Кафедра селекции и генетики
Тематика научных исследований студентов селекционной группы включает вопросы селекции, семеноводства и генетики основных полевых культур. 1. Оценка сортов в конкурсном или экологическом испытании. 2. Оценка гибридов кукурузы различных групп спелости на зерно и зеленую массу. 3. Подбор сортов сельскохозяйственных культур реализующих свой генетический потенциал в условиях хозяйства. 4. Оценка семенного материала на урожайные свойства. 5. Оценка люпина на устойчивость к болезням и экологическую стабильность. 6. Сравнительное испытание в условиях хозяйства различных видов и сортов многолетних бобовых трав. 7. Посевные и урожайные качества семян в зависимости от условий выращивания. 8. Производственное испытание сортов полевых культур в условиях хозяйства. 9. Результаты сортоиспытания полевых культур на госсортоучастке. 10. Состояние семеноводства зерновых, зернобобовых, масличных и технических культур, многолетних трав в районе и меры его улучшения. В каждом конкретном случае тема дипломной работы уточняется. Для успешного проведения исследований, анализа полученных данных и написания дипломной работы необходимы: 1. Структурная, отраслевая и экономическая характеристика конкретного сельскохозяйственного предприятия; 2. Метеорологические данные за годы проведения опытов и средние многолетние значения температурного режима и осадков по данным метеостанции конкретного района, их агрономическая оценка; 3. Агрохимическая характеристика почв за последние два тура агрохимобследования хозяйства (типы почв, гранулометрический состав, содержание гумуса, кислотность и т.д.); 4. Почвенный очерк хозяйства, почвенные карты, корректировка к почвенному очерку, сведения по структуре и динамике землепользования хозяйства за последние 3 года; 5. Фактическое применение удобрений за последние 3 года (органических и минеральных (азотных, фосфорных, калийных в д.в.); 6. Данные по определению полевой всхожести, сохраняемости, общей выживаемости растений к уборке, вредоносности сорных растений, поражаемости посевов болезнями и вредителями, устойчивости к полеганию и др. Результаты влияния изучаемых агротехнических приемов на формирование агроценозов избранных сельскохозяйственных культур; 7. Результаты фенологических наблюдений за фазами развития растений, динамика роста и накопления урожая; 8. Данные по определению структуры урожайности и анализ воздействия на ее элементы агротехнических приемов; 9. Данные по урожайности и качеству продукции, полученные при проведении исследований в условиях конкретного хозяйства и их подробный анализ; 10. Изучить при разработке технологии заготовки кормов в хозяйствах, элементы технологий, сырьевую базу, качество кормов; 11. При разработке проекта создания кормовой базы изучить структуру стада КРС, структуру рационов кормления различных групп скота, посевные площади кормовых культур, питательную ценность кормов; 12. При разработке проекта создания и рационального использования пастбищ изучить культуртехническое состояние пастбищ, водный баланс питания пастбищных трав, ботанический состав и поедаемость различных видов трав, засоренность вредными ядовитыми растениями, режим пастбищного дня, организацию пастбищной территории, емкость пастбища и пастбищную нагрузку. 13. Экономическая и (или) биоэнергетическая оценка полученных результатов; 14. Статистическая обработка экспериментальных данных исследований; 15. Научная и учебная литература по теме дипломной работы. В целом, методика проведения исследований зависит от направленности темы дипломной работы и технической оснащенности хозяйства.
