Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткая биография А.С.Даргомыжского



2019-11-21 308 Обсуждений (0)
Краткая биография А.С.Даргомыжского 0.00 из 5.00 0 оценок




Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Кто такой Александр Сергеевич Даргомыжский?

· А.С.Даргомыжский (1813-1869) – выдающийся русский композитор 19 века.

· Он младший современник, друг и ученик М.И.Глинки (был младше Глинки на 9 лет и дружил с ним больше 20 лет). 

· Наряду с М. Глинкой, Даргомыжский стал родоначальником русской классической музыки.

В чем значение Даргомыжского для русской музыки?

Творческая судьба Даргомыжского сложилась не очень счастливо. Его творчество не было оценено по достоинству современниками.

И лишь немногие друзья и поклонники понимали, что то, что делает Даргомыжский – это нечто новое в русской музыке, нечто новаторское и очень перспективное. Пройдет совсем немного времени, и по тому пути, который открыл Даргомыжский, пойдут М.Мусоргский, Рихард Вагнер (немецкий композитор), Клод Дебюсси (французский композитор), С.Прокофьев и Д.Шостакович (советские композиторы).

Даргомыжский - основоположник нового направления в русской музыке – «музыкального реализма».     

Мусоргский, младший современник Даргомыжского, назвал его «великим учителем правды в музыке».

В то время, в 40-60е годы 19 века, в культуре (как в России так и за рубежом) формируется новое направление - «критический реализм». 

Главной особенностью этого направления в искусстве было правдивое, достоверное изображение действительности, всех негативных сторон жизни общества, всех его пороков. Это интерес к социальной тематике.

Даргомыжскому оказались близки идеи и темы критического реализма.

Это  - образы «униженных и оскорбленных» (как и у Ф.Достоевского). Это - психология «маленького человека» (т.е., простого, обычного, не имеющего титула или высокого звания). Это - тема социального неравенства. Это быт человека - такой, как он есть, без прикрас.

Все эти темы впервые вошли в русскую музыку благодаря Даргомыжскому.

Краткая биография А.С.Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомыжский  родился 14 февраля 1813 г. в селе Троицкое Тульской губернии, в хорошей семье.

Отец, Сергей Николаевич Даргомыжский, получил образование в Благородном пансионе в Москве. Он был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж.

Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, тоже была очень хорошо образована; некоторые ее стихи даже печатались в альманахах и журналах.

Семейное предание сохранило романтическую историю женитьбы отца на Марии Борисовне, происходившей из рода князей Козловских. По рассказам современников, молодой человек женился не как все люди, а похитил невесту и они обвенчались тайно, потому что князь Козловский не хотел выдавать дочь за маленького почтового чиновника с плохой родословной.  В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергей Николаевич был человеком способным и трудолюбивым, а потому быстро получил чин коллежского секретаря и орден.

Когда маленькому Саше Даргомыжскому  еще не было 5-ти лет, отцу сделали предложение о работе. Один знакомый рекомендовал его в столичный коммерческий банк. Это означало переезд в Санкт-Петербург и начало блестящей карьеры.

В 1818 году состоялся переезд в Санкт-Петербург.  Отец Даргомыжского вместе с семейством поселился на квартире прямо в здании банка.

Родители наняли для детей отличных учителей не только по общеобразовательным предметам, но и по музыке. Почти все дети учились играть на разных инструментах (фортепиано, скрипке, арфе). Юный Саша оказался на редкость одаренным учеником. Легко овладел скрипкой и очень хорошо играл на фортепиано.

В 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Но всерьез к этому увлечению музыкой не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители.

В 1827 году (в 14 лет) по протекции отца, он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора, мелким чиновником в канцелярию (без оплаты жалования). Но в работе Саша отличался усердием и быстро продвигался по служебной лестнице: сначала он стал коллежским регистратором, потом губернским секретарём и, наконец, его повысили до должности помощника контролёра.

Попутно в свободное время дома он  сочиняет для себя романсы. Кроме того молодой Даргомыжский  вел активную светскую жизнь, посещал светские питерские гостиные, играл там на фортепиано и исполнял свои романсы. Постепенно в светских петербургских салонах его романсы начинают пользоваться все большей популярностью и вскоре исполнялись буквально в

В один из таких светских вечеров, в 1835 году (Даргомыжскому  было 22 года) состоялось знакомство с Михаилом Ивановичем Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

«Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас… Мы скоро сошлись и искренно подружились. …Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях», — писал Даргомыжский в автобиографической записке.

