Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Агропромышленный комплекс



2019-11-20 175 Обсуждений (0)
Агропромышленный комплекс 0.00 из 5.00 0 оценок




Природные предпосылки - прежде всего длительный вегетационный период и достаточное количество осадков - благоприятствуют развитию сельского хозяйства области. Продуктивность естественных кормовых угодий здесь самая высокая в Российской Федерации. Однако для эффективного ведения сельскохозяйственного производства необходимы большие капиталовложения в создание мелиоративных систем, окультуривание сельхозугодий и значительные текущие расходы на поддержание мелиорации, внесение органических и минеральных удобрений. Лишь при таких условиях может быть достигнута высокая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства.

Общая площадь сельхозугодий составляет 818 тыс. га (60% суши области), причем 92% из них мелиорированы. В 1994 г. обрабатывалось около 48% сельскохозяйственных земель, а остальное занимали луга и пастбища. Только 1500 га занято садами.

В 1995 г. 142 тыс.га (40,6%) использовалось для производства зерна, главным образом озимой пшеницы и ячменя и только около 15 тыс. га были заняты под картофель (4,4%). За 1990-95 гг. посевные площади в Калининградской области снизились с 416 до 350 тыс. га.

За последние годы значительно снизилось использования удобрений и средств защиты растений, являющихся основными факторами формирования урожая. В результате с 1990 по 1995 гг. средняя урожайность зерновых упала с 26,6 до 16,1 ц/га, урожайность картофеля снизилась почти в 2 раза (со 145 до 85 ц/га), а урожайность овощей упала с 236 до 141 ц/га. Валовой сбор зерна в 1990-1995 гг. сократился с 489 до 228 тыс. т, картофеля - с 204 до 125 тыс. т. Сбор овощей, главным образом за счет хозяйств населения, возрос с 57 до 61 тыс. т.

Калининградский эксклав ввозил ранее большое количество комбикормов. С резким падением этого ввоза значительно снизился и выпуск продукции животноводства и птицеводства.

В 1990 г. общее производство мяса в регионе составило 67,4 тыс. т. Однако в 1995 г. производство снизилось почти на 52% - до 32,6 тыс. т, что вызвано, в основном, падением поголовья скота. На 1 января 1996 г. в Калининградской области насчитывалось 268 тыс. голов крупного рогатого скота (на 1 января 1991 г. - 468 тыс.), 146 тыс. свиней (было 271 тыс.), 32 тыс. овец и 42 тыс. коз. В 1994 г. до 38% мяса было произведено в личных подсобных хозяйствах, в основном для собственного потребления. Из общего поголовья 25% крупного рогатого скота (в том числе 38% коров), 28% свиней и 91% овец и коз содержатся в личных подсобных хозяйствах.

За последние пять лет значительно упало производство молока (с 546 тыс. т в 1990 г. до 296 тыс. т в 1995 г.). Особенно заметным это падение было в коллективных хозяйствах (с 413 до 149 тыс. т).

Можно выделить две главные причины резкого снижения производства: забой молочных коров (число коров снизилось со 170,1 тыс. голов в 1990 г. до 111,1 тыс. в 1995 г.) и снижение качества кормов. В кормах содержится теперь значительно меньше протеина, что сказывается на молочной продуктивности (надой молока на одну корову в 1990-1995 гг. сократился с 3232 до 2406 кг).

Основная часть сельскохозяйственных земель обрабатывается коллективными хозяйствами (бывшие колхозы и совхозы). В Калининградской области насчитывается 186 коллективных хозяйств, использующих 650 тыс. га сельхозугодий. Площадь хозяйств колеблется от 500 до 8000 га, при среднем размере 3500 га. Коллективные хозяйства превращены в акционерные общества закрытого типа или товарищества с ограниченной ответственностью. Это хозяйства работников, которым переданы в собственность здания, оборудование, животные, земля.

На 1 января 1996 г. в области существовало 3,6 тыс. частных фермерских хозяйств (на 1 января 1995 г. - 3,1 тыс.) общей площадью 54 тыс. га. Средняя площадь хозяйств составила в 1995 г. 15,3 га, снизившись по сравнению с 1992 г. Этого недостаточно для эффективной организации товарного производства. Лишь 1,9% хозяйств имеют площадь 50 га и более. Укрупнению хозяйств не способствует нынешнее законодательство в сфере землепользования. С одной стороны, не контролируется использование земель - многие сельхозугодия фактически выведены из оборота или используются неэффективно. С другой стороны, отсутствует частная собственность на землю сельскохозяйственного назначения (за исключением садово-огородных участков), что могло бы способствовать концентрации угодий у крупных собственников, работающих более эффективно. Именно этот возможный процесс “обезземеливания” части фермеров и является мотивом отказа большинства членов Государственной Думы от поддержки идеи введения частной собственности на землю. Высказываются также опасения о выводе значительных площадей из хозяйственного оборота в результате скупки земель, хотя, как отмечено выше, сельхозугодья недоиспользуются и сейчас; к тому же могут быть приняты законодательные меры по поводу использования земель не по назначению (и в нынешних, и в любых иных условиях).

Товарность фермерских хозяйств невелика, их роль в аграрном производстве пока незначительна. В 1995 г. фермеры произвели только 6,6% зерна, 2,8% картофеля, 1,3% овощей, 2,9% молока и 3,7% мяса от общих объемов их производства в Калининградской области.

Таким образом, в течение последних пяти лет сельскохозяйственное производство сильно снизилось. Это привело к тому, что отдельные мясоперерабатывающие и молочные комбинаты практически бездействуют из-за отсутствия сырья. Кроме того, значительная часть земли, которая могла бы быть обработана, не используется, хотя Калининградская область имеет хорошие почвы. При внесении необходимого количества удобрений, улучшении дренажных систем и собственно обработки земли производство может быть увеличено до уровня европейских стран с соответствующими природно-климатическими условиями. Помимо того есть возможность производить в области большое число трудоемких культур, имеющих в Западной Европе меньшую рентабельность из-за более высокой там заработной платы. Оплата труда в Калининградской области будет оставаться низкой еще ряд лет, что при близости крупных рынков Германии и Скандинавии сделает выгодным производство глубокозамороженных ягод и овощей и позволит калининградским аграриям занять свою нишу на рынке продовольствия.

Нехватка сырья негативно сказывается на объемах производства пищевой промышленности. Пищевая промышленность Калининградской области (без учета рыбной) основывается, главным образом, на восстановленных довоенных предприятиях бывшей Восточной Пруссии и включает в себя преимущественно переработку мяса, молока, а также размол пшеницы и ржи для производства хлеба и кормов. Часть новых предприятий и производств была построена в 1970-1988 гг. Отрасль частично ориентировалась на местный рынок, а отчасти на поставку продукции в крупные города России (Москва, Санкт-Петербург). В основном вывозились мясные и молочные продукты. Животноводческий сектор частично использовал корма из Белоруссии, Украины и импортные.

Сейчас из-за нехватки сырья, конкуренции со стороны импортной продукции на внутреннем рынке и недостатка экспортных рынков производственные мощности отрасли используются слабо. Уровень производства по разным видам продукции составляет только 30-50% от уровня 1990 г., и падение продолжается. Существуют и проблемы с технологиями, которые в большинстве случаев устарели и обеспечивают производство продукции только низкого качества.

Спрос на местную пищевую продукцию до последнего времени был невысок, что связано с ростом цен и скудным ее ассортиментом. Цены на продукты питания начиная с 1990 г. выросли очень значительно. Например, за последние 5 лет цена на хлеб возросла в 15152 раза. Высокая инфляция, в первую очередь, сказывается на группах населения с низкими доходами и особенно на пенсионерах. В результате, по сравнению с 1990 годом, калорийность питания населения области снизилась на 12%, в т.ч. потребление углеводов уменьшилось на 20%, белка - на 30%, жиров - на 3%.

Потребление в регионе продуктов питания сократилось менее существенно, чем их производство. Разница покрывается в основном за счет импорта. В 1994 г. было импортировано около 15,7 тыс. т мяса (17 кг на душу населения), молока около 20,2 тыс. т (22 кг на человека), а картофеля - 28,5 тыс. т (30 кг на человека). Импорт картофеля составлял около 40% от его местного производства, что во многом связано с неблагоприятными погодными условиями, повлиявшими на общий сбор. В течение последних лет удалось сократить закупки мяса и молока на 50%, что может положительно сказаться на динамике их производства в области.

Работа предприятий может быть значительно улучшена за счет модернизации перерабатывающих линий, но одновременно с этим должны возрасти и поставки сырья. Интеграция перерабатывающих производств с коллективными хозяйствами помогла бы создать условия для рентабельного производства сельскохозяйственного сырья.

В целом пищевая промышленность Калининградской области находится в стадии перехода от производственных единиц плановой экономики к независимым компаниям, выживающим в конкурентной среде, где не снабжают сырьем, не распределяют готовую продукцию и не гарантируют рынок сбыта. Постепенно предприятия осваивают работу в новых условиях. Так, в последнее время значительно расширен ассортимент выпускаемой продукции, улучшена ее упаковка, повысилось качество. Население все чаще предпочитает изделия местного производства.

Главной задачей агропромышленного комплекса Калининградской области является удовлетворение потребностей региона в мясомолочной продукции, яйцах, картофеле и овощах при вывозе лишь отдельных видов продукции, включая нынешний главный экспортный ресурс отрасли - пушнину. Представляет интерес также создание предприятий, производящих экологически чистые продукты, особенно для курортной зоны и на экспорт.

Транспорт и связь

Транспорт и связь относятся к одним из наиболее перспективных отраслей экономики Калининградской области. В большинстве проектов регионального развития они входят в число приоритетных направлений. Предполагаются мощные транзитные грузопотоки, рассматриваются предложения по переработке в области грузов, привозимых из других регионов и стран, намечается расширение пассажирских перевозок. Использование территории области в транспортных целях выгодно как Российской Федерации, так и третьим странам (например, Белоруссии, не имеющей выхода к морю).

Однако экономический кризис, нарушение хозяйственных связей в стране предопределили сокращение за последние гг. перевозок грузов и грузооборота как по транспорту в целом, так и по отдельным его видам. Уменьшились и перевозки пассажиров.

Тем не менее, несмотря на нынешний спад, можно ожидать возрастания объемов перевозок. Этому будут способствовать ожидаемое начало экономического подъема в стране, расширение внешнеэкономических связей России и других государств СНГ через Калининградские порты, реализация проектов по созданию международных автомагистралей (“Виа Балтика”, “Виа Ганзеатика” и др.), деятельность особой экономической зоны. Многое, однако, будет зависеть от величины транспортных тарифов и от транзитных норм и правил, которые установлены или могут быть установлены странами Балтии (особенно Литвой) и Белоруссией. Следует иметь в виду и необходимость расширения пропускной способности ведущих через эти страны железнодорожных магистралей и автострад.

Особую роль в транспортной системе Калининградской области играет водный транспорт. Калининград - второй по грузообороту (после Санкт-Петербурга) российский торговый порт на Балтике, крупнейший рыбный и важный речной порт. Мощности морского торгового порта позволяют перерабатывать ежегодно 8,2 млн. т, рыбного порта - 2,5 млн. т и речного порта - более 2 млн. т грузов. Незамерзающие (за исключением наиболее суровых зим) порты расположены в устье р. Преголи, при ее впадении в Калининградский залив, и соединены с открытым морем 40-километровым искусственным подходным каналом. Глубина канала позволяет проходить судам с осадкой до 8 метров (водоизмещение 9-10 тыс. т). Из-за узости канала нельзя организовать одновременного двустороннего движения, что ограничивает частоту захода судов к причалам. У входа в канал с моря расположен аванпорт Калининграда Балтийск - главная база Балтийского флота ВМФ России.

Деятельность калининградских портов координируется Морской администрацией порта Калининград, созданной в апреле 1994 г. Морская администрация лицензирует коммерческую деятельность в порту, выступает как собственник и арендодатель причалов, а также как собственник морского канала и других гидротехнических сооружений. В России это первый опыт создания такого рода организации.

Кроме указанных имеются рыбные порты в городах Пионерском и Светлом, речной порт в Советске и грузовой район Калининградского речного порта в Светлом.

