Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пояснительная записка.



2019-11-13 172 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткосрочная каникулярная дополнительная общеобразовательная программа

По орнитологии

Естественнонаучной направленности

«Экологическая экспедиция «Проведение маршрутного учёта птиц Водного Комплекса Инберенский!»  

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации программы: 12 часов

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Составители:

Шумилина Наталья Геннадьевна,

педагог-организатор,

Безбородов Анатолий Анатольевич,

 педагог дополнительного образования

р.п. Саргатское, 2019 г.

 

Пояснительная записка.

    Птицы – одно из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являются замечательным объектом для изучения, для развития наблюдательности, выносливости, воспитания эстетических чувств и т. д. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен. Многие из них обладают красивой окраской, интересной формой тела, сложным поведением, издают чудесные звуки. А чего стоит их способность летать! Птицы – один из важнейших элементов экосистем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия.Птицы Омской области в последние годы становятся наиболее популярным объектом исследования среди молодых и опытных ученых-натуралистов. Водный комплекс Инберенский является уникальным по своему месторасположению и составу обитающих на её территории видов растений и животных, среди которых водоплавающие, околоводные, а так же зимующие птицы, которые играют очень важную и незаменимую роль в природе.

  Актуальность. Данная программа даёт возможность подготовить поколение любителей, которые, не будучи профессиональными орнитологами, найдут себе дело для души – смогут не только путешествовать, наблюдая и определяя птиц, но также научатся проводить учёты их численности, заниматься фотоохотой, научатся проводить массовые акции, пропагандирующие защиту родной природы. А птицы будут проводниками в мир знаний и увлечений.

    Приобщение обучающихся 11-15 лет Саргатской районной экологической дружины «Чистая планета» к исследовательской деятельности решает несколько важных экологических  задач:

1. Создание условий сохранения орнитофауны Водного комплекса Инберенский.

2.  Исследование орнитофауны, составление списка и выявление редких и находящихся под угрозой уничтожения видов птиц.

3.  Выявление мест обитания редких птиц занесенных в Красную книгу РФ и Омской области.

4. Картирование гнездовых группировок Водного комплекса Инберенский.

5.  Выявление лимитирующих факторов, сдерживающих распространение, снижающих численность и эффективность размножения отдельных видов

6. Согласование мер по сохранению пернатых, создание территорий воспроизводства околоводных и водоплавающих птиц.

        Экологическое воспитание в условиях летней экологической экспедиции является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации  детей  за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

Направленность краткосрочной каникулярной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экологическая экспедиция «Проведение маршрутного учета птиц Водного комплекса Инберенский» - естественнонаучная. Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую, оздоровительную, трудовую работу, способствующую самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения. Важно, чтобы дети активно и осознанно участвовали в изучении природы своей местности, действиях по сохранению природы своего края, наблюдению за птицами и оздоровлению окружающей среды.

Продолжительность программы – 12 часов.   

    Программа реализуется в очной форме обучения с использованием разнообразных видов деятельности.

    Построение программы базируется на знаниях и умениях обучающихся Саргатской районной детской экологической дружины «Чистая планета», полученных в 2018-2019 учебном году.  Программой экологической экспедиции  предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Обучающиеся  учатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты исследований в виде схем, диаграмм, таблиц.

        

    На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая, и коллективная, где дети развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье.

Направления деятельности: учебно-исследовательская, познавательная, просветительская, художественно-эстетическая.

Формы работы: лекционные, практические занятия, работа с научной и учебной литературой. Выполнение орнитологических исследований. Ярмарка детских проектов. Примерные темы проектов: Роль птиц в природе. Птицы рядом с человеком. Птичьи причуды (поведение птиц). Охраняемые птицы родного края. Птицы в народном календаре. Птицы – предвестники погоды. Почему птицы летают? Птицы в загадках и поговорках. Вымершие птицы. Фантастические птицы.

Час вечернего рассказа. Орнитологическая викторина «Знатоки птиц». Интерактивная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Птицы».

Освещение результатов работы экспедиции в СМИ.  

Творческие дела: конкурс фотографий «В объективе птица», конкурс рисунков «Берегите Землю!».

Цель программы: организации профильного экологического обучения, развитие личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Дать знания обучающимся о видовом многообразии и биологии птиц родного края и России в целом.

 2. Научить методам полевых зоологических исследований (составление фаунистических списков, учёты численности, кольцевание, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.), развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц и других животных.

3. Осуществлять сбор научных сведений о птицах родного края, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии.

4. Обучать обучающихся основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами.

 

Планируемые результаты.

 

Личностные:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи;

- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Метапредметные:

- проявление самостоятельности и творческой инициативности, успешная социальная адаптация, умение организовать совместную работу, активно включаться в коллективную деятельность;

- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, проявление сдержанности, рассудительности.

 - сотрудничество со СМИ, наличие страницы в социальных сетях, выпуск информационно-просветительских продуктов

 - развитие творческих способностей учащихся. Выставки работ учащихся.

Предметные:

·  Соблюдение правил поведения в экспедиции в природе. Правила выполнения полевых исследований.

· Изучение основныхпонятий. Орнитология, орнитолог и орнитофауна. Бедвочер. Многообразие и систематика птиц: отряды Воробьинообразные, Гусеобразные, Аистообразные, Голубеобразные, Дятлообразные, Журавлеобразные, Курообразные, Совообразные, Удодообразные, Ястребообразные, Стрижеобразные, Соколообразные Экологические группы птиц: птицы леса, открытых пространств, водоплавающие птицы, птицы культурных ландшафтов.

· Изучение и использование на практике основных методов исследования. Методы изучения распределения и численности певчих птиц в различных типах местообитаний, методы социологических исследований.

· Ознакомление с правилами поведения в природе, правильной работе с лабораторным оборудованием.

· Обучение вести наблюдения в природе, описывать по плану живые объекты, проводить полевые исследования, оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм, сравнивать различные данные и делать выводы.

 

    Результаты детских исследовательских работ могут быть представлены на конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различных уровней.

     

2. Учебно-тематическое планирование (12 часов).

Название тем учебных занятий Кол-во часов
1 Введение. Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бедвочером.  2
2 Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц. 1
3 Методы изучения птиц. 1
4 Определение птиц по внешнему виду. 1
5 Определение птиц по голосам. 1
6 Изучение видового состава местной орнитофауны. Количественный учёт птиц. 5
7 Контроль знаний и умений. Подведение итогов. 1
  ВСЕГО ЧАСОВ: 12

 

Содержание программы

 

Занятие № 1,2. Введение. Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бедвотчером.

Цель:

Знакомство обучающихся с содержанием и планом работы  экспедиции.

Содержание.

План работы экспедиции. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении полевых исследований и экспедиций  в природе. Социологический опрос по изучению отношения людей к различным группам и видам птиц. Снаряжение бедвотчера. Птицы как объекты наблюдения. Поведение птиц. Искусство бедвотчера. Золотое правило идеального бедвотчера.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся узнают:

· Режим занятий в экспедиции

· Правила поведения в природе и правила выполнения полевых исследований

· Необходимое снаряжение бедвотчера: бинокль, определители птиц, полевой дневник, одежда.

· Особенности птиц как объектов наблюдения.

Обучающиеся научатся:

· Правильно работать с полевыми биноклями.

· Проводить социологический опрос.

· Правильно проводить наблюдения за птицами.

 



2019-11-13 172 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пояснительная записка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)