Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Построение образа на основе графического стимула.



2019-11-20 284 Обсуждений (0)
Построение образа на основе графического стимула. 0.00 из 5.00 0 оценок




Паспорт методики «Тест творческого мышления П. Торренса»

Название: Тест творческого мышления П. Торренса»

Автор: Элис Пол Торренс (1915 — 2003)

Источник:

Назначение: Тест предназначен для диагностики креативности. Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, — получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

Форма проведения: Оптимальный размер группы — 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­но индивидуальное тестирование.

Возраст испытуемых: начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет).

Краткое описание методики:  Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.


Диагностика помогает исследовать: выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся.

Обработка и интерпретация результатов:

Обработка экспериментальных данных

Характеристика основных показателей творческого мышления

1. Легкость (беглость) — количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.

2. Гибкость — отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения. Измеряется числом категорий. Категории:

• мир природы;

• животный мир;

• человек;

• механическое;

• символическое;

• декоративные элементы;

• видовое (город, дом, шоссе, двор);

• искусство;

• динамические явления.

3.Оригинальность — характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей.

4.Разработанность (тщательность, детализация образов) — фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.

При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высокой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору могут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие показатели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «негативный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических и невротических расстройствах.

Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только количественный результат (баллы), но и причины этого результата.

 

Невербальный буклет «А»

Построение образа на основе графического стимула.

Адаптация теста осуществлена сотрудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.

Оценка выполнения задания по субтесту 1 «Нарисуй картинку»

 

Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

 Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%, оцениваются 1 баллом, в 3,00- 3,99% — 2 баллами, в 2,00-2,99% — 3 баллами, в 1,00-1,99% — 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.

Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.

 

Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое включает понятие простейшего ответа — минимального и первичного. Во втором — придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.

При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (существенную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается);

• цвет, если он дополняет основную идею;

• штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

• украшение, если оно имеет смысл;

• каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу;

• каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозначает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.

 

Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок»

Беглость.  Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке задания субтеста 1.

 



2019-11-20 284 Обсуждений (0)
Построение образа на основе графического стимула. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Построение образа на основе графического стимула.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)