Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие общения в психологии



2019-11-21 231 Обсуждений (0)
Понятие общения в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Направление подготовки: 38.0 3 .0 4 «Государственное и муниципальное управление»

Образовательная программа: Правовое обеспечение государственного и муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социальная психология»

на тему «Сущность понятия общения и его основные характеристики»

 

Автор работы :

студентка 2 курса

заочной формы

обучения

группы 18 ГМУ 1-З

Ф.И.О. Смирнова Ольга

Евгеньевна

Подпись___________

 

Руководитель

Контрольной работы :

к. п c .н., доцент кафедры

гуманитарных и  

естественнонаучных

дисциплин

Ф.И.О. Верещагина Анна

Анатольевна

Подпись____________

 

Калининград, 2019 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.Понятие общения в психологии……………………………………………..5

2.Функции общения……………………………………………………………7

3.Вербальное и невербальное общение……………………………………….8

4.Особенности социальной перцепции как главного компонента общения………………………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………..……………..15

Приложение…………………………………………………………………...16

 

 

Введение

Современный социум обширен и разнообразен. С развитием цивилизации мир требует от общества все большей нарастающей активности. Безусловно, коммуникативное взаимодействие выполняет важную роль и функцию в социальной жизнедеятельности индивида. На общении построен весь процесс роста и развития человека. Вряд ли человек сможет без общения долгое время. Межличностная коммуникация играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек рождается, растет, работает, живет в социуме.

    Огромную роль в процессе общения играет перцепция или восприятие индивидом собеседника. Ведь, зачастую, то, как работают перцептивные механизмы в процессе коммуникации, зависит весь процесс выстраивания отношений, потому что восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей[2]. Следовательно, актуальность темы не вызывает сомнений. Действительно, межличностная коммуникация является необходимым условием организации жизни личности, без него немыслимо полноценное и гармоничное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом[7].

    Важно отметить, что изучение поставленной проблемы дает возможность более детального анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведенческой сферы человека, формирования его внутреннего мира и т.д.

    Так, проблемой исследования общения как социально-психологического феномена занимались такие ученые, как: А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская, А.А. Бодалев, В.Н.Панферова, В.Н.Куницына и т.д.

    Актуальность темы, позволила сформулировать цель исследования, а именно: изучение основных характеристик общения.

    Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Осуществить анализ научно-публицистической литературы по изучаемому вопросу;

2.Осветить понятие общение в психологии;

3.Рассмотреть функции общения;

4.Описать основные виды общения;

5.Изучить особенности социальной перцепции как главного компонента общения.

Структура работы.  Контрольная работа состоит из введения, четырех подпунктов, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, задачи. В основной части  рассматриваются теоретические основы изучаемой проблемы. В заключении сформулированы основные выводы.

 

 

Понятие общения в психологии

Общение в переводе с латинского подразумевает участие в совместной деятельности, А. Тойнби делал акцент на участие в политическом союзе[2]. Можно сказать, что термин общения или коммуникации с давних времен выражает свою прямую суть, к нему обращались во все времена философы, мыслители, рабочие и т.д.

В концепциях коммуникации 1950-1960-х гг. в рамках постбихевеоризма происходит все большая психолгизация данного понятия, которое начинает изучаться как процесс взаимодействия. Безусловно, в процессе коммуникации каждый участник взаимодействия так или иначе оказывает влияние на собеседника, которое выражается в приеме и передаче жизненного опыта, индивидуально-личностных особенностей и т.п.

Как указывал, Р.Крейг общение, которое возникло в контексте бихевиорального направления, не имело некой научной самостоятельной категории, как отдельное направление коммуникация сформировалась лишь к концу 60-х гг.[3]

Постепенно процесс общения стал изучаться как социальное направление, социальность общения. Отметим, что в особой степени изучению поддавались интерактивный и трансактивный характер коммуникации, которые предполагали, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно.

На современном этапе развития психологической науки данные понятия остаются относительно новыми, малоизученными феноменами.

Обращаясь к описанию теоретико-концептуальных взглядов на предмет общения, опишем теории общения А. П. Панфилова, который определяет коммуникативный процесс как специфический обмен информацией, передачу информации когнитивно-эмоционального содержания. Г. М. Андреева, в свою очередь, выделяет в коммуникации три направления: общение, передача информации, взаимодействие. Говоря о процессе коммуникации как процессе обмена информации, психолог указывала на неправильность такого понимания, так как общение является многогранным процессом и не может рассматриваться только со стороны передачи информации[1]. Нельзя не согласиться с Андреевой в том, что помимо передачи информации, происходит ее уточнение и обобщение.

А. Я. Кибанов трактовал общение как «многоплановый процесс развития контактов между индивидами, порождаемый необходимостью совместной жизнедеятельности». Автор отмечал, что общение состоится только тогда, когда, коммуникаторы будут обладать единой системой кодирования, ввиду чего возникают барьеры общения, служащие причиной недопонимания собеседника[3].

Барьерами коммуникации подробно занимался М.Ю. Коваленко, который утверждал следующее: «коммуникация как процесс представляет собой обмен смысловой информацией между людьми, при котором сообщение или сигнал в виде скомпонованных определенным образом знаков или символов передается целенаправленно, принимается в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит ли этот процесс к ожидаемому результату»[5;21].

Отметим, что В. Шепель определил шесть коммуникационных барьеров[6]:

ü Некомфортная физическая среда процесса коммуникации;

ü Инерция включенности, т.е. слушатель во время беседы думает о другом;

ü Антиципация к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

ü Ощутимое отличие в уровне словарного запаса и лексикона;

ü Профессиональное неприятие;

ü Неприятие имиджа коммуникатора.

Интересен и взгляд А.А. Леонтьева, который трактует коммуникацию не с позиции односторонней передачи информации, а как процесс обмена информацией между реципиентами[4]. В свою очередь, Ю.В. Таратухина рассматривает общение с точки зрения специфического акта обмена, передачи информации и ее интеллектуального содержания[3].

Говоря о модели коммуникативного взаимодействия, важно акцентировать, она представляет собой передачу сообщения от отправителя к получателю. Главными компонентами модели коммуникации являются участники: отправитель и получатель; сообщение; канал коммуникации, целевая аудитория.

Таким образом, коммуникативный процесс – это взаимодействие индивидов с целью передачи информации, эмоционального состояния, настроения и т.д. Любая коммуникация так или иначе имеет коммуникативные барьеры, но понимая происхождение определенных барьеров коммуникации, необходимо пытаться их избегать.

Функции общения

Функции общения в качестве фактора личности чрезмерно многообразны. Общение является глубочайшей потребностью личности, условием и средством ее удовлетворения.

· Общение является формой реализации и проявления человеческой сущности.

· Общение выполняет в коллективной деятельности индивидов коммуникативно-связывающую роль. Общение – это важнейшее условие успеха деятельности.

· Общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального существования.

· Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста.

Таким образом, учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между коммуникантами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающего, - межличностным типом общения[5].

Безусловно, отношения людей строятся на основе эмоциональной привлекательности, ценностного сходства партнеров и мало зависят от их социальных рангов и ролей. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируются в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Само содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта.



2019-11-21 231 Обсуждений (0)
Понятие общения в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие общения в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)