В 1995 г. мощности трех калининградских портов были загружены только на треть. Основная часть грузопотока “ушла” из Калининграда в страны Балтии, обладающие более современными и крупными специализированными портами, что обходится дешевле (литовцы, например, благодаря правительственным субсидиям могут предложить клиентам 75% скидки при прохождении грузов по железной дороге). Конкурентоспособность же портов в Калининградской области снижают установленные в Москве высокие портовые сборы и железнодорожные тарифы Министерства путей сообщения РФ[2], эксклавное положение региона, вынуждающее отправителей грузов из России в Калининград оформлять 18 документов, необходимых для пересечения границы, и специально подбирать экспедитора, который обеспечит наибольшие скидки с транспортных тарифов республик Балтии и другие факторы.

Тем не менее и в этой тяжелой ситуации портовики пытаются найти выход. Так, в начале 1996 г. в морском торговом порту пущен терминал ГМБ, который может переваливать до 1,2 млн. т сыпучих минеральных удобрений. Аналогов у этого комплекса, оснащенного импортным оборудованием, в России нет. В перспективе торговый порт намечает создать новый грузовой район на полуострове Рыбачий (Коровий).

Существуют и проекты создания новых портов. Так, силами АО “Росбалтпорт” ведется проектирование порта в Балтийске (Приморская бухта, полуостров Восточный). Предполагается обрабатывать крупнотоннажные суда с осадкой до 12 м, минуя проход по морскому каналу. Порт Восточный может специализироваться на перевалке нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа, удобрений (жидких и навалочных), контейнеров и колесной техники. Планируемый грузооборот - 10 млн. т в год. Министерство транспорта РФ рассматривает этот порт как одно из звеньев международной железнодорожной переправы, которая соединит Россию с Западной Европой. Началом маршрута станет Вологда, затем через Усть-Лугу он придет в “Восточный”. Планируемая годовая мощность паромной переправы - более 10 млн. т.

АОЗТ “Прегольский” строит порт в пригороде Калининграда в поселке Прегольском (специализация - перевалка генеральных[3], лесных, контейнерных и навалочных[4] грузов мощностью 5 млн. т. в год), а АОЗТ “Светпорт” - в Светлом (с предполагаемой перевалкой 2 млн. т навалочных, генеральных грузов и контейнеров и пассажирооборотом почти 56 тыс. человек в год). Существует идея создания на базе “Светпорта” локальной свободной зоны (франко-порта), которая может стать звеном “Северного коридора”, калининградско-нидерландского проекта, предусматривающего создание морской транспортной линии с крупными грузоперевалочными базами на обоих концах. Сейчас, однако, строительство портов в Прегольском и Светлом временно приостановлено из-за отсутствия средств.

В порту Пионерский намечено строительство грузо-пассажирского терминала и открытие международного пограничного перехода.

В 1995 г. было установлено паромное сообщение между Калининградским морским рыбным портом и Выборгом. Для работы на этой линии в Калининград прибыли с Дальнего Востока два парома типа “Сахалин”. Любопытно, что в свое время они были построены на калининградском заводе “Янтарь”. Однако линия проработала недолго, главным образом из-за отсутствия постоянных грузопотоков на этом направлении. В настоящее время “Сахалины”, перешедшие в Калининградский морской торговый порт, используются для перевозок коммерческих грузов на линии Калининград - порты Германии - Рига. В активе торгового порта также регулярные судоходные линии в Росток, Гамбург, Киль, Северную (Великие озера) и Южную Америку, линия по перевозке контейнеров Англия - Роттердам - Калининград - Клайпеда. Изучаются возможности налаживания паромной переправы между Балтийском и Карлскруной (Швеция).

Внутренние речные перевозки в Калининградской области практически прекратились. В то же время суда типа “река-море” АО “Западное пароходство” посещают более 100 портов 17 стран Балтики и Северного моря, Каспия и Средиземноморья. Речниками организованы пассажирские водные маршруты в Польшу.

Внутриобластные железные дороги (756 км путей общего пользования) играют главную роль в транспортных связях с другими регионами России, а также в перевозках экспортно-импортных грузов. По грузонапряженности выделяется пока еще не электрифицированная широтная магистраль Калининград - Чернышевское (153 км). По ней же следуют за пределы области и пассажирские поезда дальнего следования. В пригородном сообщении наиболее интенсивно используются две однопутные электрифицированные магистрали, связывающие Калининград с местами массового отдыха на побережье - Зеленоградском и Светлогорском.

Совершенствование железнодорожного транспорта предполагает реконструкцию основных магистралей и узлов, налаживание устойчивых связей со странами Европы. С 22 мая 1993 г. по восстановленному и реконструированному пути западноевропейской колеи (ширина 1435 мм) открылось регулярное пассажирское сообщение Калининград - Гдыня. Этот поезд следует через международный железнодорожный погранпереход Мамоново - Бранево, в его состав входит один прицепной беспересадочный вагон маршрута Калининград - Берлин. Необходимо в перспективе реконструировать железнодорожный узел Калининград (в первую очередь главный вокзал “Калининград-Южный”), а также другие железнодорожные станции, способные осуществлять перевалку грузов с западноевропейской колеи на российскую (ширина 1524 мм) и обратно (Багратионовск, Черняховск, Мамоново, Железнодорожный), электрифицировать магистраль Калининград - Чернышевское, построить вторую колею дорог к Светлогорску и Зеленоградску. Важная задача - обновление подвижного состава.

Для улучшения связей с Россией в обход территории Литвы рассматривается возможность налаживания железнодорожного движения по линии Железнодорожный - Скандава (Польша) - Кузница-Белостоцка (Польша) - Гродно (Белоруссия).

Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории области составляет около 4,6 тыс. км. Все они имеют твердое покрытие. По густоте автодорог (303 км на 10002 км территории) Калининградская область занимает первое место в Российской Федерации. Однако по ширине и качеству покрытия калининградские дороги не соответствуют стандартам развитых стран. Большая часть из них нуждается в той или иной степени реконструкции.

Через область проходят две дороги федерального значения: А-216 Гвардейск - Неман и А-229 Калининград - Черняховск - Нестеров. К другим основным магистралям региона относятся автодороги, ведущие к курортам республиканского значения - Светлогорску и Зеленоградску, а также дороги, выходящие к польской границе (Калининград - Мамоново, Калининград - Багратионовск, Черняховск - Крылово).

За 1990-1995 гг. число автомобилей в области увеличилось с 82,1 до 131,3 тыс., в т.ч. легковых - с 57,9 до 112,2 тыс. Обеспеченность Калининградской области легковыми автомобилями в личной собственности граждан выше среднероссийской (соответственно 118 и 84 автомобиля на 1000 чел. населения). При этом почти 65% всех автомобилей, зарегистрированных в Калининградской области, составляют уже бывшие в употреблении машины иностранного производства.

Основные перспективы автотранспорта связаны с разработкой и реализацией проектов по созданию международных автомагистралей. К сожалению, прохождение автомагистрали “Виа-Балтика” (от Финляндии через страны Балтии в Варшаву) по Калининградской области не предусматривается. Не исключено, что на принятие такого решения повлияли и некие политические мотивы. Но сейчас обсуждается проект так называемой ганзейской дороги “Виа-Ганзеатика” непосредственно вдоль побережья Балтийского моря (от Санкт-Петербурга до Любека). Частью этой автомагистрали может стать реконструируемый российско-немецкой фирмой “Россбан” отрезок “берлинки” (бывшей автострады Берлин - Кенигсберг) от Калининграда до границы с Польшей. Польская сторона, отказавшись от идеи строительства платного скоростного шоссе, намечает реконструировать существующее полотно от границы до Эльблонга.

Для обеспечения международного движения создана и развивается соответствующая пограничная инфраструктура. С 1 апреля 1993 г. стал международным для пассажирского сообщения автомобильный погранпереход Багратионовск - Безледы, работающий круглосуточно. В октябре 1996 г. на погранпереходе был открыт международный пункт пропуска грузового автотранспорта. Таким образом, Багратионовск - Безледы стал первым автомобильным пунктом пропуска со статусом международного на российско-польской границе как пассажирского, так и грузового движения. Автодорожный переход Мамоново - Гроново открыт для движения граждан обоих государств, включая и жителей других регионов России (ранее через него пропускали только жителей Калининградской области). Начал работу автопереход Гусев - Голдап, который позволит кратчайшим путем осуществлять транзит в Калининградскую область через Польшу и Белоруссию. На границе с Литвой работают погранпереходы на Куршской косе, в Советске, Чернышевском и др. Планируется создать новые погранпереходы, в частности переход Мамоново-2 - Гжехотки на автостраде Калининград - Эльблонг.

Калининград связан автобусными маршрутами со многими зарубежными городами. Среди них Варшава, Гданьск, Эльблонг, Ольштын, Бартошице, Кентшин, Белосток - Польша; Ганновер, Гамбург, Эссен - Германия; Вильнюс, Клайпеда, Шяуляй, Лиепая, Рига, Таллин и др. - в странах Балтии; Гродно, Волковыск, Барановичи и Минск - в Белоруссии.

Предусматривается дальнейшее совершенствование внутриобластной дорожной сети. Продолжится реконструкция магистралей Калининград - Гвардейск - Черняховск - Гусев - Чернышевское, северного обхода Калининграда, шоссе к Пионерскому, Светлому, ряду других городов. Будет осуществлена реконструкция дороги на Багратионовск с целью направления международного транзитного автопотока в объезд этого города. Начнется реконструкция трассы Гусев - Голдап.

Воздушный транспорт в области представлен Калининградским объединенным авиаотрядом, который эксплуатирует 12 самолетов Ту-134А и Ту-154М и аэропорт Храброво с соответствующей инфраструктурой. По состоянию на осень 1996 г. выполнялись регулярные авиарейсы более чем в 20 городов России и государств СНГ. 7 июня 1993 г. открыта первая регулярная международная линия Калининград - Берлин - Калининград. Затем вместо нее в 1995 г. была открыта регулярная авиалиния Калининград - Гамбург - Калининград. Самолеты из Калининграда также выполняют чартерные рейсы в Стамбул (Турция), Салоники (Греция) и другие зарубежные города. С 25 октября 1993 г. регулярные рейсы из Калининграда в Копенгаген и обратно осуществляет известная скандинавская авиакомпания SAS.

Аэропорт Храброво - воздушные ворота Калининграда - в сентябре 1992 г. получил статус международного. Разработана и осуществляется программа его развития и реконструкции.

По уровню развития связи, особенно телекоммуникаций, Калининградская область пока отстает как от среднероссийского уровня, так и от передовых стран. Так, если в России телефонная плотность (т.е. число абонентских линий на 100 жителей) меньше, чем в развитых странах в 3-5 раз, то Калининградская область в свою очередь отстает в 1,5 раза от среднероссийских стандартов. На каждые 100 городских семей в области насчитывалось в 1995 г. только 29,6 телефонных аппарата (в среднем по России - 43,5), на каждые 100 семей в сельской местности - 14,4 (18,2).

Совершенствование связи относится к числу важнейших приоритетов ОЭЗ в Калининградской области. АО “Электросвязь” планирует увеличить общую емкость областной телефонной сети к 2000 г. примерно до 360 тыс. номеров (на начало 1996 г. было около 150 тыс.). Одним из решений проблемы финансирования является привлечение средств населения в рамках президентской программы “Народный телефон”.

Калининградская телеграфно-телефонная станция обеспечивает автоматическую международную телефонную связь почти со 150 странами мира. Важный вклад в развитие системы связи в области вносит российско-французское СП “ВестБалт Телеком”, созданное в декабре 1992 г. Французскую сторону в СП представляет фирма “Франс Телеком” - один из крупнейших в мире операторов систем связи, российскую - АО “Электросвязь” и “Балтком Лтд”. В 1994 г. СП “ВестБалт Телеком” ввело в строй цифровую центральную станцию S-12. Первые абоненты к ней были подключены в октябре того же года, а на проектную мощность (120 тыс. номеров) станция выйдет в течение 10 лет. В гостиницах города установлены международные телефонные автоматы с магнитными картами, обеспечивающие быструю и качественную связь со 180 странами мира.

Дополнительное внимание в силу особого геополитического положения Калининградской области уделяется космической связи. В частности, в 1996 г. на окраине поселка Нивенское была введена в строй новая станция космической связи (СКС). Приоритетные направления организации каналов спутниковой связи - Калининград - Москва и Калининград - Санкт-Петербург.

АО “Ростелеком” по поручению правительства РФ начало подготовку технико-экономического обоснования строительства подводной волоконно-оптической магистрали Калининград - Санкт-Петербург.

Развиваются современные виды телекоммуникаций, такие как сотовая мобильная связь, радиопейджинг, УКВ- и СВ-связь и др. Система сотовой мобильной связи уже насчитывает 600 абонентов и охватывает Калининград и приморские районы (Светлогорск, Зеленоградск, Пионерский, Ладушкин, Мамоново). Планируется их создание в Гвардейске, Черняховске, Гусеве и Советске. Калининград является третьим городом России после Москвы и Санкт-Петербурга, где введена в эксплуатацию и функционирует система быстрого персонального поиска и вызова (радиопейджинг), которая охватывает Калининград, Светлогорск, Зеленоградск и ряд других приморских территорий. В Калининграде также самая большая, по сравнению с другими регионами России, насыщенность УКВ- и СВ-радиостанциями (примерно одна на 500 чел.).

Система образования

Из всех отраслей социальной сферы, которые, безусловно, имеют важное значение для развития региона, особого внимания заслуживает система образования. И это не случайно. Общепризнанно, что в наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитала. Теперь все решают уровень образования и объем накопленных обществом знаний. Это верно и для Калининградской области, где сфера образования и вузовская наука все в большей степени влияют на направленность и характер регионального развития.

Систему образования области представляют три гражданских высших учебных заведения - Калининградский государственный университет (6,5 тыс. студентов, набор в 1995 г. - 1,8 тыс. абитуриентов; 450 преподавателей), Калининградский государственный технический университет (3,7 тыс. студентов), Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота (1,2 тыс. студентов). Кроме того, в регионе расположены Калининградская высшая школа Министерства внутренних дел и Калининградское высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Размещавшееся в Калининграде Калининградское высшее военно-инженерное училище выведено за пределы области (на его месте сформирован Калининградский военный институт Федеральной пограничной службы).

В перечне вузов области также негосударственное учреждение - Калининградская высшая школа международного бизнеса, специализирующаяся на повышении квалификации и переквалификации работников, уже имеющих высшее образование.

В области насчитывается 11 средних специальных учебных заведений: Калининградский музыкальный колледж, Черняховский педагогический колледж, Калининградский областной колледж культуры и искусства, Советский кинотехникум комитета Российской Федерации по кинематографии, Калининградский коммерческий колледж, Калининградское медицинское училище, Калининградский морской колледж, Калининградский технический колледж Государственного комитета по высшему образованию Российской Федерации, Калининградский коммунально-строительный колледж, Гусевский сельскохозяйственный техникум, Озерский техникум механизации сельского хозяйства (последний переезжает в Мамоново на место расформированной там воинской части и меняет профиль - там будут готовить не только техников-механиков, но и агрономов, экономистов, бухгалтеров, юристов и фермеров).

Подготовку рабочих ведут 23 учреждения профессионально-технического образования. К учреждениям общего образования относятся 294 школы (из которых 7 - лицеи и 3 - гимназии) и 482 дошкольных учреждения.

Необходимость качественных изменений системы образования в регионе стала очевидной к концу 1980-х годов. Начались кардинальные сдвиги в обществе и экономике, потребовавшие адекватной реакции в сфере образования. Усилились противоречия между потребностями общественного развития и возможностями образовательных учреждений, между запросами личности и сложившейся практикой обучения, номенклатурой специальностей и другими структурными показателями системы образования. И сам образовательный процесс стал требовать новых организационных форм и методов управления.

В 1992-1993 гг. разработана региональная программа развития системы образования, предполагавшая серьезные изменения и новшества и сохранявшая положительные компоненты предыдущей. Разработчики программы шли путем не разрушения, а реформирования системы в сторону ее диверсификации, повышения роли творческого начала, учета региональных интересов (включая широкие международные связи).

К сожалению, реализация программы происходит в период экономического и социально-политического кризиса в стране, при отсутствии надлежащего финансирования сферы образования. Тем не менее, в отличие от большинства отраслей хозяйства, сохранились и управляемость системой образования, и структуры повышения квалификации, а к прежним образовательным учреждениям добавились новые, негосударственные. Уже заложены многие прогрессивные элементы будущей системы образования, более гибкой, диверсифицированной, позволяющей обеспечивать непрерывность образовательного процесса в интересах и личности, и общества.

Накопленный учеными и специалистами опыт позволяет подойти к разработке новой региональной программы более обстоятельно и со знанием дела. А необходимость такой разработки назрела.

Финансовые трудности временны и будут преодолены с неизбежным в будущем улучшением экономического положения страны. Но в ближайшие (возможно) пять лет недостаток средств может поставить систему образования в критическое положение. Поэтому следует активно добиваться закрепления ее приоритетности в финансировании со стороны государства и региона.

Во-первых, предохранить от разрушения учреждения образования - дошкольные, находящиеся сейчас в наиболее бедственном положении, школы, учреждения профессионально-технического и среднего специального образования. И даже вузы, хотя здесь положение, несколько лучше. Особого внимания требует улучшение оплаты труда работников системы образования, выделение необходимых средств на социальные нужды.

Другая задача - выработка стратегии развития, идеологии образования как сферы, определяющей не только уровень знаний и культурную среду, но и формирование менталитета граждан, их образа жизни. Для Калининградской области как российского эксклава, территориально изолированного от основной части страны, важно также обеспечить развитие российской культуры и взаимодействие с культурами соседних стран. Это вносит региональную специфику в общероссийские проблемы развития образования, учитывая геополитическое положение области и ее широкие внешнеэкономические связи.

Дальнейшее реформирование системы образования предполагает сохранение и развитие лучших отечественных традиций и одновременно учет позитивного (и негативного!) зарубежного опыта. Такой подход позволяет наращивать преимущества в тех аспектах образования, где мы сейчас превосходим зарубежные образовательные системы, и укреплять слабые звенья - такие, как недостаточная самостоятельность обучающихся, слабая материально-техническая база, в ряде случаев шаблонный подход к процессу обучения и недостаток его активных форм.

Учитывая вышеизложенное, к числу основных стратегических направлений развития системы образования Калининградской области можно отнести следующие:

1. Дальнейшее совершенствование и развитие многообразных форм учреждений образования (государственных и негосударственных; гимназий, лицеев, специализированных школ, колледжей и т.д.).

2. Разработку образовательных программ и специализацию учреждений образования в соответствии с перспективным хозяйственным профилем региона и его ролью экономического и культурного моста между Востоком и Западом.

В Калининградском государственном университете (КГУ), в частности, программы уделяют все больше внимания компьютерным курсам, иностранным языкам, ряду гуманитарных (экономических, политических, социологических) дисциплин. С 1995 г. открыты новые специальности и специализации: польский язык и литература; литовский язык и литература; преподавание экономических дисциплин в школе; прикладная математика; геоэкология; социальный сервис и туризм. Предполагается начать также подготовку врачей-лаборантов.

3. Развитие непрерывного образования, обеспечение взаимной связи звеньев системы образования при ведущей роли высших учебных заведений региона.

Известны успехи Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота в обеспечении связи в блоке морского образования. В КГУ устанавливаются аналогичные связи в педагогическом образовании (пока на договорной основе).

4. Вхождение региональной системы образования как общегосударственной подсистемы в европейское и мировое образовательное пространство.

Этому способствуют активные двусторонние связи многих учебных заведений области с зарубежными, а также распространение на область действия европейских программ ТЕМПУС и ТАЦИС. Так, для развития в КГУ английской филологии программой ТЕМПУС выделено на три года 800 тыс. ЭКЮ, а по программе ТАЦИС - 1200 тыс. ЭКЮ на развитие экономического факультета.

КГУ поддерживает тесные отношения с вузами соседних европейских стран. Имеются договора о сотрудничестве с шестью польскими вузами - Гданьским, Щецинским и Познаньским университетами, Гданьским политехническим университетом, Гданьской академией физической культуры, Ольштынской высшей педагогической школой; с университетами Германии - Геттингенским, Марбургским, Грейфсвальдским, Кильским и Мюнхенским, Лундским университетом (Швеция), Клайпедским университетом (Литва), университетом Париж-8 (Франция). По долгосрочному договору Даймлер-Бенц-Фонд (Германия) выделяет ежегодно 50 тыс. марок для стажировок калининградских ученых в университетах ФРГ и немецких ученых - в Калининграде. КГУ входит в совет ректоров Балтийского региона и Конференцию ректоров Европы, а также в Ассоциацию Евразийских университетов.

Одним из наиболее важных является проект создания в учебных целях на базе КГУ регионального центра международной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ.



2019-11-20 175 Обсуждений (0)
Агропромышленный комплекс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Агропромышленный комплекс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)