Даргомыжский часто по-приятельски бывал у Глинки дома и наблюдал его работу над оперой «Иван Сусанин». И даже помогал Глинке в этой работе над оперой «Иван Сусанин» - помогал устраивать репетиции оперы, искал оркестрантов.

Именно дружба с Глинкой заставила Даргомыжского  по-новому взглянуть на своё увлечение музыкой: не просто развлекаться написанием салонных романсов, а уйти в музыку по-настоящему, с головой. Сделать музыку своей профессией. Он начал пробовать свои силы в разных музыкальных жанрах, а Глинка давал ему ценные советы по технике композиции.

В 1836 году Даргомыжский присутствовал на премьере оперы Глинки, видел её успех, шумный общественный резонанс, который опера вызвала. Это произвело на 23-х летнего молодого человека огромное впечатление.

Он решает писать оперу на сюжет очень популярного тогда романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Свою будущую оперу он решает назвать «Эсмеральдой». Уже тогда его начали привлекать образы «униженных и оскорбленных».

Но этот первый оперный опыт оказался неудачным. Оперу долго не хотели ставить, партитура оперы пролежала в дирекции императорский театров много лет. Первая постановка состоялась лишь через 8 лет в Большом театре в Москве, в 1847 году. И довольно быстро про оперу забыли, публика не оценила русскую оперу на романтический сюжет (предпочитала итальянские оперы), да и музыка была слабой.

Пока опера «Эсмеральда» ждала своего часа, Даргомыжский  не унывал, он продолжал сочинять романсы и начал  давать уроки вокала (на которых, как говорили, творил чудеса – даже из безголосых делал приличных певцов). Уроки были бесплатны и у него всегда было огромное количество учеников. Его популярность и известность в Питере росла все больше и больше.

Даргомыжский, серьезно занимаясь музыкой, продолжает служить и делать карьеру чиновника и дослужился до  титулярного советника.

В 1843 году он закончил службу, выйдя в отставку титулярным советником.

***Титулярный советник – это чиновник 9-го класса в табели о рангах (это таблица чинов в России;  всего было 14 классов, самый низший – 14 класс – это коллежский регистратор).

В 1844 году Даргомыжский совершает заграничное путешествие (подобно Глинке – едет учиться). Он побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Познакомился со многими известными тогда композиторами. Главный его результат — неодолимая потребность «писать по-русски». Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо  большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

После возвращения из поездки Даргомыжский всецело посвящает себя сочинению новой оперы – «Русалка». Еще в 40-е годы у него возникла идея написать оперу по неоконченной поэме Пушкина «Русалка» (Пушкин – его любимый поэт, он часто обращается к произведениям Пушкина и в романсах, и в операх).

Премьера оперы «Русалка» состоялась в мае 1856 года.  Премьера прошла с успехом. С Даргомыжским  подружилось молодое поколение композиторов из творческого содружества «Могучая кучка», которым очень понравилась опера (всего в этом содружестве было 5 композиторов – Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи).

В 1866 году,  под влиянием своих молодых друзей, он начинает писать еще одну оперу на сюжет любимого им А.С.Пушкина - «Каменный гость». Опера получается очень необычной, нестандартной, новаторской. 

Но Даргомыжский не успел её закончить. В последние годы он уже был болен (грыжа и аневризма аорты); в последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. В течение нескольких месяцев опера была почти окончена; смерть помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам.

По завещанию Даргомыжского докончил «Каменного гостя» Цезарь Кюи; он же написал вступление к опере, заимствовав из нее тематический материал, а оркестровал оперу Римский-Корсаков. Стараниями друзей «Каменный гость» был поставлен в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 г.

Необычность и новизна оперы в том, что Даргомыжский отказался в ней от традиционных оперных форм: арий, вокальных ансамблей и хоров. В основе оперы – маленькая трагедия Пушкина, в которой Даргомыжский не изменил и не убрал ни слова. Вся опера – это сплошной непрерывный мелодический речитатив и декламация.

17 января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Почти всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями, перед смертью – с сестрой.



2019-11-21 308 Обсуждений (0)
Краткая биография А.С.Даргомыжского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткая биография А.С.Даргомыжского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)