2. МЕТОДИКА ЗАКЛАДКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОПЫТОВ
Цель опытной работы – объективная оценка рекомендованных приемов, систем и сортов с учетом конкретных условий: почвенно-климатических, применяемой агротехники, а также используемых в настоящее время и в перспективе машин для максимального приближения новейших достижений науки и техники к производству. Например, на государственных сортоиспытательных участках (ГСУ), как правило, испытывают новые сорта на фоне повышенных доз удобрений, убирают урожай в короткие сроки, не учитывая влияния сорта на урожайность последующих культур севооборота и часто используя в период посева малогабаритную технику и т.д. В хозяйствах же, производственные испытания новых сортов часто проводят в других условиях. Опыт в производственных условиях должен обосновать целесообразность внедрения сорта, агротехнического приема или целой системы приемов на основе всесторонних (агрономических и экономических оценок). В настоящее время внедрение достижений науки, техники и передовой практики в производство приобрело вполне конкретное содержание, стало неотъемлемой частью основной деятельности специалистов хозяйств в условиях интенсивного сельскохозяйственного производства. Однако следует признать и тот факт, что оно происходит замедленными темпами и даже осторожно, что можно отнести к предполагаемой сложности проведения опытов. И, как правило, в этих случаях вопрос решает убежденность в полезности применения того или иного технологического приема на примере других хозяйств. Между тем это более долгий и трудный путь по сравнению с тем, когда в эффективности того или другого нового приема (способа) специалист убеждается в своем хозяйстве. Между методикой проведения полевых опытов на постоянных опытных полях научно-исследовательских и опытных учреждений и опытами в производственных условиях принципиальных различий нет. Перед научными работниками и практиками встают одни и те же вопросы – о размере и форме участков, числе повторений в опыте, длительности проведения опыта, о сравнимости результатов, о выключках и т. д. Но поскольку задачи опытов в производственных условиях несколько иные, то и решаются эти вопросы по-иному. Выбор поля. Объективность оценки результатов производственного опыта требует, возможно, более широкого включения типичных для хозяйства площадей с разной экспозицией, микроклиматическими, почвенными и другими условиями, что, в свою очередь, определяет схему опыта. До его начала, как правило, не проводят уравнительных посевов. Но для закладки опыта подбирают поля достаточно однородные по плодородию, с одинаковым хозяйственным использованием за три-четыре предыдущих года (возделывание одних и тех же культур, использование удобрений и т. д.). Для этого пользуются данными «Книги истории полей», почвенными картами, а также данными специалистов хозяйства о выравненности поля по состоянию стеблестоя или травостоя, предшествующих закладке опыта культурах перед уборкой их урожая. В отдельных случаях приходится подбирать поля, почвы которых имеют определенную степень окультуренности. Например, опыты по результативности приемов минимальной обработки почвы (возможность замены глубоких обработок поверхностными) рекомендуется проводить на хорошо окультуренных почвах, так как только при этом условии может проявиться эффективность изучаемого приема. Опыты по окультуриванию тоже необходимо проводить в определенных условиях, например дерново-подзолистая почва должна иметь подзолистый горизонт и обладать отрицательными свойствами, которые характеризуют этот тип почвы. В свою очередь, изучение приемов или систем борьбы с сорной растительностью проводят на специально подобранных полях или участках, засоренных определенными сорняками или группой их. Сорта испытывают на тех фонах удобрений, которые используют или предпочитают применять в конкретном хозяйстве на характерных для них (по окультуренности) полях. Рассмотренные примеры выбора полей для закладки опытов относятся к случаям, когда в севообороте проверяют приемы или системы, рекомендованные для производственной проверки. В хозяйстве могут быть организованы и постоянные опытные поля для поисковых работ по агротехнике, испытанию сортов, проверке эффективности пестицидов, удобрений и т. д. Требования к выбору площадей для таких опытов, а также к их методике такие же, как и к полевым опытам, проводимым па полях научно-исследовательских и опытных учреждений. Формы и размеры делянок, повторность в опыте. На поле опытного участка или в поле хозяйственного севооборота, где намечено провести опыт, независимо от его размера выделяют не менее трех контрольных полос шириной 10-12 м, примерно на равном удалении одна от другой. Их располагают поперек поля так, чтобы они равномерно охватывали все разнообразие условий земельного массива. При наличии склона посевы располагают вдоль него. На полях с защитными лесными полосами или с лесными массивами на границах контрольные полосы располагают перпендикулярно к ним, чтобы избежать влияния лесных полос или лесного массива на результаты опыта. Например, при изучении влияния вспашки на глубину 30 см и дисковой обработки на 10-12 см на урожайность сельскохозяйственных культур и плодородие почвы в качестве контроля применяют ту обработку, которая наиболее распространена в данных условиях. На дерново-подзолистых почвах вспашку на глубину 20 см осуществляют на выделенных полосах (контрольный вариант). Таким образом, схема полевого опыта будет состоять из двух изучаемых и одного контрольного варианта: вариант 1 – вспашка на 30 см, вариант 2 – дискование на 10-12 см (рис. 1).
