Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техносфера и антропогенез



2019-11-13 249 Обсуждений (0)
Техносфера и антропогенез 0.00 из 5.00 0 оценок




   Крупный российский философ и математик Н.Н. Моисеев выделяет три основных системных кризиса в развитии человечества [9]. Первая катастрофа, перестроившая всю летопись планеты, произошла около 3,5 миллиона лет тому назад. Она имела внешние причины – так называемый «природный вызов». В это время произошло резкое похолодание климата, его иссушение, и, как следствие, площади тропических лесов стали стремительно сокращаться. Такие изменения привели к ужесточению борьбы за ресурсы между близкими видами животных, употреблявшими растительную пищу, и наши предки проиграли эту борьбу предкам современных шимпанзе, горилл и других человекообразных жителей тропического леса. Трудно сказать, кому из них повезло, но людьми сделались именно проигравшие, точнее та их часть, которая не погибла в борьбе за тропический лес и перебралась в саванну.

   Лишившись деревьев, способных спасти их от хищников, человекообразные вынуждены были встать на задние лапы, чтобы видеть приближающихся врагов, и благодаря этому у них освободились передние. Научившись есть мясную пищу, они сами превратились в агрессивных хищников. Благодаря тому, что у них освободились передние лапы, которые однажды стали руками, потомки австралопитеков научились использовать подручные средства – прежде всего камень и палку (собственно, повторив «открытия», уже сделанные ранее некоторыми представителями животного мира).

   Сумев пережить «катастрофу выселения» и утвердившись  в саванне, наши предки вступили в относительно спокойный период  развития. В течение этого периода, который длился не один миллион лет, шло быстрое изменение целого ряда ветвей австралопитеков. Они расселились из Африки по всей планете: питекантропы, синантропы, неандертальцы. По-видимому, около ста тысяч лет тому назад среди них выделился и наш непосредственный предок – кроманьонцы. Этот процесс сопровождался развитием нервной системы и мозга: еще не сознания, а мозга – и обретением навыков использования искусственных орудий и природных сил.

   Следующая эволюционная катастрофа имела уже внутренние, а не внешние причины. Для создания цивилизации кроме мозга необходима еще развитая коллективная память, нужна система «Учитель». В результате внутривидового давления на каком-то этапе развития первобытное стадо отказалось от уничтожения слабых, умудренных опытом стариков. Табу «не убий» означало появление нравственности, особого свойства социума, которым не обладали другие живые виды. Предки человека начали выделяться среди остального животного мира. Как говорит нам настенная живопись в пещерах, в этот период у человека начал формироваться духовный мир. Кроманьонцы предпочли общественное развитие биологическому, чисто индивидуальному. В результате подобной перестройки человек постепенно лишался возможности усложнения биологических структур мозга, но взамен у него открывалась возможность совершенствования Коллективного Интеллекта (прежде всего религии и искусства, как внутренних личностных стимулов выживания).

Неолит (новый каменный век, начавшийся примерно 9-10 тыс. лет тому назад) постепенно превратил биологический вид Нomo Sapiens в хищника-монополиста: создание нового оружия (копьё, лук, стрелы) поставило человечество вне конкуренции со стороны остальных хищников. И эти возможности человек немедленно использовал. По-видимому, за считанные тысячелетия практически полностью были уничтожены все мамонты и крупные копытные – основа пищевых рационов неолитических охотников. «Технические» достижения поставили человечество на грань катастрофы, и оно оказалось перед перспективой глобального голода. Неслучайно за время неолитического кризиса население Земли сократилось раз в десять. На это указывает резкое уменьшение числа неолитических стоянок по сравнению с палеолитическими.

Но кризис был преодолен за счет организации искусственногокруговорота веществ. Люди научились возделывать землю и выращивать злаки. Родиной земледелия, по мнению великого русского биолога Н.И. Вавилова, стали речные долины «плодородного треугольника» на территории современной Турции, в истоках великих рек Ближнего Востока – Тигра и Евфрата. Это произошло примерно 7 тыс. лет тому назад. Чуть позднее, с интервалом в тысячу лет, на территории земледельческого мира возникло скотоводство. Несомненна важнейшая роль в этих обретениях цивилизации система «Учитель» стала одновременно и исследовательской и просветительской.

Одновременно с созданием искусственных биосистем,у человека возникла частная собственность и новые – уже экономические – стимулы для своей активности. Бесконечно расширились знания человека об окружающем мире. Люди научились перестраивать Природу и приспосабливать ее под свои сиюминутные потребности. Если биологическое развитие индивидуума и структурное совершенствование его мозга практически остановилось несколько десятков тысяч лет тому назад, то Коллективный Интеллект продолжал развиваться все ускоряющимися темпами, создавая новые возможности «подчинения» стихийных сил своим непосредственным интересам.

К сожалению, человек оказался подобен всем живым видам: биосфера для него оставалась «окружающей средой» – безграничной емкостью, откуда он якобы мог черпать все необходимое, сбрасывая в Природу все то, что ему было не нужно. Так «присваивающая цивилизация» подошла к нынешнему глобальному экологическому кризису. Внутренней причиной этого комплексного кризиса стал «одномерный» рационализм, давший человечеству через науку ложную уверенность в его всемогуществе. По сути дела, человек стал монополистом в биосфере, а это, как известно, чревато либо деградацией вида, либо его вымиранием (как это произошло с динозаврами). Когда после «неолитической революции» на планете утвердились институты собственности, возник и рынок. А ведь это типичный механизм отбора, учитывающий лишь сиюминутную выгоду – следствие конкуренции и безудержного наращивания производства и сбыта.

Выживанию человечества сегодня угрожает и еще одно «бедствие», явившееся следствием прогресса науки и цивилизации – взрывной рост рождаемости. В период между 8000 г. до н.э. и 1650 г. н.э. (то есть за ~ 10000 лет) население Земли увеличилось в 100 раз: от 5 млн. до 500 млн. человек . За последующие два столетия между 1650 и 1850 гг. оно удвоилось. Сейчас время удвоения сократилось до 35 лет. Для 2000 г. оценки общего населения Земли колеблются от 6,3 до 6,4 млрд. чел. Многие ученые считают, что планета не сможет приспособиться к проживанию на ней 15 млрд. человек, и это нас ждет уже через десятилетия.

По континентам времена удвоения распределились таким образом:  Латинская Америка – 25 лет, Африка – 27 лет, Азия – 35 лет,  Северная Америка (США и Канада) – 87 лет, Европа – 116 лет. Итак, мы видим, что максимальный популяционный рост приходится на слаборазвитые страны. Значительное перенаселение означает острую нехватку жилья, продовольствия, воды, систем ликвидации отходов, а также школ, больниц, транспорта, средств связи. Это приводит к голоду, болезням, росту преступности, социальным взрывам, возникновению тоталитарных режимов, основанных на различного рода идеологических основаниях. В ряде регионов Земли ведутся постоянные «священные войны» между фанатичными приверженцами различных религиозных взглядов: католики и протестанты в Северной Ирландии, иудеи и мусульмане на Ближнем Востоке, сикхи и индусы в Пенджабе, шииты и сунниты в Афганистане, индуисты и тамилы  в Шри-Ланке.

Стрессорное давление на человека приводит к увеличению потребления антидепрессантов. Один из самых распространенных из них – алкоголь. В России больных хроническим алкоголизмом около 15 млн. человек (примерно столько же в США). Но дело не только в количественном росте, но и в качественном изменении алкогольного потребления. В начале XX века примерно одна женщина-алкоголичка приходилась на десять больных мужчин, теперь это соотношение изменилось до уровня 1:3. Серьезной проблемой стал и ранний (до 18 лет) алкоголизм.

Наблюдается интенсивный рост наркомании, причем в самых развитых странах мирах. Так в США она рассматривается уже как национальная трагедия. Просветительство и профилактика в отношении наркоманов, к сожалению, помогают мало, и уже несколько лет ведется прямая война с колумбийской мафией в попытках подавить сами источники производства кокаина. Наркотики неконтролируемым потоком проникают через границы США сразу по всем каналам – по воде, суше и по воздуху, на частных самолетах. Но и на европейский континент сейчас обрушивается «Великая белая чума». Действительно, на протяжении первых трех месяцев 2000 года таможенные службы Европы захватили кокаина больше, чем за все предыдущее десятилетие. Старый Свет для борьбы с этим поистине бесовским наступлением ищет порой парадоксальные методы. Так в самом центре Европы, в швейцарском Цюрихе наркоманам отводят специальные парковые зоны, своеобразные «лепрозории» запущенной  зависимости. Там всех желающих снабжают стерильными шприцами в обмен на использованные, а врачи следят за дозировкой. Это делается просто потому, что 50% наркоманов в Швейцарии являются носителями вируса СПИД, а от «чумы ХХ века» может погибнуть даже больше людей, чем от самих наркотиков.

