- судо- и авторемонт;

- производство машин и оборудования для АПК и фермерских хозяйств;

- производство товаров народного потребления, в особенности сложной бытовой техники.

Эти направления имеют определенное научное обоснование и значительный рынок сбыта. Но вполне могут возникнуть и другие производства, в т.ч. основанные на использовании выгод географического положения области и дешевой рабочей силы (сборочные предприятия), на инвестициях российских и зарубежных инновационных компаний (технопарки). Так, 30 июля 1996 г. в Москве подписано соглашение с южнокорейской корпорацией “KIA Group” о создании автомобильного сборочного производства на Прибалтийском судостроительном заводе “Янтарь”[1]. В рамках соглашения закуплен южнокорейский автосборочный завод, ранее работавший в Греции. Его оборудование монтируется в ряде высвободившихся в ходе конверсии корпусов “Янтаря”. Новая автомобильная компания “КИА-Балтика” будет выпускать не менее 50 тыс. современных легковых автомобилей и микроавтобусов в год. При этом доля комплектующих, производимых в Калининградской области, в течение 5 лет достигнет 65%. Развитие автомобильного производства позволит, как предполагается, оживить экономику области, способствует развитию внутриобластных кооперационных связей, а, следовательно, оздоровлению и других промышленных предприятий региона.

Машиностроительные предприятия начинают рассматриваться и как возможные ядра будущих локальных экономических зон, развивающихся с привлечением иностранных инвестиций.

В Калининградской области действует пять предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (два в Калининграде и по одному в Советске, Немане и Знаменске). Вопрос о целесообразности размещения в области отрасли, удаленной на 1,5 тысячи километров от источников сырья на Севере европейской части страны и являющейся источником загрязнения атмосферы и гидросферы, ставился в научных кругах уже достаточно давно. В начале 1990-х годов на закрытии “экономически вредных” производств настаивали широкие круги демократической общественности (и отражающие их интересы представители в областном Совете), и в летний период деятельность некоторых предприятий приостанавливалась. Сейчас же экономические трудности уже привели к многократному сокращению объемов производства на предприятиях отрасли и временной остановке ряда предприятий (так, Неманский целлюлозно-бумажный завод простаивал в 1994 г. в течение полугода и возобновил работу только в начале 1995 г.); относительное благополучие АО “Цепрусс” (российско-ирландско-австрийско-швейцарско-германско-итальянское предприятие) связано с поставкой целлюлозы на экспорт. Целлюлозно-бумажная промышленность имеет шанс сохраниться только при экспортной ориентации производства, что требует инвестиций для обеспечения надлежащего качества продукции. Поступить такие инвестиции могли бы, в частности, из-за рубежа, и этот процесс уже начался. Наряду с АО “Цепрусс” зарубежные средства вкладываются в АО “Неманский ЦБЗ” (фирма “Финвест” со штаб-квартирой в Лондоне ныне владеет более чем 60% акций этого предприятия, т.е. контрольным пакетом). Некоторые предприятия намерены полностью сменить свой профиль. Так, АО “Дарита” (бывший Калининградский ЦБК-1) планирует перейти на производство растительного масла из семян рапса.

Заслуживают внимания отрасли, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Но их масштабы ограниченны, и они не могут служить основой широкого развертывания производств, определяющих специализацию области.

Всю сложность экономической ситуации в стране отражает сегодняшнее состояние Янтарного комбината, разрабатывающего месторождения в районе п. Янтарный. Невероятно, но добыча ценнейшего камня, недавно признанного драгоценным, не приносит предприятию прибыли и не ведет к процветанию, и, более того, АО “Русский янтарь” оказалось в сложнейшем финансовом положении. Предприятие “лихорадило” во многом из-за непродуманной приватизации, которая в 1996 г. была признана недействительной. Огромные масштабы приобрели хищения янтаря, вывозимого за пределы страны. В то же время янтарное производство может и должно играть заметную роль в доходах области, в том числе валютных. Для этого необходимо прекратить экспорт необработанного сырья (а, возможно, и уменьшить его добычу) и даже полуфабрикатов. В таком случае можно, вероятно, ожидать повышения спроса и цен на янтарные изделия (особенно при надлежаще поставленной рекламе), и, как следствие, доходов предприятия и региона.

Добыча нефти в области сократилась с 1,5 млн. т в 1986 г. до 769 тыс. т. в 1995 г. Больше половины добытой нефти (405 тыс. т в 1995 г.) отгружается на экспорт. Возможно наращивание добычи за счет разработки морского месторождения Д-6 в районе Куршской косы. Обсуждается вопрос об организации переработки калининградской нефти в нашем регионе. Однако при нынешних объемах добычи целесообразность подобного мероприятия сомнительна. Проще наладить взаимовыгодное сотрудничество с Литвой по переработке нефти на мощностях близко расположенного Мажейкяйского завода.

В начале 1995 г. принято решение об использовании в качестве топлива кускового торфа месторождений Багратионовского, Гвардейского, Гусевского, Нестеровского, Полесского и Славского районов. Планируется в 1999 г. довести его заготовку до 140 тыс. т.

В будущем возможна добыча других полезных ископаемых, но для этого придется решить многие экономические, а в ряде случаев и экологические проблемы. Так, серьезные возражения вызывает проект добычи бурого угля вблизи поселка Грачевка Зеленоградского района, находящегося в курортной зоне (мощность разреза могла бы составить 400 тыс. т. в год). Были претензии у экологов и к проектам добычи каменной соли в районе Гусева и у поселка Романово Зеленоградского района.

Калининградская область не располагает достаточно мощной электроэнергетикой. Имеющиеся электростанции (ГРЭС-2 в Светлом, Гусевская ТЭЦ, ТЭЦ-1 в Калининграде и др.) вырабатывают лишь 20% необходимой области электроэнергии. Остальная ее часть поступает транзитом через Литву из системы РАО “ЕЭС России”, главным образом с Ленинградской АЭС. Еще в 1989 г. начались работы по строительству Калининградской ТЭЦ-2, призванной снять дефицит энергетических мощностей в регионе и обеспечить теплоснабжение областного центра. Мощность новой станции должна составить 900 Мвт, в качестве топлива намечается использовать природный газ. Однако затем строительство станции было фактически заморожено из-за отсутствия средств. К тому же проект подвергается критике, не в последнюю очередь из-за его высокой стоимости (до 2 млрд. долларов). Предлагается альтернативный вариант - подача российского природного газа на незагруженные тепловые станции Литвы для выработки на них электроэнергии для Калининградской области. Через область может также пройти энергомост “Восток-Запад”, являющийся частью “Балтийского кольца”, объединяющего электроэнергетические сети 11 стран Балтийского региона. Россия намерена принять в его формировании активное участие. Исследования в рамках этого проекта финансируются Европейским Союзом. Рассматривается и возможность прокладки 330-киловольтной ЛЭП Гродно - Калининград через территорию Польши.

В области существуют возможности для развития малой энергетики - небольших ГЭС и ветровых электростанций. Предлагается восстановить каскады правдинских и озерских ГЭС и др., построить три опытно-эксплуатационные и семь первоочередных ветроэнергетических станций. Первые шаги в использовании энергии ветра и воды уже сделаны - в конце 1994 г. на окраине Калининграда на р. Гурьевка была введена в строй малая ГЭС “Заозерная”.

Предприятия легкой, мебельной, мясной, молочной и других работающих преимущественно на областной потребительский рынок отраслей невелики по размерам и имеют преимущественно местное значение, хотя при определенных условиях могут играть и более серьезную роль в экспортных поставках. К тому же они не требуют столь больших инвестиций, как рассмотренные выше отрасли, и могут обеспечить быструю отдачу. Здесь речь может идти о поощрении частной инициативы со стороны региональных органов власти и более полном использовании возможностей, предоставляемых действующим законодательством (и ожидаемым законом о свободных экономических зонах) для организации локальных экспортно-ориентированных зон. Пока же большие возможности предоставляет и региональный рынок, требующий насыщения товарами народного потребления.

Специального внимания заслуживает недостаточно развитая стройиндустрия, поскольку многие стройматериалы в область приходится ввозить из-за рубежа. Потребность в них может намного возрасти, если удастся реализовать благоприятные потенциальные предпосылки развития региона и привлечь сюда необходимые инвестиции.

Итак, современная промышленность области, прежде соответствовавшая региональным предпосылкам, сейчас имеет сложности в налаживании связей с поставщиками и потребителями на российском рынке, а на мировом рынке большинство ее предприятий пока неконкурентоспособны. Требуется модернизация производства и его реструктуризация в соответствии с изменившимися условиями - ценовыми, инвестиционными, транспортными, организационными и т.д. И прежде всего, следует найти и привлечь инвесторов, заинтересованных в наиболее существенном региональном ресурсе - геополитическом положении, в возможностях одновременного выхода как на российский, так и на европейский рынки.



2019-11-20 189 Обсуждений (0)
Отраслевая структура народного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отраслевая структура народного хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)