Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие №4



2019-11-21 302 Обсуждений (0)
Практическое занятие №4 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Развитие социальной работы в Испании

1.Особенности социального обслуживания семьи и детей в Испании. Уголовное законодательство, регламентирующее внутрисемейные отношения.

2.Система здравоохранения в Испании (финансирование за счет взносов, связанных с занятостью; медицинское обслуживание в основном представляется государственными учреждениями (больницами), а также частными врачами (первичное обслуживание).

 

Литература:

1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. - № 2. – 1994.

2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социальной психологической работы. Пер. с швед. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

3. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. – М.: Институт молодежи, 1991.

4. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

6. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии- - М.: Государственная Академия сферы быта и социальных услуг, 1996.

7. Дыскин А., Танюхина С. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М.: Аспект Пресс, 1998.

8. Перспективы занятости пожилых людей // Российский журнал социальной работы. - № 1. – 1996.

9. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. - №3. – 1997.

10. Социальная работа: теория и практика / Под дед. А. Сорвина. – М.: Аспект Пресс, 2001.

11. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994.

12. Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. – М.: Центр обще- человеческих ценностей, 1994. 

 

Неделя 5

Лекция № 9

Тема: Сферы деятельности и занятость социальных работников.

В литературе, посвященной зарубежному опыту, практическую социальную работу делят на работу общего профиля и специализированную. Социальная работа общего профиля предусматривает три сферы: 1. социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальной адаптации и реабилитации индивида в контексте окружающей его среды; 2. социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные, престарелые), по полу, по интересам или схожим проблемам (группы быв-ших заключенных, алкоголиков, наркоманов и пр.); 3. социальная работа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного психологического климата в местах проживания людей, а также содействие разного рода локальным инициативам, организацию взаимопомощи и др. Во всех странах развита и специализированная социальная работа, которой занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранении, медико-реабилитационных службах, учреждениях образования, домах престарелых, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах. Социальная политика определяет приоритетные сферы деятельности социальных служб. Эти приоритеты изменяются в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития той или иной страны. В 1957 году в США Совет по образованию в области социальной работы определил следующие сферы деятельности специалистов: государственные социальные службы; работа с семьей; социальная защита детства; коррекционная работа; психиатрическая социальная помощь; социально-медицинская работа, включая систему здравоохранения; социальная работа в школе, в учреждения, занимающихся проблемами групп; работа в области социального планирования. В 80-е годы, после пережитого экономического кризиса приоритетными стали семейное благосостояние, работа в общине, здравоохранение, система правоохранительных органов (суд, пенитенциарные учреждения). Смена приоритетов не упразднила другие сферы, а изменила их концептуальную структуру. Например, сфера труда и занятости была включена в систему работы в общине, так же как и работа с людьми девиантного поведения. Медико-социальная работа включает в себя работу с физически и психически больными, инвалидами, а также работу в системе образования чаще всего с проблемными детьми. В 1982 году в США было проведено исследование относительно распределения социальных работников по сферам практической деятельности. Это исследование показало рост или снижение числа социальных работников, занятых в той или иной сфере. Например, в одной из главных областей практики социальной работы – здравоохранении – число социальных работников возросло незначительно по сравнению с предыдущими годами (1972 – 1982). В другой сфере социальной работы – психиатрии – произошел значительный рост числа социальных работников за такой же период. Однако наибольший рост отмечался в области ухода за людьми с задержкой умственного развития. Зарегистрирован рост числа социальных работников в области услуг для детей и молодежи, а также услуг, предоставляемых семьям. В других сферах произошло сокращение, например, в области общественной помощи, а также юридической помощи преступникам. Колебания занятости, по мнению ученых, отражают колебания общественной психологии американцев. Сократилось предоставление социальных услуг тем группам населения, которые сегодня вызывают меньше сочувствия, чем прежде, а именно беднякам и преступникам. Сегодня в США среди социальных работников в ходу такой термин, как «клиницист». Он употребляется в нескольких значениях. Клиницистами называют практических работников, кото-рые ведут непосредственную работу с индивидом, семьей, группой. Поэтому их надо отличать от тех, кто занимается аналитическими изысканиями, административной деятельностью или иссле-дованиями. В более узком смысле клиницистами называют еще тех, кто занимается психотерапией. Наконец, его употребляют по отношению к тем, кто занимается частной практикой. Как отмечают американские авторы, беспрецедентное число социальных работников перешло в частную практику. Это быстрорастущий сектор социальной работы (23%). Работа в нем, по мнению практиков, приносит профессиональное удовлетворение и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. В то же время многие социальные работники относятся к частной практике негативно, считая ее предательством по отношению к бедным и униженным, которым нечем платить за услуги. По их мнению, те, кто ушел в частную практику, ставят погоню за личными целями выше социальной справедливости. Что касается заработной платы социальных работников (США), то о ней данных в литературе немного, но они свидетельствуют об огромном разнообразии величины заработков. Причем, это разнообразие сильно зависит от ведомственной принадлежности учреждения, в котором работает специалист: частное и общественное агентство, федеральное правительство, правительство штатов или местные органы власти. На заработную плату влияет также географический фактор: в городе она выше, чем в селе. В начале 80-х средняя стартовая зарплата для бакалавра социальной работы, занимающегося изучением условий жизни неблагополучных семей и оказанием помощи им, составляла 14,3 тыс. долларов в год. Для контролеров в агентствах по услугам – 18 тысяч. Среднегодовая стартовая зарплата для должностей в больницах и медицинских центрах, где нужна степень магистра плюс один год стажа, равнялась 18 тыс. долларов. Стартовая зарплата выше у занятых в федеральном правительстве -–20 тыс. долл. Люди, избравшие частную практику, административную, преподавательскую или научно-исследовательскую деятельность зарабатывают больше своих коллег. 

 

Содержание СРСП

1.Государственные и негосударственные организации в системе социальной защиты населения.

2.Международные благотворительные организации

Содержание СРС

Проблемы социальной помощи и защиты, социального обеспечения и обслуживания, кадрового обеспечения социальной работы и ее финансирования

 

Литература:

1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. - № 2. – 1994.

2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социальной психологической работы. Пер. с швед. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

3. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. – М.: Институт молодежи, 1991.

4. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

6. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии- - М.: Государственная Академия сферы быта и социальных услуг, 1996.

7. Дыскин А., Танюхина С. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М.: Аспект Пресс, 1998.

8. Перспективы занятости пожилых людей // Российский журнал социальной работы. - № 1. – 1996.

9. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. - №3. – 1997.

10. Социальная работа: теория и практика / Под дед. А. Сорвина. – М.: Аспект Пресс, 2001.

11. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994.

12. Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. – М.: Центр обще- человеческих ценностей, 1994. 

 

 

Лекция №10

Тема:

Супервизорство в социальной работе

Супервизорство является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе. В русском языке такого понятия нет. В буквальном переводе это слово означает «надзор». Однако русское понятие «надзор» в современном смысловом варианте не соответствует содержанию английского слова «supervision». Отечественные ученые считают, что в теорию и практику российской социальной работы необходимо ввести понятие «супервизорство», а также «суперви-зор» как профессиональный неологизм. Наиболее близким по содержанию в русском языке поня-тию «супервизор» является понятие «наставник», которое часто употреблялось в прежние годы применительно к процессу воспитания. В большинстве случаев эта работа воспринималась как общественная. Хотя раньше были, да и сейчас существуют наставники-профессионалы для опре- деленных видов профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском для здоровья. Например, на флоте – капитан-наставник. Необходимость супервизорства в социальной работе обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Как известно, социальная работа признана одним из специфических видов деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим к стрессовым ситуациям. Факторами стресса в социальной работе являются эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой ситуации, неуверенность в конечном результате своих действий, чувство отчаяния от невозмож-ности решить проблему клиента. К этим объективным факторам могут добавиться субъективные, такие как обостренное чувство ответственности за себя и других, очень глубокое сопереживание, нонконформизм. Состояние стресса может быть длительным и привести к срыву, отражаясь на поведении специалиста и его здоровье. Эти случаи нередки и они достаточно подробно описаны в зарубежной литературе. Специалист, находящийся в таком состоянии, с трудом идет на работу, быстро устает, уклоняется от привычных дел, становится безразличным к нуждам подопечных. Его отношение к клиентам может стать жестким, бюрократичным, педантичным и формальным. Как показывает опыт зарубежных стран, для решения такого рода проблем нужен особый специалист – супервизор. В зарубежной практике супервизорство стало незаменимым элементом коллективной или «командной» профессии социального работника, инструментом профессионализма и эффективности работы. За рубежом основные должностные обязанности супервизора имеют четко очерченные функции. 1. Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального работника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует, консультирует, предлагает новые методики и технологии. 2. Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку социального работника, попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников поддержания жизненного тонуса специалиста. 3. Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не только на начальном этапе становления профессионала. Нужда в ней не отпадает и в дальнейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества социального обслуживания. Как правило, круг административных обязанностей супервизора ограничен следующими видами деятельности: а) подбор и расстановка кадров; б) планирование работы; в) подбор «команд»; г) распределение обязанностей внутри команды; д) контроль и оценка качества работы; е) координация работы между «командами»; ж) организация внешней связи «команды; з) улаживание конфликтов между социальным работни- ком и клиентом; и) защита профессиональных интересов социальных работников, то есть посредничество между работниками и руководством органов социальных служб. В зарубежных изданиях отмечается, что административная функция супервизора вызывает наибольшие проблемы, связанные с этическими моментами профессиональной деятельности со-циального работника. Как видно из предложенного выше перечня, у супервизора в этой части ра- боты специфические задачи, вступающие порой в противоречие с ценностями и нравственными ориентирами профессии. За рубежом институт супервизоров развит и в системе высшего и среднего профессионального образования в области социальной работы. Как известно большая часть подготовки специалистов приходится на работу «в поле», то есть на практическое освоение умений и навыков. Преподаватели-практики действуют в основном как супервизоры, выполняя функции наставни- ков-профессионалов. Конечно, их основная функция – педагогическая, однако, прежде всего, они – профессионалы в практической социальной работе. И их действия с самого начала ориентированы на сотворчество со студентами, на то, чтобы привить им любовь к профессии, потребность работать в «команде». По мнению отечественных ученых, супервизорство в зарубежной системе подготовки специалистов по социальной работе заслуживает самого пристального внимания организаторов обучения социальных работников в России. 1.3.4. Этические принципы и дилеммы в социальной работе Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а ценностями и этическими принципами, принятыми, профессиональными организациями – Ассоциациями социальных работников. Ценности и этические принципы социальной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром практической деятельности. Кодекс диктует правила поведения, с которыми представители профессии обязаны соотносить свои действия, чтобы оставаться достойными членами профессиональной организации. Этические кодексы многих профессий имеют универсальные положения и принципы, но каждой конкретной профессии присущи и специфические правила. Что включает в себя этический кодекс социальных работников? Рассмотрим на примере кодекса социальных работников США. Этический кодекс социальных работников США был принят на Ассамблее делегатов Национальной ассоциации социальных работников США (НАСР) в 1979 г. Это последний кодекс из нескольких, принятых профессионалами за многие годы. Принципы, изложенные в кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. Они содержаться в шести основных частях кодекса, определяя ответственность и обязательства социальных работников. В первой части кодекса рассматриваются общие вопросы поведения социального работни- ка и его профессиональных обязанностей, в частности, такие вопросы как профессиональная честность, компетентность, участие в исследовательской работе. Вторая часть, посвящена этической ответственности социальных работников перед клиентами, она более детализирована. В ней обсуждаются проблемы приоритета интересов клиента, ис- пользования клиента для получения частной выгоды, дискриминации, сексуальных отношений с клиентами, раскрытия информации о клиентах третьим лицам, права клиентов на самоопределение; Третья часть кодекса посвящена ответственности социальных работников перед коллегами. В ней поднимаются вопросы, возникающие при контактах с другими профессионалами. Эта часть принципиально ставит проблемы сотрудничества, вежливости с коллегами, использования коллег для получения личной выгоды, разрешения конфликтов, наблюдения и оценки коллег, временного предоставления услуг клиентам коллег. Четвертая часть посвящена проблемам этической ответственности социальных работников перед работодателями и организациями, предоставляющими работу. В ней обсуждаются вопросы, касающиеся необходимости твердо выполнять свои обязанности перед соответствующим агентством социальной работы, то есть действовать в соответствии с принятыми в ней процедурами, соблюдать интересы политики учреждения, повышать его эффективность, рационально использо-вать ресурсы. Пятая часть кодекса касается вопросов этической ответственности социальных работников перед своей профессией. В ней обсуждаются вопросы, связанные с сохранением ценностей и предназначением профессии, использования и развития знаний социальной работы. В этой части устанавливаются границы ответственности работника, при защите чести и достоинства своей профессии; при неэтичном поведении коллег, включая незаконную или неквалифицированную практику работы. Шестая часть кодекса оговаривает обязательства социальных работников по отношению к обществу. В ней пишется о том, что социальный работник обязан: предотвращать и исключить дискриминацию любых лиц и групп, гарантировать всем людям доступ к необходимым ресурсам, предоставлять услуги в чрезвычайных ситуациях общественного масштаба, защищать изменения в политике и законодательстве, способствовать квалифицированному участию общественности в формировании социальной политики и учреждений. Даже из этого небольшого перечня принципов, изложенных в кодексе, видно, что одни из них более абстрактные, идеалистические, относящиеся к социальной справедливости и общественному благополучию. Они указывают социальному работнику, к чему следует стремиться. Другие принципы устанавливают специфические правила, с помощью которых социальные работни-ки, как ожидается, будут исполнять свои задачи, причем нарушение этих правил дает основание для подачи формальной жалобы. Кроме того, кодекс вооружает социальных работников такими этическими принципами, которые помогают решать этические дилеммы, встречающиеся на практике. Этой проблеме в последние годы социальные работники уделяют серьезное внимание. Слово дилемма с греческого языка означает суждение или умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения, из которых необходимо выбрать одно. В нашем случае имеется в виду переносное употребление этого слова, означающее необходимость выбора из двух возможностей. Социальным работникам приходиться встречаться с разными этическими дилеммами, затрудняющими их работу. Большинство затруднений обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами. Например, этический кодекс НАСР провозглашает, что « социальный работник не должен участвовать в каких-либо действиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или юридические права клиентов». Однако кодекс также указывает, что «социальный работник должен соблюдать свои обязательства перед организацией-работодателем». Нетрудно представить себе положение, когда эти два принципа противоречат один другому, если политика учреждения, которому переданы права, приводит к нарушению гражданских прав клиентов. Другие этические противоречия, которые часто вызывают беспокойство, связаны с конфиденциальностью и частным характером сообщений; необходимостью говорить правду; патернализмом и самоопределением; обязательством придерживаться законов и правил учреждения, доносительством; распределением ограниченных ресурсов, соотношением между личными и про-фессиональными ценностями. Рассмотрим некоторые. Конфиденциальность и интересы общества. Социальные работники должны следовать положению о том, что сведения, сообщенные клиентом, должны сохраняться конфиденциально. Но в отдельных случаях работники вынуждены раскрывать информацию, например, когда есть угроза, что клиент может нанести вред третьему лицу. Это учитывается в кодексе, где написано, что специалисты могут раскрыть информацию по «непреодолимым причинам». К сожалению, среди работников не существует согласия при, каких обстоятельствах, возможно, такое раскрытие, не- смотря на общее мнение о том, что несоблюдение конфиденциальности оправдано в чрезвычайных обстоятельствах. Необходимость говорить правду и интересы клиента. В социальной работе есть принцип, связанный с правом клиента на получение достоверной информации о делах, связанных с его со- стоянием и благополучием. Однако некоторые социальные работники утверждают, что в редких случаях можно и даже нужно скрыть правду и дать ложную информацию. Например, надо защитить клиента от ущерба. Тем не менее, большинство социальных работников придерживаются мнения, что нельзя отказывать клиенту в правдивой информации или искажать ее. Патернализм и самоопределение. Проблема патернализма является серьезной этической дилеммой социальной работы. Патернализм – это вмешательство в желания клиента и ограничение его свободы; ограничение его действий, требование принять услуги без его желания. Все это примеры патернализма для защиты клиентов от них же самих. Среди социальных работников существуют споры по поводу условий, допускающих патернализм. Некоторые придерживаются мнения, что клиенты должны иметь право на некоторую степень риска. Другие, несогласные с этой точкой зрения, утверждают, что специалисты несут ответственность за защиту клиента от самих себя. Расхождение во мнениях затрагивает концепцию самоопределения и вопроса о том, кто из клиентов способен осознавать свое положение и принимать рациональные решения. Коллегиальность и доносительство. В случаях, когда кто-то из социальных работников на-рушает закон или правила учреждения, складывается очень сложная ситуация для их коллег, кото- рые знают об этом. Зная о нарушениях своих коллег, социальный работник сталкивается с этической дилеммой и должен тщательно взвесить свои поступки. Дружеские чувства, профессиональная ответственность и возможность испортить репутацию могут разноречивым образом повлиять на его решения. Принцип равенства и неравное распределение ограниченных ресурсов. Данная проблема стала актуальной в наши дни. К дефицитным, или ограниченным ресурсам относятся запасы про- довольствия, жилье, денежные фонды для реализации программ. Распределение этих ресурсов происходит с учетом принципа равенства или предоставления клиентам равных возможностей при обращении за помощью. В распределении учитывается потребность в той или иной помощи, одна- ко, предпочтение может отдаваться людям, в большей степени пострадавшим от несправедливо- сти или дискриминации. Личные и профессиональные ценности. В практической деятельности социальные работ-ники часто сталкиваются с внутренним конфликтом личных и профессиональных ценностей. На- пример, являясь противником абортов, социальный работник может испытывать сложности при обсуждении данной проблемы с беременной молодой девушкой. Другой пример. Пациент отказывается от приема медицинских препаратов по религиозным причинам. Социальный работник, уверенный в улучшении здоровья пациента медицинскими препаратами. Задумается, стоит ли его убеждать в этом, так как помнит о защите права клиента на самоопределение. Приведенные примеры показывают сложность и неоднозначность положения социального работника. Специалисты знают, что полные и конкретные ответы на трудные этические вопросы трудно найти в профессиональном кодексе, поскольку те составлены в общих терминах и с отно-сительно высокой степенью абстракции. Кроме того, они, как указывалось выше, содержит прин-ципы, которые в некоторых случаях могут быть противоречивыми. Дискуссий по поводу этических противоречий в социальной работе было много, но лишь в 70-х гг. им стало уделяться пристальное внимание. Профессия социальная работа развивается и изменения, которые в ней происходят без со- мнения вызовут новые этические проблемы и вопросы. Например, развитие компьютерной техно- логии продолжает ставить трудные вопросы относительно частного характере и конфиденциаль- ности сообщений. С развитием медицины встанут вопросы о праве жить и праве умереть. Кроме того, сыграют определенную роль сдвиги в занятости социальных работников. Как было отмечено выше, в последние десятилетия все большее число социальных работников за рубежом посвящают себя психологической сфере, причем, многие в порядке частной практики. Число социальных работников в центрах общественной помощи сокращается. Это ставит сложные вопросы о назначении социальной работы и ее ценностях, о том, какая часть ресурсов должна быть отдана клиническим проблемам, а какая - проблемам организации и защиты уязвимых слоев; сколько внимания должно уделяться людям с недостаточными финансовыми средствами и людям с достаточными ресурсами или обеспеченными страховкой для уплаты за услуги? Кроме того, создаются новые сферы деятельности и в связи с этим возникают новые этические вопросы и проблемы ценностей. Например, вследствие существенного увеличения специализированной частной практики, по-видимому, появятся вопросы относительно этики рекламирования, некорректной практики, несовпадения гонораров и компетенции. Будущее социальной работы нельзя предсказать с большой точностью, но определенно, что ценностные и этические проблемы будут и впредь играть важнейшую роль в этой профессии, как, впрочем, и в других помогающих профессиях.  

 

Содержание СРСП

Социальная помощь и ее особенности в отдельных странах

Сущность и содержание социальной помощи.

 

Содержание СРС

Особенности организации социальной помощи в различных государствах.

 

 



2019-11-21 302 Обсуждений (0)
Практическое занятие №4 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие №4

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)