Уходят от реальности в мир грез миллионы молодых людей (мало кто из них перешагивает через сорокалетний рубеж). Но уходят из жизни и реально – на волне суицида, самовольно преодолевая главную библейскую заповедь: «не убий». Самый высокий уровень самоубийств отмечен в экономически развитых странах – Финляндии, Дании, Австрии, Японии, Германии. По данным находящегося в Атланте Национального центра по контролю над заболеваниями, за последние 30 лет число самоубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет возросло в три раза. То же наблюдается и во Франции. Самоубийство – основная причина смерти молодых людей этой страны до 35 лет. Только в 1985 году во Франции было зарегистрировано 12 тысяч случаев самоубийства и 120 тысяч попыток покончить с собой.

Биологи знают, что когда чрезмерно возрастает численность арктических леммингов, они прибегают к массовому суициду - всей локальной популяцией устремляются в Северный Ледовитый океан и тонут. Это говорит о том, что у любой живой системы есть пределы роста. Современная «городская» цивилизация тоже вероятно дает избыточную плотность населения в мегаполисах, которая порождает стрессы и своего рода «лемминг-эффект».

Феномен роста городов тесно связан со стремительным развитием науки. Притом, наряду с избыточными техногенными выбросами от современных производств, экспоненциально возрастают, если можно так сказать, «информационные выбросы» от деятельности науки. Современное поколение ученых составляет 9/10 суммарной их численности от начала «промышленной революции». Каждые 15 лет удваивается количество научной информации. Усложняются программы образования. Число образованных людей в мире непрерывно растёт, однако специалисты разобщены и давно не понимают друг друга даже в близких сферах исследований.

Между тем лишь от конструктивной деятельности науки можно ожидать преодоления сложившегося глобального кризиса. Причём, спасительные открытия должны быть совершены в ближайшие 10-20 лет. Но главное наука должна стать нравственной, иначе каждое новое открытие (как следует из истории цивилизации) власть имущие попытаются сделать либо источником обогащения, либо средством уничтожения.

О великом синтезе всех направлений культуры – науки, искусства и религии – уже несколько веков говорит нам философия российского космизма. Взяв своё начало от идей «всеединства» Владимира Соловьева, она воплотилась в методологии «синтетического дарвинизма» и современных принципах «экологического императива», выдвинутых академиком Н.Н. Моисеевым. И если теперь, на вершине глобального кризиса мы вернемся к этапам становления и развития человечества, то представляется важным собрать воедино тяжелейшие уроки всех трех описанных выше катастроф антропогенеза.

Итак, прежде всего, подобно вытесненным из тропического леса в саванну предкам человека, мы должны отказаться от привычного жизненного комфорта. Действительно, в США лишь на кондиционирование воздуха расходуется столько же электроэнергии, сколько на все нужды в миллиардном Китае. Во-вторых, подобно неандертальцам, мы должны найти усовершенствованную систему «Учитель», найти новый системный подход к получаемым знаниям и сделать их достоянием всего общества. Наконец, подобно тому, как была открыта «вторая природа» (искусственная среда) в верхнем палеолите, мы должны выйти на новый уровень сознания и одухотворить своё отношение ко всем сферам природы, гармонизировать стихии. А поскольку мы и сами являемся важнейшей составляющей биосферы, необходимо изменить отношение и к себе самим. Будущее мира немыслимо без новой морали, тем более что человечество выработало уже в мировых религиях целый ряд принципиально сходных принципов экологичного ,т.е. чуждого агрессии сосуществования.

 

 



2019-11-13 249 Обсуждений (0)
Техносфера и антропогенез 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техносфера и антропогенез

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)