Тема. Психология групп
Группа – общность взаимодействующих людей во имя осознаваемой цели, общность, которая выступает как субъект действия (Шерковин Ю. А.). Группа в психологическом понимании: это НЕ только наличие множества лиц, это общность, целостность.
Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.
Примеры малых групп: семья, школьный класс, трудовой коллектив. Спортивная команда, студенческая группа, музыкальная группа, актёрская труппа.
? Это малая группа в психологическом понимании? · На остановке в ожидании автобуса стоит 23 человека, они незнакомы друг с другом. · 17 человек первый раз пришли на занятия танцами. · Студенты 4 курса биологического факультета в количестве 29 человек.
Большая социальная группа – социальная общность, члены которой, не имея непосредственного общения между собой, опосредованно связаны психологическими механизмами групповой коммуникации. Основание выделения групп – их специфическое положение в системе общественных отношений. Выделяют виды: 1. Сложившиеся в ходе социального и исторического развития, они долговременны, устойчивы. Профессиональные, этнические, религиозные, гендерные, политические, возрастные.
2. Группы, возникшие в результате сознательного стремления к объединению на основе общих целей и ценностей. Партии, общественные движения, субкультуры, фан-клубы.
3. Стихийные общности. Случайно возникшие кратковременные образования: толпа, публика, аудитория.
? Это большая социальная группа в психологическом понимании? Почему? · На рок-концерт собралось 557 человек. · Все турагенты России. · Все австралийцы.
КРИТЕРИИ Что делает группу группой в психологическом плане
1. Идентичность, чувство «мы». 2. Общие интересы, нормы, традиции, ценности. 3. Общая деятельность. 4. Язык. В том числе жаргон, диалект, терминология.
ТЕЗИСЫ Что нужно знать о группах
_ Группа – реальная ячейка общества, включенная в широкий социальный контекст. Современный подход – рассматривать их не изолированно, а в реальном социальном контексте. Социальный контекст это социальные, культурные, исторические условия, в которых живёт общество.
Например, на семейные отношения влияет социальный контекст. Семьи в разные исторические эпохи отличались: в феодальном обществе, в 19 веке, в настоящее время. Семьи в восточных и западных культурах отличаются, в разных странах отличаются. Примеры. Загар. Вальс, танго. Женщина, приглашающая мужчину танцевать. «Гражданский» брак (сожительство). Цирк с животными.
_ Общество воздействует на личность через группу, и важно понять, каким образом группы выступают посредником между личностью и обществом. Общество Группа Личность
Человек выполняет разные социальные функции, является членом разных групп, формируется на пересечении этих гр. Это определяет объективное место личности в системе социальных отношений. На личность оказывают влияние взгляды, нормы, ценности, убеждения, представления разных групп.
_ Группа – это субъект деятельности, общность содержания деятельности порождает общность психологических характеристик: норм, ценностей, интересов и т.д. Деятельность – это целенаправленная активность. Должны быть цель и результат! Виды деятельности: игровая, учебная, трудовая.
Групповые субъекты учебной деятельности: школьный класс, студенческая группа. Цель: сформировать умения, навыки, усвоить знания. Субъекты трудовой деятельности: трудовой коллектив, музыкальная группа. Цель: произвести товары, блага, оказать услуги.
_ Наблюдаются групповые психические явления. Пси характеристика группы не = сумме пси характеристик её членов. Это нечто большее. Каждая группа в психологическом плане отличается от другой, каждая уникальна.
Чтобы всё это измерить, нужно опросить группу! Если мы изучаем характеристики личности (конкретного человека), например, коммуникативность, то достаточно опросить по методике 1 человека. Если мы изучаем малую группу, например, трудовой коллектив, то опросить 1 человека недостаточно. Нужно опрашивать всю группу. Иначе это будет субъективное мнение 1 человека о группе. ? Как изучать психические явления в больших социальных группах? Опрашивать всех? Если мы изучаем большую социальную группу, например, этническую – испанцев или австралийцев, то опросить 1 человека недостаточно. Иначе это будет субъективное мнение 1 человека о группе. Нужно опрашивать выборку 100 – 300 человек.
Пример. Психологическая атмосфера в группе
Малая группа Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.
Основные признаки:
1. Общественные отношения в форме непосредственных личных контактов.
Примеры опосредованных контактов. Отношения могут быть обезличенными. Информация может передаваться с помощью технических средств. СМИ. Переписка по электронной почте. Торговля через Интернет-магазины. Деловые отношения могут быть описаны законодательно, например, трудовые в ТК РФ, в правилах внутреннего распорядка организации. Международные отношения могут быть опосредованными, без личных контактов.
В малой группе – «живое» общение, быстрая обратная связь, личные знакомства – знают друг друга лично.
Пример. В студенческой группе / трудовом коллективе все друг друга знают, общаются непосредственно, происходит живой диалог, отвечают на вопросы сразу, а не через неделю, отвечают на реплики собеседника сразу.
2. Группа – субъект деятельности. Варианты: игровой (друзья), учебной (студенческая группа), трудовой (коллектив).
3. Существует реально (не в вакууме), а в определённой системе общественных отношений. Лабораторные группы – искусственно созданные для проведения исследований (опросов, экспериментов). Они кратковременны, членов группы ничто не связывает. Реальные группы устойчивы, в них есть отношения, деятельность, есть своя история, есть причина возникновения.
4. Группа – часть общественной структуры. Группа включена в более крупные сообщества, организации.
Например, трудовой коллектив медицинского учреждения (поликлиники) --- поликлиника --- Министерство здравоохранения. Студенческая группа --- факультет --- вуз --- Министерство образования. Актёрская труппа --- театр--- Министерство культуры.
Границы малой группы Нижняя граница 2 (диада), 3 (триада!). Споры о нижней границе. Аргумент в пользу триады: есть позиция 3-го – наблюдателя. Верхняя граница Vs 1. «Магическое» число 7+-2 – количество предметов, которые человек может удержать в кратковременной памяти. Vs 2. Современный подход: учитывать реальные условия и признаки малой группы.
Например, семья может состоять из 2 человек, из 5, из 15. Например, учебная группа может включать 9, 17, 36 человек.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |