Вторая половина 17 век
Век Расцвет Киевской Руси связан с утверждение христианства (988г.) в качестве государственной религии. В музыкальной культуре выделяют 2 направления: 1) Народная 2) Церковная
Народное творчество тесно связано с язычеством, с такими праздниками как масленица, праздник Ивана Купало. Основные жанры народного эпоса: Старины или былины Действующие лица: Богатыри (об Илье Муромце, о Вольге и Микуле, жил Святослав 90 лет).
Музыкальные особенности былин: 1) Исполнять с говорком (течение на распев) 2) Мелодия речитативного плана 3) Аккомпанемент (гусли)
В тот период ц.м. получила развитие после принятия христианства при князе Владимире. Русь из языческой стала христианской страной. Русская церковь получила от греков не только вероучение, но и весь церковный ритуал. В частности Богослужебное пение в том виде, в котором содержали сами греки: · текст всех служб года на славянском языке · письменные традиции – церковная музыка записывалась особыми знаками – крюками или знаменами. Отсюда произошло название ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ (от др.рус. «знамя» - «певческий знак»). Крючки помещались над текстом, но указывали лишь направление движения мелодии, а не высоту звука. Знаменный распев был: - одноголосный - диатоничный - аккапельный - диапазон сексты, септимы - ритм не симметричный (опора на текст) Знаменные мелодии были основы на системе 8-ми голосов (ладов) – осмогласие. Каждый глас имел своипопевки по гласице, которые ложились в основу напева. Позже появляется КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ.Кондак – пение в честь святого гимнического характера. В мелодии появились украшения, хроматизмы и модуляции. Пение оставалось одноголосным.
ПЕРВЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХОР был привезен князем Владимиром из Византии. При десятинной церкви была открыта певческая школа для подготовки певчих и доместиков (мастер пения, дирижёр, учитель пения). Доместики управляли хором с помощью системы жестом (херономия). Указывая темп, направление движения мелодии, сложные мелодические ходы, которые крючками не фиксировались.
Век Распад Киевской Руси. Очагами хоровой культуры стали стольные города – Новгород, Владимир, Суздаль Чернигов, Псков, Рязань. При соборных этих городов создались певческие школы и хоры. В певческое искусство вбирались местные народно-песенной традиции.
Век Период Татаро-монгольского нашествия. Церковные распевы приобрели всё более русские национальные черты. Продолжало развиваться народное творчество. Центральной была тема борьбы против Ига.
Век Начало объединения Руси вокруг Московского княжества. В этот период обобщаются местные певческие традиции русских городов.
Век Освобождение от Татаро-монгольского Ига.
Вторая половина 15 века Создан первый русский хор - хор Государевых певчих дьяков. Основан хор при дворе Ивана III 1)35 человек 2)обслуживание церкви 3)выступали 4)следили за состоянием певчих дел в стране Расцвет деятельности при Иване IV При Петре 1 – хор переведен из Москвы в Санкт-Петербург и на его базе создан Придворный хор. С 1763г. – Придворная певческая капеллы (состав до 100 человек + участие в пост. 1-х рус.иитальян. + директор капеллы – Бортнянский. Воспитанниками капеллы являлись многие выдающиеся хоровые дирижёры. 1920г. в капелле появляются женские голоса. Сейчас – это Петербургская академическая капелла. Век Возникли новые формы хорового искусства. 1) ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ (не канонизировано осьмогласием, одноголосное). 2) СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ (1-ая многоголосная форма хорового пения). Текст исполнялся на 1-3 голоса. Основная мелодия «Путь» поручалась среднему голоса, остальные голоса располагались над мелодией (вершники) и под ней (нижники). Партии голосов писались над тестом в виде нескольких строк => строчное пение. Ритм зависел от декламации словесного текста.
1589 год создаётся хор Патриарших певчих дьяков. С 1721г. становился Московским Синодальным хором. Хор в начале был мужской, а с середины 18 века – смешанный с участием мальчиков. 1886г. – расцвет хора (регенты Орлов и Данилин). С успехом выступал за границей. С синодальным хором были связаны многие композиторы – Танеев, Рахманинов. С 1918г. – Государственный хор СССР.
Век Кризис древнерусской певческой традиции: 1) ХомОвое пение – система произношения слов с несуществующими в них гласными – (хомония). 2) Аненайки – добавление несуществующих слов – ненена, хубаба, теререм – обессмысливали текст. 3) Многогласие – одновременное исполнение предусмотренных в службе песнопений и чтений в целях сокращения времени службы.
