Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Железы смешанной секреции.



2019-11-21 433 Обсуждений (0)
Железы смешанной секреции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекции по разделу: «Вегетативная физиология».

Составитель: Куфаева И. В.

Название работы: Лекции по разделу: «Вегетативная физиология».

Количество страниц: 103 страницы.

Содержание.

1. Пояснительная записка…………………………………………………4-5

2. Лекция 1: «Понятие об эндокринных железах. Значение и структура гормонов. Общая характеристика желёз внутренней секреции. Возрастные особенности. Железы смешанной секреции. Половое воспитание детей»………………………………………………………….6- 13

 3. Лекция 2: «Значение обмена веществ в организме. Регуляция и возрастные особенности обмена веществ. Витамины»………………14-24

4. Лекция 3: «Значение температуры организма. Возрастные особенности терморегуляции»…………………………………………..25-29

5. Лекция 4: «Значение кровообращения. Проводящая система сердца. Работа сердца»……………………………………………………………...30-43

6. Лекция 5:«Движение крови по сосудам. Круги кровообращения»………………………………………………………….44-49

7. Лекция 6: «Регуляция сердечно-сосудистой системы. Лимфатическая система. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы»……………………………………………………..50-58

8. Лекция 7: «Значение дыхания. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях»…………………………………………..59-73

9. Лекция 8: «Значение и строение органов пищеварения. Возрастные особенности секреторной и моторной функции пищеварительного тракта. Гигиена питания»……………………………………………….74-86

10. Лекция 9: «Строение и значение органов выделения. Образование мочи. Изменение функций почек с возрастом»…………………….87-93

11. Лекция 10: «Строение и функции кожи. Возрастные особенности. Гигиена кожи. Закаливание»…………………………………………..94-102

12. Список литературы………………………………………………….103

 

 

Пояснительная записка.

Анатомия и физиология - это важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. В отличие от животных, для него свойственно развитое мышление, интеллект, наличие членораздельной речи. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать гигиенические нормы, необходимые в быту и на производстве для сохранения здоровья человека. Для него характерны социальные условия жизни, общественные взаимоотношения. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменили их. Знание особенностей строения и функций человеческого организма полезно любому человеку, тем более что иногда, при непредвиденных обстоятельствах, может возникнуть потребность оказать первую медицинскую помощь.

 Знания об анатомии, физиологии и гигиене объединены в один предмет, который изучается студентами третьего курса школьного отделения педагогического колледжа. Кроме того, знания о возрастных особенностях детского организма, необходимы будущим учителям. Поэтому, в предмет включены вопросы об особенностях строении и функционирования организма с учетом возраста детей. 

 В изучаемый предмет включены разделы: «Морфофункциональная организация организма человека. Его развитие», «Строение, функции и гигиена нервной и двигательной систем», «Вегетативная физиология».

 В данную методическую разработку включены лекции по разделу: «Вегетативная физиология». Тематика содержит вопросы о железах внутренней секреции, обмене веществ, витаминах, значении температуры, о составе и значении крови, сердечно-сосудистой системе, дыхательной системе, пищеварительной системе, о мочевыделительной системе, о коже. В настоящее время нет единого учебника, который бы объединял вопросы анатомии, физиологии с учетом возрастных особенностей, а также гигиенические нормы и правила для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Поэтому, возникла необходимость в помощь студентам разрабатывать такие лекции с учетом программных требований. Это упростит работу студента, сэкономит его время.

Над лекцией студент работает на уроке под руководством преподавателя. При подготовке домашней работы, студенты должны ответить на предлагаемые вопросы теоретического и практического характера, которые имеются после каждой рассматриваемой темы. В качестве дополнительного материала предлагается список используемой литературы.

 Для лучшего усвоения материала в лекции включены цветные таблицы, схемы, рисунки.

Данная методическая разработка поможет студентам заочного отделения.

Лекции составлены на основе требований Государственного стандарта. Темы разработаны с учетом индивидуально- типологических особенностей студентов.

Лекция 1

Понятие об эндокринных железах. Значение и структура гормонов. Общая характеристика желёз внутренней секреции. Возрастные особенности. Железы смешанной секреции. Половое воспитание детей.

Классификация желёз. Гормоны. Основной функцией их эпителиальных клеток является образование и выделение особых веществ, так называемых секретов, влияющих на разные стороны жизнедеятельности организма. Все железы нашего организма по выполняемым функциям делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Железы:                                                                                                                                                                                                                                                              

· внешней секреции вырабатывают секреты, которые выводятся через выводные протоки в полость или на поверхность тела (слюнные железы, пищеварительные железы, потовые, молочные);

· внутренней секреции выводных протоков не имеют и выделяют свои секреты в кровь (гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидная железа, надпочечники). Табл.1;

· смешанной секреции состоят из двух участков: один участок имеет выводные протоки, а другой участок выводных протоков не имеет (половые железы, поджелудочная железа). Табл.1.                                                                                                                              

Секреты, которые выделяют железы внутренней секреции, называются гормонами. Гормоны имеют следующие свойства:

- орган, на который они действуют, может быть удалён от желез внешней секреции;

- действуют только на живые клетки;

- обладают высокой биологической активностью и специфичностью.

