Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема. Психология групп



2019-11-21 181 Обсуждений (0)
Тема. Психология групп 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Группа – общность взаимодействующих людей во имя осознаваемой цели, общность, которая выступает как субъект действия (Шерковин Ю. А.).

Группа в психологическом понимании: это НЕ только наличие множества лиц, это общность, целостность. 

 

Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.

 

Примеры малых групп: семья, школьный класс, трудовой коллектив. Спортивная команда, студенческая группа, музыкальная группа, актёрская труппа.

 

? Это малая группа в психологическом понимании?

· На остановке в ожидании автобуса стоит 23 человека, они незнакомы друг с другом.

· 17 человек первый раз пришли на занятия танцами.

· Студенты 4 курса биологического факультета в количестве 29 человек.

 

Большая социальная группа – социальная общность, члены которой, не имея непосредственного общения между собой, опосредованно связаны психологическими механизмами групповой коммуникации. Основание выделения групп – их специфическое положение в системе общественных отношений.

Выделяют виды:

1. Сложившиеся в ходе социального и исторического развития, они долговременны, устойчивы. Профессиональные, этнические, религиозные, гендерные, политические, возрастные.

 

2. Группы, возникшие в результате сознательного стремления к объединению на основе общих целей и ценностей. Партии, общественные движения, субкультуры, фан-клубы.

 

3. Стихийные общности. Случайно возникшие кратковременные образования: толпа, публика, аудитория.

 

? Это большая социальная группа в психологическом понимании? Почему?

· На рок-концерт собралось 557 человек.

· Все турагенты России.

· Все австралийцы.

 

КРИТЕРИИ Что делает группу группой в психологическом плане

 

1. Идентичность, чувство «мы».

2. Общие интересы, нормы, традиции, ценности.

3. Общая деятельность.

4. Язык. В том числе жаргон, диалект, терминология.

 

ТЕЗИСЫ Что нужно знать о группах

 

_ Группа – реальная ячейка общества, включенная в широкий социальный контекст.

Современный подход – рассматривать их не изолированно, а в реальном социальном контексте.

Социальный контекст это социальные, культурные, исторические условия, в которых живёт общество.

 

Например, на семейные отношения влияет социальный контекст. Семьи в разные исторические эпохи отличались: в феодальном обществе, в 19 веке, в настоящее время. Семьи в восточных и западных культурах отличаются, в разных странах отличаются.

Примеры. Загар. Вальс, танго. Женщина, приглашающая мужчину танцевать. «Гражданский» брак (сожительство). Цирк с животными.

 

_ Общество воздействует на личность через группу, и важно понять, каким образом группы выступают посредником между личностью и обществом.

Общество                                             Группа                                           Личность  

 

Человек выполняет разные социальные функции, является членом разных групп, формируется на пересечении этих гр. Это определяет объективное место личности в системе социальных отношений.

На личность оказывают влияние взгляды, нормы, ценности, убеждения, представления разных групп.

 

_ Группа – это субъект деятельности, общность содержания деятельности порождает общность психологических характеристик: норм, ценностей, интересов и т.д.

Деятельность – это целенаправленная активность. Должны быть цель и результат!

Виды деятельности: игровая, учебная, трудовая.

 

Групповые субъекты учебной деятельности: школьный класс, студенческая группа.

Цель: сформировать умения, навыки, усвоить знания.

Субъекты трудовой деятельности: трудовой коллектив, музыкальная группа.

Цель: произвести товары, блага, оказать услуги.

 

_ Наблюдаются групповые психические явления.

Пси характеристика группы не = сумме пси характеристик её членов. Это нечто большее.

Каждая группа в психологическом плане отличается от другой, каждая уникальна.

 

В малых В больших
Социально-психологический климат Сплочённость Психологическая атмосфера Организационная культура Командообразование Массовое сознание Социальные представления Социальные стереотипы Общественные настроения Флэш мобы. Кооперативное поведение

 

Чтобы всё это измерить, нужно опросить группу!

Если мы изучаем характеристики личности (конкретного человека), например, коммуникативность, то достаточно опросить по методике 1 человека.

Если мы изучаем малую группу, например, трудовой коллектив, то опросить 1 человека недостаточно. Нужно опрашивать всю группу. Иначе это будет субъективное мнение 1 человека о группе.

? Как изучать психические явления в больших социальных группах? Опрашивать всех?

Если мы изучаем большую социальную группу, например, этническую – испанцев или австралийцев, то опросить 1 человека недостаточно. Иначе это будет субъективное мнение 1 человека о группе. Нужно опрашивать выборку 100 – 300 человек.

 

Пример. Психологическая атмосфера в группе

Дружелюбие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Враждебность
Согласие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие
Удовлетворенность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неудовлетворенность
Увлеченность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие
Продуктивность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Непродуктивность
Теплота 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность
Сотрудничество 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
Занимательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Скука
Успешность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неуспешность

Малая группа

Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.

 

Основные признаки:

 

1. Общественные отношения в форме непосредственных личных контактов.

 

Примеры опосредованных контактов.

Отношения могут быть обезличенными. Информация может передаваться с помощью технических средств.

СМИ. Переписка по электронной почте.

Торговля через Интернет-магазины.

Деловые отношения могут быть описаны законодательно, например, трудовые в ТК РФ, в правилах внутреннего распорядка организации.

Международные отношения могут быть опосредованными, без личных контактов.

 

В малой группе – «живое» общение, быстрая обратная связь, личные знакомства – знают друг друга лично.

 

Пример. В студенческой группе / трудовом коллективе все друг друга знают, общаются непосредственно, происходит живой диалог, отвечают на вопросы сразу, а не через неделю, отвечают на реплики собеседника сразу.

 

2. Группа – субъект деятельности.

Варианты: игровой (друзья), учебной (студенческая группа), трудовой (коллектив).

 

3. Существует реально (не в вакууме), а в определённой системе общественных отношений.

Лабораторные группы – искусственно созданные для проведения исследований (опросов, экспериментов). Они кратковременны, членов группы ничто не связывает.

Реальные группы устойчивы, в них есть отношения, деятельность, есть своя история, есть причина возникновения.

 

4. Группа – часть общественной структуры.

Группа включена в более крупные сообщества, организации.

 

Например, трудовой коллектив медицинского учреждения (поликлиники) --- поликлиника --- Министерство здравоохранения.

Студенческая группа --- факультет --- вуз --- Министерство образования.

Актёрская труппа --- театр--- Министерство культуры.

 

Границы малой группы

Нижняя граница 2 (диада), 3 (триада!). Споры о нижней границе. Аргумент в пользу триады: есть позиция 3-го – наблюдателя.

Верхняя граница

Vs 1. «Магическое» число 7+-2 – количество предметов, которые человек может удержать в кратковременной памяти.

Vs 2. Современный подход: учитывать реальные условия и признаки малой группы.

 

Например, семья может состоять из 2 человек, из 5, из 15.

Например, учебная группа может включать 9, 17, 36 человек.




2019-11-21 181 Обсуждений (0)
Тема. Психология групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема. Психология групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)