Планируемые результаты
Личностные результаты:
сформированность самостоятельности в познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности;
сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению науки экологии;
сформированность эстетического отношения к живым объектам природы, владение знаниями основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Метапредметные результаты:
Умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Умение приводить доказательства, аргументацию о характере взаимосвязей человека и окружающей среды;
Умение ставить и решать познавательные задачи, учебные задачи на основе познавательных проблем;
Умение организовывать взаимодействие в процессе решения учебных и познавательных задач, демонстрировать сотрудничество;
Демонстрировать логическое мышление, владение методами анализа и синтеза, моделирования, умений четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
Результаты по направленности программы:
владение основными понятиями социальной экологии;
сформированность представлений об окружающем мире и его экологическом состоянии;
знание приёмов организации простейших природоохранных мероприятий;
наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности;
сформированность представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, её изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Образовательные продукты: рисунки, плакаты, стенгазеты, агитационные листовки; поделки, фотографии реальных объектов живой и неживой природы.
Учебно-тематический план
№
| Название тем
| Количество часов
|
1
| Вводное занятие «Живём в согласии с природой»
| 2
|
2
| «У природы есть друзья – это мы, и ты, и я»
| 2
|
3
| «Жалобная книга Природы»
| 2
|
4
| «Почвенные ресурсы, их использование и охрана»
| 2
|
5
| «Водные ресурсы, их использование и охрана»
| 2
|
6
| «Лёгкие нашей планеты»
| 2
|
7
| «Красота природы и человеческое хамство»
| 2
|
8
| «Влияние загрязнённой среды на здоровье человека»
| 2
|
9
| «Эта хрупкая планета»
| 2
|
10
| «Чистота - залог здоровья!»
| 2
|
11
| «Губительная сила природы».
| 2
|
12
| Итоговое занятие «Сохраним природу - сохраним планету!»
| 2
|
| Итого
| 24
|
Содержание программы
В ходе участия в культурно-досуговых мероприятиях участники программы «Экологический калейдоскоп» получают обязательный минимум знаний, необходимый для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека, обобщают правила нравственного поведения человека в окружающей среде, решают творческие задачи и спроектированные проблемные экологические ситуации. Знакомятся с основными понятиями в области экологии.
Ключевые понятия. Экология. Охрана природы. Экологическая ситуация.
Экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы.
Глобальные экологические проблемы. Лекарственные и ядовитые растения родного края.
Содержание образовательного компонента реализуется через рассказы, беседы, дидактические игры, показ видеороликов и слайдовых презентаций по экологической тематике, обсуждение, рассуждение, рефлексию, проектную, продуктивную деятельность (рисование, аппликация, поделки).
Воспитательный компонент реализуется посредством мероприятий в форме игр, викторины, турнира, квеста, виртуальной экскурсии, экологической дискуссии, мини-проектов, творческой мастерской, конкурсов изобразительного творчества, конкурса фотографий, конкурса чтецов стихотворений о природе.
Работа ведется на групповом и коллективном уровнях.
№ занятия
| Тема
| Содержание
| Культурно-досуговые мероприятия
| Количество часов
|
1
| Вводное занятие «Живём в согласии с природой»
| Мотивационная ознакомительная беседа «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Знакомство с основными направлениями деятельности и содержанием программы. Проигрывание игры на знакомство «Имя в центр».
Входная диагностика: экологический турнир «Живём в согласии с природой».
Беседа-рассуждение «Природа – наш общий дом и нам его завещано беречь!» Экскурс по экологии. Сообщение педагога о науке экологии по вопросам «Цели и задачи экологии. Возникновение науки экология. Основные экологические понятия. Экология как научная основа природопользования». Решение экологических задач. Видеофильм «Современные проблемы охраны природы». Видеофильм «Глобальные экологические угрозы».
Рефлексия: обсуждение просмотренных видеофильмов, формулирование выводов диспут о важности экологии как науки;
| Экологический турнир
«Живём в согласии с природой»
| 2
|
2
| «У природы есть друзья – это мы, и ты, и я»
| Знакомство с окрестными экосистемами. Интерактивная беседа «Правила поведения в лесопарках».
Виртуальная экскурсия в парк.
Ролевая игра «Что по силам одному человеку» Дидактическая игра-рассуждение «Я помогу природе, если буду….»
Мини-проект “У природы есть друзья – это мы, и ты, и я” (создание и защита плакатов). Рефлексия: Анализ и обсуждение плакатов.
| Мини-проект «У природы есть друзья – это мы, и ты, и я»
| 2
|
3
| «Жалобная книга Природы»
| Знакомство с Красной книгой. Рассказ и презентация «Жалобная книга Природы». Загадки о животных, ребусы. Видеофильм «Исчезающие виды животных и растений».
Рассказ «Исчезающие виды животных и растений Омской области».
Конкурс-выставка рисунков «В мире животных».
Рефлексия: анализ и обсуждение рисунков.
Квест «Экологическое расследование»
| Квест «Экологическое расследование»
| 2
|
4
| «Почвен-ные ресурсы, их использование и охрана»
| Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Видеофильм «Литосфера». Беседа об агроэкосистемах Сибири, их обитателях, растениях. Кроссворд «Лекарственные травы».
Игра-викторина «Съедобное не съедобное, лечебное – ядовитое».
Рефлексия: дискуссия по теме «Значение человека в агроэкосистеме и экосистеме».