Функции гормонов:

- обеспечивают рост и развитие организма;

- обеспечивают адаптацию организма;

- обеспечивают гомеостаз;

- контролируют процессы обмена веществ.

Гипофиз. Расположен в углублении основной части кости черепа и анатомически связан с подбугровой областью головного мозга. Гипофиз состоит из трёх долей: передней, промежуточной и задней. Передняя доля гипофиза выделяет 6 гормонов роста, влияющих на рост, регулирующих деятельность щитовидной и половых желёз. Поступление в кровь гормона роста обеспечивает равномерный рост организма. При повышении функции передней доли гипофиза у детей наблюдается ускоренный рост, который в юношеском возрасте проявляется в гигантизме. При этом задерживается половое развитие ребёнка, у него появляются головные боли, слабость, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается зрение, отмечается непропорциональность сложения. Рост ребёнка зависит не только от гормональной функции передней доли гипофиза, но и от ряда других факторов6 географическое положение страны, питание. возраст, пол, национальность и др. И тем не менее на всех быстро растущих детей, рост которых превышает средние нормы соответствующих возрастных показателей. должны обратить внимание учителя, родители. врачи. Усиленное поступление в кровь гормонов роста у взрослых людей вызывает заболевание акромегалию. Причиной ее чаще всего бывает опухоль передней доли гипофиза. Такое заболевание сопровождается увеличением отдельных частей тела: носа, губ, языка, ушей, кисти, стопы. Снижение функции передней доли гипофиза влечёт за собой задержку роста (карликовость). Это заболевание чаще встречается у детей в возрасте 6-8 лет. Половые железы при этом заболевании не развиваются. Такие дети в умственном отношении не отличаются от своих сверстников, телосложение пропорциональное. Промежуточная часть гипофиза развита у детей. а у взрослых почти отсутствует. эта часть гипофиза влияет на пигментацию кожи. Задняя доля гипофиза выделяет гормон вазопрессин, который влияет на мочевыделение, повышает АД. Гипофиз имеет маленькие размеры, но оказывает большое влияние на другие железы внутренней секреции, ВНД, белковый, углеводный обмен.

Эпифиз (шишковидное тело). Расположен между передними буграми четверохолмия среднего мозга. Клетки его синтезируют мелатонин (ночью), серотонин (днём). У взрослого человека железа практически не функционирует. Эта железа оказывает влияние на половое созревание, на функции половых желёз, сон и бодрствование. с возрастом масса эпифиза постепенно увеличивается и после 10 лет практически не изменяется. В пожилом возрасте в эпифизе могут появляться кисты, в нём накапливаются вещества, получившие название мозгового песка.

Щитовидная железа. Расположена ниже щитовидного хряща впереди гортани. Пронизана кровеносными, лимфатическими сосудами, нервами. За 1 час через неё проходит 5-6 литров крови. Щитовидная железа выделяет гормон тироксин. Этот гормон повышает интенсивность энергетического обмена и роста организма; стимуляция рефлексов. При избыточном действии гормона тироксина развивается базедова болезнь. При этом повышается уровень обмена веществ, возбудимость нервной системы, развивается зоб. при недостаточном действии гормона тироксина развивается микседема. При этом наблюдается понижение уровня обмена веществ, возбудимость нервной системы, отёчность. В молодом возрасте возникает кретинизм. При этом нарушаются пропорции тела, задерживается рост, половое и психическое развитие. Функциональная активность щитовидной железы также имеет возрастные особенности. Наибольшей она бывает у детей в возрасте 5-7 лет и у подростков 13-15 лет. В период полового созревания у девочек железа увеличивается. Это временное явление связано с усилением деятельности гипофиза и половых желёз. Щитовидная железа выделяет кальцитонин, который контролирует обмен кальция в организме, «сберегая» его в костях.

