Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вторая половина 17 век



2019-11-21 208 Обсуждений (0)
Вторая половина 17 век 0.00 из 5.00 0 оценок




Век

Расцвет Киевской Руси связан с утверждение христианства (988г.) в качестве государственной религии.

В музыкальной культуре выделяют 2 направления:

1) Народная

2) Церковная

 

Народное творчество тесно связано с язычеством, с такими праздниками как масленица, праздник Ивана Купало.

Основные жанры народного эпоса:

Старины или былины

Действующие лица: Богатыри (об Илье Муромце, о Вольге и Микуле, жил Святослав 90 лет).

 

Музыкальные особенности былин:

1) Исполнять с говорком (течение на распев)

2) Мелодия речитативного плана

3) Аккомпанемент (гусли)

 

В тот период ц.м. получила развитие после принятия христианства при князе Владимире. Русь из языческой стала христианской страной.

Русская церковь получила от греков не только вероучение, но и весь церковный ритуал. В частности Богослужебное пение в том виде, в котором содержали сами греки:

· текст всех служб года на славянском языке

· письменные традиции – церковная музыка записывалась особыми знаками – крюками или знаменами.

Отсюда произошло название ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ (от др.рус. «знамя» - «певческий знак»).

Крючки помещались над текстом, но указывали лишь направление движения мелодии, а не высоту звука.

Знаменный распев был:

- одноголосный

- диатоничный

- аккапельный

- диапазон сексты, септимы

- ритм не симметричный (опора на текст)

Знаменные мелодии были основы на системе 8-ми голосов (ладов) – осмогласие.

Каждый глас имел своипопевки по гласице, которые ложились в основу напева.

Позже появляется КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ.Кондак – пение в честь святого гимнического характера.

В мелодии появились украшения, хроматизмы и модуляции. Пение оставалось одноголосным.

 

ПЕРВЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХОР был привезен князем Владимиром из Византии.

При десятинной церкви была открыта певческая школа для подготовки певчих и доместиков (мастер пения, дирижёр, учитель пения).

Доместики управляли хором с помощью системы жестом (херономия).

Указывая темп, направление движения мелодии, сложные мелодические ходы, которые крючками не фиксировались.

 

Век

Распад Киевской Руси.

Очагами хоровой культуры стали стольные города – Новгород, Владимир, Суздаль Чернигов, Псков, Рязань.

При соборных этих городов создались певческие школы и хоры.

В певческое искусство вбирались местные народно-песенной традиции.

 

Век

Период Татаро-монгольского нашествия.

Церковные распевы приобрели всё более русские национальные черты. Продолжало развиваться народное творчество. Центральной была тема борьбы против Ига.

 

Век

Начало объединения Руси вокруг Московского княжества. В этот период обобщаются местные певческие традиции русских городов.

 

Век

Освобождение от Татаро-монгольского Ига.

 

Вторая половина 15 века

Создан первый русский хор - хор Государевых певчих дьяков.

Основан хор при дворе Ивана III

1)35 человек

2)обслуживание церкви

3)выступали

4)следили за состоянием певчих дел в стране

Расцвет деятельности при Иване IV

При Петре 1 – хор переведен из Москвы в Санкт-Петербург и на его базе создан Придворный хор.

С 1763г. – Придворная певческая капеллы (состав до 100 человек + участие в пост. 1-х рус.иитальян. + директор капеллы – Бортнянский.

Воспитанниками капеллы являлись многие выдающиеся хоровые дирижёры.

1920г. в капелле появляются женские голоса.

Сейчас – это Петербургская академическая капелла.

Век

Возникли новые формы хорового искусства.

1) ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ (не канонизировано осьмогласием, одноголосное).

2) СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ (1-ая многоголосная форма хорового пения). Текст исполнялся на 1-3 голоса. Основная мелодия «Путь» поручалась среднему голоса, остальные голоса располагались над мелодией (вершники) и под ней (нижники). Партии голосов писались над тестом в виде нескольких строк => строчное пение. Ритм зависел от декламации словесного текста.

 

1589 год создаётся хор Патриарших певчих дьяков.

С 1721г. становился Московским Синодальным хором. Хор в начале был мужской, а с середины 18 века – смешанный с участием мальчиков.

1886г. – расцвет хора (регенты Орлов и Данилин). С успехом выступал за границей. С синодальным хором были связаны многие композиторы – Танеев, Рахманинов.

С 1918г. – Государственный хор СССР.

 

Век

Кризис древнерусской певческой традиции:

1) ХомОвое пение – система произношения слов с несуществующими в них гласными – (хомония).

2) Аненайки – добавление несуществующих слов – ненена, хубаба, теререм – обессмысливали текст.

3) Многогласие – одновременное исполнение предусмотренных в службе песнопений и чтений в целях сокращения времени службы.

 

Вторая половина 17 век

Появляется новый стиль хорового многоголосья – ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от лат. «парцио» - «разделить») (петь по партиям).

Хор делится на постоянные группы голосов – хоровые партии, пение акаппельное, многоголосное.

Партесное пение возникло на Украине. Стиль партесного пения подготовлен строчным пением.

Становлению многоголосного пения способствовала высокая профессиональная подготовка певцов в монастырских и церковно-приходских школах + хор государственных певчих дьяков и хор патриарших певчих.

С введением партесного пения крючковое письмо было сменено современной пятилинейной нотацией (ноты были сначала квадратик, потом кружок), тактовых черт не было.

Вместо гласов вводится мажорно-минорная система. Устанавливается 4 партии: басы, тенора, альты, дисконты.

Головщик (руководитель хора) сменяется регентом (управляющий).

 

Наибольшего развития партесное пение достигло в жанре партесного концерта («Торжествуй Российская земля»).

Камерной разновидностью партесного концерта были:

1) Псалмы (духовная, хвалебная песнь)

2) Канты (куплетно-бытовая песня)

Канты бывали религиозные и светские.

Во время празднеств исполнялись Панегерические канты (виватные канты) в конце канты распевалось слово ВИВАТ. Например: «Радуйся роско земля».

Характерные черты канта:

1) Трехголосье

2) Два верхних голоса исполняют мелодию в терцию

3) Цифрованный бас (бас-гармоническая основа)

4) Куплетное строение

 

Век

Продолжают развиваться традиции канта.

 

Век

Интенсивно развивается развивающаяся помещичья культуры. Многие помещики создавали свои капеллы, которые состояли из крепостных певцов и музыкантов. Были известны капеллы Князя Голицына, Графа Шереметьева, капелла Архангельского.

 

Организовались хоры в учебных заведениях:

1)хор Московского университета

2)хор Смольного института

3)хор Самопутного кадетского корпуса

 Открыты:

1) 1862 год  Петербургская кон-са – Антон Рубинштейн;

2) 1866 год Московская кон-са Николай Рубинштейн - с обязательным хоровым классом для всех учащихся;

3)

4) 1862 год бесплатная музыкальная школа (БМШ) – организована Балакиревым и Ломакиным в Петербурге.

5) 1890-1903 года бесплатный хоровой класс Мельникова в Петербурге

6) 1859 год – Русское музыкальное общество (РМО), организовал Антон Рубинштейн.

7) 1878 год – Москва – Русское хоровое общество (РХО).

8) 1897 год – хор Пречистенских курсов для рабочих

9) 1900 год – хор Юхова (хор любителей), затем этот хор стал Первым государственным хором, а далее Республиканской академической капеллой им.Юрлова

10) 1901 год – симфоническая хоровая капелла – организатор Булычёв.

Цель создания данных музыкальных организаций:

- распространение муз.образования

- пропаганда классической и современной музыки

- Пропаганда хорового пения

Век

Советское хоровое искусство

После ВОСР культура страны получила светское направление (не связанное с церковью).

Ведущие церковные хоры преобразованы в народные академии.

Наблюдается расцвет хорового пения.

Организовывались новые профессиональные хоры, иногда на базе старых:

Хор Юрлова -> первый Государственный хор;

Широко развивается музыкальная самодеятельность.

Расширяется круг тем (о Ленине, о революции, о красной армии).

В предвоенный период расцветает национальная культура, ее достижения демонстрировалось на декадах национального искусства.

1936г. – Всесоюзная хоровая олимпиада.

Популярны ансамбли песни и пляски.

С первых дней ВОВ создаются хоровые произведения для фронтовых ансамблей и радиопередач. Одна из первых песен «Священная война».

В послевоенные годы

Появляется много хоровых произведений крупной формы (кантаты, оратории, сюиты). Их темы - борьба за мир и социалистическое строительство (Арутюнян – «Кантана о Родине», Прокофьев – «На страже мира»).

Широко распространены хоровые массовые песни (Пахмутова, Новиков, Макроусов).

Активную концертную деятельность вели многие хоровые коллективы (Московский камерный хор(Минин), Ансамбль песни и пляски красной армии им. Александрова).

1957 году – Всероссийское хоровое общество .

В период распада СССР хоровому искусству уделялось мало внимания, но сейчас наблюдается очередной виток подъема хорового искусства (Президент сказал, что в каждом учебном заведении должен быть хор).

 

 



2019-11-21 208 Обсуждений (0)
Вторая половина 17 век 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вторая половина 17 век

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)