Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения стратегического менеджмента



2019-11-21 164 Обсуждений (0)
Основные положения стратегического менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




С функциональной точки зрения стратегический менеджмент можно рассматривать как вид управленческой деятельности на предприятии, связанный с управлением процессами формирования и реализации стратегий. С точки зрения функционального подхода стратегический менеджмент представляет собой реализацию следующих управленческих функций:

− стратегическое планирование;

− стратегическую организацию;

− стратегический контроль;

− стратегическую мотивацию

Реализация перечисленных управленческих функций обуславливает осуществление  стратегического процесса, то есть последовательность этапов выполнения мероприятий, предусматрвиающих формирование и реализацию одной или нескольких стратегий предприятия.

Основнойпричиной применения в управленческой практике предприятий стратегического менеджмента является возрастающий уровень нестабильностивнешней среды, то есть высокая скорость изменения факторов внешней среды, таких как спрос, техническое оснащение, технология, конкуренты, поставщики и т.д.

Возрастающая нестабильность обуславливает следующие последствия для предприятий:

· сокращение горизонта прогнозирования;

· сокращение времени на принятие управленческого решения;

· рост вероятности осуществления незапланируемых событий;

· увеличение числа и разнообразия управленческих задач;

· отсутствие опыта решения новых управленческих задач;

· возрастающая интеллектуальная и психологическая нагрузка на управляющих;

· изменение требований к качеству управленческого персонала;

· необходимость использования новых методов управления;

· сокращение жизненного цикла конкурентных преимуществ;

· ускорение создания новых конкурентных преимуществ;

· изменение состава ключевых экономических показателей;

· изменение и совершенствование каналов коммуникаций;

· использование новых более сложных организационных структур;

· снижение обоснованности текущего планирования;

· сопротивление изменениям внутри предприятия  и пр.

Одним из средств частичного преодоления перечисленных последствий нестабильности внешней среды разрабатывается стратегия, которая предусматривает подходы, способы, алгоритмы решения управленческих задач, возникающих в нестабильных будущих условиях функционирования предприятия.

Второй важной причиной внедрения стратегического планирования на предприятии (кроме нестабильности) являются объективные факты, обуславливающие универсальные подходы к решению проблем на предприятиях:

· зависимость большинства предприятий от «стандартного» набора факторов внешней среды (конкуренты, потребители, поставщики и т.д.);

· наличие одинаковых способов принятия управленческих решений для определенных проблем (сокращение прибыли, рост затрат, падение продаж и т.п);

· наличие ограниченного и известного числа конкурентных преимуществ (лидерство в затратах, дифференциация, фокусирование на сегментах и т.п.);

· зависимость эффективной управленческой деятельности от правильного взаимодействия основных элементов системы управления (организационной структуры, методов мотивации, личностных характеристик менеджеров, и т.п.);

· использование унифицированных методов учета, прогнозирования и планирования;

· применение одинаковых систем учета для получения экономической информации (бухгалтерский, налоговый, финансовый и другие виды учета) и пр.

В этой связи, стратегия представляет собой сочетание универсальных подходов таким образом, чтобы эффективно преодолевать будущие проблемы.  Другими словами, стратегия может рассматриваться как своеобразная «инструкция» принятия типовых управленческих решений при наступлении заранее прогнозируемых проблем, что позволяет уменьшить время для принятия управленческих решений и повысить их эффективность.

Таким образом, стратегия как инструмент управления предприятием позволяет обеспечить:

· правильный выбор направления будущего развития;

· быструю и адекватную реакцию на изменения во внутренней и во внешней среде;

· создание и удержание необходимых конкурентных преимуществ;

· целенаправленное получение информации о внутренней и внешней среде предприятия;

· организацию согласованной деятельности подразделений предприятия для раз­вития в выбранном направлении;

· формирование текущих технико-экономических показателей деятельности предприятия;

· определение необходимых управленческих компетенций руководителей;

· внедрить новые методы управления;

· преодоление внутреннего сопротивления изменениям и т.д.

 

Стратегическому менеджменту, предшествовала определенная эволюция развития моделей управления. Так, можно выделить 4 модели управления, последовательно внедряемые в течение 20-го века:

1. Модель краткосрочного управления, главной функцией которой является текущее планирование, сориентированное на производственную мощность, и текущий контроль за достижением плановых показателей. Данная модель использовалась при низком уровне нестабильности внешней среды, что позволяло основное внимание руководителей сосредоточить на производственных аспектах деятельности.

2. Модель долгосрочного управления, предполагающая осуществление плановой функции управления с помощью экстраполяции, то есть перенесения прошлых тенденций развития на будущее. Данная модель используется при более высоком уровне нестабильности внешней среды, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлого. Как и в предыдущей модели, внимание руководителей сосредоточены на производственных аспектах внутренней среды предприятия, а влияние внешней среды учитывается с помощью экстраполяции.

3. Модель стратегического планирования, в которой основной упор делается на планирование стратегии на основе анализа внешней среды. Стратегия позволяла принимать управленческие решения при наступлении новых и неожиданных событий при высокой нестабильности внешней среды. В данной модели внимание руководителей переключается на внешнюю среду, чтобы можно было своевременно предусмотреть будущие изменения и определить реакцию на них Особенность процесса планирования стратегии являлось ориентация на текущий внутренний потенциал предприятия, что определенным образом снижало стратегическую инициативу.

4. Модель стратегического менеджмента, предполагающая разработку стратегии предприятия на основе анализа внешней и внутренней среды без ориентации на текущий потенциал предприятия. Данная модель используется при высоком уровне нестабильности внешней среды, когда темп изменений настолько ускоряется, что базирование на текущих возможностях стало неэффективным и необходимо развивать внутренний потенциал в соответствии с планируемой стратегией. В модели стратегического управления стратегию рассматривается как средство ускорения принятия управленческих решений и переключения внимания руководителей от внутренних, как правило, внутренних производственных задач к внешнему окружению.



2019-11-21 164 Обсуждений (0)
Основные положения стратегического менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения стратегического менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)