Рис. 1. Схема расположения контрольных и опытных полос на поле
Под вариантом опыта понимают прием, поставленный на изучение. Различают повторность опыта в пространстве и во времени. Повторность опыта в пространстве – это число одноименных делянок каждого варианта. Площадь опытного участка с полным набором вариантов, называют повторением. Границы контрольных полос на концах поля фиксируют колышками (реперами). На каждое поле составляют схему с указанием его длины, ширины и площади; расстояния между контрольными полосами, их длины и ширины; площади под опытными и контрольными вариантами. Все агротехнические работы на опытном поле проводят в одни сроки (в течение одного дня) как на контрольных, так и на опытных вариантах одними и теми же машинами, за исключением изучаемых приемов, то есть с соблюдением принципа единства всех условий, кроме изучаемых. После посева (посадки) восстанавливают границы контрольных полос, а после появления полных всходов на торцах опытных и контрольных полос (в местах, от которых будет вестись уборка) вырубают дорожки шириной 20-30 см; в дальнейшем их используют для прохода при наблюдениях за посевами в течение вегетационного периода (рис. 2).
Рис. 2. Схема расстановки реперов и пробивка дорожек на опытном поле
Одновременно на поле ставят этикетку с названиями культуры, вариантов, описанием целей и задач опыта, указанием площади поля. При отсутствии на территории хозяйства метеопоста пользуются данными ближайшей метеостанции, а также собственными наблюдениями за погодой. Для объективной оценки изучаемых приемов одних данных по урожайности недостаточно, нужны соответствующие учеты, анализы и наблюдения. Например, в опытах по изучению обработки почвы необходимы оценка ее качества (глубина, глыбистость, гребнистость, степень подрезания сорняков и т. д.), посева или посадки (глубина заделки семян, полевая всхожесть), определение засоренности посевов и видового состава сорняков, повреждений растений вредителями и поражения болезнями, структуры и качества урожая. Во всех опытах наблюдают за фазами развития растений (фенологическими). В каждом конкретном случае целесообразно консультироваться в ближайшем опытном учреждении. Часто в производственных условиях появляется необходимость в уточнении норм и сроков посева семян новых сортов, предшественников озимых культур и приемов обработки почвы после их уборки, в проверке эффективности ретардантов, оценке эффективности обработки почвы различными орудиями, уточнении доз внесения удобрений, в изучении продуктивности новых сортов сельскохозяйственных культур и т. д. Схемы опытов определяются целями и задачами, вытекающими непосредственно из потребностей сельскохозяйственного производства. Примеры схем опытов: Опыт 1. Изучение сроков посева и норм высева семян нового сорта овса (ячменя). Схема опыта: 1. Посев в начале полевых работ, норма высева – 5 млн. всхожих зерен на 1 га. 2. То же, норма высева – 6 млн. всхожих зерен на 1 га. 3. Посев через пять дней, норма высева – 5 млн. всхожих зерен на 1 га. 4. То же, норма высева – 6 млн. всхожих зерен на 1 га. 5. Посев через десять дней, норма высева – 5 млн. всхожих зерен на 1 га. 6. То же, норма высева – 6 млн. всхожих зерен на 1 га. Опыт 2. Изучение сроков и норм высева семян нового сорта озимой ржи (пшеницы, тритикале). Схема опыта: 1. Посев в ранние сроки с отступлением на десять дней от рекомендованных научными учреждениями зоны, норма высева семян – 4 млн. всхожих зерен на 1 га. 2. То же, норма высева – 5 млн. всхожих зерен на 1 га. 3. Посев в ранний срок с отступлением на пять дней от рекомендованных, норма высева – 4 млн. всхожих зерен на 1 га. 4. То же, норма высева – 5 млн. всхожих зерен на 1 га. всхожих зерен на 1 га. 5. Посев в рекомендованные сроки, норма высева – 4 млн. 6. То же, норма высева – 5 млн. всхожих зерен на 1 га. 7. Посев позднее рекомендованного срока на пять дней, норма высева – 4 