Игра-ромашка «Экологический калейдоскоп»
| Игра-ромашка «Экологический калейдоскоп»
| 2
|
5
| «Водные ресурсы, их использо-вание и охрана»
| Беседы о водоёмах, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Видеофильм «Гидросфера». Работа в группах, выведение основных правил безопасного поведения на водоёме.
Виртуальная экскурсия к озеру «Байкал».
Игра-викторина «Водные ресурсы нашей планеты».
Игра-путешествие «Два корабля».
Рефлексия.
| Игра-путешествие «Два корабля»
| 2
|
6
| «Лёгкие нашей планеты»
| Дискуссия «Значение озеленения территории села. Влияние на здоровье человека деревьев и кустарников».
Викторина «Эти прекрасные цветы».
Творческая мастерская «Букет для хорошего настроения» (выполнение поделок на выбор в разных техниках ДПИ»
Рефлексия: коллективная беседа-рассуждение «Значение зеленых зон отдыха для человека», формулирование выводов «Надо ли садить деревья и цветы и ухаживать за ними?» Выставка творческих работ и их обсуждение.
Игра по станциям «Тропой натуралиста»
| Игра по станциям «Тропой натуралиста»
| 2
|
7
| «Красота природы и человечес-кое хамство»
| Сообщение педагога «Проблема утилизации мусора». Видеофильм «Бытовые отходы». Работа в группах Поиск решения ситуации, представление вывода, сделанного группой.
Дискуссия «Здоровая планета – здоровые мы».
Слайдовая презентация «Заповедные места, природные памятники». Знакомство с Конвенцией ООН «Об охране Всемирного культурного и природного наследия».
Конкурс чтецов стихотворений о природе «Красота природы безгранична!». Заслушивание чтецов. Подведение итогов и награждение участников.
| Конкурс чтецов стихотворений о природе «Красота природы безгранична!»
| 2
|
8
| «Влияние загрязнён-ной среды на здоровье человека»
| Беседа «Загрязнение окружающей
среды. Влияние загрязнённой среды на здоровье человека». Рассказ «Экологические проблемы Омской области».
Обсуждение «Экологическое состояние улиц нашего населённого пункта».
Творческая мастерская «Выпуск агитационной экологической листовки».
Участие в акции «Чистая улица».
| Акция «Чистая улица»
| 2
|
9
| «Эта хрупкая планета»
| Современное состояние и охрана атмосферы. Видеоролик «Атмосфера». Понятия «Кислотные осадки». «Парниковый эффект».
«Озоновые дыры».
Работа в группах: составление «Экологического кодекса жителей Земли». Мини-проект творческой мастерской «Выпуск стенгазеты». Рефлексия: Представление и обсуждение творческих работ.
| Мини-проект творческой мастерской: выпуск стенгазеты «Живая газета»
| 2
|
10
| «Чистота - залог здоровья!»
| Рассказ педагога «Экология жилища. Чистота помещений и их влияние на здоровье людей. Комнатные растения и их роль в очистке воздуха в помещении». Слайдовая презентация «Лекарственные растения в окрестностях села».
Изготовление памяток «Доктор Природа рекомендует …»
Рефлексия: демонстрация памяток и обсуждение работ.
Квест «Лекарственные растения Сибири»
| Квест «Лекарственные растения Сибири»
| 2
|
11
| «Губитель-ная сила природы».
| Рассказ «Стихийные явления Природы».
Показ видеофильма «Губительная сила природы».
Дидактическая игра «Экосветофор».
Фотокросс «В природе столько красоты…». Демонстрация и защита электронных фотографий.
Выполнение рисунков на асфальте «Экология и мы»
Рефлексия: обсуждение творческих работ. Подведение итогов и награждение победителей конкурсов.
| Конкурс фотографий о природе.
Конкурс рисунков на асфальте
| 2
|
12
| Итоговое занятие «Сохраним природу - сохраним планету!»
| Рассказ «Экология и питание человека» Дискуссия «Что мы едим?».
Игра «Поле Чудес» по теме «Экология. Природа. Человек»
Рефлексия: дидактическая игра «Сохраним природу - сохраним планету!» Коллективный анализ активности участия в мероприятиях
| Игра «Поле Чудес»
| 2
|
Контрольно-оценочные средства
Диагностические мероприятия включают три вида контроля:
Предварительный (входной) контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся. Проводится в форме турнира «Живём в согласии с природой».
Текущий контроль осуществляется в текущей работе с целью проверки усвоения материала. Проводится в форме беседы, рефлексии, опроса и ответов на проблемные и занимательные вопросы.
Итоговый контроль проводится в конце реализации Программы, он направлен на проверку результатов обучения. Формой подведения итогов является игра «Поле чудес», дидактическая игра «Сохраним природу - сохраним планету!», устный коллективный анализ активности участия в мероприятиях.
Отслеживание результатов реализации программы осуществляется с помощью систематических наблюдений за детьми и фиксации в диагностических картах происходящих в них изменений, анализа творческой активности детей.
Для диагностики результатов использованы качественные критерии: познавательная активность, уровень сформированности основных понятий, уровень активности и заинтересованности в решении экологических проблем, изменение нравственной и эстетической культуры.
Основные методы диагностики: педагогическое наблюдение и анализ результатов.
Форма фиксации результатов: мониторинговая карта индивидуального учёта образовательных результатов обучающегося.
Мотивация и заинтересованность оценивается по степени активного участия обучающегося в мероприятиях, конкурсах.