Половецкая каменная скульптура
В память о себе на огромных пространствах от Юго-Западной Азии до Юго-Восточной Европы (в том числе и в нашем крае) половцы оставили памятники сакрального искусства – изваяния из серого песчаника, получившие название половецкие каменные бабы. По количеству данных находок Донецкие степи занимают одно из первых мест. Известны находки как близ Северского Донца (у сёл Прелестное, Хрестыще), так и в степи. Особенно
много изваяний найдено на Донецком Кряже и в Приазовье. Одна из крупнейших коллекций их хранится в Донецком республиканском краеведческом музее. Крупные собрания имеются в природных заповедниках Хомутовская степь, Каменные Могилы и в Великоанадольском музее леса. Наивысшая концентрация святилищ приходится на южные районы ДНР и Запорожскую область Украины.
Половецкое каменное изваяние XII-XIII вв. Природный заповедник «Гектова балка» в Добропольском районе Особый интерес представляет святилище, обнаруженное в 1975 г. в районе микрорайона Текстильщик на территории г. Донецка, в котором были найдены не только остатки двух каменных изваяний, но и уникальная каменная фигурка медведя.
Характерной деталью половецких изваяний является то, что все они держат в руках чашу – символ того, что перед нами не просто человек, а обожествлённый предок, ставший после смерти духом, покровителем рода. Изначально для них строились специальные святилища. О них сообщает Г. Рубрук – фламандский монах-францисканец, путешественник, проезжавший через нашу степь в середине XIII в.: «…Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращённую лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу…». Проезжающий мимо такого кургана половец должен был принести идолу жертву, чтобы заручиться его поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой: «И пред идолом гнётся кипчаков спина ... Всадник медлит пред ним и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо». Ø Культовые места половцев-кипчаков представляли собой каменную выкладку с оградкой на кургане, в котором, зачастую, не было захоронений половецкого времени. Внутри оградки стояло одно или несколько изваяний, обращённых лицом к востоку. Такое положение изваяний внутри святилищ прослеживается по источникам XVII в., когда некоторые каменные изваяния ещё стояли на своих прежних местах не потревоженными. Подобное положение было прослежено и у изваяния, лежавшего на уплощённой вершине кургана у города Дебальцево. В момент находки оно лежало на животе головой к востоку. Такое положение изваяния, явно находившегося на своём первоначальном месте, свидетельствовало, что оно было обращено к этой стороне света. Лицом к востоку были направлены изваяния в святилище у села Новосёловка Тельмановского района, которое также располагалось на кургане эпохи бронзы, и на других известных святилищах, где первоначальное расположение статуй удалось проследить. Обращение каменных изваяний лицевой частью в восточную сторону было связано с представлениями тюркских народов о том, что мир предков находится на западе. Так как изваяния изображали обожествлённых предков, находящихся в далёкой западной стране мёртвых, то они, соответственно должны были общаться с живыми из этой страны, т.е., стоять лицом к востоку, к миру живых. Соответственно, кочевник, приносящий им жертвы, обращался лицом к западу, к стране предков.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |