Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности социальной перцепции как главного компонента общения



2019-11-21 211 Обсуждений (0)
Особенности социальной перцепции как главного компонента общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Перцептивная сторона общения трактуется как процесс восприятия и познания друг друга коммуникантами установления на этой основе располагающей обстановки к дальнейшему общению. Процесс восприятия одного индивида другим выступает, как обязательная составная часть коммуникативного акта и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Отметим, что помимо всего прочего, в отечественной социально-психологической науке в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека»[4].

Л.С. Рубинштейн полагал, что основным компонентом перцептивного общения является «расшифровка» внешних данных собеседника, которая происходит через рефлексию и идентификацию, после чего устанавливается тесная связь и образовывается эмпатия.

Итак, изучаемому понятию посвящено огромное множество трудов и исследований. А именно, на становление понятия социальной перцепции сильнейшее влияние оказали такие ученые, как Э. Блейер, У. Джемс, Г. Келли, Ч. Кули, Дж. Мид и др.

Интересный подход развивают Л. Росс и Р. Нисберт, акцентируя внимание на том, что в условиях «власть ситуации» проявляется гораздо сильнее, чем личностные особенности людей. Вследствие этого имеет место фундаментальная ошибка атрибуции, заключающаяся в переоценке личностных черт и недооценке значения ситуации[9].

Говоря об особенностях социальной перцепции, важно учесть, что в процессе межличностного восприятия и понимания человека человеком, формируется определенный набор установок, обобщений, а также эталонов, который позволяет в ситуации взаимодействия с другими людьми относить их к определенной категории. Такими механизмами являются эмпатия, проецирование, идентификация, стереотипизация, атрибуция, рефлексия, обратная связь, эффект ореола, новизна-первичность, атракция.

А.А. Реан выделяет шесть групп социально-перцептивных стереотипов: антропологические, этнонациональные, социальностатусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие. Отметим, что благодаря стереотипизации происходит формирование социальной установки.

Механизм проецирования, в свою очередь,  заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.[8]

Говоря об идентификации, отметим, что в отличие от проецирования она связана с целенаправленной постановкой себя на место другого.

Рефлексия - предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.

Обратная связь трактуется как сообщение партнеру по общению, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.[5]

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее позитивное впечатление приводит к положительным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот.

Эффекты «первичности» и «новизны» касаются значимости определенной последовательности предъявления информации об индивиде для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация оказывается наиболее значимой.

Особенно важная роль в понимании перцептивной стороны общения отводится каузальной атрибуции, где процесс межличностного познания сводится к стремлению индивидов построить определенную систему интерпретации поведения друг друга, в частности его причин[9].  Основателем каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, который был убежден, что люди стремятся приписать поведение внутренним или внешним причинам. Кроме того, можно отметить и ряд других авторов, которые проводили значительные исследования в этой области: Э. Джоунз и К. Дэвис и др.[7].

По мере развития положений каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание теории. Если ранее речь шла о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности.

Таким образом, на основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание процесса общения.

 

 

Заключение

Целью контрольной работы было изучение основных характеристик общения. Для реализации цели были реализованы следующие задачи:

1.Изучение особенностей коммуникативного процесса в основных его психологических аспектах;

2.Рассмотрение функции общения;

3.Описание основных видов общения;

4.Выявление особенностей социальной перцепции как главного компонента общения.

Поставленные задачи реализованы в полной мере, действительно, в современных условиях развития социума общение приобретает ведущую курсирующую роль. Коммуникативный процесс или общение определяется как взаимодействие индивидов с целью передачи информации, эмоционального состояния, настроения и т.д.

Без общения не происходит ни одна деятельность. От качественного выстроенного процесса общения зависит успех деятельности в целом. В современной ситуации развития нашего общества общение играет огромную роль, которая заключается в правильной и грамотной подаче информации. Сейчас недостаточно просто быть коммуникабельной личностью, необходимо быть правильно подготовленным в коммуникативном плане, обладать хорошим словарным запасом и уметь ориентироваться во многих сферах и областях социальной действительности.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные в работе, выполнены. Изучаемая тема представляет огромную важность для современности.

 

 

Список литературы

1. Андреева Г. М. «Социальная психология»- М: «Аспект Пресс», 2016. – 363 с.

2. Бериева О. Л. Культура общения как феномен человеческого взаимодействия // Вестник КазГУКИ. 2013. -315 с.

3. Белинская Е. П., Бронин И. Д. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования // Вестник КемГУ.- 2015. -№1-1 (61).-С.23-29

4. Бескровная Е. А. Деловое общение как условие успешного взаимодействия в профессиональной деятельности // Гаудеамус. -2015. -№19.-C.32-36

5. Коваленко, М. Ю. Теория коммуникации / М. Ю. Коваленко, М. А. Коваленко. – М. :Юрайт, 2016. – 466

6. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.,1976.-251с.

7. Парыгин Б. Д. К вопросу о структуре социально-психологического общения //Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развитие контактов между людьми[текст]. Л., 1970.-562с.

8. Стернин И. А. Коммуникативное поведение как предмет описания // Тверской лингвистический меридиан. Тверь: Тверск. гос. ун-т.-№5.-2016. - С. 93-98.

9. Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Вестник ГУУ.- 2016. -№10. –С. 25-36

 

Приложение №1

Рисунок 1. Классификация видов речи



2019-11-21 211 Обсуждений (0)
Особенности социальной перцепции как главного компонента общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности социальной перцепции как главного компонента общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)