Вторая половина 17 век Появляется новый стиль хорового многоголосья – ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от лат. «парцио» - «разделить») (петь по партиям). Хор делится на постоянные группы голосов – хоровые партии, пение акаппельное, многоголосное. Партесное пение возникло на Украине. Стиль партесного пения подготовлен строчным пением. Становлению многоголосного пения способствовала высокая профессиональная подготовка певцов в монастырских и церковно-приходских школах + хор государственных певчих дьяков и хор патриарших певчих. С введением партесного пения крючковое письмо было сменено современной пятилинейной нотацией (ноты были сначала квадратик, потом кружок), тактовых черт не было. Вместо гласов вводится мажорно-минорная система. Устанавливается 4 партии: басы, тенора, альты, дисконты. Головщик (руководитель хора) сменяется регентом (управляющий).
Наибольшего развития партесное пение достигло в жанре партесного концерта («Торжествуй Российская земля»). Камерной разновидностью партесного концерта были: 1) Псалмы (духовная, хвалебная песнь) 2) Канты (куплетно-бытовая песня) Канты бывали религиозные и светские. Во время празднеств исполнялись Панегерические канты (виватные канты) в конце канты распевалось слово ВИВАТ. Например: «Радуйся роско земля». Характерные черты канта: 1) Трехголосье 2) Два верхних голоса исполняют мелодию в терцию 3) Цифрованный бас (бас-гармоническая основа) 4) Куплетное строение
Век Продолжают развиваться традиции канта.
Век Интенсивно развивается развивающаяся помещичья культуры. Многие помещики создавали свои капеллы, которые состояли из крепостных певцов и музыкантов. Были известны капеллы Князя Голицына, Графа Шереметьева, капелла Архангельского.
Организовались хоры в учебных заведениях: 1)хор Московского университета 2)хор Смольного института 3)хор Самопутного кадетского корпуса Открыты: 1) 1862 год Петербургская кон-са – Антон Рубинштейн; 2) 1866 год Московская кон-са Николай Рубинштейн - с обязательным хоровым классом для всех учащихся; 3) 4) 1862 год бесплатная музыкальная школа (БМШ) – организована Балакиревым и Ломакиным в Петербурге. 5) 1890-1903 года бесплатный хоровой класс Мельникова в Петербурге 6) 1859 год – Русское музыкальное общество (РМО), организовал Антон Рубинштейн. 7) 1878 год – Москва – Русское хоровое общество (РХО). 8) 1897 год – хор Пречистенских курсов для рабочих 9) 1900 год – хор Юхова (хор любителей), затем этот хор стал Первым государственным хором, а далее Республиканской академической капеллой им.Юрлова 10) 1901 год – симфоническая хоровая капелла – организатор Булычёв. Цель создания данных музыкальных организаций: - распространение муз.образования - пропаганда классической и современной музыки - Пропаганда хорового пения Век Советское хоровое искусство После ВОСР культура страны получила светское направление (не связанное с церковью). Ведущие церковные хоры преобразованы в народные академии. Наблюдается расцвет хорового пения. Организовывались новые профессиональные хоры, иногда на базе старых: Хор Юрлова -> первый Государственный хор; Широко развивается музыкальная самодеятельность. Расширяется круг тем (о Ленине, о революции, о красной армии). В предвоенный период расцветает национальная культура, ее достижения демонстрировалось на декадах национального искусства. 1936г. – Всесоюзная хоровая олимпиада. Популярны ансамбли песни и пляски. С первых дней ВОВ создаются хоровые произведения для фронтовых ансамблей и радиопередач. Одна из первых песен «Священная война». В послевоенные годы Появляется много хоровых произведений крупной формы (кантаты, оратории, сюиты). Их темы - борьба за мир и социалистическое строительство (Арутюнян – «Кантана о Родине», Прокофьев – «На страже мира»). Широко распространены хоровые массовые песни (Пахмутова, Новиков, Макроусов). Активную концертную деятельность вели многие хоровые коллективы (Московский камерный хор(Минин), Ансамбль песни и пляски красной армии им. Александрова). 1957 году – Всероссийское хоровое общество . В период распада СССР хоровому искусству уделялось мало внимания, но сейчас наблюдается очередной виток подъема хорового искусства (Президент сказал, что в каждом учебном заведении должен быть хор).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |