Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста



2019-11-20 455 Обсуждений (0)
Глава I Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I Теоретическое обоснование проблемы  развития речи у детей старшего дошкольного возраста

1.1  Особенности развития речи у старших дошкольников ………………….6

1.2 Театр - как средство развития выразительности речи детей ………….10

1.3 Методы и приемы работы по развитию речи по средствам театрализованной деятельности …………………………………………………

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи  через театрализованную  деятельность.

 2.1  Особенности развития речи у детей  старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности (констатирующий эксперимент) …………….

 2.2 Театрализованная деятельность как средство развития выразительности   речи (формирующий эксперимент) ………………………………………………

2.3 Выявление эффективности проведения работы по развитию речи детей  старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного среза…………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………

 

 

Введение

 Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии и становление личности. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Речь – чудесный дар природы,  не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит  и на формировании личности в целом. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. В последние годы,     отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.  И именно театрализованная  игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

 По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр  в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе [18,с.168].

Театрализованная  деятельность в ДОО таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач в процессе организованной образовательной деятельности. Однако, данная деятельность не получает широкого применения в педагогической практике, так как недооценивается ее роль в развитии дошкольника. В связи с этим необходимо отметить следующее:

- наблюдается бессистемность и поверхность ознакомления с театром в детском саду;

- театрализованные игры детей характеризуются примитивностью импровизации;

- бедность средств выразительности,  используемых для создания образа;

- отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Таким образом, мы выделяем противоречие между необходимостью организации работы театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий, содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОО. Решение данной проблемы составляет определить педагогические условия, содержание и методы, содействующие развитию речи дошкольника средствами театрализованной игры.

Цель исследования: изучить проблему развития речи у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Объект исследования: развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Гипотеза исследования: развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность будет проходить успешнее, если:

1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;

2)   создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников;

   3)учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
Для достижения поставленной цели определенны задачи:

 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;  

2) рассмотреть возможности театрализованной деятельности по развитию речи у старших дошкольников;

3) изучить методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность;

4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста;

5) разработать методические рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованных игр.

База исследования: детский сад «Тополек», рабочего поселка Новая Майна,   старшая группа, 17 человек.

Методологическая основа исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ  психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение социального и педагогического опыта.

 

Глава I Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности развития выразительности  речи у старших дошкольников.

 Старший дошкольный возраст  - период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит развитие речи.  Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.) [9].

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в  процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.

И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ в своей работе писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. [11, стр3]

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи. Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н. X. Швачкин отмечал, что в начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку».

По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.[1]

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач.

Задача развития выразительности речи, ее основное содержание, описана в разделе « Формирование звуковой выразительности речи» Алексеева М.М., Яшина Б.И. и заключается в следующем: овладение средствами выразительности речи, тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя. Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.

Работа над дикцией. Хорошая дикция, т.е. четкое произношение каждого звука в отдельности, а так же слова и фразы в целом, формируются у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.

Формирование темпа речи и качества голоса. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу голоса с окружающими условиями, беречь его. Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужых мыслей. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).

Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи. Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются». Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию,  особое внимание уделяется длительности и силе воздуха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. 

Работа над голосом. Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка, следовательно, необходимо:

развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту;

приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо, громко) [1]

 Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.

 



2019-11-20 455 Обсуждений (0)
Глава I Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)