млн. всхожих зерен па 1 га. 8. То же, норма высева – 5 млн. всхожих зерен на 1 га. 9. Посев в поздний срок с отступлением на десять дней от рекомендованных, норма высева – 4 млн. всхожих зерен на 1 га. 10. То же, норма высева – 5 млн. всхожих зерен на 1 га. Одно из главных требований методики при постановке опытов со сроками сева – проведение предпосевной обработки почвы в день посева одними и теми же орудиями. Однако оно часто нарушается в производственных условиях. В таких опытах необходимо также очень тщательно проводить фенологические наблюдения и изучать потребность растений в сумме положительных (или эффективных) температур для определения фаз развития и созревания, учитывать состояние растений перед уходом в зиму (озимые культуры) и после перезимовки, анализировать структуру урожая. Опыт 3. Влияние приемов обработки почвы на урожайность озимой ржи (пшеницы, тритикале) при размещении ее после ячменя. Схема опыта: 1. Вспашка на 20-22 см с прикатыванием (контроль). 2. Дискование тяжелой дисковой бороной на глубину 8-10 см с последующей (вслед) культивацией на ту же глубину. 3. Дискование тяжелой дисковой бороной на глубину 8-10 см с последующей (вслед) обработкой игольчатой бороной. Перед посевом на всех вариантах проводят одну и ту же предпосевную обработку. Важно также изучать влагообеспеченность семян (после посева) и молодых растений. Для этого влажность почвы определяют после посева, при появлении всходов, перед уходом растений в зиму, в весенний период – в начале отрастания растений. Кроме того, учитывают состояние их перед уходом в зиму (фаза развития, число стеблей, масса) и устанавливают степень перезимовки путем сопоставления числа растений на единице площади перед уходом в зиму с их количеством весной после полного их отрастания. Опыт 4. Изучение продуктивности и хозяйственных свойств новых районированных или перспективных сортов сельскохозяйственных культур. Схема опыта: 1. Посев районированного сорта, возделываемого в хозяйстве (контроль). 2. Посев нового районированного или перспективного сорта. Нормы высева семян – обычные для данной культуры, за исключением случая, когда их рекомендует учреждение-оригинатор сорта. При производственном испытании новых сортов по сравнению со старыми изучают их биологические и хозяйственные свойства: отношение к температурным условиям и влагообеспеченности, устойчивость к полеганию и осыпанию (при возделывании на зерно), поражаемость болезнями и вредителями, сроки созревания, урожайность и качество урожая. Опыты с удобрениями бывают по изучению видов, форм, доз минеральных и органических удобрений, способов их заделки, изучению их действия и последействия в севообороте, изучению комплексных удобрений и т.д. Рассмотрены лишь некоторые вопросы, которые могут быть поставлены на изучение непосредственно в хозяйствах для определения наиболее эффективных агротехнических приемов или технологий возделывания сельскохозяйственных культур, наиболее урожайных и ценных по хозяйственным признакам сортов для конкретных условий. В условиях повышающейся культуры сельскохозяйственного производства, основанного на механизации, химизации и использовании в широких масштабах достижений науки и передового опыта, урожайность сельскохозяйственных культур в значительной степени зависит не от отдельного приема, а целого комплекса их, и среди них нет второстепенных. Эффективность же отдельных приемов зависит от конкретных почвенно-климатических, хозяйственных и других условий. Именно поэтому и возникает необходимость в производственной проверке рекомендаций опытных и научных учреждений. Полученные в производственных условиях данные опытов и испытаний служат ценным материалом для обобщений и окончательной отработки промышленной технологии возделывания сельскохозяйственных культур для данного региона, а прежде всего – для хозяйства, где проведен опыт.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |