Пояснительная записка.
Краткосрочная каникулярная дополнительная общеобразовательная программа По орнитологии Естественнонаучной направленности «Экологическая экспедиция «Проведение маршрутного учёта птиц Водного Комплекса Инберенский!» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации программы: 12 часов
Составители: Шумилина Наталья Геннадьевна, педагог-организатор, Безбородов Анатолий Анатольевич, педагог дополнительного образования р.п. Саргатское, 2019 г.
Пояснительная записка. Птицы – одно из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являются замечательным объектом для изучения, для развития наблюдательности, выносливости, воспитания эстетических чувств и т. д. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен. Многие из них обладают красивой окраской, интересной формой тела, сложным поведением, издают чудесные звуки. А чего стоит их способность летать! Птицы – один из важнейших элементов экосистем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия.Птицы Омской области в последние годы становятся наиболее популярным объектом исследования среди молодых и опытных ученых-натуралистов. Водный комплекс Инберенский является уникальным по своему месторасположению и составу обитающих на её территории видов растений и животных, среди которых водоплавающие, околоводные, а так же зимующие птицы, которые играют очень важную и незаменимую роль в природе. Актуальность. Данная программа даёт возможность подготовить поколение любителей, которые, не будучи профессиональными орнитологами, найдут себе дело для души – смогут не только путешествовать, наблюдая и определяя птиц, но также научатся проводить учёты их численности, заниматься фотоохотой, научатся проводить массовые акции, пропагандирующие защиту родной природы. А птицы будут проводниками в мир знаний и увлечений. Приобщение обучающихся 11-15 лет Саргатской районной экологической дружины «Чистая планета» к исследовательской деятельности решает несколько важных экологических задач: 1. Создание условий сохранения орнитофауны Водного комплекса Инберенский. 2. Исследование орнитофауны, составление списка и выявление редких и находящихся под угрозой уничтожения видов птиц. 3. Выявление мест обитания редких птиц занесенных в Красную книгу РФ и Омской области. 4. Картирование гнездовых группировок Водного комплекса Инберенский. 5. Выявление лимитирующих факторов, сдерживающих распространение, снижающих численность и эффективность размножения отдельных видов 6. Согласование мер по сохранению пернатых, создание территорий воспроизводства околоводных и водоплавающих птиц. Экологическое воспитание в условиях летней экологической экспедиции является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации детей за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Направленность краткосрочной каникулярной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экологическая экспедиция «Проведение маршрутного учета птиц Водного комплекса Инберенский» - естественнонаучная. Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую, оздоровительную, трудовую работу, способствующую самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения. Важно, чтобы дети активно и осознанно участвовали в изучении природы своей местности, действиях по сохранению природы своего края, наблюдению за птицами и оздоровлению окружающей среды. Продолжительность программы – 12 часов. Программа реализуется в очной форме обучения с использованием разнообразных видов деятельности. Построение программы базируется на знаниях и умениях обучающихся Саргатской районной детской экологической дружины «Чистая планета», полученных в 2018-2019 учебном году. Программой экологической экспедиции предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Обучающиеся учатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты исследований в виде схем, диаграмм, таблиц.
На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая, и коллективная, где дети развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье. Направления деятельности: учебно-исследовательская, познавательная, просветительская, художественно-эстетическая. Формы работы: лекционные, практические занятия, работа с научной и учебной литературой. Выполнение орнитологических исследований. Ярмарка детских проектов. Примерные темы проектов: Роль птиц в природе. Птицы рядом с человеком. Птичьи причуды (поведение птиц). Охраняемые птицы родного края. Птицы в народном календаре. Птицы – предвестники погоды. Почему птицы летают? Птицы в загадках и поговорках. Вымершие птицы. Фантастические птицы. Час вечернего рассказа. Орнитологическая викторина «Знатоки птиц». Интерактивная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Птицы». Освещение результатов работы экспедиции в СМИ. Творческие дела: конкурс фотографий «В объективе птица», конкурс рисунков «Берегите Землю!». Цель программы: организации профильного экологического обучения, развитие личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности. Задачи: 1. Дать знания обучающимся о видовом многообразии и биологии птиц родного края и России в целом. 2. Научить методам полевых зоологических исследований (составление фаунистических списков, учёты численности, кольцевание, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.), развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц и других животных. 3. Осуществлять сбор научных сведений о птицах родного края, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии. 4. Обучать обучающихся основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами.
Планируемые результаты.
Личностные: - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи; - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Метапредметные: - проявление самостоятельности и творческой инициативности, успешная социальная адаптация, умение организовать совместную работу, активно включаться в коллективную деятельность; - управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, проявление сдержанности, рассудительности. - сотрудничество со СМИ, наличие страницы в социальных сетях, выпуск информационно-просветительских продуктов - развитие творческих способностей учащихся. Выставки работ учащихся. Предметные: · Соблюдение правил поведения в экспедиции в природе. Правила выполнения полевых исследований. · Изучение основныхпонятий. Орнитология, орнитолог и орнитофауна. Бедвочер. Многообразие и систематика птиц: отряды Воробьинообразные, Гусеобразные, Аистообразные, Голубеобразные, Дятлообразные, Журавлеобразные, Курообразные, Совообразные, Удодообразные, Ястребообразные, Стрижеобразные, Соколообразные Экологические группы птиц: птицы леса, открытых пространств, водоплавающие птицы, птицы культурных ландшафтов. · Изучение и использование на практике основных методов исследования. Методы изучения распределения и численности певчих птиц в различных типах местообитаний, методы социологических исследований. · Ознакомление с правилами поведения в природе, правильной работе с лабораторным оборудованием. · Обучение вести наблюдения в природе, описывать по плану живые объекты, проводить полевые исследования, оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм, сравнивать различные данные и делать выводы.
Результаты детских исследовательских работ могут быть представлены на конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различных уровней.
2. Учебно-тематическое планирование (12 часов).
Содержание программы
Занятие № 1,2. Введение. Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бедвотчером. Цель: Знакомство обучающихся с содержанием и планом работы экспедиции. Содержание. План работы экспедиции. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении полевых исследований и экспедиций в природе. Социологический опрос по изучению отношения людей к различным группам и видам птиц. Снаряжение бедвотчера. Птицы как объекты наблюдения. Поведение птиц. Искусство бедвотчера. Золотое правило идеального бедвотчера. Ожидаемые результаты. Обучающиеся узнают: · Режим занятий в экспедиции · Правила поведения в природе и правила выполнения полевых исследований · Необходимое снаряжение бедвотчера: бинокль, определители птиц, полевой дневник, одежда. · Особенности птиц как объектов наблюдения. Обучающиеся научатся: · Правильно работать с полевыми биноклями. · Проводить социологический опрос. · Правильно проводить наблюдения за птицами.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |