Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи  через театрализованную деятельность.



2019-11-20 520 Обсуждений (0)
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи  через театрализованную деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Диагностика развития речи у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).

Цель экспериментального исследования: определить эффективность предлагаемых театрализованных занятий с элементами театрализованных игр, как средство развития речи у старших дошкольников

 Задачи экспериментального исследования:

1) выявить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

2) апробировать занятия с элементами театрализованных игр, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

3) разработать методические рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

 

Для решения поставленных задач использовались методы:

1) наблюдение;

2) тестирование;

3) математическая обработка

4) интерпретация результатов

. В детском саду в старшей группе проведена диагностика. Для выполнения первой задачи был использован метод наблюдения, в ходе которого обследовалась предметно-развивающая среда.

 

 В основу исследования выразительности речи у старших дошкольников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки (см. приложение 2).

Критерием оценки эффективности театрализованных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи у старших дошкольников выступили:

- темпо-ритмические характеристики речи

- темп речи

- одновременная реализации движений и речи

- воспроизведение ритмических рисунков

- мелодико-интонационные характеристики речи

- логическое ударение

В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.

Тест по методике И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи»                                                                                                                                                                                   

Обследование темпо-ритмических характеристик речи.   Пересказ текста: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога». Определение возможности одновременной реализации движений и речи. Произнесение фразы « Солнце светит, ярко светит » и хлопать одновременно в ладоши Определение возможности воспроизведения ритмических рисунков с одновременным речевым сопровождением Чтение скороговорки «Трое трубачей, трубят в трубы» Оценка ребенком собственного темпа речи. Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик» Обследование мелодико-интонационных характеристик речи. Чтение скороговорки «Старый друг лучше новых двух» меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.   Определение способности ребенка правильно расставлять логическое ударение в предложении «Мама купила сыну новый велосипед»
 ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпе-ритме –2 балла   говорит и хлопает одновременно – 2 балла     правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла   правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла   свободно повышает и понижает голос -3 балла   ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 3 балла
 ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпе-ритме – 1балл движения и речь не всегда одновременны – 1 балл   трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл правильная но с помощью экспериментатора – 2 балла     затрудняется, периодически повышает и понижает голос -2 балла   у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 2 балла  
невозможность чтения стихотворения в заданном темпе-ритме- 0 баллов невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов   невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов неправильная – 0 балл     весь речевой материал произносит монотонно -0 балла невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов

 

Интерпретация результатов:

 

Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 9-15 баллов Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 5-8 баллов

Низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0-4 балла

 

  

Театрализованная деятельность как средство    (формирующий эксперимент).

 

 

 2.3 Диагностика развития речи у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент).  

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить следующее. Таким образом, использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:

 -совместного участия в данном процессе детей и взрослых;

-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

-при создании развивающей среды;

- последовательном  ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

Анализ результатов данного исследования показал, что театрально-игровая деятельность имеет большое значение для формирования речевого развития дошкольника. Для развития выразительной стороны речи были созданы такие условия, в которых каждый ребенок мог раскрыть себя. 

Благодаря использованию этих приемов у детей повышается интерес к художественной литературе, оптимизируется процесс развития речи.

 Использования театрализованной деятельности по развитию речи  детей, были изучены особенности развития речи  детей дошкольного возраста, а также были использованы методические приёмы, способствующие выразительности речи. Создана развивающая среда, стимулирующая речевую активность, интерес к художественной литературе, драматизации сказок, воспитанию положительных эмоций и проявлению самостоятельно-художественной деятельности.

В ходе работы была проведена диагностика. По результатам обследования была намечена перспектива работы. Составлен и реализован перспективный план по театрализованной деятельности. Отслежены наиболее эффективные методы и приёмы в работе с детьми по развитию речи (драматизация сказок и небольших сюжетов). Подведены результаты: отмечена динамика, выявлены причины низкого показателя.

Таким образом, цель и задачи исследования выполнены. На более высокий уровень поднялось мышление и воображение. Главное – повысился интерес к художественной литературе, слову, речи.

 

 Список использованной литературы и источников

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2005. – 400с.      

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. - 126 с.

3. Афанасьева А. Н. Народные русские сказки. В 3 тт. Издание подготовили Бараг Л. Г., Новиков Н. В.. Т. 1. М.: Наука, 1984. – 511с.

4. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.

5. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с.3 

6. Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. – М., 1976. Т. 1. – 682 с.

8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.

9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 

10 Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.

11. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121

12. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

13. Мухина В. С. Возрастная психология; - М.: Издательский центр «Академия». 

14. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.

15. Розенкарт - Пупко Л. Формирование речи у детей раннего возраста. Москва, 1963 г.

16. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.

17. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 69 с.[ 15; 3].   

18. О.С. Ушакова.Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред М.: 2008, — С.168.

19. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.

20. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004

21. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.

 

 

ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ

«Под грибом»

Старшая группа

 

Задачи:

Побуждать детей к активному участию в драматизации сказки.

 Развивать речь и двигательную активность детей, имитационные навыки.

 

Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева "Под грибом”; обсуждение сказки; беседа о лесных животных.

 

Атрибуты: шапочки с эмблемами героев сказки.

 

Сказочница:

 

Здравствуйте, детишки!

 

Девчонки и мальчишки!

 

Рада видеть всех сейчас.

 

Ведь давно ждала я вас.

 

Я добрая сказочница.

 

Вот пришел и сказки час,

 

Он зовет в театр нас.

 

Вы садитесь, не стесняйтесь,

 

Поудобнее располагайтесь.

 

Представьте, что вы все сегодня разные звери.

 

Всем ли видно, всем ли слышно?

 

Приготовьте ушки, глазки,

 

Расскажу сейчас вам сказку.

 

Кто будет зрителями? Присаживайтесь!

 

А расскажу я вам сказку про грибок, который нашли герои в лесу.

 

Вспомните, пожалуйста сказку В.Сутеева «Под грибом». Кто были герои сказки? (Дети называют героев, а сказочница выбирает желающих на названную роль.) Шел как-то по лесу муравей-трудяга с работы в лесу

 

Муравей выходит

 

Покажика, муравей, какая у тебя работа в лесу:

 

                   Топ, топ, топоток-

 

                    Мы забили гвоздок

                   (Стучат каблуками, чуть согнувшись имитируют забивание гвоздей, помогая руками, согнутыми в локтях).

 

                     Ры-ры-ры в ход пошли топоры

 

                    (Дети делают взмахи руками вверх и вниз, изображая как колют дрова).

                    Ла-ла-ла в ход пошла пила (Двигают руками попеременно вперед – назад, наклоняя туловище).

 

                    Стены, пол и потолок мы построим теремок (Делают взмахи двумя прямыми руками вверх, вниз, сгибая туловище, изображая, как они красят теремок)

 

И тут начался сильный дождь! Куда ты муравей спрячешься?

 

Муравей: Вот маленький грибок. Я спрячусь под него!

 

Сказочница: А кто под дождь еще попал? Бабочка! Тут ползет бабочка вся мокрая и грустная.

Бабочка: Муравей, пусти меня под гриб.

 

Муравей: У меня места мало, сам еле помещаюсь!

 

Бабочка: Пусти, пожалуйста, я совсем промокла.

Муравей: Залазь, в тесноте, да не в обиде.

 

Сказочница: Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт... Бежит мимо зверек и жалобно попискивает: пи-пи-пи. Кто это?

 

 Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Бабочка и Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка: Потеснитесь немножко!

Сказочница: Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

 

Воробей: Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

 

Герои вместе: Тут места нет.

 

Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!

 

Герои вместе: Ладно.

 

 Сказочница: Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут прыгучий зверёк на полянку выскочил, увидел гриб.

 

Заяц: Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..

 

Муравей: Жалко Зайца, Давайте ещё потеснимся.

 

Сказочница: Погода дождливая, холодно, чтобы согреться давайте поиграем в игру «Зайка»:

 

Зайка беленький сидит,

 

Он ушами шевелит.

 

Вот так, вот так

 

Он ушами шевелит.

 

Зайке холодно сидеть,

 

Надо лапочки нагреть

 

Хлоп, хлоп, хлоп , хлоп

 

Надо лапочки нагреть.

 

Зайке холодно стоять

 

Надо Зайке поскакать

 

Скок, скок , скок, скок

 

Надо Зайке поскакать.

 

Кто-то Зайку испугал

 

Зайка – шмыг и спрятался.

 

 

Сказочница:  Только спрятали Зайца – а тут как тут...

 

Лиса: Зайца не видели?

 

Герои вместе: Не видели.

 

Сказочница:    Подошла Лиса поближе, понюхала:

 

Лиса: Не тут ли он спрятался?

 

Герои  вместе: Где ему тут спрятаться!

 

Сказочница:   Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются. Муравей задумался и говорит: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

 

Сказочница: Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. Герои то знают и не подскажут зрителям! Зрители, а вы догадались?

 

Зрители: Гриб под дождем вырос!

 

Сказочница:

 

А вот и сказке моей пришел конец,

 

А кто участвовал в ней - молодец!

 

А роли сегодня выполняли дети нашей группы (перечисляет).

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

                                                              



2019-11-20 520 Обсуждений (0)
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи  через театрализованную деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи  через театрализованную деятельность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)