Паращитовидные железы. Располагаются на задней стороне щитовидной железы в количестве четырёх штук, примыкая к её капсуле. Клетки желёз вырабатывают гормон паратгормон, который регулирует уровень кальция и фосфора в крови, что необходимо для нормальной функции, возбудимости нервной и мышечной систем и содержания кальция в крови. При пониженной функции паращитовидных желёз снижается содержание кальция в крови и увеличивается количество калия, что вызывает повышенную возбудимость, появляются судороги. При недостатке кальция в крови он измывается (вымывается) из костей, в результате чего кости становятся гибкими, происходит размягчение костей. При гиперфункции паращитовидных желёз кальций откладывается в стенках кровеносных сосудов, в почках. С возрастом масса паращитовидных желёз увеличивается. У женщин во все возрастные периоды масса паращитовидных желёз несколько больше, чем у мужчин.

Надпочечники. Расположены забрюшинно в толще околопочечного жирового тела над верхними полюсами почек. Надпочечники состоят из мозгового слоя и коркового вещества. В корковом слое происходят сложные биологические процессы, связанные с образованием ряда гормонов, из которых особенно важны кортизон, гидрокортизон, альдостерон. Кортизон и гидрокортизон играют важную роль в белково-углеводном обмене, в повышении иммунитета, а альдостерон регулирует водно-минеральный обмен. Группа гормонов коркового слоя по биологическому действию близка к мужским и женским половым гормонам. В мозговом слое надпочечников вырабатываются адреналин и норадреналин. Адреналин действует на симпатическую нервную систему, повышая её возбудимость, а также регулируя обмен веществ, особенно углеводный. Этот гормон усиливает и учащает сердечную деятельность, суживает сосуды, повышает кровяное давление. Количество адреналина, поступающего в кровь, увеличивается при таких эмоциях, как страх, гнев, а также при болевых раздражениях кожи. Норадреналин вызывает повышение кровяного давления. Нарушения в деятельности коркового слоя надпочечников у детей вызывают тяжёлые последствия. У таких детей нарушаются функции половых желёз: наступает раннее половое созревание или развиваются вторичные половы признаки противоположного пола. Кроме того, у них появляется слабость, снижается кровяное давление, падает аппетит, наблюдаются желудочно-кишечные расстройства, боль во всём теле. Поражение мозгового слоя надпочечников вызывает у детей резкое повышение кровяного давления , которое затем переходит в стойкую гипертонию с головными болями, рвотой, болями в области сердца.

Железы смешанной секреции.

а) Поджелудочная железа. Наряду с внешнесекреторной функцией - выделением поджелудочного сока в двенадцатиперстную кишку-поджелудочная железа выполняет внутрисекреторную функцию. В ткани этой железы есть островки клеток, называемые островками Лангерганса. Эти клетки не имеют выводных протоков и обильно снабжаются кровью. Вырабатывают гормон инсулин. Этот гормон играет очень важную роль в углеводном обмене. У здоровых людей в крови содержится 0-0,12% глюкозы. Избыток ее, поступающий в кровь из органов пищеварения, проходя через печень, под действием инсулина полимеризуется в полисахарид гликоген, который откладывается в этом органе про запас. При недостатке глюкозы в крови часть гликогена превращается в глюкозу под влиянием гормонов других эндокринных желёз. Это обеспечивает динамическое постоянство состава кровяной плазмы, являющееся одним из проявлений гомеостаза. С гипофункцией внутрисекреторных участков поджелудочной железы связана болезнь сахарный диабет. При недостатке инсулина в крови значительно понижается образование гликогена в печени, и глюкоза. Свободно проходя через этот орган, попадает в кровяное русло. Тогда содержание глюкозы в крови значительно возрастает. При избытке инсулина выделяемого в кровь, уменьшается в значительной степени количество глюкозы. Это приводит к гипогликемии. Классные руководители и воспитатели должны знать о таких заболеваниях, чтобы оказать первую медицинскую помощь и правильно вести учебно- воспитательную работу.

б) Половые железы. Выполняют две функции: выделение половых клеток и выделение мужских (андрогены) и женских (эстрогены) половых гормонов. Половые гормоны, попадая в кровь, оказывают большое влияние на рост и общее развитие ребёнка, так как обеспечивают формирование полового аппарата, появление вторичных половых признаков и оказывают влияние на психику. Под вторичными половыми признаками понимают те внешние различия, которые характерны для мужчин и женщин. В раннем детском возрасте в организме мальчиков и девочек одновременно образуются оба вида половых гормонов - мужские и женские, которые влияют друг на друга. Так, в возрасте 6 лет у мальчиков и девочек образуется одинаковое количество мужского полового гормона, а к 12 годам у мальчиков его выделяется в два раза больше, чем у девочек. Как железы внешней секреции яички начинают функционировать у подростков 14-15 лет. Образуя семенную жидкость со сперматозоидами. В качестве эндокринной железы половые железы начинают работать очень рано: на разных стадиях внутриутробного развития они вырабатывают мужской половой гормон, который непосредственно поступает в кровь. Он стимулирует появление вначале первичных, а при половом созревании вторичных половых признаков (рост волос на лице и туловище, разрастание гортани, удлинение и утолщение голосовых связок, развитие мускулатуры). Рост яичек у мальчиков до 5-7 лет очень незначителен и только у ребят более старшего возраста начинается заметное увеличение этих органов. Женские половые железы, так же как и мужские. начинают внешнесекреторную деятельность только в период полового созревания. в яичнике находится огромное количество фолликулов с недозревшими яйцеклетками, которые в большинстве своём ещё до наступления половой зрелости подвергаются перерождению. И только 400-500 яйцеклеток достигают полной зрелости. Стенки фолликулов осуществляют внутрисекреторную функцию, вырабатывая женские половые гормоны. Нормальное половое развитие у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, т. е. в 12-13 лет, а иногда и в 10-11 лет. Половые гормоны способствуют наступлению менструаций и развитию вторичных половых признаков (рост волос на определенных участках тела, развитие молочных желез. Формирование гортани и коротких тонких голосовых связок).

Вазопрессин окситоцин
Таблица 1. Расположение в организме человека желез внутренней и смешанной секреции.

 

1- эпифиз; 2- гипофиз; 3- щитовидная железа; 4- околощитовидные железы; 5- вилочковая железа (тимус); 6- надпочечник; 7- почка; 8- желудочно- кишечный тракт; 9- поджелудочная железа; 10- яичник; 11- плацента; 12- семенник.

Половое развитие человека. Имеет несколько стадий, во время которых идёт постепенное усиление функций половых желез и одновременное угнетение вилочковой железы (тимуса).

1- я стадия- детская. Девочки - до 8 лет, мальчики - до 10 лет

2- я стадия - пребубертатная. Девочки - от 9 лет до 11 лет, мальчики - от 10 лет до 14 лет

3- я стадия. Пубертатная. Девочки - от 12 лет до 16 лет, мальчики - от 14 лет до 18 лет.

У юношей 1-2 раза в месяц, а иногда реже бывают непроизвольные семяизвержения - поллюции. Обычно это происходит во сне и является естественным физиологическим процессом организма. Появление менструаций у девушек и поллюций у юношей - начало качественного перехода детского организма в зрелый, но это еще не значит, что организм подростка уже готов к половой жизни. Физическая зрелость приходит к 19- 20 годам.

Половое воспитание. Половое воспитание - одна из сторон нравственного воспитания. Половое воспитание начинается задолго до периода полового созревания, с первых дней жизни ребёнка. На первых порах оно заключается в уходе за малышом, в соблюдении элементарных правил гигиены, а позже - в половом просвещении и формировании нравственного поведения. Вопросы младших школьников о причинах появления на свет детей вполне естественны. Такие вопросы не должны пугать родителей, так как являются результатом развития мышления у ребёнка. Задавая эти и подобные вопросы дети не ждут исчерпывающих ответов. ответ должен быть правдивым, но не возбуждающим повышенного интереса к интимным отношениям. Успех полового воспитания во многом зависит от педагогического такта, опыта, тонкого и чуткого понимания детей. подобные вопросы нельзя решать на классных собраниях или допускать в беседах излишнюю торопливость, неискренность. Очень важно знать не только, о чём говорить с детьми, но и как с ними говорить. Задача учителя - помочь детям установить такие отношения между мальчиками и девочками, в основе которых были бы взаимное уважение, чувство собственного достоинства у девочек и рыцарство у мальчиков (уступить место, помочь справиться с трудной работой, защитить и др.). Детскую дружбу необходимо поощрять и в то же время держать ее под деликатным, не назойливым, разумным контролем.

 

Вопросы и задания.

1. Составьте глоссарий, т. е. словарик терминов лекции. Давая свои пояснения к понятиям, постарайтесь не дублировать материал, а сделать собственное краткое описание.

2. Приведите классификацию желез в организме.

3. Перечислите железы внутренней секреции. Обозначьте на схеме железы внутренней и смешанной секреции.

4. Составьте таблицу «Железы внутренней и смешанной секреции».

 

Название железы

Местоположение железы

 

Функции железы

Действие гормонов Гиперфункция (избыточное действие) Гипофункция (недостаточное действие)
             

Литература.

 

1. Гайворонский И. В. , Ничипорук Г. И., гайворонский А. И. анатомия и физиология человека. М. 2009 г.

2. Жилов Ю. Д., Куценко Г. И., Назарова Е. Н. Основы медико - биологических знаний. М. 2001 г.

3. Резанов Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. М. 2000 г.

4. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М. 1997.

 

Лекция 2



2019-11-21 433 Обсуждений (0)
Железы смешанной секреции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Железы смешанной секреции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)